Слайд 1Организация деятельности социального педагога в условиях детского дома
4 курс 7
семестр
Лекция №1
МДК 04.02. тср в обр
Преподаватель специальных дисциплин Пак
С.Н.
Выборг
2018
Слайд 2Правовая основа.
В условиях учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей деятельность социального
педагога основывается:
на международном уровне - Конвенцией ООН о правах ребенка
на федеральном уровне - пакетом нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в РФ: В условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей деятельность социального педагога основывается:
Слайд 3Правовая основа
федеральной программой "Дети России",
в
которую входят целевые программы "Дети-сироты",
"Дети-инвалиды",
"Развитие социального обслуживание семьи
и детей",
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
ФЗ № 124 от 24.07.98
"Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"; ФЗ № 159 от 21.12.96
"О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; ФЗ № 120 от 24.06.99
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; ФЗ № 12 от 13.01.96
ФЗ "Об образовании" и др.
Слайд 4Правовая основа
На уровне учреждения:
социальный педагог работает на основании должностной
инструкции и
Положения о деятельности реабилитационной службы детского дома.
Слайд 5Направления деятельности соц. педагога Д.Д.
Защита материальных, жилищных и социальных прав
воспитанников
Профилактика асоциального поведения воспитанников,
Отслеживание постдетдомовской адаптации
Информационно-консультационная работа
Работа по проблемам семьи
Профессиональное определение
воспитанников.
Работа по передаче детей на воспитание в семью
Слайд 6Содержание работы по каждому направлению
1. Защита материальных, жилищных и социальных
прав воспитанников
А) определение социального статуса воспитанников –
оно предполагает лишение
или ограничение родителей в родительских правах,
признание их через суд безвестно отсутствующими,
оформление инвалидности
и гражданства воспитанникам;
Слайд 71. Защита материальных, жилищных и социальных прав воспитанников
Б) Работа
с документацией –
формирование личных дел воспитанников,
сбор недостающих в
личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах,
наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг,
открытие счетов в сбербанке;
Слайд 8. Защита материальных, жилищных и социальных прав воспитанников
В ) .
Социальная
диагностика детского коллектива или статистический мониторинг, обеспечивающий целостное представление о
результативности деятельности системы социальной службы детского дома, о качественных и количественных изменениях социального статуса воспитанника;
Г.)
контроль соблюдения социальных прав воспитанников в детском доме;
Слайд 9Защита материальных, жилищных и социальных прав воспитанников
Д).
Обеспечение защиты личных прав воспитанников:
получение общего
среднего образования,
предоставление свободного времени в распорядке дня,
исключение вредного влияния,
своевременное получение паспорта и регистрации и т.д.;
Слайд 10Защита материальных, жилищных и социальных прав воспитанников
обеспечение льгот, предусмотренных Правительством
России, в период обучения детей, при выпуске их и поступлении
на учебу или работу;
Слайд 112. Отслеживание постдетдомовской
адаптации
запросы в
отделы образования по месту проживания воспитанников, взятых под опеку или возвращенных в семью;
ведение картотеки выпускников;
*оказание помощи выпускникам, оставшимся без попечения родителей, в поступлении на учебу или работу и получении благоустроенного жилья, комнаты в общежитии;
Слайд 122. Отслеживание постдетдомовской
адаптации
мониторинг адаптации
выпускников к самостоятельной жизни до достижения ими 23 лет.
Слайд 133. Информационно-консультационная работа
с воспитанниками,
их родственниками
и педагогами
по вопросам
нормативно-правовых документов,
актуальных проблем воспитанников и т.д. реализуется через индивидуальные
консультации и деятельность клуба , который организуется специально для воспитанников старшего возраста с целью формирования социально-психологической готовности к самостоятельной адаптации в социуме.
Слайд 144.Работа по проблемам семьи
предполагает выяснение общих проблем родовой семьи воспитанника
и ее особенностей.
У воспитанника детского дома институт семьи как
образец для собственного поведения либо отсутствует вообще (сирота), либо является недееспособным (социальное сиротство). Поэтому большое значение уделяется работе с социально благополучными родственниками.
Первоначально обследуются материально-бытовые условия проживания родственников, и если условия позволяют, то ведется работа с ними по возвращению детей в семью).
Слайд 154.Работа по проблемам семьи
Также формирование у детей позитивного образа семьи
ведется через консультации по семейному законодательству РФ и воспитательные мероприятия,
посвященные Дню Матери, Дню Отца, Дню Семьи (они включают в себя симультанные и деловые игры, практикумы, библиотерапию, моделирование ситуаций, тренинги, встречи с интересными людьми
Слайд 165. Профессиональное определение воспитанников.
Роль социального педагога в комплексном профопределении
воспитанников заключается:
в подборе профессиограмм;
индивидуальном выборе профессионального учебного заведения для воспитанника
и оформлении пакета документов для поступления в учебное заведение;
консультировании воспитанников и педагогов детского дома по трудовому законодательству через деятельность клуба "Подросток";
временном трудоустройстве воспитанников старше 14 лет в свободное от учебы время.
Слайд 17 6 Профилактика асоциального поведения воспитанников
которая состоит в предупреждении и коррекции
социальных отклонений и социальной дезадаптации.
Цель этой работы - успешная
социализация наших выпускников в обществе, в том числе, через формирование социальных моделей поведения.
Содержанием данного направления выступают:
Слайд 18Содержанием данного направления выступают:
правовое просвещение (деятельность клуба "Подросток", курс правовых
знаний, цикл бесед инспектора по делам несовершеннолетних).
профилактика школьной дезадаптации (информирование
участников образовательного процесса о школьной успеваемости, о нарушениях дисциплины, прогулах, внесение корректив в совместную образовательно-воспитательную деятельность).
Слайд 196 Профилактика асоциального поведения воспитанников
профилактика девиантного поведения и самовольных уходов
воспитанников (установление норм поведения на территории детского дома, выявление асоциального
окружения воспитанников, обеспечение занятости во внеучебное время через трудоустройство и посещение учреждений дополнительного образования).
Слайд 206 Профилактика асоциального поведения воспитанников
деятельность Совета по профилактике на базе
учреждения (выявление и индивидуальная работа с детьми "группы риска", индивидуальные
отчеты воспитанников инспектору отдела по делам несовершеннолетних об успеваемости и дисциплине, ведение "дневников поведения" в школе и детском доме).
Слайд 217. Работа по передаче детей на воспитание в
семью является одним из направлений деятельности социального педагога и заключается:
занесении воспитанников
в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и своевременной коррекции информации о них;
в консультировании потенциальных опекунов и усыновителей;
в подготовке документации для процесса оформления опеки или усыновления.
Слайд 22. 7. Работа по передаче детей на воспитание в
семью
По данным критериям и направлениям работы в конце каждого учебного
года социальный педагог анализирует эффективность своей деятельности.
Слайд 23Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются:
проблемы интеллектуального,
эмоционального и личностного развития;
затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и
трудоустройства;
затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;
затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;
правовая некомпетентность;
возврат в кризисные условия после выпуска.
Слайд 24Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются:
проблемы интеллектуального,
эмоционального и личностного развития;
затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и
трудоустройства;
затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;
затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;
правовая некомпетентность;
возврат в кризисные условия после выпуска.