Слайд 1Тема:
Трофические отношения между организмами. Пищевые цепи и сети. Экологическая
пирамида.
Слайд 2 Экосисте́ма, или экологи́ческая систе́ма - биологическая система состоящая
из сообщества живых организмов и среды их обитания.
Впервые термин «экосистема» ввел в науку А.Тенсли (1935г.)
Слайд 3 Основные компоненты экосистемы
- продуценты
- консументы
- редуценты
-условия среды
Все эти компоненты взаимосвязаны в пространстве и времени и образуют единую структурно-функциональную систему.
Слайд 4 Пищевая (трофическая) цепь - это последовательность того, кто кого ест
в биологическом сообществе (экосистеме) для получения питательных веществ и энергии,
поддерживающих жизнедеятельность. При рассмотрении круговорота веществ в экосистеме необходимо учитывать три основные группы организмов: продуценты, консументы и редуценты, перечисленные выше. Цепи питания могут быть:
Слайд 7Трофический уровень
Трофический уровень - место каждого звена в
цепи питания.
I трофический уровень - продуценты
II трофический уровень - растительноядные
консументы
III трофический уровень - плотоядные, живущие за счет растительноядных форм
IV трофический уровень - потребляющие других плотоядных
Таким образом, различают консументов I, II, III порядков, занимающих разные уровни в цепях питания.
Слайд 9 Пищевые сети
Очень редко встречается
ситуация, при которой данный вид является участником только одной пищевой
цепи. Чаще он входит в несколько пищевых цепей, часто занимая в них различное положение (см. рис.).
В результате этого формируются пищевые сети. Наличие пищевых сетей обеспечивает большую устойчивость экосистем. Так, если в результате изменения условий какой либо вид продуцентов резко снизит свою численность, питающиеся им консументы первого порядка перейдут на другие источники питания, лишь незначительно снизив свою численность, а консументы второго порядка вообще могут на это не отреагировать, т.к. их пищевая база почти не изменится.
Слайд 11 Экологическая пирамида- это графическое изображение соотношения между продуцентами и
консументами всех уровней (травоядных, хищников, видов, питающихся другими хищниками) в
экосистеме. Почему пищевые отношения имеют форму пирамиды?
Слайд 13 Выводы:
Экосистема и ее компоненты -----> пищевая цепь, 2
вида ----> трофический уровень ----> пищевые сети ----> экологическая пирамида
Вещества и энергия в пищевой цепи переносятся от одного организма к другому, однако не все имеющиеся в продуцентах питательные вещества и не вся энергия переходят на следующий уровень, т. е. в растительноядных животных, и из них в свою очередь не вся энергия переходит дальше в следующих животных. Каждое последующее звено получает меньше энергии, чем предыдущее.
Следующей ступени передается примерно 10% полученной от предыдущей ступени энергии. Поэтому на нижней ступени пищевой цепи находится больше всего энергии, и ближе к высшим ее ступеням она постепенно убывает. По этой же причине на каждой последующей ступени располагается меньше особей, и их общая масса меньше, чем на предыдущей. Чем выше ступень, на которой находятся организмы, тем меньше они получают энергии по сравнению с организмами первой ступени, и тем меньше их численность и общая масса.
Поскольку на каждой ступени пищевой цепи расходуется приблизительно 90% энергии, пищевая цепь не может быть длинной: в пищевой цепи и, соответственно также и в экологической пирамиде имеется не более 5 ступеней, поскольку на большее количество просто не хватает энергии.
Слайд 14 Ребята! У вас сегодня по
экологии была проведена предпоследняя пара, то есть, следующая пара -
это дифференцированный зачет!
Для сдачи дифференцированного зачета необходимо подготовить сообщения по следующим темам (по выбору).
ТЕМЫ СООБЩЕНИЙ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА
1. Загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы. Современная климатическая ситуация на планете.
2. Шумовое загрязнение атмосферы.
3. Озоновый слой как объект охраны окружающей среды.
4. Парниковый эффект. Причины и последствия.
5. Кислотные дожди. Причины и последствия.
7.Радиоактивное загрязнение атмосферы и воды.
8.Проблемы утилизации и ликвидации мусора. Вторичное использование отходов.
9.Проблема роста народонаселения. Демографический взрыв.
10.Глобальные изменения биологического разнообразия. Утрата видов.
ТРЕБОВАНИЯ К СООБЩЕНИЮ
Сообщение должно иметь следующие разделы:
введение
основная часть,
выводы
список использованной литературы (не менее 4-х источников) с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания.
Во введении следует отразить актуальность рассматриваемого вопроса.
Основная часть должна излагаться в соответствии с планом, четко и последовательно, желательно своими словами.
Выводы должны содержать краткое обобщение рассмотренного материала.
Сообщение должно быть написано аккуратно, разборчиво, на бумаге стандартного (А4) формата, на одной стороне листа. Страницы должны быть пронумерованы, начиная с 3-й (титульный лист с названием работы и страница оглавления включаются в общую нумерацию, но номера на них не ставятся). На каждой странице с правой стороны следует оставлять поле в 3 см для замечаний преподавателя. Примерный объем сообщения составляет 5-6 страниц рукописного или машинописного текста. Удачи!