Слайд 1Организационные формы обучения химии
Урок как главная организационная форма обучения
Слайд 2Урок системе форм обучения химии
Урок – это систематически применяемая для
решения основных дидактических целей основная форма обучения, обеспечивающая реализацию в
едином процессе содержания, средств, форм и методов обучения. Махмутов М.И.
Слайд 3Урок как форму организации обучения придумал Я.-А. Каменский. Так что
урок – это архаика, он объективно устарел, за это время,
исчерпал себя. Словосочетание «современный урок» – это нелепость, что-то вроде «современной архаики, т.е. абсурд -
из выступления инноватора, модернизатора, реформатора от образования
«Колесо еще древнее, но попробуйте без него обойтись» - Е. Ямбург, директор школы
Слайд 4Требования к уроку
Направленность на достижение целей
Научность содержания
Формирование мировоззрения
Развитие интереса
Учет межпредметных
связей
Сочетание разнообразных методов
Привитие навыков самостоятельной работы
Целостность урока
Спокойная деловая обстановка
Слайд 5Классификация уроков
По дидактической цели:
- урок передачи и приобретения новых
знаний
-закрепления и совершенствования знаний
Контроль результатов
По доминирующему методу:
-урок-лекция
Урок семинар
Урок-практическая работа
Слайд 6уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему
– основа успешной деятельности любого педагога.
Конструирование современного урока химии
Слайд 7Роль учителя
обучение сегодня – это педагогическое конструирование активного взаимодействия ученика
с объектом познания, культуры.
создание условий для воспитания социально активной
личности;
учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности.
Слайд 8Роль учителя в том, что он управляет процессом познания, т.е.
планирует,
организует выполнение плана,
анализирует достигнутые результаты.
Слайд 9Цель урока
Педагогическая задача (цель) конкретного урока складывается из
познавательной составляющей
(предметной, содержательной, ложащейся на поле деятельности);
воспитательной составляющей;
развивающей составляющей (развитие интеллекта
и эмоциональной сферы, формирование воли).
Слайд 10Образовательные задачи урока состоят в усвоении учащимися определённой системы знаний,
формирования на основе этих знаний общеучебных и специальных умений и
навыков.
Слайд 11При обучении химии учащиеся должны уметь
применять теоретические знания (понятия, законы
и теории химии),
фактологические знания (сведения о неорганических и органических веществах
и химических процессах),
знания о способах деятельности, имеющих отношение к изучению химии (составление химических формул и уравнений, осуществление расчётов по формулам и уравнениям),
проводить химический эксперимент в строгом соответствии с правилами техники безопасности.
Слайд 12Общеучебными умениями являются
учебно–организационные,
учебно– информационные,
учебно – интеллектуальные,
учебно –
коммуникативные.
Слайд 13К специальным умениям относят
Умение обращаться с химической посудой и приборами,
устройствами;
Умение научное объяснение физических и химических явлений, состава и
свойств простых и сложных веществ.
Слайд 14Воспитательные задачи современного урока формируют мировоззрение учащихся, систему взглядов и
убеждений
Слайд 15Развивающий аспект
умений анализировать,
выделять главное,
сравнивать,
систематизировать,
доказывать,
объяснять,
ставить и разрешать проблемы
Развитие речи
Эмоциональной сферы
Слайд 16Насколько верно и чётко учитель сформулирует триединую цель урока –
настолько верно он определит содержание учебного материала, выберет методы и
формы обучения.
Таким образом, целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания.
Слайд 17Цель урока трансформируется в педагогические задачи:
Информационная: Что и чему будем
учиться?
Операционная: Как и каким образом будем учиться?
Мотивационная: Зачем нам это
надо?
Коммуникативная: С кем и где?
Если задача воспринимается учеником, то она выступает мотивом учения.
Слайд 18Цель и содержание определяют методы, т.е. способы взаимосвязанной деятельности учителя
и ученика.
Слайд 19логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока
Структура урока
- это
Слайд 20логика процесса усвоения знаний:
восприятие
осмысление
запоминание
применение
обобщение –
рефлексия
Слайд 21Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий
1. организационный этап
2.
этап проверки домашнего задания
3. этап актуализации субъектного опыта учащихся
4. этап
изучения новых знаний и способов деятельности
5. этап первичной проверки понимания изученного
6. этап закрепления изученного
7. этап применения изученного
8. этап обобщения и систематизации
9. этап контроля и самоконтроля
10. этап коррекции
11. этап информации о домашнем задании
12. этап подведения итогов занятия
13. этап рефлексии
Слайд 22Основной этап определяет тип учебного занятия
урок усвоения новых знаний,
урок
повторения и закрепления,
урок применения знаний и умений,
урок обобщения и
систематизации,
урок контроля и оценки знаний,
урок коррекции знаний.
Слайд 23комбинированный урок
этап проверки домашнего задания,
этап всесторонней проверки знаний,
этап
актуализации знаний,
этап усвоения новых знаний,
этап закрепления знаний,
инструктаж
о выполнении домашнего задания,
подведение итогов учебного занятия,
этап рефлексии.
Недостатком комбинированного урока является предсказуемость действий педагога, что снижает познавательный интерес учащихся
Слайд 24Организационный этап
кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Приветливые, доброжелательные слова
учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа.
Слайд 25Этап актуализации субъектного опыта учащихся
обеспечивает мотивацию учения школьников и
включение их в совместную деятельность
Человек осознанно усваивает только те научные
знания, которые приобретают личностный смысл. Чтобы такой смысл появился, необходимо обратиться к уже имеющимся личностным смыслам ребёнка в изучаемой теме.
Слайд 26Домашнее задание
но очень часто этот этап ограничивается только информацией
о том, что нужно выполнить. Но обязательно должна быть информация
о том, как его выполнить.
Вместе с учениками должен быть определён план его выполнения, даны необходимые пояснения. Отсутствие этого этапа ведёт к проблемам в выполнение домашнего задания, пробелам в знаниях, неуспеваемости.
Слайд 27 подведение итогов и рефлексия
Оценка результатов работы класса и отдельных
учащихся может стать и стимулом к дальнейшей работе, и доказательством
успешности, и важным фактором создания положительного эмоционального настроя.
Рефлексия также способствует развитию эмоциональной сферы учащихся, усвоению принципов сотрудничества.
Слайд 28Правильно распределить рабочее время и оценить место каждого урока возможно
только при планировании сразу всех уроков по теме
Слайд 29Типичные ошибки
отсутствие взаимосвязи между целями уроков;
отсутствие чёткого отбора материала учебного
занятия в соответствии с ведущими линиями учебных предметов;
отсутствие взаимосвязи между
формами и методами на уроках;
использование учебных занятий одного типа