Слайд 1Презентация на тему: «Обучение произношению»
Подготовила
студентка 4 курса
411 группы
Борисенкова Е.Г.
Проверила
Казанская В.Л.
Слайд 3 Целью работы по формированию произношения неслышащего дошкольника является
формирование устной речи как средства общения
Слайд 4 Работа по формированию произносительных навыков включает в себя:
работа
над темпо - ритмической и интонационной сторонами речи;
работа над речевым
дыханием;
работа над голосом;
работа над звуками речи;
работа над словом;
работа над фразой;
Слайд 5 I. Работа над темпо - ритмической и интонационной сторонами
речи
Слайд 6 Речевая ритмика является одним из основных методических приемов
работы над произношением
Слайд 7Использование речевой ритмики способствует:
формированию естественной, выразительной речи
помогает вызыванию звуков
и закреплению их в речи
является наиболее действенным способом формирования навыков
воспроизведения слова слитно, в нормальном темпе, с ударением, соблюдением его звуко-слогового состава
Слайд 8 Речевая ритмика включает в себя упражнения на отработку
различных произносительных умений:
Слайд 9 Отделение одного слога от ряда слогов (различные движения для
произнесения ряда слогов и одного слога)
Слайд 10Долгота звучания (Обучение долгому и краткому произнесению звуков и слогов,
предлагая разнообразные движения; при этом долгому звуку соответствует плавное, длительное
движение, а краткому - резкое, короткое)
Слайд 11Слитность звучания (произнесение слогов слитно и отрывисто)
Слайд 12Темп произнесения (воспроизведение разнообразных движений в разном темпе, сопровождая их
произнесением слогов)
Слайд 13Сила голоса (предлагаются различные движения; при этом чем громче звук,
тем больше амплитуда движений)
Слайд 14Высота голоса (произнесение звуков высоким, нормальным и низким голосом)
Слайд 15Ритмическая структура речи (отхлопывание, отстукивание ритмов, изображение их дирижированием)
Слайд 16Интонационная сторона речи (передача интонации на основе подражания, имитация различных
чувств, передавая их не только голосом, но и выразительной мимикой
лица, позами, телодвижениями, изображение различных эмоциональных состояний, обыгрывание повадок различных животных, характерные черты людей)
Слайд 18 Для формирования длительного, определенной силы выдоха используются специальные
игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью:
сдувание со стола
комочков ваты, бумаги;
задувание свечи струей выдыхаемого воздуха;
продувание шариков через трубочку;
выдувание мыльных пузырей и т.п.
упражнения, связанные с протяжным произнесением гласных и многократным повторением слогов на одном выдохе
Слайд 20 Дефекты голоса связаны с нарушением его силы, высоты
и тембра
Слайд 21 Дефекты, связанные с нарушением силы голоса:
Голос очень тихий, слабый,
едва слышный
Голос крикливый
Слайд 22Дефекты, связанные с нарушениями высоты голоса:
Голос фальцетный - высокий голос,
образуемый без участия грудного резонатора
Голос повышается или переходит на фальцет
лишь на некоторых гласных или согласных звуках.
Слайд 23Дефекты, связанные с нарушением тембра голоса:
Голос низкий, беззвучный, приближающийся к
шепотному, с большой утечкой воздуха. Обусловлен неполным смыканием голосовой щели,
задний отдел которой остается открытым
Гнусавый голос. При таком дефекте мягкое небо опущено и выдыхаемый воздух идет не только через рот, но и через нос
Голос хриплый
Голос сдавленный, скрипучий. Возникновение связано с тем, что ребенок контролируя работу своего голосового аппарата с помощью собственных кинестетических ощущений вибрации гортани стремится усилить получаемые при голосообразовании ощущения
Слайд 25 В процессе формирования звукового состава речи выделяют два
этапа:
первый этап - нерегламентированное усвоение звуков в составе слова;
второй этап
- регламентация звукового состава речи
Слайд 26 Последовательность появления звуков в речи детей.
Из гласных обычно первыми появляются звуки а, о, у,э.
Среди согласных это губно-губные п, б, м, губно-зубные ф ,в, некоторые язычно-зубные т, д, н, л.
Слайд 27 Первый этап работы над звуками речи.
Работа
начинается с гласного «а» и ведется в течение 1-2 недель,
пока не получится звук, близкий по звучанию к «а». Затем в течение 1-2 недель следует поработать над звуками «п», «б», «м» при этом должен получиться хотя бы один из них. Каждый звук для автоматизации произносится в разных позициях: сначала простых для звука, затем во все более сложных и, наконец, в тех позициях, которые могут спровоцировать дефектное произнесение.
Согласные звуки вызываются, главным образом, в сочетании с гласными.
Слайд 28 Второй этап работы над звуковой стороной речи.
Замены в
речи детей могут быть:
регламентированными;
допустимыми;
дефектными
Слайд 29Регламентированные - звуки замещающие те, произношением которых ребенок еще не
овладел
17 основных звуков первого концентра
Замены по Э.И.Леонгард:
Звуков «р» и «л»
полумягким L
«х» согласным «к»
Звука «ш» на лабилизованное «с»
Звука «в» глухим «ф»
Слайд 30Допустимые - замены появившиеся в речи детей спонтанно и не
являющиеся грубыми дефектами:
замена «и» на звук «э»
межзубная артикуляция звуков «т»,
«н», «с» (включая замену звука «ш») межзубным лабиализованным «с»;
замена вибранта «р» фрикативным или одноударным «р»;
замена звуков «т» и «к» - «п»;
замена «п» согласным «м»;
замена фрикативного «с» взрывным «т»;
замена «ш» щечным «ш» или лабиализацией без голоса.
Слайд 31Дефектные - замены, в которых грубо нарушен характер артикуляции
ы –
образные и э- образные гласные;
сонантность (замена ряда согласных звуков полугласным
й);
боковые артикуляции звуков;
универсальное озвончение (замена всех глухих согласных звонкими);
закрытая гнусавость (замена носовых согласных ротовыми)
горловое р.
Слайд 33 Правильное воспроизведение слова подразумевает его произнесение слитно, с
соблюдением звуко-слогового состава, ударения, орфоэпических норм.
Система работы над
словом охватывает различные стороны его фонетического оформления - звуко-слоговую и ритмическую структуру, орфоэпию и темп.
Слайд 34 При работе над словом используются такие виды работ
как:
воспроизведение слов по подражанию;
чтение с разложением на части;
чтение без разложения
на части;
называние картинок, ответы на вопросы и т.д.
Слайд 36 Фраза - самостоятельная единица речи, осуществляющая функцию общения.
Слайд 37Содержание работы над фразой включает формирование у детей:
навыка слитного
произнесения коротких фраз;
членение длинных фраз на синтагмы с помощью
пауз;
выделение логического ударения;
соблюдение надлежащего темпа произнесения фразы, а также, ее интонационного рисунка