Слайд 2Понятие «опорный конспект»
Понятие «опорный конспект» ввел в мир методики преподавания
педагог-новатор В.Ф. Шаталов. Он впервые стал применять и дал теоретическое
обоснование ассоциативным конспектам.
Опорный конспект – это система сигналов в виде краткой условной записи. Кроме единиц информации и различных связей между ними, в опорный конспект обязательно вводятся знаки, которые напоминают о примерах, опытах, используемых для конкретизации теоретического материала.
Слайд 4Система Шаталова
Основными требованиями
к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются:
лаконичность
структурность
унификация,
автономность блоков
использование привычных ассоциаций и стереотипов
непохожесть
простота
Слайд 5Назначение опорного конспекта
Слайд 6Основа опорного конспекта
Содержание опорного конспекта — информация, представленная в опорном конспекте.
Текст
опорного конспекта — совокупность обозначений, составляющих опорный конспект.
Ключевые слова — понятия,
содержащие смысловую основу опорного конспекта
Слайд 9Структура опорного конспекта
Лаконичность. В опорном конспекте должно содержаться не более
400 знаков. В конспекте отражается самое главное по данной теме
(опоры выражены символами, схемами, формулами, ассоциациями).
Структурность - укрупнение дидактических единиц знания. Материал излагается блоками (связками) и содержит 4 – 5 связок. Их расположение должно быть удобным и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.
Слайд 10Структура
Унификация – это использование единой символики по одному предмету. Удобно
использовать определенные знаки для обозначения часто повторяющихся слов
Автономность – это
возможность воспроизводить каждый тематический блок отдельно, при этом практически не затрагивая другие
Слайд 11Структура
Привычные ассоциации и стереотипы. Удачный образ позволяет вспомнить тему по
ассоциации.
Непохожесть - внесение разнообразия в опорные конспекты по структуре и
графическому исполнению
Простота. Отсутствие замысловатых шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Буквенные обозначения сводятся к минимуму.
Слайд 13Инструкция по составлению опорного конспекта
Запишите название темы
Ознакомьтесь с изучаемым материалом
по тексту учебника, пособия, справочника
Выделите главное, составьте конспект в
виде простых записей
Выберите ключевые слова или понятия, отражающие суть темы.
Изложите исходный текст , используя разные способы (слова, словосочетания, предложения, схемы, таблицы)
Продумайте способ «кодирования» знаний, выбрав для этого необходимые приемы (сокращение слов, графические обозначения)
Составьте опорный конспект
Слайд 14Опора для запоминания
Ассоциация - система приемов, облегчающих запоминание и понимание учебного
материала.
Аббревиатура применяется в опорном конспекте для выделения информации. При использовании
аббревиатуры в опорном конспекте необходимо отражать приемы ее расшифровки.
Символика позволяет улучшить структуру представляемой информации. Примером символики могут служить хорошо знакомые учащимся значки
Логические цепочки используются в опорных конспектах и позволяют расширить причинно-следственные связи
Слайд 18Основные требования к содержанию и форме записи
• Полнота изложения материала
•
Последовательность и логичность в отражении темы
• Лаконичность
записи
• Структурирование записей - изложение материала
по пунктам в форме простого или сложного плана
• Расстановка акцентов - выделение ключевых слов,
понятий разными способами (шрифты, различные
цвета, графические приемы)
• Наглядность
• Связь с материалами учебника, справочника и
другими видами учебной литературы
Слайд 19Опорный конспект – справочное пособие
Опорные конспекты являются
хорошим справочным пособием , которое:
служит наглядным средством для изучения материала
обеспечивает возможность самостоятельной работы над изучаемым материалом
служит средством научной организации труда
упрощает восприятие теоретического материала
дает возможность успешно организовывать повторение - промежуточное и итоговое
Слайд 20Вывод
Использование опорных конспектов стимулирует:
работу над теоретической базой
индивидуальную работу на этапе
изучения, повторения и контроля, изучаемого материала
интенсификацию учебной деятельности (меньше
времени тратится на решение организационных проблем и как следствие увеличивается объём работы, выполняемой учащимися);
ориентацию на личность учащегося