Разделы презентаций


Он взял себе имя народа

Содержание

Эрьзя-великий скульптор мордовского народа.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Он взял себе имя народа»
Выполнила: Долгова Полина
МБОУ «Алтышевская основная

школа» ученица 5 класса

«Он взял себе имя народа»Выполнила: Долгова Полина МБОУ «Алтышевская основная школа» ученица 5 класса

Слайд 2Эрьзя-великий скульптор мордовского народа.

Эрьзя-великий скульптор мордовского народа.

Слайд 3Степан Дмитриевич Нефёдов-Эрьзя
Степан Дмитриевич Нефёдов, выдающийся скульптор XX века, известен

всему миру под именем Эрьзя. Этот псевдоним он взял в

честь мордовского народа, к которому принадлежал.

С.Д.Эрьзя родился 27 октября (8 ноября) 1876 года в селе Баево Алатырского уезда Симбирской губернии, ныне Ардатовский район Республики Мордовия село Баево, в семье эрзянского крестьянина.
Степан Дмитриевич  Нефёдов-ЭрьзяСтепан Дмитриевич Нефёдов, выдающийся скульптор XX века, известен всему миру под именем Эрьзя. Этот

Слайд 4Родители Эрьзи
Мать будущего скульптора, Мария Ивановна, урожденная Самаркина, замуж была

взята из села Алтышево, находящегося далеко от Баева. Иван Самаркин,

отец Марии, часто ходил на Волгу бурлачить в компании с Иваном Нефедовым, отцом Дмитрия. Два тезки, ставшие большими друзьями, решили скрепить свою дружбу родством, поженив детей.

Союз Дмитрия Нефедова и Марии Самаркиной был на редкость удачным и счастливым. По рассказам их внуков, они были разнохарактерными людьми. Дмитрий Иванович- молчаливый, замкнутый, малообщительный. Мария Ивановна же, наоборот, - разговорчивая, общительная, любила повеселиться и попеть. Она была большая мастерица шить и вышивать.
Родители ЭрьзиМать будущего скульптора, Мария Ивановна, урожденная Самаркина, замуж была взята из села Алтышево, находящегося далеко от

Слайд 5Переезд в Баевские Выселки на берег Бездны. Встреча Степана с

лесом.

Переезд в Баевские Выселки на берег Бездны. Встреча Степана с лесом.

Слайд 6Семья Нефедовых
У Марии Ивановны с мужем, Дмитрием Ивановичем, было на

тот момент трое детей. Старший, Иван, ушел на заработки, обучаться

плотницкому делу. Помощница Фима да младшенький Степан. Потом уже в Баевских Выселках родились ещё два сына Илья и Михаил.
Семья НефедовыхУ Марии Ивановны с мужем, Дмитрием Ивановичем, было на тот момент трое детей. Старший, Иван, ушел

Слайд 7Семейная фотография

Семейная фотография

Слайд 8Рассказы отца о ВИРЯВЕ

Рассказы отца о ВИРЯВЕ

Слайд 9Первые фигурки из ила и глины

Первые фигурки из ила и глины

Слайд 10Детство Степана

Детство Степана

Слайд 11Портрет Марии Ивановны

Портрет Марии Ивановны

Слайд 12Фото Марии Ивановны

Фото Марии Ивановны

Слайд 13Эрьзя - выходец Алтышевской церковно-приходской школы.
У дверей школы. Картина художника

Николая Богданова - Бельского

Эрьзя - выходец Алтышевской церковно-приходской школы.У дверей школы. Картина художника Николая Богданова - Бельского

Слайд 14Степу собирали всей семьёй. Отец сплел новые лапти, Фима сшила

и украсила вышивкой холщовую рубаху, мать справила овчинную шубейку, а

младшие братья, Илья и Михаил, родившиеся уже в Выселках, с интересом за всем этим наблюдали. Вымытого и стриженного под горшок будущего ученика посадили на телегу и повезли в Алтышево, навстречу новой жизни.

Степан едет в Алтышево

Степу собирали всей семьёй. Отец сплел новые лапти, Фима сшила и украсила вышивкой холщовую рубаху, мать справила

Слайд 15Школа при церкви Казанской Божией Матери

Школа при церкви Казанской Божией Матери

Слайд 16Эрьзя у брата в г.Алатырь

Эрьзя у брата в г.Алатырь

Слайд 17Дом Василия Тылюдина – учителя Эрьзи в г. Алатырь

Дом Василия Тылюдина – учителя Эрьзи в г. Алатырь

Слайд 18Всреча Эрьзи с Василием Тылюдиным. Роспись икон.
«Богоматерь Знамение» Икона Степана

Нефедова, подаренная сестре Евфимии

Всреча Эрьзи с Василием Тылюдиным. Роспись икон.«Богоматерь Знамение» Икона Степана Нефедова, подаренная сестре Евфимии

Слайд 19Город Казань в жизни Эрьзи
В Казани юноша устроился подмастерьем

в иконописную мастерскую П.А.Ковалинского. Петр Андреевич сразу оценил способности нового

работника и стал поручать уму самостоятельное письмо икон. Сначала Степан ощущал себя счастливым человеком. Он занимался любимым делом ; тут же , в мастерской , у него был свой жилой угол, так что можно было ночами работать. И это было в радость – никто не мешал. Ковалинский купил ему добротную одежду, новые сапоги, кормил досыта. Да еще хозяйская дочка стала с ним кокетничать, показывая своим поведением , Степан ей нравится . И она ему была приятна , поэтому юный художник стал каждое утро умываться и расчесывать свой длинные русые волосы. Раньше он на свою внешность почти не обращал внимания.
Город Казань в жизни Эрьзи  В Казани юноша устроился подмастерьем в иконописную мастерскую П.А.Ковалинского. Петр Андреевич

Слайд 20Возвращаясь как-то домой, на улице Степан увидел объявление о наборе

учеников в художественную школу и пошел по указанному адресу. Школа

была открыта . Внутри стоял приятный запах масляных красок. На полках разместились гипсовые головы, маски, слепки человеческих рук . Все здесь было необычно.
-Что, молодой человек, рисовать пришли учиться? –спросил его пожилой учитель.
Немного подумав, Степан твердо ответил: «Да»
Однако долго в школу ходить не пришлось. Хозяин взял заказ на роспись церкви в Нижегородской области и, как только на Волге закончился ледоход, артель художников уехал из Казани. До середины августа Степан писал большие иконы для иконостаса, расписывал купол церкви.
Возвращаясь как-то домой, на улице Степан увидел объявление о наборе учеников в художественную школу и пошел по

Слайд 21Москва
Москва встретила Степана суетой Казанского вокзала, лихими извозчиками и впервые

виденными им самодвижущимися колясками - автомобилями. Все куда-то спешили, то

и дело задевая эрзянского паренька. А он неторопливо шел по привокзальной площади, думая, у кого бы спросить про улицу Мясницкую. Там находилось художественное училище. Долго пришлось ему плутать , прежде чем очутиться по заветному адресу. Дом , в котором располагалось Училище живописи , ваяния и зодчества , понравился сразу. Старинное здание с белыми колоннами внушало уважение. Тяжелая дубовая дверь с красивой ручкой бесшумно впустила посетителя внутрь. На площадке первого этажа, в коридорах и на лестнице царило оживление. Молодые люди. Собравшись в небольшие группы, увлеченно рассматривали рисунки, то и дело произнося слово «экзамен».
МоскваМосква встретила Степана суетой Казанского вокзала, лихими извозчиками и впервые виденными им самодвижущимися колясками - автомобилями. Все

Слайд 22С трудом Степану удалось убедить руководство училища допустить его к

вступительным испытаниям. Сдав успешно экзамены по рисунку и живописи, он

был зачислен на первый курс.
В классах Нефедов был самым старшим.Многие юноши, пришедшие в училище после окончания гимназии, были родом из Москвы . Поначалу они с усмешкой смотрели на Степана , у которого был далеко не столичный вид. От природы молчаливый, он не любил проводить время за праздными разговорами. Да к тому же видел , что нередко произнесенные им слова вызывают смех. Руки сами потянулись к глине. Степан так увлекся , что не услышал, как к нему подошел мужчина. Вошедший оказался профессором скульптуры Сергеем Михайловичем Волнухиным.
С трудом Степану удалось убедить руководство училища допустить его к вступительным испытаниям. Сдав успешно экзамены по рисунку

Слайд 24Волнухин и Эрьзя
После встречи с Волнухиным Степан охладел к живописи.

Большую часть времени он проводил в скульптурной мастерской. Каждое слово

профессора старался уловить, каждый совет запомнить.
Волнухин и ЭрьзяПосле встречи с Волнухиным Степан охладел к живописи. Большую часть времени он проводил в скульптурной

Слайд 25Нефедов- Эрьзя
В 1906, не окончив курса (решил, что в училище

получил все, что мог), он отправился в Италию. Там он

окончательно стал называть себя Эрьзей (вставив мягкий знак в слово эрзя), считая, что таким образом заявляет миру о своем маленьком народе (на это прозвище он откликался и прежде, двойной фамилией Нефедов-Эрьзя иногда подписывал свои ученические работы).
Нефедов- ЭрьзяВ 1906, не окончив курса (решил, что в училище получил все, что мог), он отправился в

Слайд 26В Италии
В Италии, вдохновленный искусством Микеланджело, Эрьзя начал работать в

мраморе. Быстро овладев необходимыми навыками, он рубил свои вещи сразу

в камне, без предварительных эскизов и проектов (в технике прямого высекания работали немногие мастера, обычно пользовались услугами помощников). Сохранилось немного работ этого периода, среди них — статуя Иоанна Крестителя, заказанная для храма портового города Специя.

Первый громкий успех пришел к художнику в 1909 в Венеции на 8-й Международной выставке, где была продемонстрирована композиция «Последняя ночь осужденного перед казнью». Скульптура произвела огромное впечатление на зрителей, Эрьзю стали называть «русским Роденом». А ведь всего этого могло и не быть, так как незадолго до выставки скульптура была безнадежно испорчена, и мастеру пришлось полностью восстанавливать ее всего за четыре дня. Местонахождение этой оригинальной работы, выполненной в бетоне, сейчас неизвестно, сохранились лишь воспроизведения.
В ИталииВ Италии, вдохновленный искусством Микеланджело, Эрьзя начал работать в мраморе. Быстро овладев необходимыми навыками, он рубил

Слайд 27«Последняя ночь осужденного перед казнью»

«Последняя ночь осужденного перед казнью»

Слайд 28В 1910 Эрьзя переехал во Францию. Выставки в Милане, Ницце

и Мюнхене имели большой успех. Музей в Ницце закупил его

работы, приобретали их и частные коллекционеры. В 1913 в Париже состоялась первая персональная выставка. В этот период мастер создает множество скульптурных заказных портретов, дававших значительный доход.
В 1912 был создан скульптурный портрет Марты — его любимой женщины. Этот образ (таинственная полуулыбка, грациозный наклон головы), а также характерные приемы лепки (огромная масса фактурно обработанных волос и контрастно сглаженное лицо) в дальнейшем будет повторяться во многих женских головках мастера. В портрете «Норвежской женщины» (1914) — не очень молодой и не очень красивой женщины — скульптору удалось с необыкновенным мастерством передать сложное душевное состояние: то ли страдания, то ли счастья.

Во Франции

В 1910 Эрьзя переехал во Францию. Выставки в Милане, Ницце и Мюнхене имели большой успех. Музей в

Слайд 29«Марта»

«Марта»

Слайд 30«Норвежская женщина»

«Норвежская женщина»

Слайд 31Эрьзя со своей скульптурой

Эрьзя со своей скульптурой

Слайд 32Снова в России
После возвращения в 1914 в Россию Эрьзя поселился

по соседству с С. Т. Коненковым, оказавшим значительное влияние на

последующее творчество художника. Мобилизованный во время Первой мировой войны, служил санитаром под началом врача Г. О. Сутеева, записавшего полные необыкновенных приключений рассказы Степана Дмитриевича о жизни за границей (впоследствии опубликовал).

В этот период скульптор работал не только в мраморе, он использовал и необычные для станковой скульптуры материалы, такие как цемент и железобетон («Эрзянки», «Мордовки» — железобетон, металл). И все же мрамор по-прежнему остается любимым материалом мастера, на поиски его редких пород он отправляется на Урал (1918-21); там переживает все тяготы послереволюционного времени и гражданской войны. В 1919 создает скульптуру «Ева» — мраморная библейская прародительница предстает перед зрителями в образе пышнотелой деревенской молодухи, эротичной и наивной одновременно. Она перекликается с работами мастеров модерна — стиля, угасание которого пришлось на годы становления Эрьзи как скульптора.
Снова в РоссииПосле возвращения в 1914 в Россию Эрьзя поселился по соседству с С. Т. Коненковым, оказавшим

Слайд 33Цемент, железобетон, мрамор.
Эрзянка

Ева

Цемент, железобетон, мрамор.   Эрзянка      Ева

Слайд 34В России
В первые послереволюционные годы Эрьзя жил как в Екатеринбурге,

так и в Москве, Новороссийске, Батуми, Баку. Преподавал, участвовал в

начинаниях новой власти. В 1922 им были выполнены портреты Шота Руставели, Акакия Церетели, Ильи Чавчавадзе (не сохранились), а также «Летящий», «Материнство», «Леда и лебедь» — все они были изготовлены из дерева (комель кавказского ореха, кряж кавказского дуба с их бугристой массой и вздыбленными объемами). В рамках плана монументальной пропаганды выполнял заказные декоративные работы, большая часть которых не сохранилась (памятники Свободы и Карлу Марксу в Екатеринбурге — оба цемент, 1920), а те, что сохранились, например Дом Союзов в Баку, откровенно слабые — скульптор не владел этими формами. Делал он также бюсты и головы Ленина.

В 1925 вступил в Общество русских скульпторов, участвовал с композицией «Жертвы революции 1905 года» (железобетон) в первой выставке ОРСа. В 1926 со своей выставкой поехал во Францию (успеха не имела) и на Родину решил не возвращаться. Поселился в Аргентине, так как европейские страны не принимали «красного скульптора». Вместе с Эрьзей из России уехала и его молодая ученица Юлия Кун, ставшая на протяжении нескольких лет гражданской женой учителя (послужила моделью для «Обнаженной», 1930; в 1932 вернулась в СССР).
В РоссииВ первые послереволюционные годы Эрьзя жил как в Екатеринбурге, так и в Москве, Новороссийске, Батуми, Баку.

Слайд 35Послереволюционные годы в России

Летящий

Материнство
Послереволюционные годы в России        Летящий

Слайд 37Выставка в Москве

Выставка в Москве

Слайд 38 С.Д.Эрьзя рядом со своей самой знаменитой скульптурой «Моисей»

С.Д.Эрьзя рядом со своей самой знаменитой скульптурой «Моисей»

Слайд 39В Аргентине
В Аргентине художник жил в небольшом двухэтажном домике на

окраине Буэнос-Айреса; регулярно выставлял свои работы на местных выставках, на

собственные средства издал брошюру о своем творчестве. Единственным материалом в этот период для скульптора была древесина квебрахо и альгарробо, растущих только в южноамериканских лесах. Необыкновенно твердая (квебрахо в переводе — «руби топор», а альгарробо — «сожги топор»), она требовала кропотливой, тяжелой работы. Мастер использовал наросты и наплывы, а также корни деревьев, соединяя клеем нужные куски. Так были созданы голова-маска «Моисея» (1932), скульптурные портреты матери и отца, «Льва Толстого» (1930), «Мужика» (1944), а также множество головок юных красавиц с полированными до глянца личиками в обрамлении огромной копны волос.
В АргентинеВ Аргентине художник жил в небольшом двухэтажном домике на окраине Буэнос-Айреса; регулярно выставлял свои работы на

Слайд 40«Моисей»

«Моисей»

Слайд 41«Лев Толстой»

«Лев Толстой»

Слайд 42«Мужик»

«Мужик»

Слайд 43Эрьзя в мастерской

Эрьзя в мастерской

Слайд 44И снова Россия!
В 1950 Эрьзя возвратился в СССР. Зафрахтованный советским

правительством корабль привез почти все его скульптуры (более 300), а

также множество кусков древесины квебрахо и альгарробо для будущих произведений. Персональная выставка скульптора, организованная в 1954 в Москве, имела огромный успех.
И снова Россия!В 1950 Эрьзя возвратился в СССР. Зафрахтованный советским правительством корабль привез почти все его скульптуры

Слайд 45Одна из последних фотографий Д.С.Эрьзи

Одна из последних фотографий Д.С.Эрьзи

Слайд 46Навеки с родной землей!
Степан Эрьзя умер в 1959 году в

ноябре в Москве в своей мастерской, его похоронили в Мордовии,

навеки соединив его прах с родной землей.
Но искусство этого удивительного скульптора, не знающее границ, отныне принадлежит всему человечеству.

Навеки с родной землей!Степан Эрьзя умер в 1959 году в ноябре в Москве в своей мастерской, его

Слайд 47Музей им. Степана Эрьзи в г. Саранск
Мордовский республиканский музей изобразительных

искусств является обладателем самого крупного в мире собрания произведений выдающегося

скульптора XX века Степана Дмитриевича Эрьзи (более 200 работ)

В 2002 году музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи был отнесён Правительством РМ к числу особо ценных объектов культурного наследия мордовского народа

Музей им. Степана Эрьзи  в г. СаранскМордовский республиканский музей изобразительных искусств является обладателем самого крупного в

Слайд 48Дом Музей С.Д.Эрьзи(Нефедова)

Дом Музей С.Д.Эрьзи(Нефедова)

Слайд 51Уголок Степана Эрьзи в музее МБОУ «Алтышевская ООШ»

Уголок Степана Эрьзи в музее МБОУ «Алтышевская ООШ»

Слайд 52Мемориальная доска, на МБОУ «Алтышевская ООШ»

Мемориальная доска, на   МБОУ «Алтышевская ООШ»

Слайд 53Скульптура Эрьзи, подаренная нашей школе от его ученика

Скульптура Эрьзи, подаренная нашей школе от его ученика

Слайд 54Работы скульптора хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее Академического Большого

Театра, Государственном русском музее, Государственном музее Аджарии, Ярославском областном художественном

музее, Пензенской областной картинной галерее. Самое крупное собрание – в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. В с. Баево открыт мемориальный Дом-музей С.Д. Эрьзи, в Саранске его именем назван бульвар. В Ульяновске на бульваре Новосондецком установлен памятник
Работы скульптора хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее Академического Большого Театра, Государственном русском музее, Государственном музее Аджарии,

Слайд 55Эрьзя – настоящий художник. Его работы заставляют вдумчивого зрителя сопереживать

герою, изображенному в горе или радости. Через это сопереживание происходят

очищение и возвышение души. Не каждому художнику по силам преображать человеческие души силой своего таланта. Эрьзе это удается на протяжении более 140 лет.
Эрьзя – настоящий художник. Его работы заставляют вдумчивого зрителя сопереживать герою, изображенному в горе или радости. Через

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика