Слайд 2Оноре Викторен Домье — великий французский художник. Известен, как живописец,
график, карикатурист и скульптор. Особенно прославился своей живописью, а также политическими
карикатурами. Считается одним из самых известных карикатуристов XIX века.
Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе. Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства. После того, как освоил мастерство литографа, стал зарабатывать первые деньги на жизнь, создавая иллюстрации для различных изданий. Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. Оноре Домье был очень продуктивен в своей работе и оставил для потомков целый пласт своего замечательного творчества. Стоит отметить, что карикатуры тогда, как впрочем и сегодня, многими оцениваются очень болезненно. Не каждый понимает замысел художника, который пытается выразить какие-либо черты человека в иронической форме. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме.
Слайд 3Многие полагают, что Домье был первым импрессионистом. Его техника графики
и живописи были не совсем характерны для его времени. Рисунок
Домье довольно грубоват, сух, герои нарочито гротескны и нарочито утрированы, однако это нисколько не мешает, а даже помогает созданию особой атмосферы, которая показывает характер и настроение изображаемой сцены.
Помимо рисунков и карикатур, Оноре Домье стал известен и как живописец. Наиболее знаменитыми картинами Домье стали: «Восстание», «Мельник, его сын и осел», «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу», «Прачка».
Великий живописец, художник-новатор и прославленный карикатурист Оноре Домье умер в городе Вальмондуа 10 февраля 1879 года. Наследие, доставшееся нам от Домье — это около 4000 литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, более 700 картин и акварелей, а также более 60 скульптур.
Слайд 4Оноре Викторьен Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе,
в семье стекольщика. Отец его обладал литературными способностями. Пытаясь их
реализовать, он в 1814 году перевез семью в Париж. Однако его мечтам не суждено было сбыться. Денег не хватает и приходится начать работать и маленькому Оноре: сначала рассыльным, а позднее продавцом в лавке книг. Ему так и не суждено было пройти настоящий курс обучения живописи.
Слайд 5С 1822 года Домье урывками занимается у художника А. Ленуара,
иногда работает с натуры в студии Сюиса. Зато много времени
проводит в Лувре, где копирует известных мастеров, особенно Тициана и Рубенса.
Поступая в обучение литографскому делу к малоизвестному художнику Рамеле, Оноре на первых порах преследовал одну лишь цель – помочь материально родителям. Так поначалу он исполняет небольшие картинки, нотные заголовки, детские азбуки для издателей Белиара и Рикура. Но вскоре Домье нашел подлинную точку приложения для своего дарования. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H.D.» и, наконец, полным именем и фамилией. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики.
Слайд 6Домье работал в «Карикатюр» с 1831 по 1843 год (за
вычетом 6-месячного тюремного заключения) и в журнале «Шаривари», также основанном
Филипоном, с 1835 по 1874 год (исключая 1860–1863 годы), оставив работу здесь, лишь когда почти полностью ослеп. За эти годы художник исполнил 4000 литографий и 900 гравюр на дереве, к которым надо присоединить около 400 картин маслом, акварелей и набросков.
Слайд 7Из ранних литографий Домье наиболее известна «Гаргантюа» (15 декабря 1831
года). Здесь художник изобразил толстого Луи Филиппа, поглощающего золото, которое
чиновники отбирают у изнуренного народа. Эта литография была выставлена в витрине фирмы Обер и собрала много народа. Правительство не оставило творчество Домье без последствий, приговорив его к шести месяцам тюремного заключения и к 500 франкам штрафа.
Слайд 9Домье не довольствуется первыми достижениями. Он упорно работает над карикатурным
портретом, доводя до гротеска характерные черты портретируемого. Это приносит успех
– фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Выявляя и подчеркивая физическое уродство и моральное убожество этих людей, художник создает портреты-типы; заостренная индивидуальная характеристика перерастает в них в социальное обобщение, в беспощадное обличение злобной тупости сил реакции.
Слайд 12Л.Н. Волынский пишет о литографии «Улица Транснонен»: «Луч яркого света
как бы вырывает из полумрака фигуру расстрелянного, нарисованную со всей
беспощадностью нагой правды, в то время как фигура убитой женщины – быть может, его жены – окутана мглистой тенью. Эта тень сострадания как бы движется из глубины, она вот-вот окутает прощальным покровом все, и мы спешим вглядеться, чтобы успеть запомнить и унести в сердце гнев и ненависть к палачам».
Слайд 13После так называемых «сентябрьских законов» 1834 года, направленных против печати,
работать в области политической сатиры стало невозможно. Домье черпает теперь
темы из повседневной жизни, поднимая большие социальные вопросы. В это время выходят целые сборники карикатур быта и нравов. Домье вместе с художником Травьесом создает серию «Парижские типы» (1835–1836).
Слайд 14Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь!» На это Домье откликается, создавая
образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь
воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). В ряде литографий Домье показывает всю убогость самоудовлетворенности французского мещанина. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа
Слайд 21Дон Кихот и Санчо Панса
Если в «Дон Кихоте» Домье рисует
трагическое противоречие между двумя сторонами человеческой души, то в серии
«Скоморохов» перед нами встает ужасающая противоположность между внешним обликом человека и его сущностью. На одной из этих лучших картин Домье – «Скапен», находящейся в частной коллекции Руара, мы видим Пьеро… но что это за Пьеро, как не похож он на нежного и лунного героя Ватто! Это пролетарий с изможденным и грубым лицом, лишь переодевшийся в веселый карнавальный балахон.
Слайд 26Домье-живописец сыграл в истории искусств не меньшую роль, чем Домье-график.
Он ввел в живопись новые образы, трактовал их с необычайной
силой выразительности. Ни один живописец до Домье не писал так свободно, не обобщал так смело во имя целого. Он предвосхитил во многом дальнейший путь развития живописи».
Слайд 31На одной литографии представлена Конституция, укорачивающая платье Свободы, на другой
Тьер изображен в виде суфлера, руководящего поступками и словами политических
деятелей. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции.
В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть.
Слайд 33Листы Домье трагично выразительны. Они символичны, но символ идейно насыщен
и убедителен. В одной из литографий 1871 года на фоне
грозного неба изображен расщепленный, изуродованный ствол мощного когда-то дерева. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре.
Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Резким сопоставлением света и тени, энергичными линиями художник сумел дать мощный образ, олицетворяющий жизненную силу страны. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.
Слайд 35Всю жизнь художник терпел лишения. Друзья пытались помочь, направляя к
нему некоторых покупателей. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось
осуществить продажу. Н.Н. Калитина приводит в своей книге такой эпизод: «Однажды произошел такой случай, свидетельствующий об удивительной скромности и непрактичности художника. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины.
Предварительно предупредив художника, чтобы он приоделся и просил за картину не меньше 5000 франков, Добиньи прибыл с покупателем в мастерскую. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма, и он пожелал посмотреть другие работы. Художник показал еще одно, гораздо более значительное произведение, за которое, однако, не получив инструкций от Добиньи, со свойственной ему скромностью нерешительно попросил 600 франков. Американец отверг картину и вообще больше не обращал внимания на художника, продающего свои вещи по дешевке
Слайд 36Никакие материальные лишения не сломили гордости Домье и его республиканских
убеждений. Когда министерство Наполеона Маленького предложило ему под конец его
жизни орден Почетного легиона, Домье имел мужество отклонить этот «дар данайцев», со скромным юмором мотивируя свой отказ «желанием на старости лет глядеться в зеркало без смеха».
В 1873 году из-за слабости зрения художник прекратил работать. Полуслепой и старый, Домье окончил бы свою карьеру в полной нищете, если бы не дружеская поддержка пейзажиста Коро, который приобрел для него небольшой домик в местечке Вальмондуа (на Уазе), где Домье и умер 10 февраля 1879 года.