Слайд 1Общий менеджмент
Гетманова Галина Владимировна
Слайд 2Расписание встреч
07.12 – современный менеджмент и его исторические основания
12.12 - планирование
14.12 – организация
19.12 - организационные
структуры бизнеса
21.12 - мотивация
27.12 - контроль и контрольное занятие
Слайд 3Занятие1. Современный менеджмент и его исторические основания
Концепция менеджмента
Понятие и функции
менеджмента
Менеджмент и менеджер (уровни менеджмента)
Эволюция взглядов на менеджмент (история менеджмента)
Практикум
(папка руководителя)
Слайд 4Базовые ценности организации
1. Управляемость
Согласованность целей и действий
Реализуемость решений
2. Инновационность
3. Ориентированность
на клиентов
Слайд 5Слагаемые управления:
целевое воздействие, самоорганизация,
организационный порядок
Полный внешний контроль
Использование самоорганизации
У
У
Слайд 6Отличие управления социальными и техническими системами
Автоматическое управление
Удается сформировать формальную модель
объекта и процесса управления
Типовые критерии управления выделены
Число существенных переменных определено
Погрешности
системы управления поддаются оценке
Модель замкнута и работает без человека
Управление компанией
Много вариантов модели объекта, объект не формализуется
Много вариантов критериев управления, критерии однозначно не выделяются
Число существенных переменных модели не удается ограничить
Погрешность не поддается однозначной оценке
Модель разомкнута, человек экспертно добавляет отсутствующую в модели информацию
Слайд 7Система управления
Управление – целенаправленное влияние на объект
со стороны субъекта
Субъект
Объект
Процессы управления субъекта:
Сбор информации
Планирование
Реализация плана
Учет, контроль
Анализ
Регулирование
Процессы деятельности объекта:
Поставки
Производство
Сбыт
Обеспечение
Проекты (уникальные сборки
процессов)
Слайд 8Прямые и обратные связи в управлении
Обратные связи
обеспечивают
получение
субъектом
информации
об
объекте и
результатах
воздействия
Прямые связи
обеспечивают
воздействие
субъекта на
объект
Субъект
Объект
Управление плохо работает
без обратных связей
Слайд 9Выделение функциональных сфер управления
Система управления
Объект управления
Стратегическое управление
Операционное управление
Управление маркетингом
Управление финансами
Управление
персоналом
Управление процессами
Управление проектами
……………………………..
Слайд 10Еще в 50–60-е гг. прошлого века доминировало представление о менеджменте
как об универсальной дисциплине, имеющей единый, нерасчлененный объект. На сегодняшний
день объектов, изучаемых менеджментом, существует несколько, и число их продолжает расти. В зависимости от объекта управления выделяют следующие виды менеджмента:
Организационный менеджмент
Производственный менеджмент
Снабженческо-сбытовой менеджмент
Маркетинг-менеджмент
Инновационный менеджмент
HR – менеджмент
Финансовый менеджмент и т. д.
Слайд 11Объектами производственного менеджмента являются постановка целей, выбор стратегии, планирование, оптимизация
объема и структуры выпуска продукции, организация трудового и технологического процесса,
их регулирование, устранение сбоев и неполадок, контроль, руководство людьми, стимулирование, расстановка кадров и т.п.
Слайд 12Снабженческо-сбытовой менеджмент управляет процессами заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и
организации хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров,
их предпродажной подготовки, отправки покупателям.
Слайд 13-
Маркетинг-менеджмент ведает едва ли не самой важной и сложной на
сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации – поведением фирмы на
рынке. С его помощью осуществляется изучение последнего, оценка текущей и перспективной конъюнктуры, отбор целевых рынков, формирование каналов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т.п.
Слайд 14Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями. Он имеет своим объектом осуществление,
координацию и контроль научных исследований, прикладных разработок, создания опытных образцов
товаров и услуг, внедрения их в производство; формирование и оценку планов и программ инновационной деятельности, организацию их ресурсного обеспечения; стимулирование творчества
Слайд 15HR - менеджмент решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации
кадров; разрабатывает системы вознаграждения и стимулирования; отвечает за создание благоприятного
морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта, поддержание контактов с профсоюзной организаций и разрешение трудовых споров и конфликтов.
Слайд 16Финансовый менеджмент занимается вопросами составления бюджета и финансового плана организации;
формированием и распределением фонда ее денежных ресурсов, портфеля инвестиций; оценкой
текущего и перспективного финансового состояния. Элементами финансового менеджмента являются риск-менеджмент и налоговый менеджмент.
Слайд 17Взаимосвязь между дисциплинами менеджмента
менеджмент
Стратегический
менеджмент
t
Слайд 19Функции менеджмента
Планирование – определение целей и результатов деятельности организации в
будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их
решения ресурсов.
Организация – назначение рабочих задач, их конкретизация в отделах компании и распределение ресурсов между ними.
Слайд 20Лидерство (руководство, мотивация) –
использование влияния менеджера для мотивации работников
к достижению целей организации. Эффективное руководство предполагает, что все сотрудники
организации разделяют ее цели, ценности и культуру, стремятся к достижению высоких результатов совместной деятельности.
А теперь, переходя к следующему пункту нашего собрания, я хотел бы переложить вину на кого-нибудь еще.
Слайд 21Функции менеджмента
Контроль – наблюдение за действиями работников, точным следованием организации
по выбранному курсу и достижением поставленных целей, а также внесение
необходимых корректив.
Слайд 22Наемные работники - менеджеры
Уровни менеджмента в организационной иерархии
Руководители
бизнес-единиц,
отделов, подразделений
Слайд 23Проявление иерархии в организации
Иерархия – это централизация. За некоторым пределом
невозможно непосредственное взаимодействие участников. Выделяется посредник, занимающийся координацией и интеграцией.
Форма вертикального разделения труда.
Иерархия – это отношение односторонней личной зависимости. Неравноправность отношений закреплена в статусах и инструкциях.
Иерархия функционирует как власть, т.е. подчиненность участников организации правилам и указаниям. Контроль безличных требований над волей и свободой работника, приспособление его индивидуальности к организационным функциям. Власть предполагает принуждение и санкции за отклонение от предписанного порядка.
Слайд 24
Навыки менеджера на различных уровнях управления
Высший менеджмент
Среднее звено
Низовое звено
Не
руководители
Слайд 25Task Focused – ориентация на задачу
Social – социальная чуткость
Intellectual -
интеллект
Participative – способность вовлекать
Слайд 26Ambiguity Tolerance – терпимость к неопределенности
Composure – самообладание
Empathy – эмпатия
Energy
– работоспособность
Humility – адаптивность
Confidence - уверенность
Слайд 27Action Focused – ориентация на действия
Flexible – гибкость
Complex – сложность
Creative
– творческие способности
Слайд 28Expert - компетентность
Competitive – ориентация на достижение
Learning – ориентация на
обучение
Entrepreneurial –предпринима-тельское мышление
Слайд 31гены и все связанное с этим - IQ, энергетика;
семья,
то, что ты оттуда взял, система ценностей, воспитание;
хорошее базовое образование;
«сцепление», т. е. возможность использовать все, что у нас есть, а не говорить, что я замечательный врач, инженер;
5) место работы в начале карьеры;
6) личный коуч в начале карьеры;
7) правильная самооценка и высоко поставленная планка;
8) корни, стержень - источник стабильности, уверенности;
эмоциональный интеллект;
быстрое прохождение нижних четырех этажей иерархии потребностей по Маслоу;
11) убрать лимит и компромисс, быть готовым заплатить за успех столько, сколько надо.
Критические факторы успеха менеджера
Слайд 32Daniel Goleman
Основные области
эмоционального интеллекта
Emotional
Intelligence
Самосознание
Самоконтроль
Социальная
чуткость
Слайд 33Составляющие эмоционального интеллекта
и связанные с ними навыки
ЛИЧНОСТНЫЕ НАВЫКИ:
эти способности определяют,
как мы управляем собой.
САМОСОЗНАНИЕ
Эмоциональное самосознание:
анализ собственных эмоций и осознание их воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений
Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей
Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности
Слайд 34Составляющие эмоционального интеллекта
и связанные с ними навыки
ЛИЧНОСТНЫЕ НАВЫКИ:
эти способности определяют,
как мы управляем собой.
САМОКОНТРОЛЬ
Обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы
Открытость: проявление честности и прямоты; надежность
Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление
препятствий
Воля к победе: настойчивое желание улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества
Инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности
Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи
Слайд 35Составляющие эмоционального интеллекта
и связанные с ними навыки
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ:
эти способности определяют, как мы
управляем нашими отношениями с людьми
СОЦИАЛЬНАЯ ЧУТКОСТЬ
Сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам
Деловая осведомленность: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне
Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчиненных, клиентов или покупателей
Слайд 36Экстремалы труда: зачем им это?
HBR, 03/2007
Слайд 37Источник: «Ведомости», 03.12.2002
Карьера – главное в работе…
(возраст)
Слайд 39Эволюция внешних условий менеджмента
Ресурсный этап
Товарный этап
Технократический этап
Маркетинговый этап
Имиджево - культурный
(брендовый) этап
Информационный этап
Слайд 40Эволюция рынка инициирует изменение приоритетов и методологий
Рынок
продавца
Рынок
покупателя
Рынок
постинду-
стриального
общества
Глобальный
насыщенный
рынок
Функциональная
регламентация
Бюджетирование
Затраты - выпуск
Маркетинг
Мотивация
Организационная
культура
…..
Стратегическое
планирование
Управление стоим-
мостью бизнеса
TQM
ERP
BRD
VAD
BSM
Инжиниринг
бизнес-процессов
Слайд 41Вклад отечественной науки в менеджмент
А.А. Богданов (1873-1928) «Тектология. Всеобщая организационная
наука»
«У человечества нет иной деятельности, кроме организационной, нет иных
задач, иных точек зрения на жизнь и мир, кроме организационных»
Д.М. Гвишиани «Организация и управление» (1972)
А.Пригожин, А. Уемов, Ю. Урманцев Синергетика, общая теория систем
А.И.Пригожин, В.И.Герчиков Социология организации
В.К. Тарасов – первая школа бизнеса в СССР (Талин)
Слайд 43Список функций от Анри Файоля
Учет
Производство
Коммерция
Финансы
Безопасность
Администри-
рование
Слайд 45Принципы бюрократии
Все задания разделяться на высокоспециализи-
рованные виды
работ.
Каждое задание должно выполняться в
соответствии
с «постоянной системой
абстрактных правил».
Каждый сотрудник должен отвечать
перед руководителем за свои действия или действия подчиненных.
Каждое официальное лицо в организации должно вести дела своего офиса безлично и формально.
Наем на работу в бюрократическую организацию должен основываться на технической квалификации работника и предусматривать защиту от произвольного увольнения.
Слайд 46История достижений менеджмента
TQM
Слайд 47Пример декомпозиции бизнес-процессов торговой компании по функциям
Обеспечить клиента
необходимым товаром
Обеспечить
наличие
товара
Обработать
товар
Реализовать
товар
Обеспечить
деятельность
компании
Сформировать
план закупок
Определить
поставщиков
Произвести
закупку
Доставить
груз
Осуществить
хранение товара
Оформить
товар
Сформировать
план продаж
Привлечь новых
клиентов
Вести
мониторинг
клиентов
Обработать
заказы
Обеспечить
мат.ресурсами
Обесп. фин.-эк.
обслуживание
Обесп. Кадр.
обслуживание
Обесп.
безопасность
деятельности