Слайд 1Онтопсихолингвистика
Шлай Елена Валентиновна
доцент, кандидат педагогических наук
Слайд 2Развитие обобщающей функции слова
Первоначально слово выполняет функцию ярлыка предмета по
принципу: один предмет- одно слово.
Слайд 3
В языковое сознание входит представление об обобщающей функции слова
На раннем
этапе развития ребёнка сознание носит аффективный характер. В основе обобщений
лежит случайный признак, от функции к предмету, таков путь мышления ребёнка.
Пример с палкой.
Слайд 4На следующем этапе сознание носит наглядно-действенный характер
Формирование понятийной системы от
общего к частному, путём сужения объёма понятия. Пример с птичкой:
всё, что летает – это птички, они бывают разных видов.
Слайд 5Возможен иной принцип формирования обобщающей функции слова
Сначала слово ёлка относится
только к новогодней ёлке, затем ко всем другим ёлкам, то
есть приобретает более широкое значение.
Затем ребёнок узнаёт, что слово дерево обозначает и все ёлки , и берёзы и дубы, т.е. слово в детском сознании обретает ещё один уровень абстракции.
Далее узнаётся ещё более обобщённое значение в слове растение. Это наиболее сложная речемыслительная операция.
Слайд 6Большие трудности испытывают дошкольники в овладении относительными словами
Пример слово брат.
Для
освоения относительным значением слов ребёнку необходимо подняться на высокий уровень
обобщения.
Ещё более высокий уровень абстракции предполагает усвоение словосочетаний с относительным значением (брат отца, отец брата).
Слайд 7Становление лексико-семантической системы идёт одновременно с развитием сознания, которое меняет
своё смысловое и системное строение.
На раннем этапе развития сознание носит
аффективный характер, оно аффективно отражает мир.
На следующем этапе сознание начинает носить наглядно-действенный характер, слова, через посредство которых отражается мир, возбуждают систему
Слайд 8В школьном возрасте
Продолжается развитие лексико-семантической системы языка в количественном и
качественном совершенствовании.
Научная терминология, понятийный аппарат.
Вербализм
Значение слова развивается, сознание меняет своё
смысловое и системное строение.
Слайд 9Переносное и фразеологическое значение
Овладение переносным и фразеологическим значением показывает особенности
языковой системы ребёнка и своеобразие становления мышления в онтогенезе.
Переносным значением
называется производное (вторичное) значение слова, которое связано с его прямым (основным) значением. Выделяют метонимический и метафорический переносы.
Слайд 10
Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. выделили следующие закономерности метафоризации у детей
До
3 лет преобладает наглядно-действенное мышление. Ребёнок ориентируется на предметно-манипулятивную деятельность
и осознаёт только прямое значение слова, отбрасывая второй компонент метафоры.
Слайд 11В среднем и старшем дошкольном возрасте ребёнок пытается соотнести оба
компонента выражения и приходит в полное недоумение. Это вызывает у
него вопросы, «детский бунт».
Чужой признак выявляется, но оценивается как неправильный, несовместимый с обозначаемым предметом.
Слайд 12
Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте позволяет выйти за рамки
совокупности предметных признаков предмета метафоризации.
Т.е. отмечается сдвиг от чувственно воспринимаемых
наглядных признаков предмета к абстрагированным характеристикам предмета, что является условием метафоризации.
Слайд 13К концу дошкольного возраста у ребёнка появляются первые элементарные способы
метафорического мышления.
В развитии этого мышления ребёнок двигается от предметных и
деятельно-конкретных форм к абстрактно-образным.
Слайд 14Усвоение фразеологизмов
Фразеологизм – семантически неразложимое словосочетание, которые не производятся, а
воспроизводятся в речи.
Сначала дошкольник толкует их буквально.
Иногда пытается заменить непонятные
слова понятными (вверх тормашками – вверх кармашками)
Слайд 15В школьном возрасте
Совершают контаминации, накладывая один оборот на другой.
ходить на
цыпочках + ходить по струночке = ходить на струночках.
Искажают формы
на основе случайного сходства
Вместо скрепя сердце – скрепя сердцем.
Приобщение человека к национальной языковой картине мира длится в течение всей его жизни.
Слайд 16Становление ментального лексикона
Ментальный лексикон – это динамическая функциональная система, самоорганизующаяся
вследствие постоянного взаимодействия между процессом переработки и упорядочивания речевого опыта
и его продуктами (А.А. Залевская)
Слайд 17Лексикон
Система эта имеет многоуровневый характер.
Глубинные когнитивные слои сознания материализуются
в образно-схемных знаках универсально-предметного кода.
Верхние языковые слои представляют собой систему
вербальных сетей, в которых слова связаны между собой ассоциативными связями.
Слайд 18Ассоциации образуют ассоциативные (семантические) поля
Психофизиологический эксперимент
А.Р. Лурия и О.С. Виноградовой,
направленный на изучение природы и своеобразия семантических полей.
Три типа реакций
на внешний раздражитель:
нейтральная
ориентировочная
защитная
Слайд 19Первая стадия эксперимента
Выработка условного рефлекса на слово-стимул скрипка (сначала с
болевым раздражителем, затем без него сосуды рук и головы сжимались).
При
предъявлении слов виолончель, мандолина, контрабас, смычок, связанных с понятием, наблюдалась защитная реакция.
Вывод: в языковом сознании имеется наличие семантических полей со словами, объединёнными общим понятием.
Слайд 20Вторая стадия эксперимента
Слова –стимулы со значением музыкальные инструменты, не относящиеся
к разряду струнных аккордеон, кларнет труба, саксофон.
Сосудистая реакция слабеет, ориентировочная
реакция.
Вывод: у выявленного семантического поля можно выделить центр и периферию, где связи между словами ослабляются.
Слайд 21Третья стадия
Предъявлялись слова-стимулы никак не связанные с миром музыки сапог,
шкаф, облако, крыша, труба, печка.
Сосудистая реакция нейтральная, т.е.
отсутствует. Даже на
слово труба.
Вывод: значения слов, входящих в различные семантические поля, конкретизируются в речевом контексте.
Слайд 22Четвёртая стадия эксперимента
Предъявлялись слова-стимулы, связанные с исходным по звучанию скрипка
- скрепка.
Сосудистая реакция – ориентировочная, слабая.
Вывод: слова в сознании связаны
не только по смыслу, но и по форме. Однако связь по звучанию значительно слабее по смысловой связи.
Слайд 23Типы ассоциаций
Синтагматические
Парадигматические
Звуковые
Фразовые
Слайд 24Принципы эволюции в построении вербальных сетей
Вербальные сети меняют свои очертания
одновременно с изменением социального опыта человека и формирование языковой компетенции.
До 3 лет связи между словами непрочны и несистемны, носят ситуативный характер. Чаще используется синтагматический принцип в построении ассоциаций, реже звуковой.
Слайд 25В дошкольном возрасте
Доминирование синтагматических связей.
У подростков и взрослых преобладают парадигматические
связи.
Слайд 26В.Е. Гольдин выделил четыре динамических типа построения ментального лексикона школьников
динамический
тип стандартизации
динамический тип вхождения в словарь
динамический тип усложнения поля
динамический тип
периферийного развития
Процесс трансформации индивидуального ментального лексикона человека протекает в течение всей его жизни.