Слайд 1
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
________________________________________________________
Военная кафедра
Лекция № 4
«Сборно-разборные пролетные
строения»
Подполковник
Сапоговский Роман Андреевич
Тема № 10 «Пролетные строения временных мостов»
ВУС
№ 570102
G
Слайд 2УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Общие сведения о сборно-разборных и цельноперевозимых пролетных
строениях.
2. Тактико-технические данные
сборно-разборных пролетных строений серийного изготовления.
Слайд 3
Литература:
1. Учебник "Восстановление искусственных сооружений на железных дорогах". –М.: Воениздат.
1988. -с. 39-44, 49-66.
2. Учебное пособие "Стальные пролетные строения военных
железнодорожных мостов". –СПб.: ВТУ ЖДВ РФ. 2000. –с. 4-24.
3. Проект сборно-разборного пролетного строения из стали М16С пролетом 23 м (СРП-23). –Л.: ЛГТМ, шифр 246. 1962.
4. Технический проект сборно-разборного многорешетчатого пролетного строения пролетом 23м из стали М16С (СРП-23М). –Л.: ЛГТМ, шифр 538. 1965.
Слайд 4Первый учебный вопрос
Общие сведения о сборно-разборных
и цельноперевозимых пролетных строениях
Слайд 5Сборно-разборными называются такие пролетные строения, которые собираются из отдельных элементов
или блоков с применением монтажных соединений, допускающих выполнение многократной сборки
или разборки быстрыми и простыми способами.
При проектировании к конструкциям СРП предъявляются следующие требования:
максимальная взаимозаменяемость, а следовательно, и минимальное количество типов заводских марок; возможность сборки пролетных строений различных пролетов из элементов одного имущества;
быстрая сборка пролетного строения (без сварки и клепки);
масса и размеры монтажных элементов (блоков) должны допускать перевозку их по грунтовым дорогам и производство монтажа табельными кранами, установку в пролет - консольными (типа СРК-50М) и плавучими (ПРК-50 и ПРК-80) кранами;
Слайд 6Цельноперевозимые пролетные строения первоначально были спроектированы исходя из условия подвоза
их только по железной дороге. Они нашли широкое применение при
восстановлении мостов в период Великой Отечественной войны. Их основными конструкциями были пролетные строения пролетами 23 и 27 м со сквозными главными балками.
Основным недостатком цельноперевозимых пролетных строений являются ограниченные возможности их транспортирования. Вместе с тем по сравнению с разборными пролетными строениями они обладают большей вертикальной и горизонтальной жесткостью, что делает их более экономичными и надежными в эксплуатации. В силу этого они получили широкое распространение и в послевоенный период.
Слайд 7Рис. 1. Цельноперевозимое пролетное строение
пролетом 23
м проектировки Лентрансмостпроекта
Слайд 8Второй учебный вопрос
Тактико-технические данные сборно-разборных пролетных строений серийного
изготовления
Слайд 9ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ СРП-23
Первое сборно-разборное пролетное строение СРП-23 было создано специально
для восстановления железнодорожных мостов. Проект СРП-23 был разработан в 1958
г., позднее, в 1962 г., откорректирован по результатам испытаний и эксплуатации.
Пролетное строение может применяться во временных и краткосрочных мостах, расположенных на прямых и кривых участках пути радиусом не менее 200 м. Расчетная нагрузка – Н6. При тепловозной и электровозной тяге скорость движения поездов не ограничивается. При паровозной тяге на кривых участках пути радиусом не менее 200 м скорость ограничивается до 30 км/ч, при радиусе кривых 350 м скорость допускается не более 40 км/ч. Масса пролетного строения без мостового полотна – 25,1 т, с мостовым полотном (без контррельсов и настилов) – 36,9 т.
Пролетное строение СРП-23 (рис. 2) состоит из двух ферм с параллельными поясами с треугольной решеткой (без подвесок), соединенных между собой поперечными и продольными связями в уровне верхнего и нижнего поясов.
Слайд 10Рис. 2. Пролетное строение СРП-23
(штрихованной линией показаны поперечные связи);
Lр - расчетный пролет; Lп - полная длина
Слайд 11Рис. 3. Монтажная марка М1 пролетного строения СРП-23: 1—противоугонный
уголок (коротыш);
2—сварной двутавр; 3—фасонка прикрепления стоек;
4 —
фасонка прикрепления раскосов
Слайд 12Рис. 4. Межпролетное заполнение индустриального типа: 1 — накладка; 2
— консоль; 3 — подкос,
4 — фасонка
Слайд 13ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ СРП-23 М
Пролетное строение СРП-23М (рис.5) образовано из двух
многораскосых ферм, соединенных поперечными и продольными связями. Область его применения
такая же, как и пролетного строения СРП-23. Все основные показатели СРП-23М лучше, чем у СРП-23:
В 10 раз меньше количество монтажных марок основных несущих элементов (8 по сравнению с 86).
В 2 раза меньше количество монтажных болтов (1150 по сравнению с 2400).
Меньше и масса пролетного строения:
без мостового полотна – 23,3 т,
с мостовым полотном (без контррельсов и настилов) – 35,1 т. Но расчетная нагрузка – всё та же (Н6).
Существенное отличие конструкции СРП-23М от СРП-23 заключается в том, что фермы СРП-23М состоят из клепанно-сварных плоских блоков, в то время как фермы СРП-23 собираются из отдельных линейных элементов.
Слайд 14Рис. 5. Пролетное строение СРП-23М
(штриховой линией показаны поперечные
связи)
Слайд 15ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ СРП-33,6
Пролетное строение СРП-33,6 было спроектировано в 1961 г.
Оно предназначено для перекрытия судоходных пролетов размером в свету до
30 м, а также для перекрытия русловых пробегов при сложных гидрологических и геологических условиях сооружения опор моста.
Конструкция СРП-33,6 (рис. 6) во многом повторяет конструктивные решения СРП-23М. Главное отличие заключается в использовании низколегированной стали повышенной прочности 10Г2СД (в СРП-23М используется сталь М16С) г, а также в количестве плоских блоков одной фермы (в СРП-23М—четыре блока, в СРП-33,6—шесть).
Слайд 16Рис. 6. Пролетное строение СРП-33,6 (штриховой
линией показаны поперечные связи)
Слайд 17ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ СРП-23 НС
Пролетное строение СРП-23НС спроектировано для применения во
временных и краткосрочных мостах, расположенных на прямых участках пути в
районах с расчетной температурой воздуха ниже минус 40°С (северное исполнение). Предусмотрена установка СРП-23НС и на кривых радиусом 400, 500 и 600 м, но с укладкой мостового полотна не с непосредственным прикреплением рельсов, а на деревянные поперечины и с ограничением скорости движения поездов до 30 км/ч.
Основной несущей конструкцией СРП-23НС являются две главные балки, соединенные между собой поперечными и продольными связями
(рис. 7).
Слайд 18Рис. 7. Пролетное строение СРП-23НС
(штриховой
линией показаны поперечные связи)
Слайд 19Рис. 8. Прикрепление диагоналей продольных связей пролетного строения СРП-23НС к
верхним поясам:
1 — вертикальный лист верхнего пояса; 2—съемная фланцевая фасонка;
3 — диагональ П14;
4—болты Б2; 5—болты БЗ
Слайд 20Рис. 9. Мостовое полотно с непосредственным прикреплением рельсов к главным
балкам пролетного строения:
1 — подкладка типа К2-50 (или КБ-50); 2—клемма;
3—клеммный болт М22х75;
4—гайка М22;
5 — двухвитковая пружинная шайба;
6—болт М22х100;
7 — одновитковая пружинная шайба;
8—прокладка под рельс (из кордонита);
9—прокладка под подкладку (из кордонита);
10—регулировочные стальные прокладки;
11 — клиновая прокладка
Слайд 21Рис.10. Строповка пролетного строения СРП-23НС главным полиспастом крана СРК-50М с
помощью съемных элементов:
1 - листовая подвеска;
2 —
болт БЗ;
3— ось полиспаста крана;
4 – строповочная поперечная балка М2 из комплекта строповочных приспособлений к крану СРК-50М;
5 – уголковый коротыш
Слайд 22ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ СРП-18НС
Пролетное строение СРП-18НС не отличается по конструкции от
пролетного строения СРП-23НС. Разница – лишь в размерах плоских блоков:
Длина блоков – 9,30 м.
Строительная высота – 1,20 м (т. е. на 0,4 м меньше).
Масса пролетного строения СРП-18НС с мостовым полотном – 22,5 т (на 7,4 т меньше, чем масса СРП-23НС).
Слайд 23Пролетное строение СРП-33,6НС
Конструкция СРП-33,6НС (рис. 11) аналогична конструкции СРП-23НС. Разница
заключается в том, что главные балки СРП-33,6НС собираются из трех
плоских блоков с монтажными стыками на накладках М5, Мб и М9.
Длины блоков:
крайних (концевых) – 11,8 м;
среднего (промежуточного) - 10,6 м — подобраны таким образом, чтобы при необходимости путем исключения среднего блока можно было получить пролетное строение расчетным пролетом 23,0 м, полной длиной 23,6 м.
Строительная высота пролетного строения (2,20 м) на 0,6 м больше строительной высоты СРП-23НС.
Толщина горизонтальных листов нижних поясов балок: 12 мм — в крайних половинах концевых блоков, 32 мм — на остальной длине.
Строительный подъем имеет стрелу 66 мм
Слайд 24Рис. 11. Пролетное строение СРП-33,6НС
(штриховой линией показаны поперечные связи)
Слайд 28ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТРУКЦИИ
СБОРНО-РАЗБОРНЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ
В настоящее время ведется поиск
новых технических решений сборно-разборных пролетных строений. Основными направлениями дальнейшего совершенствования
конструкций СРП являются:
применение сталей повышенной и высокой прочности с пределом текучести 400 и 500 МПа;
поиск новых конструктивных форм поперечных сечений элементов и пролетных строений в целом, включая и их системы (разрезная, неразрезная и др.);
уточнение методов расчета конструкций, как в упругой, так и в упруго-пластической стадиях, с применением пространственных расчетных схем; уточнение нормативов на конструирование;
использование модульной системы проектирования (получение пролетных строений разных пролетов из однотипных блоков);
разработка менее трудоемких, быстромонтируемых монтажных соединений;
приспособление СРП к транспортированию и установке в пролет различными способами, в том числе и без использования кранового оборудования.
Ведутся исследовательские и конструкторские работы по созданию серии СРП «Модуль» пролетами от 22 (23) м до 55 м, а также инвентарного железнодорожного моста ИМЖ.
Слайд 29
Конец лекции.
Спасибо за внимание.