Слайд 1Организация и содержание коррекционно-педагогического процесса для детей раннего возраста с
НОДА
Сафонова Елена
Слайд 2Нода … это?
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями:
§
дети с церебральным параличом (ДЦП) ;
§ с последствиями полиомиелита в
восстановительной или резидуальной стадии;
§ с миопатией;
§ с врожденными и приобретенными недоразвитием и деформациями опорно-двигательного аппарата.
Большинство детей с НОДА представляют дети с ДЦП.
Слайд 3Два пути
У ребенка с НОДА в общем есть два пути:
первый – в семье, второе в учреждениях социальной защиты.
В
условиях семьи большая часть нагрузки по организации коррекционно-педагогического процесса в том числе и в раннем возрасте ложится на родителей, которые должны способствовать развитию ребенка в бытовой ситуации и организовывать коррекционно-педагогический а также медико-восстановительный процесс в государственных и частных учреждениях.
Поэтому необходимо просвещение родителей на тему организации и содержания данных процессов, а так же систем помощи детям с НОДА.
Слайд 4Организация коррекционно-педагогического процесса в России
Слайд 5Общая картина
В нашей стране создана сеть специализированных учреждений Министерства здравоохранения,
просвещения и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы,
специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты (Министерства социальной защиты) и различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи.
Слайд 6Главная цель
Основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с церебральным
параличом является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями
и максимальная адаптация к окружающей действительности.
Слайд 7А конкретнее?
А конкретнее, системы ранней помощи в России как таковой
нет, есть разрозненные учреждения и специалисты, которые могут помочь в
данном возрасте.
Только в некоторых крупных городах существуют более-менее успешные формы такой помощи, организованный отдельными институтами, фондами и центрами, специализирующимися на определенных нарушениях в раннем возрасте.
Разберем пример в Санкт-Петербурге.
Слайд 8Служба ранней помощи на примере Санкт-петербурга
Слайд 9Лекотеки
В Санкт-Петербурге принята на вооружение шведская модель — создана сеть
так называемых лекотек, охватывающих все районы города. Лекотеки представляют собой
“библиотеки” игрушек для детей с особыми потребностями. Здесь же родители могут встретиться со специалистами и обсудить насущные проблемы помощи ребенку и возможные пути решения этих проблем. И поскольку наиболее эффективной показала себя междисциплинарная модель помощи детям с нарушениями развития, в лекотеках объединяют свои усилия в помощи ребенку специалисты самых разных профилей: врачи (неврологи, педиатры, при необходимости — другие специалисты), педагоги, специалисты по массажу и лечебной физкультуре, по развитию движений, по игротерапии, детские и семейные психологи.
Слайд 10Здравоохранение
Со службой ранней помощи координируют в Санкт-Петербурге свою работу все
детские поликлиники; специалисты такой службы работают при роддомах, в том
числе в отделениях для недоношенных детей. Приемы и элементы ранней помощи применяются в районных ясельных группах “Особый ребенок”
Слайд 12В общем-то, не лучше. Помощь детям с ДЦП широко распространена,
начиная с дошкольного возраста.
Слайд 13Типичная цитата
«Поскольку ДЦП — врожденное заболевание, и типичные его симптомы
не исчезают безвозвратно, соответствующие виды помощи должны предоставляться с начала
жизни и в течение всего ее срока. Поэтому полноценный центр обычно включает следующие службы: школу, различные тренировочные программы для детей и подростков, программы предпрофессиональной подготовки для юношества (овладение общими навыками, необходимыми для дальнейшей профессиональной подготовки) , профессионального обучения для взрослых в мастерских.»
Про раннюю помощь – ни слова.
Слайд 14Так что, формирование полноценных служб ранней помощи по всему миру
– серьезная проблема и задача для общества.
Слайд 15Коррекционно-педагогический процесс
Слайд 16Основные принципы
1.Единство диагностики и коррекции (схема и подбор диагностических и
психокоррекционных методов и методик должны соответствовать течению заболевания).
2. Комплексный
характер коррекционной работы (сочетанная коррекция двигательных, речевых и психических нарушений).
3. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции, с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора.
4. Организация работы в рамках ведущей деятельности (до 1 года - эмоциональное общение со взрослым; в 1-3 года - предметная деятельность).
Слайд 17Основные принципы
5. Логически-последовательный принцип (целенаправленное формирование психологических новообразований, требующее максимальной
активности ребенка и носящее опережающий характер, так как коррекция направлена
не только на актуальную зону, но и зону ближайшего развития ребенка).
6. Личностный подход (оценка личности ребенка в целом).
7. Причинно-следственный (в зависимости от первопричины разрабатывается стратегия психокоррекции).
8. Динамический (наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития).
9. Единство коррекционной работы с ребенком и его окружением (семьей).
Слайд 18Основные задачи
развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
- развитие предпосылок к
интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
- развитие кинестетического и осязательного
восприятия; - стимуляция сенсорных функций (развитие зрительного, кинестетического и осязательного восприятия т- формы, величины, цвета и фактуры предметов,),
- развитие слухового восприятия неречевых звуков;
- развитие слухового восприятия речи
- развитие темпо-ритмического чувства: узнавание и воспроизведение темпо ритмических структур.
- развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; -развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
- воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Слайд 19Задачи логопедической работы при ДЦП
развитие фонематической системы: дифференциации звуков,
развитие
(и облегчение) речевого общения,
улучшение разборчивости речи; -
нормализация тонуса
мышц и моторики артикуляционного аппарата;
- развитие речевого дыхания, голоса, просодики; формирование силы, продолжительности,
- коррекция управляемости голоса в речевом потоке; - выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции;
Слайд 20Задачи сенсорного воспитания
• Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-
двигательного и т.д.).
• Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины,
временных и пространственных эталонов и мышечно-суставного чувства.
• Формирование полноценных представлений об окружающем мире. • Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти) и коррекция их нарушений.
• Развитие речи, перенос полученных знаний на словесный уровень, обогащение словаря ребенка.
Слайд 21Системы восстановительного лечения и обучения детей с НОДА
Слайд 22Кондуктивная педагогика А. Пето
Главным принципом является выработка самостоятельной активности и
независимости ребенка, в ходе занятий осваиваются различные виды деятельности, необходимой
в повседневной жизни.
Кондуктивная педагогика в настоящее время считается одной из наиболее эффективных методик для преодоления двигательных нарушений у детей с ДЦП без выраженных отклонений в психическом развитии. Широкое применение этой системы в нашей стране тормозится тем, что право на подготовку специалистов по кондуктивной педагогике имеет только Ассоциация кондуктивных педагогов. Подготовка осуществляется на платной основе только для стран — членов Ассоциации.
Слайд 23Нейроразвивающая система Б. и К. Бобат
Создает систему положений и действий
для формирования у ребенка с церебральным параличом правильных поз и
движений. Терапия проходит в игровой форме, при этом техники лечения дают возможность ребенку самому осуществить новое движение, активируя его потенциальные возможности
Слайд 24Войта-терапия
В основе лежит рефлекторная локомоция: путём активации двигательных рефлексов (ползания
и поворота), при соблюдении заданных исходных положений и точек раздражения
формируются двигательные навыки, соответствующие возрасту ребёнка
Слайд 25Система комплексной психолого-медико-социальной реабилитации (Маслова О.И., 1992)
Включает ЛФК, массаж,
физиотерапию, медикаментозное лечение, психолого-педагогическую и логопедическую коррекцию, трудотерапию.
Слайд 26Система комплексной нейродинамической (нейросенсорной) коррекции
Способствует компенсации двигательных, сенсорных и когнитивных
нарушений при ДЦП, и основана на комплексном применении новых, патогенетически
направленных методов восстановительной терапии (в том числе, использовании лечебно-нагрузочных костюмов), в сочетании на различных этапах лечения, с другими способами медико- социальной и психолого-педагогической реабилитации. Показана высокая эффективность применения системы КНДК у больных ДЦП с нарушениями интеллектуального развития – задержкой психического развития и умственной отсталостью
Слайд 27Система Монтессори
Принципы системы исходят из индивидуальных социально-эмоциональных потребностей ребенка, при
этом большое внимание уделяется развитию сенсорной сферы, моторики, соединенных с
впечатлениями и чувствами, которые в этом сочетании способствуют духовному становлению ребенка развитие самостоятельности, активности, координация поведения в целом. При развитии моторной активности используются целенаправленные упражнения, связанные с повседневной жизнью ребенка, 40 наполненные понятным ему смыслом и вызывающие интерес. Большое внимание уделяется развитию чувств (осязание, вкус, обоняние, слух), формированию таких понятий, как цвет, форма, величина, а также освоению норм социального поведения
Слайд 28План коррекционных занятий для ребенка раннего возраста с НОДА
Слайд 29План коррекционных занятий с детьми до 6 месяцев
Слайд 30Крупная моторика
Развивать общую двигательную активность ребенка, тренировать в выполнении следующих
действий:
2мес. - лежа на животе, поднимать голову;
3мес. -
удерживать голову по средней линии, лежа на спине;
4мес. - лежа на животе, опираться на предплечья; при поддержке в вертикальном положении стоять с опорой на ноги;
5мес. - сидеть с поддержкой, удерживая голову прямо; переворачиваться на бок, лежа на животе; вытягивать руку вперед;
6мес. - переворачиваться со спины на живот; сидеть с опорой на руки
Слайд 31Мелкая моторика
Массаж пальцев рук, пассивная пальчиковая гимнастика и развитие следующих
умений:
2мес. - открывать кулачок;
3мес. - удерживать вложенную в
кисть игрушку; сжимать и разжимать пальцы, когда в руку попадают податливые предметы (бумага, ткань); следить за движением своей руки; иногда самостоятельно захватывать предметы;
4 мес. - тянуться и захватывать игрушку; трясти вложенной в руку погремушкой;
5мес. - захватывать предмет и тянуть его в рот; ощупывать пальцем контур предмета;
6мес. - захватывать предметы разной величины, в том числе и мелкие; держать в каждой руке по одному предмету и действовать руками по отдельности; перекладывать предметы из одной руки в другую. Для формирования этих навыков взрослый, играя с ребенком, выполняет перечисленные действия руками ребенка, привлекает внимание ребенка, побуждает взять предмет и т.п.
Слайд 32Зрительное восприятие
Стимулировать формирование следующих навыков:
1мес. - недлительно фиксировать взор
на свете фонарика, лице взрослого, ярком предмете; следить за медленно
перемещающимся на расстоянии 20-40 см лицом или предметом;
2мес. - фиксировать взгляд на контрастных простых фигурах: черно-белые полосы, концентрические окружности, следить за движущимися контрастными объектами;
3мес. - следить за перемещением лица взрослого, предмета на расстоянии 20-80 см, следить за своей рукой и за предметом в руке;
4мес. - рассматривать игрушку, находящуюся в руке;
5мес. - рассматривать отражение в зеркале, узнавать знакомые объекты в быту;
6мес. - перекладывать игрушку из одной руки в другую при зрительном контроле, проявлять ориентировочную реакцию в новом месте, понимать выражение лица взрослого; рассматривать крупные картинки.
Слайд 33Слуховое восприятие
В период активного бодрствования ребенка как можно больше разговаривать
с ним, используя различные интонации, звать по имени, побуждая к
ответной голосовой реакции, предлагать слушать различные звучащие игрушки (погремушки, колокольчики и т.п.); выполняя привычные действия с ребенком, обязательно называть их, например, «будем кушать», «дай ручку». Стимулировать формирование следующих навыков:
2нед. - проявлять слуховое сосредоточение (реакция на звук);
1мес. - прислушиваться к звуку колокольчика;
2мес. - прислушиваться к звуку погремушки, эмоционально откликаться, слыша голос взрослого;
3мес. - прислушиваться к музыке, выделять голос матери, замирать при появлении нового звука на фоне других, гулить в ответ на общение;
4мес.- поворачивать голову в сторону источника звука, трясти погремушку и прислушиваться,
5мес. - внимательно смотреть на объект, издающий звук;
6мес. - реагировать на свое имя, понимать некоторые команды с жестовым подкреплением, имитировать звуки разной высоты и частоты, прислушиваться к шепоту.
Слайд 34Импрессивная речь
Обучать ребенка реагировать на свое имя, понимать ситуативную речь,
выполнять элементарные речевые инструкции с жестовым подкреплением.
Слайд 35Экспрессивная речь
Активизировать речевую продукцию ребенка (гуление - с 2 мес.,
лепет - с 5,5 мес.). Выполняя действия в быту, комментировать
их словами. Проводить специальный массаж мимических и артикуляционных мышц губ, языка, мягкого неба).
Слайд 36Интеллект
Кормить, купать, гулять с ребенком в определенные часы, продумать
«ритуал» подготовки ко сну, кормлению, для того, чтобы выработать у
ребенка способность устанавливать простые причинно- следственные связи.
Способствовать формированию целенаправленных действий:
2 мес. - устанавливать простейшую связь между своим действием и результатом (если плакать, возьмут на руки);
4 мес. - выделять интересующий объект, поворачиваться к нему, узнавать мать среди других взрослых;
5 мес. - реагировать на новый предмет, обстановку, нового человека;
Слайд 37Эмоции и коммуникация
Установление эмоционального, тактильного контакта с ребенком. Н
еобходимо как
можно чаще брать ребенка на руки, ласково разговаривать, поглаживать, стимулируя
формирование навыков:
2мес. - проявлять «комплекс оживления» при эмоциональном общении со взрослым;
3мес. - реагировать на тактильный контакт со взрослым, смеяться;
4-6 мес. - проявлять активную реакцию на «своих» и «чужих»
Слайд 38Самообслуживание
К 6 месяцем учить есть густую пищу с ложки.
Слайд 39Игра
2мес. - кратковременно сосредотачивать взгляд на игрушке;
3мес. - рассматривать
вложенную в руку игрушку; к
5 мес. - подолгу играть
с подвешенными игрушками, эмоционально реагировать на игровые действия.
Слайд 40Методические пособия
колокольчики (из разного материала);
погремушки (удобные для отработки навыка
захвата предметов);
звучащие игрушки;
музыкальные игрушки;
яркие контрастные игрушки.
Слайд 41План коррекционных занятий от 6 месяцев до года
Слайд 42Крупная моторика
Развивать общую двигательную активность ребенка, тренировать в выполнении следующих
действий:
7мес. - переворачиваться с живота на спину, лежа на
животе и опираясь на предплечье одной руки, другой рукой тянуться за игрушкой, ползать по-пластунски;
8мес. - самостоятельно садиться и уверенно сидеть, вставать на колени, стоять с поддержкой;
9мес. - сидя без опоры, поворачиваться в стороны; ползать на четвереньках;
10мес. - вставать у опоры;
11мес. - ходить за движущейся опорой, стоять самостоятельно, ходить с поддержкой за одну или две руки;
1 г. - ходить самостоятельно.
Слайд 43Мелкая моторика
Учить ребенка:
7мес. - активно захватывать игрушку из любых
положений, перекладывать из руки в руку, захватывать мелкие предметы;
8мес.
- использовать для захвата большой палец, поднимать предмет двумя руками, брать удаленный предмет,отталкивать мяч в случайном направлении;
9мес. - снимать со стержня пирамидки несколько колец; брать мелкие предметы указательным и большим пальцами;хлопать в ладоши («ладушки»);
10мес. - нанизывать кольца на стержень пирамидки; исследовать предмет на ощупь; пользоваться указательным жестом;
11мес. - активно пользоваться указательным жестом, бросать предметы в игре;
1 г. - перелистывать страницы у картонной книги, опускать мелкие предметы в узкое отверстие
Слайд 44Зрительное восприятие
Развивать у ребенка навыки:
7мес. - зрительно контролируя свои
действия, захватывать игрушку из любых положений; стучать предметом о предмет;
8мес. - различать близких и знакомых; обращать внимание на мелкие предметы (крошки хлеба, бусинки и т.п.);
9мес. - искать взором спрятанную на глазах игрушку;
10мес. - узнавать себя и близких в зеркале;
11-12 мес. - рассматривать фотографии, мелкие предметы с четкими контурами; показывать по названиям отдельные предметы в быту; наблюдать за взрослым, когда он пишет или рисует.
Слайд 45Слуховое восприятие
Формировать способность:
7мес. - повторять интонацию речи взрослого;
8мес.
- проявлять интерес к предметам, издающим звук;
9мес- воспроизводить новые
услышанные звуки, совершать плясовые движения по веселую музыку;
к 11 мес. - находить источник звука, находящийся за спиной;
1 г. - повторять знакомые двусложные слова
Слайд 46Импрессивная речь
Стимулировать способность ребенка:
7мес. - понимать команды с жестовым
подкреплением, выделять по слову части лица у куклы и у
взрослого;
8мес. - зрительно дифференцировать названные знакомые предметы, понимать некоторые речевые команды без • жестового подкрепления;
9мес. - уверенно показывать части лица на кукле;
10мес. - узнавать предметы на однопредметных картинках;
11мес. - понимать команду «нельзя»;
1 г. - хорошо дифференцировать однопредметные картинки.
Слайд 47Экспрессивная речь
Учить ребенка:
9 мес. - повторять новые слоги, подражая
взрослому;
11 мес. - называть людей и предметы слогами;
1
г. - говорить несколько первых слов.
Слайд 48Интеллект
Стимулировать познавательную активность, развивать навыки:
7 мес. - исследовать игрушку
(трясти, стучать, катать и т.п.);
9 мес. - реагировать действием
на фразы; «помаши ручкой», «дай ручку» и т.п.
11 мес. - узнавать значение коротких фраз: «где мячик?», «покажи носик» и т.п.;
1 г. - искать спрятанную игрушку (на глазах у ребенка взрослый накрывает игрушку полотенцем или коробочкой, ребенка просят ее найти)
Слайд 49Конструирование
Стимулировать выполнение действий:
9мес. - снимать со стержня пирамидки несколько
колец;
10мес. - нанизывать кольца на стержень пирамидки;
11мес. -
ставить кубик на кубик.
Слайд 50Эмоции и коммуникация
Стимулировать своевременное развитие у ребенка следующих коммуникативных и
эмоциональных навыков:
8мес. - адекватно эмоционально реагировать в ответ на
общение;
9мес. - легко идти на контакт со взрослым на игровом, эмоциональном уровне; 1
г. - отчетливо проявлять эмоциональное состояние мимикой, двигательными и голосовыми реакциями, махать рукой на прощание, по просьбе обнимать родителей, проявлять робость, стеснительность, любопытство.
В том случае, если наблюдения за поведением ребенка позволяют судить о недоразвитии его эмоционально-коммуникативной сферы, возможно проведение так называемой «Холдинг- терапии»: в специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает к себе. При этом мать должна иметь возможность смотреть ребенку в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви. Рукой ребенка мать гладит свое и его лицо. Необходимо побуждать ребенка к подражанию действиям взрослого.
Слайд 51Самообслуживание
Обеспечить развитие умений:
7мес. - пить из бутылочки, придерживая ее
руками; направлять бутылочку ко рту;
8мес. - пить из чашки,
которую держит взрослый;
9мес. - грызть сухарик, печенье;
10мес. - прожевывать полутвердую пищу (банан, мягкую грушу и т.п.); к 1 г. - помогать одевать себя (подавать руку, ногу).
Слайд 52Игра
Учить ребенка:
8мес. - повторять знакомые действия за взрослым (стучать
предметом о поверхность стола и т.п.);
9мес. - осваивать новые
действия, повторяя их за взрослым (складывать предметы в ведерко и пр.);
1 г. - играть самостоятельно (катать машинку; нанизывать кольца на стержень пирамидки; прикладывать телефон к уху; произносить «бах!», когда что-нибудь подает).
Слайд 53Методические пособия
картонные книжки;
кукла;
пирамидка с крупными и мелкими кольцами;
фигурки животных;
мягкие игрушки;
машинка среднего размера с веревочкой;
игрушечный металлофон;
игрушечный телефон;
коробочки разных размеров,
цветов и форм с крышками;
мелкие предметы и ведерко;
набор пластмассовой посуды.
Слайд 54План коррекционных занятий от 1 до 3 лет
Слайд 55Крупная моторика
Развивать общую двигательную активность ребенка, тренировать в выполнении следующих
действий:
1г-1г. 3 мес, - вставать с пола без поддержки;
ходить самостоятельно; из положения стоя, садиться на корточки и играть в этой позе;
1 г. 3 мес,-1,5 г. - залезать на диван, кресло; наклоняться вперед из положения стоя; вставать с маленького стульчика; бегать, смотря под ноги;
1,5-2 г. - подниматься по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого; на ходу подталкивать ногой мяч;
2-3 г. - перешагивать через препятствия; вставать на цыпочки; стоять на одной ноге; подниматься и спускаться по шведской стенке; крутить педали велосипеда; ходить на цыпочках.
Слайд 56Мелкая моторика
Обучать ребенка умениям:
1 -1,5 г. - под зрительным
контролем разъединять предметы; рисовать каракулей; под контролем зрения откручивать маленькие
винтовые крышки; разворачивать завернутые в бумагу предметы;
1,5 г.—1 г. 8 мес. - ставить три кубика друг на друга; переворачивать по одной страницы книги; опускать мелкие предметы в маленькое отверстие;
2-3 г. - хватать движущийся предмет; разрывать бумагу; нанизывать на шнур большие бусины; переливать жидкость из одной емкости в другую; складывать бумагу пополам; раскатывать пластилин; резать бумагу ножницами.
Слайд 57Зрительное восприятие
Тренировать способности:
1 г.-1 г. 2 мес. - обходить
высокие препятствия (например, стул); узнавать на фотографии себя, знакомого взрослого;
1 г. 2 мес.-1,5 г. - избегать препятствий на своем пути (ямки, бугорки); показывать несколько названных предметов на картинке; запоминать, где лежат предметы, игрушки;
1г.8мес.-2 г. - узнавать свои вещи, одежду; подбирать парные картинки или игрушки; узнавать знакомые передачи по телевизору;
2-3 г. - подбирать предмет к его рисунку; знать 2-4 основных цвета; узнавать предмет по рисунку его характерной части.
Слайд 58Слуховое восприятие
Стимулировать появление умений:
1 г.—1 г. 2 мес. - двигаться
при звуках музыки; смотреть на знакомые предметы, когда их называют;
воспроизводить интонации речи взрослых;
1 г. 2 мес.-1 г. 4 мес. - по устной просьбе (без подсказки жестами) выполнять знакомое действие с предметом; повторять короткие слова, услышанные в разговоре взрослых; выбирать по названию одну картинку из нескольких; 1
,5 г. - знать несколько коротких стихотворений, вставлять в них отдельные слова; понимать 20-50 слов (имена • близких, названий частей тела, предметов и некоторых действий); играть со взрослым в «голоса животных» (звукоподражания: «ав-ав», «мяу» и пр.);
1,5-2 г. - называть объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них; понимать 100 слов и более;
2-3 г. - повторять за взрослым предложения из 2-3 слов; пытаться петь; повторять за взрослым стихи.
Слайд 59Импрессивная речь
Обучать ребенка выполнению следующих действий:
1-1,5г. - поворачиваться на
имя; выражать удовольствие, когда хвалят; движениями головы показывать согласие или
несогласие, утверждение или отрицание; использовать звуки, жесты, отдельные слова, чтобы выразить свои желания;
1,5-2 г.1,5-2г.-легко повторять увиденные жесты; использовать более 10 жестов и других выразительных средств;играть с другими детьми, наблюдать за ними, вступать с ними в контакт; повторять в игре с куклой знакомые действия (кормить с ложечки, укладывать спать и пр.);
1-3г. - изображать поведение взрослого; задавать вопросы; вступать в контакт с детьми и взрослыми, активно обращаться к ним.
Слайд 60Экспрессивная речь
Стимулировать речевую активность, побуждать ребенка:
1-1,5г. - повторять за
взрослыми одно- или двухсложные слова или два слога из трехсложных
слов;
1,5-2 г.1,5-2 повторять за взрослым двухсловные фразы; самостоятельно составлять предложения из двух слов; произносить слова со сложной слоговой структурой;
2-3г. - повторять за взрослым простые предложения из 3-4 слов; самостоятельно составлять простые и сложные предложения из 3-4 слов; строить многословные, в том числе сложноподчиненные предложения
Слайд 61Конструирование
Учить ребенка навыкам:
1-2г. - простого конструирования (ставить один кубика
на другой); собирать различные пирамидки; складывать из кубиков «паровозик» и
«мостик» по образцу;
2-3г. - дорисовывать ножки и ручки человеку; самостоятельно рисовать человека; складывать картинки из кубиков; конструировать по образцу.
Слайд 62Эмоции и коммуникация
Обеспечить ребенку возможность в процессе общения со взрослыми
обучиться:
1 -1,5 г. - использовать указательный жест; проявлять сопереживание,
утешение; помогать в простейших работах по инструкции;
1,5-2 г. - использовать слово и жест «да»;
2-3 г. - имитировать действия взрослых с бытовыми предметами; знать свой пол; вступать в контакт с ровесниками, используя жесты и отстаивать свою собственность.
Слайд 63Самообслуживание
Тренировать способности:
1-2г. - самостоятельно держать чашку, из которой пьет;
жевать твердую пищу; зачерпывать пищу ложкой из тарелки; есть и
пить самостоятельно, используя ложку и чашку; самостоятельно снимать или одевать шапку, стягивать носки, ботинки, снимать расстегнутое пальто, куртку, штанишки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанишки; с помощью мыть и вытирать руки; чистить зубы;
2-3г. - переливать жидкости из одной емкости в другую; помогать накрывать и убрать со стола; есть вилкой; застегивать и расстегивать молнию; расстегивать большие пуговицы; надевать рубашку, брюки, платье; самостоятельно мыть руки с мылом,
Слайд 64Игра
Стимулировать выполнение действий:
1-2 г. - в игре воспроизводить усвоенные
действия с предметами, используя игрушки («кормить» и «купать» куклу);
2
- 3 г. - в игре выступать в роли другого человека - члена семьи, представителя какой- либо профессии,персонажа сказки (сюжетно-ролевая игра; совместная сюжетная игра с другим ребенком).
Слайд 65Интеллект
Обучать умению устанавливать причинно-следственные связи на примере многократно совершаемых совместных
действий, развивать конструктивный и вербальный интеллект, учить ребенка использовать вспомогательные
средства для достижения своих целей:
1-1,5 г. - вытягивать за веревочку спрятанный предмет; показывать несколько частей тела на кукле и на себе; складывать 6-8 кубиков в коробочку; строить башню из 3-4 кубиков; выполнять простые просьбы (найти, выбрать, принести знакомый предмет);
1,5-2г. - собирать доску Сегена методом проб и по зрительному соотнесению; воспроизводить бытовые действия с предметами по памяти; понимать значение предлогов («в», «на», «под», «над»); убирать игрушки на свои места;
Слайд 66Интеллект
2 г.--2 г. 3 мес. - классифицировать предметы по форме,
цвету, назначению; строить по образцу мостик из трех кубиков; выполнять
простую классификацию предметов (4-5 групп); находить парные картинки; находить из 4-6 картинок или предметов те, которые соответствуют названному признаку;
2 г. 3 мес.- 2,5 г. - находить из 10 картинок ту, которую показывает взрослый; выполнять просьбы, состоящие из двух и более действий; понимать фразы со словами «большой», «маленький», «мой», «такой же», «сначала» и «потом»; складывать разрезанную на две части картинку;
2,5-3г. - раскладывать предметы по величине (от большого к маленькому и наоборот); строить домик или другое сооружение из пяти кубиков; накладывать разрезанную на 6-7 частей картинку на целую картинку- образец; среди 4- 5 предметов находить один, соответствующий изображению его характерной части.
Слайд 67Методические пособие
Карандаши, фломастеры, наборы кубиков для конструирования (разные по цвету
и величине);
наборы форм, вставляющихся друг в друга;
мягкие куклы
и игрушки, книжки с картинками и короткими стихотворениями для детей;
«почтовый ящик», матрешки, составные игрушки из двух-трех частей;
игрушки - модели людей и животных;
парные картинки, лото, набор для нанизывания и шнурования, пластилин, «пазлы» для составления целого из частей, разрезные картинки из 2-3 частей, хрестоматия для детей от 2 до 4 л., фигурки животных с детенышами, игрушечный транспорт, куклы для театра.
Слайд 68Использованная литература
Современные принципы ранней диагностики и комплексного лечения перинатальных поражений
центральной нервной системы и детского церебрального паралича. – Методическое пособие.
– М.: ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, 2013. – 76 с.
Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений . —— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
Слайд 69Спасибо за внимание