Слайд 1Определения
Дезадаптация — нарушение процессов взаимодействия человека с социальной средой.
Социальная
дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному
приспособлению индивида к условиям социальной среды.
Девиация - отклонение от общепринятой в социальной группе или обществе нормы, правила, которое влечет за собой моральное осуждение, изоляцию, лечение, наложение штрафа, увольнение с работы, тюремное заключение или другое наказание нарушителя.
Девиантное поведение — Девиантное поведение это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах
Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению
Слайд 2Правонарушители - лица, совершившие наказуемые противоправные
деяния, посягающие на государственный (или общественный) строй или порядок,
собственность, на права и свободы граждан, которые по закону должны нести ответственность , вид которой определяется в зависимости от тяжести правонарушения.
Преступность несовершеннолетних, согласно Современной энциклопедии социальной работы, это совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний на определённой территории за определённый отрезок времени, за каждое из которых предусмотрено уголовное наказание
Делинквентное поведение как один из видов отклоняющегося поведения, комплекс проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, то есть наказуемых, согласно Уголовному Кодексу, серьёзных правонарушений и преступлений.
Группа социального риска - это разновидность социальной номинальной группы, объединяющей людей, которые в силу своего социального положения и образа жизни подвержены опасным отрицательным воздействиям и в результате этого представляют угрозу нормальной жизнедеятельности общества (В Современной энциклопедии социальной работы )
Беспризорность - полный отрыв несовершеннолетнего от семьи, сопряжённый с утратой постоянного места жительства и занятий.
Слайд 3Нормативно-правовая база
Поступки и действия людей могут рассматриваться
как с точки зрения морали, так и с правовой точки
зрения. В Российской Федерации существует ряд Федеральных законов, регулирующих правовое положение детей и подростков, в том числе и дезадаптированных. Среди них Федеральный закон № 124 « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации », Федеральный закон № 159 « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних », Федеральный закон № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах», Семейный кодекс Российской Федерации. А теперь проанализируем термины и понятия, которые рассмотрены в вышеуказанных законах, и соответствуют теме нашего исследования.
Слайд 4 ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребёнка
в РФ»
В Федеральном законе № 124 « Об
основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации » ребенок определяется как лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия). К детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, данный закон относит следующие категории - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Социальная адаптация ребенка, согласно этому закону, есть процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы. В данном законе определены цели государственной политики в интересах детей, закреплены законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации.
Слайд 5 ФЗ № 159 « О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
По Федеральному
закону № 159 « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из учреждений.
Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения. В законе закреплены дополнительные гарантии и меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Слайд 6ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
По
Федеральному закону №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» несовершеннолетним признаётся лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. Безнадзорным, по тому же закону, считается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. Соответственно,
беспризорный – это безнадзорный, не имеющий места жительства и места пребывания. Согласно данному федеральному закону,
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. В законе определены основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и основные и направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.