Разделы презентаций


Онтопсихолингвистика

Содержание

Развитие обобщающей функции словаПервоначально слово выполняет функцию ярлыка предмета по принципу: один предмет- одно слово.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Онтопсихолингвистика
Шлай Елена Валентиновна
доцент, кандидат педагогических наук

ОнтопсихолингвистикаШлай Елена Валентиновнадоцент, кандидат педагогических наук

Слайд 2Развитие обобщающей функции слова
Первоначально слово выполняет функцию ярлыка предмета по

принципу: один предмет- одно слово.


Развитие обобщающей функции словаПервоначально слово выполняет функцию ярлыка предмета по принципу: один предмет- одно слово.

Слайд 3 В языковое сознание входит представление об обобщающей функции слова
На раннем

этапе развития ребёнка сознание носит аффективный характер. В основе обобщений

лежит случайный признак, от функции к предмету, таков путь мышления ребёнка.
Пример с палкой.


В языковое сознание входит представление об обобщающей функции слова На раннем этапе развития ребёнка сознание носит

Слайд 4На следующем этапе сознание носит наглядно-действенный характер

Формирование понятийной системы от

общего к частному, путём сужения объёма понятия. Пример с птичкой:

всё, что летает – это птички, они бывают разных видов.

На следующем этапе сознание носит наглядно-действенный характер Формирование понятийной системы от общего к частному, путём сужения объёма

Слайд 5Возможен иной принцип формирования обобщающей функции слова
Сначала слово ёлка относится

только к новогодней ёлке, затем ко всем другим ёлкам, то

есть приобретает более широкое значение.
Затем ребёнок узнаёт, что слово дерево обозначает и все ёлки , и берёзы и дубы, т.е. слово в детском сознании обретает ещё один уровень абстракции.
Далее узнаётся ещё более обобщённое значение в слове растение. Это наиболее сложная речемыслительная операция.
Возможен иной принцип формирования обобщающей функции словаСначала слово ёлка относится только к новогодней ёлке, затем ко всем

Слайд 6Большие трудности испытывают дошкольники в овладении относительными словами
Пример слово брат.
Для

освоения относительным значением слов ребёнку необходимо подняться на высокий уровень

обобщения.
Ещё более высокий уровень абстракции предполагает усвоение словосочетаний с относительным значением (брат отца, отец брата).
Большие трудности испытывают дошкольники в овладении относительными словамиПример слово брат.Для освоения относительным значением слов ребёнку необходимо подняться

Слайд 7Становление лексико-семантической системы идёт одновременно с развитием сознания, которое меняет

своё смысловое и системное строение.
На раннем этапе развития сознание носит

аффективный характер, оно аффективно отражает мир.
На следующем этапе сознание начинает носить наглядно-действенный характер, слова, через посредство которых отражается мир, возбуждают систему

Становление лексико-семантической системы идёт одновременно с развитием сознания, которое меняет своё смысловое и системное строение.На раннем этапе

Слайд 8В школьном возрасте
Продолжается развитие лексико-семантической системы языка в количественном и

качественном совершенствовании.
Научная терминология, понятийный аппарат.
Вербализм
Значение слова развивается, сознание меняет своё

смысловое и системное строение.

В школьном возрастеПродолжается развитие лексико-семантической системы языка в количественном и качественном совершенствовании.Научная терминология, понятийный аппарат.ВербализмЗначение слова развивается,

Слайд 9Переносное и фразеологическое значение
Овладение переносным и фразеологическим значением показывает особенности

языковой системы ребёнка и своеобразие становления мышления в онтогенезе.
Переносным значением

называется производное (вторичное) значение слова, которое связано с его прямым (основным) значением. Выделяют метонимический и метафорический переносы.
Переносное и фразеологическое значениеОвладение переносным и фразеологическим значением показывает особенности языковой системы ребёнка и своеобразие становления мышления

Слайд 10 Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. выделили следующие закономерности метафоризации у детей
До

3 лет преобладает наглядно-действенное мышление. Ребёнок ориентируется на предметно-манипулятивную деятельность

и осознаёт только прямое значение слова, отбрасывая второй компонент метафоры.
Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. выделили следующие закономерности метафоризации у детей  До 3 лет преобладает

Слайд 11В среднем и старшем дошкольном возрасте ребёнок пытается соотнести оба

компонента выражения и приходит в полное недоумение. Это вызывает у

него вопросы, «детский бунт».
Чужой признак выявляется, но оценивается как неправильный, несовместимый с обозначаемым предметом.
В среднем и старшем дошкольном возрасте ребёнок пытается соотнести оба компонента выражения и приходит в полное недоумение.

Слайд 12
Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте позволяет выйти за рамки

совокупности предметных признаков предмета метафоризации.
Т.е. отмечается сдвиг от чувственно воспринимаемых

наглядных признаков предмета к абстрагированным характеристикам предмета, что является условием метафоризации.
Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте позволяет выйти за рамки совокупности предметных признаков предмета метафоризации.Т.е. отмечается

Слайд 13К концу дошкольного возраста у ребёнка появляются первые элементарные способы

метафорического мышления.
В развитии этого мышления ребёнок двигается от предметных и

деятельно-конкретных форм к абстрактно-образным.
К концу дошкольного возраста у ребёнка появляются первые элементарные способы метафорического мышления.В развитии этого мышления ребёнок двигается

Слайд 14Усвоение фразеологизмов
Фразеологизм – семантически неразложимое словосочетание, которые не производятся, а

воспроизводятся в речи.
Сначала дошкольник толкует их буквально.
Иногда пытается заменить непонятные

слова понятными (вверх тормашками – вверх кармашками)
Усвоение фразеологизмовФразеологизм – семантически неразложимое словосочетание, которые не производятся, а воспроизводятся в речи.Сначала дошкольник толкует их буквально.Иногда

Слайд 15В школьном возрасте
Совершают контаминации, накладывая один оборот на другой.
ходить на

цыпочках + ходить по струночке = ходить на струночках.
Искажают формы

на основе случайного сходства
Вместо скрепя сердце – скрепя сердцем.
Приобщение человека к национальной языковой картине мира длится в течение всей его жизни.
В школьном возрастеСовершают контаминации, накладывая один оборот на другой.ходить на цыпочках + ходить по струночке = ходить

Слайд 16Становление ментального лексикона
Ментальный лексикон – это динамическая функциональная система, самоорганизующаяся

вследствие постоянного взаимодействия между процессом переработки и упорядочивания речевого опыта

и его продуктами (А.А. Залевская)
Становление ментального лексиконаМентальный лексикон – это динамическая функциональная система, самоорганизующаяся вследствие постоянного взаимодействия между процессом переработки и

Слайд 17Лексикон
Система эта имеет многоуровневый характер.
Глубинные когнитивные слои сознания материализуются

в образно-схемных знаках универсально-предметного кода.
Верхние языковые слои представляют собой систему

вербальных сетей, в которых слова связаны между собой ассоциативными связями.
ЛексиконСистема эта имеет многоуровневый характер. Глубинные когнитивные слои сознания материализуются в образно-схемных знаках универсально-предметного кода.Верхние языковые слои

Слайд 18Ассоциации образуют ассоциативные (семантические) поля
Психофизиологический эксперимент
А.Р. Лурия и О.С. Виноградовой,

направленный на изучение природы и своеобразия семантических полей.
Три типа реакций

на внешний раздражитель:
нейтральная
ориентировочная
защитная
Ассоциации образуют ассоциативные (семантические) поляПсихофизиологический экспериментА.Р. Лурия и О.С. Виноградовой, направленный на изучение природы и своеобразия семантических

Слайд 19Первая стадия эксперимента
Выработка условного рефлекса на слово-стимул скрипка (сначала с

болевым раздражителем, затем без него сосуды рук и головы сжимались).
При

предъявлении слов виолончель, мандолина, контрабас, смычок, связанных с понятием, наблюдалась защитная реакция.

Вывод: в языковом сознании имеется наличие семантических полей со словами, объединёнными общим понятием.
Первая стадия экспериментаВыработка условного рефлекса на слово-стимул скрипка (сначала с болевым раздражителем, затем без него сосуды рук

Слайд 20Вторая стадия эксперимента
Слова –стимулы со значением музыкальные инструменты, не относящиеся

к разряду струнных аккордеон, кларнет труба, саксофон.
Сосудистая реакция слабеет, ориентировочная

реакция.

Вывод: у выявленного семантического поля можно выделить центр и периферию, где связи между словами ослабляются.
Вторая стадия экспериментаСлова –стимулы со значением музыкальные инструменты, не относящиеся к разряду струнных аккордеон, кларнет труба, саксофон.Сосудистая

Слайд 21Третья стадия
Предъявлялись слова-стимулы никак не связанные с миром музыки сапог,

шкаф, облако, крыша, труба, печка.
Сосудистая реакция нейтральная, т.е.
отсутствует. Даже на

слово труба.

Вывод: значения слов, входящих в различные семантические поля, конкретизируются в речевом контексте.
Третья стадияПредъявлялись слова-стимулы никак не связанные с миром музыки сапог, шкаф, облако, крыша, труба, печка.Сосудистая реакция нейтральная,

Слайд 22Четвёртая стадия эксперимента
Предъявлялись слова-стимулы, связанные с исходным по звучанию скрипка

- скрепка.
Сосудистая реакция – ориентировочная, слабая.

Вывод: слова в сознании связаны

не только по смыслу, но и по форме. Однако связь по звучанию значительно слабее по смысловой связи.

Четвёртая стадия экспериментаПредъявлялись слова-стимулы, связанные с исходным по звучанию скрипка - скрепка.Сосудистая реакция – ориентировочная, слабая.Вывод: слова

Слайд 23Типы ассоциаций
Синтагматические
Парадигматические
Звуковые
Фразовые

Типы ассоциацийСинтагматическиеПарадигматическиеЗвуковыеФразовые

Слайд 24Принципы эволюции в построении вербальных сетей
Вербальные сети меняют свои очертания

одновременно с изменением социального опыта человека и формирование языковой компетенции.


До 3 лет связи между словами непрочны и несистемны, носят ситуативный характер. Чаще используется синтагматический принцип в построении ассоциаций, реже звуковой.


Принципы эволюции в построении вербальных сетейВербальные сети меняют свои очертания одновременно с изменением социального опыта человека и

Слайд 25В дошкольном возрасте
Доминирование синтагматических связей.
У подростков и взрослых преобладают парадигматические

связи.

В дошкольном возрастеДоминирование синтагматических связей.У подростков и взрослых преобладают парадигматические связи.

Слайд 26В.Е. Гольдин выделил четыре динамических типа построения ментального лексикона школьников
динамический

тип стандартизации
динамический тип вхождения в словарь
динамический тип усложнения поля
динамический тип

периферийного развития

Процесс трансформации индивидуального ментального лексикона человека протекает в течение всей его жизни.

В.Е. Гольдин выделил четыре динамических типа построения ментального лексикона школьниковдинамический тип стандартизациидинамический тип вхождения в словарьдинамический тип

Слайд 27



Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика