Слайд 1Оренбургский государственный институт менеджмента
Кафедра производственного менеджмента
Управленческий консалтинг
Лекция 8
«Информационные технологии
в управленческом консультировании и управлении знаниями»
Лектор
Профессор Твердохлиб Вячеслав Петрович
Слайд 2Дидактические единицы
1. Рынок информационных технологий
2. Консалтинг в информационном поле
3. Особенности
IT- консалтинга в России
4. Управление знаниями и внедрение систем управления
знаниями
Слайд 3Появление и развитие IT технологий в управленческом консультировании
Формирование «спроса» на:
Разработку
и внедрение корпоративных информационных систем
Систем управления производственными процессами
Приобретение, установку, настройку
специализированной аппаратуры и программного обеспечения, сервисное обслуживание IT - технологий
Слайд 4Что дало внедрение IT-технологий?
- проектирование, внедрение и техническую поддержку компьютерных
сетей (вычислительные системы, локальные сети, системы коммуникаций)
- возможность комплексных аналитических
исследований в области высокотехнологичной продукции , сервиса и средств телекоммуникации
Слайд 5Что дало внедрение IT-технологий?
своевременную информацию о продукции и конкурентоспособности компаний
вашей отрасли
оперативную работу с существующими и потенциальными заказчиками
помощь для клиентов
в выборе правильной стратегии (заказа, контактов, совместных проектов и т.п.)
Слайд 6Типичные услуги в области IT консультирования
Разработка программного обеспечения
Применение новых и
адаптация прежних (стандартных) программ к потребностям предприятия
Обслуживание компьютерных сетей (обучение
пользователей, управление сетями передачи данных, интеграция систем и т.п.)
Производство нового компьютерного оборудования и иных IT технологий
Слайд 7Интернет /интранет технологии
- Соединение глобальной сети с
пакетами прикладных программ,
расположенных на одном
или
нескольких серверах
Веб-броузеры, интерфейс Интернета
и веб-сервера Интранета-сети компании
(Рекомендую освоить быстрее!!)
Слайд 8Консалтинг в информационном поле
1.Необходим при приобретении и сервисном обслуживании компьютерного
оборудования, программного обеспечения обработки и передачи данных «на сторону»
2. Маркетинг,
бухучет, управление кадрами и т.п. внутри компании
3. В организации защиты информационных систем и данных
Слайд 9Проблемы
Согласованность IT стратегии и бизнес-целей предприятия
Конфликт между руководителями компании и
IT- службами
(Консультанты работают на смежных
участках, советы часто противоречивы, расходы на КУ возрастают в 3-4 раза (!), ответственность за конечный результат не несет никто!)
Слайд 10Где выход?
Консолидировать IT – ресурсы
Улучшить их управляемость
Утвердить регламенты, предусматривающие ответственность
бизнес-заказчиков и консультантов за конечный результат процесса
(Пример «Аэрофлота»
и консалтинговой компании Accenture»: перевод с «айтишного» на русский и обратно!)
Слайд 11Оценка результата
Способность поставщиков IT – продукта
обеспечить
возможность управления корпоративной системой клиента
(Понимание особенностей бизнеса клиента-заказчика
IT – продукта, способность к максимальной адаптации универсальных IT- решений под определенные бизнес-процессы клиента, работать в рамках единого информационного поля и защиты информации, единой кадровой политики, согласованного бюджета)
Слайд 12Особенности УК в консультировании информационных технологий
Быстрое изменение IT-технологий (быстрое развитие
интернет-продаж-покупок, отчеты по электронной коммерции)
Открытое (или скрытое!) сопротивление изменениям
Умение работать
в проектных группах, прежде всего, по маркетингу и логистике, при подготовке обучающей литературы, уровень (!) конференций, уровень (!) семинаров (особенно платных!), например, по электронной коммерции, организации рабочих мест IT- операторов и консультантов и т.д.
Слайд 13Взять «на заметку!»
1. Внимание к предприятиям реального сектора экономики:
оптимизация бизнес-процессов, использование IT-технологий для повышения эффективности бизнеса
2. Не «заиграться»
с «чистой интернет-экономикой!» («Электронные» рынки, «метарынки», электронные биржи, системы интегрированного управления бизнесом)
Слайд 14Взять «на заметку!»
3. Спрос на установку и внедрение системы управления
бизнесом (ERP) в современной России проявляют лишь крупнейшие предприятия («Газпром»,
ЛУКойл», «Аэрофлот», «РЖД»)
4. Искать (!) и находить (!) компании с планами и амбициями на стратегические преобразования
(Пример с корпорацией IBM : «не создание более эффективных ПК и программ, а решение комплексных проблем бизнеса, моделирование человеческого поведения, смещение в область социальных наук !» Сэм Палмисано)
Слайд 15Особенности IT- консалтинга в России
Вы – в
начале пути этого бизнеса!
(2000 г. Компания IBS;
2003 г.- 7 IT –
компаний; 2005 г. - 23 IT – компании (IBS,
SAP, «Оптима», «АйТи», «Сибинтек») в 37
отраслях и сферах народного хозяйства:
(нефтегазовая отрасль, транспорт,
электроэнергетика и связь, банковский
сектор, металлургия и машиностроение,
пищевая промышленность). См. слайд 14!
Слайд 16Управление знаниями
«Знать – еще не значит делать!»
-
Управление знаниями – не временная прихоть, а стратегический предмет обсуждения
на уровне совета директоров (Ян Вильямсон, вице-президент Europe of SER Systems)
- Это – ключ к развитию конкурентоспособности и превосходства Вашей компании!
Слайд 17Неоднозначность понимания проблемы
1.Управление документооборотом?
2. Внедрение информационных систем для бизнеса?
3.Средство коллективной
работы с корпоративными порталами?
4. Что-то другое?
Слайд 18Так, что же это – управление знаниями?
Это -
не просто отдельный продукт УК, это - стратегия предприятия, организация
управленческих решений и действий на базе всех информационных ресурсов компании.
Это – культура информационного обмена внутри компании. Это прежде всего – люди! Компьютеры, технологии – это всего лишь инструмент.
(Текучесть кадров, утечка мозгов и информации…до 80%!)
Слайд 19Так, что же это – управление знаниями?
«Есть даже идиоты (им, конечно, виднее !), которые предсказывают, что
к 2020 г. искусственный интеллект превзойдет человеческий разум!»
(Дейв Сноуден – директор Европейского отдела
Института управления знаниями в компании IBM )
Слайд 20Так, что же это – управление знаниями?
Иное понимание цели: не
снижение затрат, а возможность быстро принимать оптимальное решение
Управление знаниями достойно
«достойных» вложений (инвестиций)
Согласованное представление о задачах, важных для фирмы
Научиться не только обладать знаниями, но и делиться ими!
Слайд 21И вновь – трудности…
- Незнание, непонимание: (гордость, упрямство, занятость,
страх перемен)
- Отсутствие «аппетита знаний» («поглотительной способности!»
Отсутствие доверительных отношений
с «носителем знаний» и теми, кому они могут быть полезны
Отсутствие мотивации для передачи своего опыта
Слайд 22Люди и культура – вот ключи к эффективному управлению знаниями
и их передаче внутри компании и вне ее
Избавиться
от системных препятствий для улучшения передачи знаний!
- Компании типа «силосная башня»: «все – только моё!», блокада других групп.
- Компании типа «не наше – значит плохое!»
- Компании типа «Вавилон». Одна рука не знает, что делает вторая. Нет согласованности.
Слайд 23Три важных фактора в управлении знаниями
Культура
Культура (!)
Культура (!!)
(Боб Бакман,
Управляющий Buckman Laboratories)
По результатам эталонных исследований Американского центра производительности и качества
(Пример с использованием Гамма – счетчика фирмы Buckman Laboratories для радиоизотопных иcследований в ОГМА)
Слайд 24Обмен опытом – это вид социальной деятельности
Нужно объединить людей, которые
хотят поделиться своими знаниями
Процесс обмена знаниями и информацией, начавшись однажды,
постепенно станет циклическим
Атмосфера ревности и конкуренции превратится в культуру сотрудничества
Организация превратится в знаниецентристскую
Слайд 25Обмен опытом – это преимущества компании!
Появляется больше идей и сокращается
их «жизненный цикл»
Снижаются затраты на дублирование усилий и повторение прошлых
ошибок
Более быстрый рост профессионализма в коллективе
Повышение эффективности в работе
Выработка новых решений на основе коллективных идей
Слайд 26Как внедрить систему управления знаниями?
Вводный этап: зачем нам
это нужно, что это принесет фирме?. Ключевые сотрудники, «пилотный проект»,
информационное задание
Второй этап: оценка ресурсов и их соответствие реальным потребностям сотрудников. Анкета.
Третий этап: анализ ответов анкет и разработка сценариев, технологии, политики управления знаниями, новых должностных обязанностей
Четвертый этап: внедрение технологических решений, изменение информационных потоков, составление каталогов всех ресурсов и т.д.