Слайд 1ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Конкурентоспособность предприятия -возможность эффективной хозяйственной деятельности в условиях
конкурентного рынка
Конкурентоспособность предприятия - итоговый результат функционирования всех подразделений
предприятия
Конкурентоспособность предприятия- возможность адаптации к внешним факторам воздействия (изменению покупательских вкусов и предпочтений)
Конкурентоспособность организации - способность формировать финансовый результат в виде прибыли при адекватной отраслевой и региональной рентабельности.
Слайд 2Конкурентоспособность предприятия
- совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия,
определяемую уровнем использования его научно-технического, производственного, кадрового потенциала, потенциала маркетинговых
служб, реализуемым в процессе воспроизводства, а также, с другой, внешних по отношению к нему социально-экономических и организационных факторов (законодательные основы деятельности, финансово-кредитная, налоговая политика; тип и емкость рынка; характеристики конкурентов и т. д.), позволяющих предприятию создавать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна для потребителей, чем у конкурентов
Слайд 3Предпосылки:
конкурентоспособность производимой на предприятии продукции;
способность предприятия реализовывать продукцию;
наличие потенциала для совершенствования продукции;
возможностей предприятий-конкурентов;
финансовые возможности и
их реализация;
степень интенсивности использования ресурсов
Слайд 4Критерии оптимальности функционирования организации
Глобальный критерий, который является своеобразной целевой функцией,
оценивающей полную конкурентоспособность предприятия и отдельных видов услуг, производимых им
Внешний критерий позволяет оценить эффективность торговой системы с позиции самосохранения и дальнейшего развития предприятия,
Внутренний критерий связан с оценкой вклада торговой системы и ее подразделений в повышение конкурентоспособности товаров и услуг.
Слайд 5Факторы
группы обстоятельств, которые характеризуют экономическое положение (политическая стабильность, социальная стабильность,
изменчивость специализации, скорость оборота капитала),
государственное регулирование (налогообложение, фиксация цен,
поддержка отдельных отраслей экономики),
барьеры выхода на рынок (ценовые и неценовые),
условия конкуренции (благоприятные и неблагоприятные),
коммуникации и инфраструктура (доступность всех видов ресурсов).
Слайд 6Модель «национального ромба»
М. Портер
параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные
кадры, капитал, инфраструктура и др.);
условия спроса (уровень дохода, эластичность
спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг и др.);
родственные и поддерживающие отрасли;
стратегии фирм, их структура и соперничество (создают конкурентную среду и развивают конкурентные преимущества).
Слайд 7Группировка факторов В.П. Грузина
Внешние факторы : деятельность государственных структур, формирующих
хозяйственную конъюнктуру, развитие родственных и поддерживающих отраслей, параметры спроса;
Внутренние
факторы: деятельность руководства и аппаратное управление предприятия, систему технологического оснащения, сырье, материалы и полуфабрикаты, сбыт продукции.
Слайд 8Факторы, определяющие конкурентоспособность организации
Повышение качества товаров
- изменение ассортимента товаров;
-
повышения качества продукции;
- разнообразие ассортимента;
- рост объема продаж и массы
прибыли;
- улучшение финансового состояния предприятия;
- укрепление имиджа предприятия.
Обновление оборудования
- использование передовых модификаций оборудования;
- формирование конкурентных преимуществ;
- улучшение качества продукции;
- снижение производственных затрат;
- быстрая адаптация к требованиям рынка.
Слайд 9
Преобразование системы менеджмента предприятия
- укрепление имиджа предприятия;
-налаживание долговременных хозяйственных связей
с поставщиками, потребителями и посредниками;
- ускорение оборачиваемости финансовых средств;
- усиление
межотраслевого взаимодействия предприятия.
Материальное стимулирование персонала и улучшение условий труда
- повышение заработной платы персонала адекватно изменению объемов деятельности торговой системы;
- использование поощрительных мер, активизирующих персонал на внесение предложений по улучшению организации производства;
- повышение культуры производства и улучшение условий труда и быта;
Использование методов стратегического маркетинга
- формирование спроса на продукции;
- укрепление имиджа предприятия;
- изучение потребительских предпочтений и быстрая реакция на изменение спроса.
Слайд 10Таким образом, экономическую эффективность можно рассматривать относительно факторов конкурентоспособности торговой
системы.
Понятие экономической эффективности опирается на учет платежеспособного спроса, предъявляемого
тем или иным рынком в соответствии с полезностью результата деятельности данной системы, и связанные с этим спросом равновесные цены.
Слайд 11Методы оценки конкурентоспособности
Качественные методы: SWOT – анализ, матричные методы, рейтинго
– экспертные методы.
Количественные методы: индексный метод, методы оценки по
доле рынка, метод на основе теории эффективной конкуренции.
Слайд 12Подход с позиций качества выпускаемой продукции
- - интегральный коэффициент
реальной конкурентоспособности предприятия;
jпi – индекс конкурентоспособности i-го изделия по потребительским
параметрам;
jэi – индекс конкурентоспособности i-го изделия по экономическим параметрам;
gi – объем реализации i-го изделия (i= 1,2,3,…,n).
Слайд 13Оценка конкурентоспособности предприятия может быть осуществлена по соотношению между реальной
и потенциальной конкурентоспособностью:
- коэффициент использования потенциала конкурентоспособности предприятия.-
Слайд 14Метода сравнительной оценки по конкурентным преимуществам
(i=1,…,n) (3)
где Бi – среднее значение
параметра i конкурентного преимущества;
Бij – оценка в баллах i-го преимущества
j-м экспертом;
m - количество экспертов в группе;
n – количества конкурентных преимуществ;
i – номер конкурентного преимущества;
j – номер эксперта.
Слайд 15Функциональный подход к оценке конкурентоспособности предприятий предполагает использование экономических показателей
деятельности предприятий
;
Слайд 16Методика, основанная на теории эффективной конкуренции
Учитывается четыре группы показателей:
1.
показатели, характеризующие эффективность торговой деятельности подразделения;
2. показатели финансового положения
предприятия;
3. вклад подразделения в финансовые результаты;
4. показатель конкурентоспособности услуг.
Слайд 17где ККП – коэффициент конкурентоспособности предприятия;
ЭП – значение критерия эффективности
производственной деятельности предприятия;
ФП – значение критерия финансового положения предприятия;
ЭС –
значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке;
КТ – значение критерия конкурентоспособности товара (услуги);
Слайд 18Матричные методы оценки конкурентоспособности организаций
Основа - концепция жизненного цикла товара
(четыре стадии: внедрение, рост, насыщение и спад).
Наиболее известными матричными
моделями, по которым можно оценить конкурентоспособность предприятия, являются матрица Бостонской консультативной группы (БКГ) и матрица «Дженерал-Электрик» - «Мак-Кинзи»
Слайд 19Методика определения интегральной конкурентоспособности организации
где Дi – доля рынка, принадлежащая
предприятию;
Кij – показатели конкурентоспособности отдельных ресурсов предприятия;
Wi – весомость показателя.
Слайд 20Анализ основных групп методов оценки конкурентоспособности организации
Слайд 22Анализ подходов к оценки конкурентоспособности:
Функциональный подход
при оценке конкурентоспособности организации рассматривается
как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения.
Слайд 23Системный подход к оценке
организация рассматривается в виде системы с
учетом наличия систем более высокого уровня. Данный подход позволяет рассматривать
вопросы конкурентоспособности во взаимосвязи с внешней и внутренней средой, с учетом воздействия различных факторов.
Слайд 24Структурный подход
определяет значимость приоритетов среди факторов, методов, принципов и
других инструментов в их совокупности с целью установления рациональности соотношения
и повышения обоснованности распределения ресурсов.
Слайд 25Комплексный подход
учитывает технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, а
при необходимости и другие аспекты функционирования и их взаимосвязи.
Слайд 26Интеграционный подход
нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между отдельными
подсистемами и компонентами системы управления, между стадиями жизненного цикла объекта,
между уровнями управления по вертикали, а, кроме того, между субъектами управления по горизонтали.
Слайд 27Поведенческий подход
проведение оценки направлено на повышение эффективности предпринимательских структур
за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Слайд 28 Воспроизводственно-эволюционный подход
ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для
удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими совокупными затратами на единицу
полезного эффекта.
Слайд 29Оптимизационный подход
Отражается в переходе от качественных оценок к количественным
и применения методов исследования операций, теории принятия решений, инженерных расчетов,
статистически методов, экспертных оценок и др.
Слайд 30Нормативный подход
заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам
системы управления. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем: целевой,
обеспечивающей, управляемой и управляющей. Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности и перспективности применения по масштабу и во времени.
Слайд 31Ситуационный подход
концентрируется на том, что пригодность различных параметров и
методов управления конкурентоспособностью определяется конкретной ситуацией.
Применение ситуационного подхода основано
на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения по конкурентоспособности, на учете факторов неопределенности среды.
Слайд 32 Процессный подход
рассматривает общие функции управления как взаимосвязанные.
При
таком подходе процесс управления конкурентоспособностью является цепью непрерывных взаимосвязанных действий
по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию.
Слайд 33Инновационный подход
заключается в ориентации развития экономики страны или отдельной
организации на активизацию деятельности в области базовых наукоемких отраслей, являющихся
двигателями развития экономики.
Слайд 34Подводя итог анализа методы и подходы оценки конкурентоспособности предприятия, отметим,
что некоторые методы и подходы не учитывают во взаимосвязи все
факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, и имеют достаточно ограниченную область применения. Использование других методов и подходов позволяют проводить комплексную оценку деятельности предприятия, что позволяет делать более обоснованные выводы о конкурентоспособности и облегчает выработку управленческих решений по улучшению отдельных направлений деятельности предприятия.