Слайд 1Организация и программирование
спортивной тренировки
Профессор,
доктор педагогических наук,
Заслуженный тренер России
К.К.
Марков
Слайд 2Тематический план дисциплины
Модуль 1
Теоретико-методические подходы к программиро-ванию и организации
тренировочного процесса
Модуль 2
Специфические закономерности процесса станов-ления спортивного мастерства
Модуль 3
Принципиальная связь
между состоянием спорт-смена и тренировочной нагрузкой
Модуль 4
Принципы программирования и организации тре-нировочного процесса
Слайд 3Содержание курса
Введение
Глава 1. Теоретико-методические подходы к программирова- нию и организации
тренировочного процесса
Особенности современного этапа развития спорта
Тренировочный процесс как объект управления
Научные
предпосылки к решению проблемы программирования и организации тренировочного процесса
Классификация видов спорта
Глава 2. Специфические закономерности процесса становления спортивного мастерства
Общие закономерности адаптации организма спортсмена к нап-ряженной мышечной работе
Общие закономерности морфофункциональиой специализации организма в процессе становления спортивного мастерства
Структура специальной физической подготовленности спорт-смена
Закономерности становления спортивно-технического мастерства
Слайд 4Глава 3. Принципиальная связь между состоянием спортсмена и тренировочной нагрузкой
Характеристика
тренировочной нагрузки и ее эффекта
Факторы и условия, определяющие тренировочный эффект
нагрузки
Долговременный отставленный тренировочный эффект нагрузок
Общие тенденции в динамике состояния спортсмена в годичном цикле в зависимости от организации тренировочной нагрузки
Глава 4. Принципы программирования и организации тренировочного процесса
Формы построения тренировки
Принципиальные установки к программированию тренировочного процесса
Принципиальные модели системы построения тренировки в годичном цикле
Схема логической последовательности принятия решений при программировании тренировки в годичном цикле
Управление ходом тренировочного процесса
Заключение
Слайд 5Введение
Программирование – это упорядочение содержания трениро-вочного процесса в соответствии с
целевыми задачами подготов-ки спортсмена и специфическими принципами, определяющими рациональные формы
организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени. Программирование – новая, более совершенная форма планирования тренировки, решающая задачу на более высоком научно-методическом уровне и с большей вероятностью достижения цели.
Программирование тренировки - принятие решения, связан-ного, во-первых, с определением общей стратегии подготовки спортсмена и, во-вторых, с выбором оптимального варианта пос-троения тренировочного процесса. Задача эта весьма сложная из-за множества возможных значений и сочетаний в составе, объе-ме, продолжительности и организации тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности.
Практически принятие решения в такой ситуации осуществляет-ся путем перебора и оценки если не всех, то многих из приемле-мых вариантов построения тренировки. Их тем меньше, чем опытнее тренер, т. е. чем больше у него оснований к тому, чтобы сразу отвергнуть одни и задуматься над другими.
Слайд 6Следовательно, главным условием безошибочного выбора опти-мального решения является наличие оснований
для предвари-тельной оценки эффективности того или иного варианта. И если
в прошлом планирование опиралось на личный опыт тренера, до-бытый методом проб и ошибок, на его интуицию и некоторые ло-гические принципы, то в наше время появились более объектив-ные основания и предпосылки. Это и делает возможным переход к программированию, как к более совершенной форме планиро-вания и построения тренировки.
Выбор решения при программировании тренировки исходит из знания специфических закономерностей, присущих процессу становления спортивного мастерства (ПССМ) и определяющих его планомерное развитие во времени. Такие закономерности выявляются на основе изучения особенностей долговременной адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной ра-боте и принципиальных тенденций в изменении его состояния в зависимости от организации тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности, их объема и продолжитель-ности. Выявлению закономерностей ПССМ способствует также изучение особенностей процессов становления спортивно-техни-ческого мастерства и морфофункциональной специализации организма спортсмена в ходе многолетней тренировки.
Слайд 7Это обеспечивает, во-первых, существенное повышение объекти-вности предварительной оценки тренирующего потенциала
пред-полагаемой нагрузки и вероятности прогноза тренировочного эффекта, который она может
обеспечить. Во-вторых, они способ-ствуют разработке рациональных форм организации тренировоч-ной нагрузки в рамках конкретных этапов, оптимальной продол-жительности и рациональной взаимосвязи нагрузок различной преимущественной направленности целесообразную последова-тельность введения их в тренировочный процесс. В-третьих, они дают основания к переосмысливанию традиционных принципов построения тренировки.
Вместо тренировочного процесса как набора отдельных микро-циклов, а его организации – как цепочки микроциклов различной направленности, мы переходим к программно-целевому принци-пу организации тренировки. Он исходит из постановки конкрет-ных целевых задач на разных этапе подготовки и из разработки программы тренировочной и соревновательной деятельности. Основная форма построения тренировки не микроциклы, а боль-шие этапы подготовки, выделяемые в годичном цикле по кален-дарю соревнований и закономерностям адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной работе. Это меняет и тре-бования к организации микроциклов, которые обретают функ-цию рабочей формы для упорядочения тренировочной нагрузки.
Слайд 8Тренировка – многосторонний педагогический процесс специ-фической формы организации, превращающий её
в системное воздействие на личность и физическое состояние человека. По
содержанию тренировка есть активная и систематическая специ-ализированная двигательная деятельность, направленная на все-стороннее воспитание спортсмена, в том числе на приобретение широкого круга специальных знаний, навыков и умений, повы-шение физической работоспособности организма, овладение тех-никой спортивных упражнений и искусством соревновательной борьбы. Это обеспечивается в ходе многолетней тренировки пос-тепенно, с определенной очередностью в решении этапных задач и последовательностью в овладении вершинами спортивного мастерства.
Спортивное мастерство – это искусство движения. Воспитание спортсмена осуществляется на основе специализированной дви-гательной деятельности. Поэтому рост мастерства обеспечивает-ся и вместе с тем лимитируется физическими возможностями организма, т.е. особенностями проявлять требуемый уровень уси-лия и выдерживать тренировочную нагрузку, которая нужна для совершенствования этой способности. Следовательно, педагоги-ческие основы и методические принципы организации трениро-вочного процесса наряду с воспитательной направленностью, должны учитывать и биологическую сущность ПССМ.
Слайд 9Это подчеркивает специфику педагогики спорта, состоящую в том, что процесс
воспитания ведется на уровне предельных физи-ческих и психологических напряжений, которые
неведомы ника-кому другому педагогическому процессу. И здесь нельзя мирить-ся с дилетантством и допускать ошибок, ибо цена им – здоровье человека.
Таким образом, спортивная деятельность – это сложнейшее соци-ально-биологическое явление. Будучи социальным по своей сущ-ности и имея конкретное педагогическое содержание и воспита-тельную направленность, оно в своем феноменологическом вы-ражении, форме существования и развития имеет биологическую основу. Именно поэтому биологический аспект должен занимать важное место в научном поиске, направленном на решение проб-лем рационального построения и программирования тренировки, но вместе с тем он должен ориентироваться и осмысливаться в аспекте педагогических задач, выражающих социальную сущ-ность спортивной деятельности
Слайд 10Подготовка спортсмена среднего класса существенно отличается от тренировки спортсменов высокой
квалификации. Для первых традиционные, сложившиеся принципы построения тренировки вполне обеспечивают
прогресс мастерства, а для вторых они уже не столь эффективны. Не учитывая современной специфики под-готовки спортсменов высокого класса, они вступают в противо-речия с ее требованиями и превращаются в тормоз прогресса мастерства.
Неотложная задача - выявление специфических особенностей подготовки квалифицированных спортсменов, переосмыслива-ния и развития традиционных принципов, разработки новых, методических путей и соответствующих форм их подготовки.
Тренировочный процесс необходимо создать, исходя из целевых задач, определяющих его содержание. Затем следует осущест-вить практическую реализацию принятой программы и прокон-тролировать ход ее выполнения, внося в нее коррекцию.
Программирование – это предварительное определение страте-гии, содержания и форм построения тренировочного процесса; организация – практическое осуществление его программы с уче-том конкретных условий и реальных возможностей спортсмена; управление – контроль и регулирование хода тренировочного процесса по заданным критериям его эффективности.