Слайд 1ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Слайд 2Специальная психология изучает психофизиологические особенности аномальных детей, закономерности их воспитания,
обучения, подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей
с проблемами в развитии.
Слайд 3
Предмет специальной психологии:
- закономерности психического развития и особенности психической
деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками;
особые состояния,
возникающие под влиянием различных групп факторов и проявляющиеся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющем его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение;
-закономерности атипичного развития, его причины и механизмы, особенности освоения социокультурного опыта людьми с отклонениями и нарушениями психического развития.
– дизонтогении развития.
Слайд 4 ЗАДАЧИ:
выявление закономерностей и особенностей психического развития детей с
различными психическими и физическими недостатками;
разработка диагностических методик, средств и способов
психологической коррекции различных типов нарушений;
психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;
изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями, их социальной адаптации;
изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения.
Слайд 5
Основные разделы специальной психологии
психология умственно отсталых (олигофренопсихология)
психология глухих (сурдопсихология)
психология слепых
(тифлопсихология)
психология лиц с нарушением речи (логопсихология)
психология детей с задержкой психического
развития
психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы
психология детей со сложными недостатками развития
Слайд 6Связь с другими науками
медицинский блок - физиология, анатомия, невропатология, психиатрия,
офтальмология и др.;
гуманитарный блок - социология, философия, психология во всех
ее разновидностях и др.;
педагогический блок - общая педагогика, методики преподавания различных предметов и др.
Слайд 7Принципы специальной психологии
Слайд 8Объяснительные принципы
Принцип отражательности (все психические явления, во всём их многообразии,
представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов,
понятий, переживаний).
Принцип детерминизма (психические явления – причинно – обусловленные, производные от внешнего воздействия, которое и отражается психикой).
Генетический принцип (все психические явления необходимо рассматривать исключительно в динамическом плане, т.е. в процессе развития и становления)
Принцип единства сознания и деятельности (субъективное отражение объективной действительности, само его существование необходимо для осуществления регуляции поведения и деятельности).
Слайд 9Конкретно-методические принципы
Сравнительный принцип (данные, полученные при обследовании, оцениваются как научно
валидные лишь в случае их сравнения с аналогичным фактическим материалом).
Динамический
принцип (адекватные сведения могут быть получены в результате проведения многократных временных срезов).
Принцип комплексного подхода (основной: психолого – педагогическое и медицинское обследование).
Принцип целостного, системного изучения (обнаружение не просто проявлений отдельных нарушений психического развития, а связей между ними, определение их причин, установление иерархии).
Слайд 10Конкретно – методические принципы
Онтогенетический принцип (главные закономерности психического развития остаются
принципиально общими как для нормы, так и патологии).
Принцип системно –
структурный
Принцип уровневого анализа (иерархизация).
Конкретно-методические и конкретно-методологические принципы – это теоретический фундамент специальной психологии.
Слайд 11Методы исследования Классификация Б. Г. Ананьева (1977 г.)
Организационные методы: сравнительный,
лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.
Эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные, психодиагностические
(тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).
Количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных.
Интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями
Слайд 12ПОНЯТИЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ
Статистическая норма – уровень психосоциального развития человека, который
соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании группы людей того
же возраста, пола, культуры и т. д. (рост, вес, IQ…).
Функциональная норма – индивидуальная норма развития, достижение баланса возможностями, желаниями, умениями и требованиями социума.
Идеальная норма – оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях.
Слайд 13При определении патологии и нормы важен учет многих факторов
1.Учёт возрастных
особенностей и половой принадлежности ребёнка
2.Учёт длительности сохранения расстройства.
3. Учёт жизненных
обстоятельств.
4. Учёт непосредственной культурной среды.
5.Учёт степени нарушения.
6.Учёт тяжести и частоты симптомов.
7.Учёт ситуационной специфичности симптомов.
Слайд 14Понятие «отклоняющееся развитие»
Любое отклонение отдельной функции или системы, психических
функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения
«+» или «–» (опережение или запаздывание), выходящее за пределы социально-психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка, следует рассматривать как отклоняющееся развитие данной функции или системы психических функций.
Слайд 15Условия нормального развития ребенка. по А. Р. Лурия
1) нормальная работа
головного мозга и его коры
2) нормальное физическое развитие ребенка и
связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;
3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;
4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.
Слайд 16Специфические закономерности психического развития детей со всеми типами нарушения (В.И.Лубовский)
Слайд 17СТРУКТУРА ДЕФЕКТА
(Л.С. Выготский):
Первичный дефект – нарушения, непосредственно вытекающие из
биологического характера болезни.
Вторичный дефект – нарушения, возникающие опосредованно в процессе
социального развития.
Слайд 18Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных
обстоятельствах. Влияние дефекта всегда двойственно: с одной стороны, он затрудняет
нормальное протекание деятельности организма, с другой - служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток.
“—”
дефекта
“+”
компенсации
Слайд 19Дизонтогенез (disontogenesis) — это нарушение развития организма на каком-либо этапе
онтогенеза.
Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности,
ритма и темпа процесса созревания психических функций. Разработка содержания этого понятия в отечественной детской психиатрии связана с именами Г. Е. Сухаревой, М. Ш. Вроно, Г. К. Ушакова, В. В. Ковалева, А. Е. Личко.
Слайд 20Классификация видов отклонений развития (Т.А. Власова, М.С. Певзнер
1) дети с
отклонениями в развитии, вызванными с органическими нарушениями ЦНС;
2) дети с
отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью ЦНС;
3) дети с астеническими, реактивными состояниями и конфликтными переживаниями;
4) дети с психопатоподобными формами поведения;
5) умственно отсталые дети;
6) дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия и др.)
Слайд 21Классификация видов психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому
1. Психическое недоразвитие
2. Задержанное
развитие
3. Поврежденное психическое развитие
4. Дефицитарное развитие
5. Искаженное
развитие
6. Дисгармоническое развитие
Слайд 22Классификация нарушений в развитии по типу дизонтогенеза
Недоразвитие – общее стойкое
отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения головного
мозга.
Пример: олигофрения
Слайд 23Классификация нарушений в развитии по типу дизонтогенеза
Задержанное развитие – замедление
темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо
выраженных органических поражений коры головного мозга. Пример: ЗПР
Слайд 24Классификация нарушений в развитии по типу дизонтогенеза
Поврежденное психическое развитие –
нарушение психического развития в раннем возрасте, возникающее вследствие травм, нейроинфекций
и других патогенных факторов.
Пример: деменция
Слайд 25Классификация нарушений в развитии по типу дизонтогенеза
Дефицитарное психическое развитие –
нарушения психического развития при недостаточности анализаторных систем (зрительной, слуховой, мышечно-кинестетической).
Пример: детский церебральный паралич (ДЦП)
Слайд 26Классификация нарушений в развитии по типу дизонтогенеза
Искаженное психическое развитие –
различные варианты сложных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного
развития.
Пример: ранний детский аутизм (РДА)
Слайд 27Классификация нарушений в развитии по типу дизонтогенеза
Дисгармоническое психическое развитие –
нарушение формирования эмоционально-волевой сферы, часто связанное с неблагоприятными условиями воспитания.
Пример:
психопатии
Слайд 28Параметры дизонтогенеза
1. Функциональная локализация нарушений;
2. Время поражения;
3. Соотношение первичного и
вторичного дефектов;
4. Характер нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.
Слайд 29Специфические закономерности аномального развития
Первичное нарушение оказывает влияние на весь ход
дальнейшего развития ребенка.
У аномальных детей наблюдается недостаточное развитие психических процессов.
Слайд 30Специфические закономерности аномального развития
Чем тяжелее первичный дефект, тем более выраженными
будут вторичные нарушения
Чем раньше получен первичный дефект, тем тяжелее вторичные
нарушения
Слайд 31В свои 20 лет Хокинга полностью парализовало, затем из-за неудачной
операции на горле он утратил способность говорить. Чтобы управлять своим
креслом он всего лишь двигает пальцами правой руки, ими же он управляет компьютером, который издает звуки речи – «говорит» за своего хозяина.
Все это не помешало Хокингу стать известнейшим физиком-теоретиком и астрофизиком, создать свою первичную теорию о черных дырах, а также получить Нобелевскую премию. Сейчас он занимает ту же самую должность, что и 300 лет назад Исаак Ньютон – преподает в Кембриджском университете математику.
Стивен Уильям Хокинг
Слайд 32Летчик Алексей Маресьев (1916 — 2001)
— легендарный летчик, Герой
Советского Союза. 4 апреля 1942 года в районе так называемого
«Демянского котла» (Новгородская область) в бою с немцами самолет Алексея Маресьева был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Восемнадцать суток раненый в ноги летчик ползком пробирался к линии фронта. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Но он, выписавшись из больницы, снова сел за штурвал самолета. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.
Слайд 33Альберт Эйнштейн
Великий физик, вклад которого в эту науку поистине колоссальный.
Автор теории относительности и второго закона фотоэффекта стал лауреатом Нобелевской
премии. Но когда Эйнштейн был ребенком, его родители даже не предполагали, что он станет величайшим ученым 20 века, потому что он до трех лет совсем не мог говорить, а кроме этого страдал аутизмом и дислексией.
Слайд 34Ник Вуйчич
родился с редким заболеванием – синдромом Тетра-Амелия, который приводит
к отсутствию четырех конечностей. Когда Нику было 10 лет, он
пытался утопиться в ванне, чтобы облегчить жизнь своих близких. Однако у Бога была другие планы для этого человека. Ник Вуйчич пришел к Богу, стал известным христианским проповедником и мотивационным оратором.
Слайд 35Сергей Александров-Толстой
Спортсмен, фотограф, мотивационный спикер.
2009 г. май. травма на Кавказе
– ампутация голеней обеих ног. Осенью встал на протезы, к
концу года фотографировал мероприятия, клиенты которого не знали о его инвалидности.
2010 г. неудачная попытка встать на горные лыжи.
2011 г. впервые (далее каждый год) становится чемпионом СПБ по горным лыжам среди лиц с ПОДА (поражение опорно-двигательного аппарата).
2012 г. 6 место в ЧМ России (Сочи).
2013 г. 3 место в ЧМ России (Сочи).
2013 г. на соревнованиях в Европе и Америке набирает очки для участия в Паралимпиаде в Сочи. Входит в рейтинг 100 лучших спортсменов мира.