Слайд 1Образование как социокультурный феномен. Современное состояние образования
Понятие образования, его основные
функции.
Образование как система и как процесс.
Современное состояние образования в мире.
Мировые образовательные тенденции.
Система образования в РБ
Тенденции в развитии высшего образования
Слайд 2Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных
ценностей
Функции образования:
Способ передачи накопленных знаний, вхождения в мир науки
и культуры.
Среда общения.
Средство развития и становления человека как личности и как профессионала.
Способ социализации личности, процесс её самоутверждения.
Средство обеспечения преемственности поколений.
Фактор социального прогресса.
Ускоритель культурных перемен и преобразований.
Слайд 3 Основные элементы образования как учреждения:
цели образования
содержание образования
способы получения образования
формы организации
образовательного процесса
субъекты и объекты образовательного процесса
образовательная среда
результат образования
Слайд 4Основания для выделения видов образования
тип и качество освоения научных знаний
(биологическое, математическое, физическое, экономическое, филологическое…)
вид доминирующего содержания образования (теоретическое и
прикладное, гуманитарное и естественнонаучное)
тип освоения культурных ценностей (классическое, художественно-эстетическое, религиозное…)
масштаб освоения культурных ценностей (национальное, европейское, международное)
тип образовательной системы (университетское, академическое, гимназическое)
сословный признак (элитарное и массовое)
тип преобладания и направленности содержания образования (формальное и материальное, научное и элементарное)
уровень образования (начальное, базовое, среднее, неполное высшее, высшее).
Слайд 5Ключевые тенденции социокультурной ситуации в мире
Глобализация – интеграция рынков,
финансов, технологий, главной особенностью является скорость (в торговле, в передвижении,
в коммуникациях)
Информационная революция – переход от общества индустриального к обществу информационному, в котором процессы создания и распространения знания являются ключевыми
Ключевая черта социокультурной ситуации в РБ – модернизация, т.е. переход от традиционного общества к индустриально развитому и динамическому.
Слайд 6Глобальные тенденции в системе образования
Эволюция знания в основной источник прибыли
в информационном обществе.
Образование становится фактором преодоления отсталости.
Трансформация понятия «образование».
Развитие
рыночных отношений в сфере образования.
Интеграция образования (глобальность).
Слайд 7Глобальные тенденции в системе образования
Гуманизация образования
Гуманитаризация
Дифференциация
Диверсификация
Стандартизация
Многовариантность
Многоуровневостъ
Информатизация
Индивидуализация
Непрерывность
Слайд 8Принципы, на которых базируется развитие образования в РБ
приоритет общечеловеческих ценностей
национально-культурная
основа
научность
ориентация на мировой уровень образования
гуманизм
экологическая направленность
преемственность и непрерывность
единство обучения, духовного
и физического развития
поощрение таланта и образованности
обязательность базового образования
Слайд 9Позитивные тенденции в развитии образования в Беларуси
гуманизация и гуманитаризация образовательного
процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами
и учащимися;
- вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин;
- разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ;
- дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных учреждений образования, учет социального заказа на образование;
- переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов (включая бакалавров и магистров), отвечающую международным требованиям;
- обеспечение и управление качеством образования;
- использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования.
Слайд 10Негативные тенденции в развитии образования в Беларуси
отрицательное влияние современной школы
на здоровье учащихся;
авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением;
унификация образовательного
процесса (ориентация на среднего ученика, преобладание методов обучения, направленных на воспроизведение готовых знаний);
бюрократизм и формализм в системе образования (преобладающая форма обучения в школе - урок; набор не связанных между собой предметов в школе);
недостаточных уровень качества подготовки выпускников средней школы;
отток преподавательских кадров из системы образования;
феминизация и старение преподавательского корпуса;
кризис воспитания.
Слайд 11 Национальная система образования РБ включает:
участников образовательного процесса;
образовательные стандарты, разработанные
на их основе учебные планы и учебные программы;
учреждения образования и
другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;
государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканского, регионального, местного уровней управления).
Слайд 12Уровни образования в РБ
дошкольное;
общее базовое;
общее среднее;
профессионально-техническое;
среднее специальное;
высшее;
послевузовское.
Слайд 13Тенденции развития высшего образования в РБ
Развитие многоуровневой системы во многих
вузах РБ
Обогащение вузов современными информационными технологиями, широкое включение в
систему Internet и развитие дистанционных форм обучения.
Перевод многих учреждений высшей школы на самофинансирование.
Обновление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов.