Слайд 1Организация маркетинговой деятельности на предприятии
Лекция 2
Слайд 2Пирамида Манна
Маркетинговая машина. Как стать хорошим директором по маркетингу.
Манн, Турусина.
Слайд 3Что такое маркетинг?
Понять, что под маркетингом понимается в компании.
Понимание
может быть разным:
от простой маркомовской работы (только маркетинговые коммуникации)
до
руководства отделами продаж, новых продуктов и ценообразования.
Слайд 4Кто целевая аудитория?
На какие внешние и внутренние целевые аудитории будет
направлен ваш маркетинг.
одна целевая аудитория — клиенты
четыре целевых аудитории:
бизнес-партнеры, клиенты, пресса и университеты связи
Слайд 5Кто делает (субъекты)?
Кто осуществляет маркетинговую деятельность в компании.
только команда
маркетингового отдела
могут добавиться консультанты и поставщики маркетинговых услуг
Слайд 6Что и как делается?
Проанализировать инструментарий, которым пользуются в компании, а
также то, насколько полно и с каким результатом он применяется
(аудит маркетинговых инструментов).
Слайд 7Какие результаты (KPI)?
Понимать, какие показатели вы будете использовать для определения
эффективности маркетинговых инструментов и по каким показателям будут оценивать вашу
работу, работу маркетинга в целом
Слайд 8Организация маркетинговой деятельности
построение (совершенствование) организационной структуры управления маркетингом
подбор специалистов по
маркетингу (маркетологов) надлежащей квалификации
создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговых
служб (организацию их рабочих мест, предоставление необходимой информации, средств оргтехники и др.)
организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами организации
Слайд 9Принципы построения организационной структуры
Гибкая структура. Каждый сотрудник может выполнять любые
функции
Централизованная структура. Четкое распределение функций и подчинение руководителям.
Слайд 10Размерности определения орг. структуры
функции
географические зоны деятельности
продукты (товары)
потребительские рынки
проекты
Слайд 12Функциональная структура
организационная структура управления, в которой деятельность специалистов в подразделениях
маркетинга организована исходя из функций маркетинга, которые они выполняют (маркетинговые
исследования, сбыт, реклама и т. д.)
Слайд 13Преимущества
Каждый сотрудник имеет одного руководителя
Сотрудники повышают профессиональный уровень, работая над
одним типом задач
Централизованное управление специалистами
Слайд 14Недостатки
Осложнена координация между подразделениями
Затруднено применение проектного подхода
Слабая мотивация персонала для
работы над дополнительными функциями
Затруднены коммуникации
Эффективность падает по мере роста номенклатуры
выпускаемых продуктов и расширения числа рынков сбыт
Слайд 15Подходы к организации
Географическая организация — организационная структура управления маркетингом, в
которой специалисты по маркетингу, в первую очередь сбытовики, сгруппированы по
отдельным географическим районам. Такая организация позволяет сбытовикам жить в пределах обслуживаемой территории, хорошо знать своих потребителей и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды (региональная или территориальная организация маркетинга).
Продуктовая (товарная) организация — организационная структура управления маркетингом, в которой за разработку и реализацию стратегий и текущих планов маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом, у которого в подчинении находятся сотрудники, выполняющие все необходимые для данного продукта функции маркетинга.
Рыночная организация — организационная структура управления маркетингом, в которой управляющие отдельными рынками несут ответственность за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинговой деятельности на определенных рынках.
Слайд 16Функционально-продуктовая
Функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых
для предприятия целей и задач маркетинга.
За разработку и реализацию
стратегий и планов маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом.
Слайд 17Преимущества
управляющий, занимающийся определенным продуктом, имеет возможность координировать различные работы по
всему комплексу маркетинга для данного продукта
быстрая реакция на требования рынка
в
поле зрения управляющего постоянно находятся все модели продукта, как пользующиеся повышенным спросом, так и менее популярные у покупателей
Слайд 18Недостатки
ответственный за определенный продукт, не наделен полномочиями, которые полностью соответствовали
бы его деятельности (он, как правило, в производственной сфере только
определяет политику в области разработки новых продуктов, отслеживая доведение ее до производства; подразделения НИОКР, опытного производства и производства ему не подчиняются)
продуктовая организация часто требует больших затрат, чем ожидалось. Первоначально управляющие назначаются для основных продуктов. Однако вскоре в структуре предприятия появляются управляющие, ответственные и за менее важный продукт, имеющие свой штат сотрудников
у сотрудников продуктовых подразделений могут существовать двойные линии подчинения: своим непосредственным руководителям и руководителям функциональных маркетинговых служб
Слайд 19Функционально-рыночная
функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых
для предприятия целей и задач маркетинга
Слайд 20Преимущества
концентрация маркетинговой деятельности вокруг потребностей конкретных рыночных сегментов, а не
вокруг отдельных продуктов, что имеет место в продуктовой организации маркетинга
сохраняются
координационные преимущества функционально-товарной структуры
Слайд 21Недостатки
подобны недостаткам функционально-продуктовой организации маркетинга.
Слайд 22Функционально-продуктово-рыночная организация
организационная структура управления маркетингом, в которой функциональные маркетинговые
службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для предприятия
целей и задач маркетинга.
Слайд 23Проектная структура
Проект – это ограниченная во времени деятельность по созданию
новых (уникальных)
Продуктов, услуг или результатов.
Слайд 24Преимущества ПОС
Имеет место условие самого эффективного управления и координации проектом
– руководитель проекта имеет все полномочия для руководства проектом
Сотрудники подчиняются
руководителю проекта
Большая вовлеченность руководителей в проект
Слайд 25Недостатки ПОС
Снижается профессиональный уровень из-за ограниченности функций рамками проекта и
отсутствия общения с коллегами
Неясные перспективы для исполнителей проекта после его
окончания
Проблема простоя специалистов из-за временного отсутствия работы в проекте
Слайд 27Недостатки слабой матрицы
Каждый исполнитель имеет двух начальников, в связи с
чем часто возникают конфликты приоритетов между работами над проектом и
функциональными обязанностями
Власть руководителя проекта ниже, чем функционального руководителя
Слайд 29Преимущества сбаланс. матрицы
Наличие людей, профессионально занимающихся управлением проектами, что повышает
профессионализм в этой сфере
Слайд 30Недостатки сбаланс. матрицы
Больше всего конфликтов из-за ресуорсов и приоритетов
Слайд 32Преимущество сильной матрицы
Наличие руководителя менеджеров проектов
Повышается уровень взаимодействия между проектами
Слайд 34Преимущества и недостатки управления проектами
Слайд 35Общая схема функционального взаимодействия службы маркетинга
Слайд 36Роль руководителя маркетинговой службы
Опосредствующие функции между подразделениями и сотрудниками предприятия,
занимающимися (внутренняя среда):
разработкой продукта,
его производством,
стимулированием продаж,
доведением продуктов
до потребителей,
послепродажным обслуживанием,
внешняя среда:
потребителями продукции.
Руководитель маркетинга и его аппарат отслеживают состояние внешней среды маркетинга, обращая в первую очередь внимание на деятельность конкурентов.
Слайд 37Задача службы маркетинга
«Держать курс» на потребителя, постоянно следить за
изменением потребностей.
Отслеживать деятельность конкурентов, определять слабые и сильные их стороны
и возможные рыночные действия.
Слайд 38Общие требования к руководителю отдела маркетинга
Системность знаний, большая эрудиция и
широкий кругозор.
Коммуникабельность.
Стремление к новому, высокая степень динамизма.
Дипломатичность, умение гасить конфликты.
(Если руководители маркетинговых служб не будут удовлетворять этому требованию, то в организации сложится невыносимый психологический климат.)
Слайд 39Функции руководителя маркетинговой службы
выбор целей и стратегий маркетинговой деятельности, определение
необходимых для этого ресурсов
разработка детализированных планов маркетинговой деятельности, в том
числе сбыта
оценка результатов маркетинговой деятельности;
подбор, обучение и консультирование сотрудников маркетинговых служб
выработка и проведение единой маркетинговой политики в организации
Слайд 40Функции продакт-менеджера при продуктовом подходе к организации маркетинговой службы
планирование продуктовой
стратегии
прогнозирование объема продаж
мониторинг характеристик продукции
рекламу
стимулирование продаж
маркетинговые исследования
выбор марки продукта, упаковки
и этикеток
разработку новых продуктов и совершенствование выпускаемых
ценообразование
учет материальных запасов и организацию складских помещений
распределение
сбыт продукции (поддержание заинтересованности среди сотрудников сбытовых служб)
Слайд 41Фрагмент матрицы принятия маркетинговых решений
Слайд 42Условные обозначения
Р — принятие решения. На основе подготовленной информации тот
или иной руководитель или его заместитель осуществляют акт решения (утверждение,
подписание приказа и т. п.).
П — подготовка решения. Комплексная подготовка решения с привлечением указанных в матрице структурных подразделений или должностных лиц.
У — участие в подготовке решения, заключающееся в составлении отдельных вопросов или сборе необходимой информации по поручению подразделений или должностного лица, ответственного за это решение.
С — обязательное согласование на стадии подготовки решения или его принятия.
И — исполнение решения.
К — контроль исполнения решения.
Слайд 44Процедура формирования матрицы
На основе матрицы решений разрабатываются анкеты, адресованные каждому
должностному лицу, указанному в матрице.
Собранная информация сводится в итоговую матрицу
решений и проводится ее анализ на предмет дублирования отдельных функций маркетинга и выявления "управленческого вакуума", т. е. отсутствия полного набора управленческих действий относительно какой-то маркетинговой функции.
В матрицу решений вносятся все необходимые добавления и уточнения, осуществляется ее адаптация под кадровые возможности и стиль управления конкретного предприятия, после чего она утверждается его руководством.
В строке по горизонтали указываются должностные лица (подразделения), принимающие участие в реализации данной маркетинговой функции, а также степень и характер их участия. В каждом вертикальном столбце перечисляются маркетинговые функции, за выполнение которых данное должностное лицо (подразделение) ответственно (с указанием характера этой ответственности).
Вертикальный столбец представляет собой компактное описание должностных обязанностей, а горизонтальная строка — распределение маркетинговых функций или задач между должностями (подразделениями) в системе маркетинговых служб.
Слайд 45Преимущества матрицы решений
облегчается поиск и ликвидация "управленческого вакуума" (отсутствие выполнения
определенного направления маркетинговой деятельности, одной из обязательных функций);
достигается наглядность процедур
подготовки, принятия и реализации маркетинговых решений;
возможность выявить элементы системы управления маркетингом, работающие с недогрузкой или перегрузкой;
простота реализации данного метода;
персональное и коллегиальное признание полученного распределения задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом при утверждении результатов применения данного метода;
легкость составления по полученным результатам положений и должностей.
Слайд 46Подбор специалистов по маркетингу надлежащей квалификации
Через друзей/знакомых/коллег
Услуги специализированных агентств
Через социальные
сети (профессиональные)
Слайд 47ЗП маркетинг, 1 кв. 2016
http://www.kaus-group.ru/knowledge/salaries/salary-marketing/
Слайд 48ЗП реклама, 1 кв. 2016
http://www.kaus-group.ru/knowledge/salaries/salary-marketing/
Слайд 49ЗП PR, 1 кв. 2016
http://www.kaus-group.ru/knowledge/salaries/salary-marketing/
Слайд 50Выбор директора по маркетингу
Руководить людьми в отделе маркетинга
Работа с целевыми
аудиториями
Контроль и планирование маркетингового бюджета
Знание инструментов маркетинга (для рынка)
Влиять на
выполнение финансового плана
Управлять имиджем как компании, так и руководителя (и себя в том числе)
Решение проблем компании
Слайд 51Маркетинговый подход на всех уровнях
В компаниях, где руководители нанимают менеджера
по маркетингу, четко не представляя себе круг его задач, не
выделяя бюджета и не ставя конкретных целей, менеджер по маркетингу и сам маркетинг, к сожалению, вряд ли сумеют доказать свою ценность.
И. Манн «Маркетинг на 100%»
Слайд 52Как избежать проблем
определитесь, что значит маркетинг для руководителя для чего
он нужен компании
сформулируйте, для чего нанимаются менеджеры по маркетингу
наймите опытного
менеджера по маркетингу
правильно постройте отношения и работу с менеджером по маркетингу
Слайд 54Конкурентные силы (М. Портер),
анализ силы влияния факторов
Маркетинговый анализ и аудит
Слайд 55Процесс анализа конкурентов
Маркетинговый анализ и аудит
Слайд 56Ключевые факторы успеха
потребительские свойства товара, опыт и знания, конкурентные
возможности, успехи на рынке и вообще все, что повышает прибыльность
компании в данной отрасли
Маркетинговый анализ и аудит
Слайд 57Матрица конкурентного профиля (производитель соков)
Маркетинговый анализ и аудит
Слайд 58Лепестковая диаграмма по КФУ (производитель соков)
Маркетинговый анализ и аудит
Слайд 59Анализ
Анализ (от греч. analyzis) - разделять представляет собой разделение явления
или предмета на составные части (элементы) для изучения их как
частей целого.
Под анализом в широком смысле понимается способ познания явлений и процессов окружающей среды, основанный на разделении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Слайд 62Содержание плана маркетинга
Техническое задание
Резюме (выводы)
Внешний маркетинговый аудит
Внутренний маркетинговый аудит
SWOT-анализ
Маркетинговые цели
Маркетинговая
стратегия
Решения по комплексу маркетинга
Организация и реализация (включая бюджет)
Контроль
Маркетинговый анализ и
аудит
Слайд 63Анализ маркетинговой среды – маркетинговый аудит
1. Изучение макросреды маркетинга
2. Изучение
мезосреды маркетинга
3. Изучение микросреды маркетинга
4. SWOT-анализ
Маркетинговый анализ и аудит
Слайд 64Маркетинговый аудит
Внешний маркетинговый аудит
Макросреда
Анализ рынка
Анализ мезо среды (внешней
микросреды)
Анализ потребителей
Анализ конкурентов
Анализ каналов дистрибуции
Внутренний маркетинговый аудит
Операционные результаты
Анализ
стратегических вопросов
Эффективность комплекса маркетинга
Маркетинговый анализ и аудит
Слайд 65Шаги сегментирования
Маркетинговый анализ и аудит
Слайд 66Сегментирование потребительских рынков
1. Географические признаки.
1.1. Регион.
1.2. Размер населенного пункта.
1.3.
Местность по плотности населения.
1.4. Климат.
2. Демографические признаки.
2.1. Возраст.
2.2. Размер семьи.
2.3.
Жизненный цикл семьи.
2.4. Пол.
2.5 Уровень дохода.
2.6. Род занятий
2.7. Образование.
3. Психографические признаки.
3.1. Образ жизни.
3.2. Особенности личности.
4. Поведенческие признаки.
4.1. Повод для совершения покупки: обыденная покупка, особое событие.
4.2. Искомая выгода: качество, сервис, экономия, скорость.
4.3. Интенсивность потребления: низкая, средняя, высокая.
4.4. Статус пользователя (по уровню информированности и мотивации).
4.5. Степень лояльности: отсутствует, сильная, средняя, абсолютная.
4.6. Степень готовности к покупке.
4.7. Отношение к товару: восторженное благожелательное, безразличное, отрицательное, враждебное.
Маркетинговый анализ и аудит
Слайд 67Сегментирование рынков предприятий
1. Демографические признаки.
1.1. Отрасль
1.2. Размеры потребителей.
1.3. Местонахождение.
2.
Операционные признаки.
2.1. Технология потребителей.
2.2. Статус пользователей (по уровню информированности и
мотивации).
2.3. Объем требуемых товаров.
3. Практика закупок.
3.1. Организация снабжения.
3.2. Профиль компании.
3.3. Структура существующих отношений.
3.4. Политика в области закупок.
3.5. Критерий закупок.
4. Ситуационные факторы.
4.1. Срочность.
4.2. Область применения.
4.3. Размер заказа.
5. Особенности личности покупателя.
5.1. Сходство покупателя и продавца
5.2. Отношение к риску.
5.3. Лояльность.
Маркетинговый анализ и аудит
Слайд 68Эффективное сегментирование - Характеристики сегментов
Измеримость – степень, до которой имеется
возможность измерить размеры сегмента, его покупательную способность и предполагаемую прибыльность
Доступность
– степень, в которой рыночный сегмент может быть охвачен и обслужен
Значимость – степень, до которой сегмент может считаться достаточно большим и прибыльным
Пригодность – степень, в которой для данного рыночного сегмента могут быть разработаны эффективные маркетинговые программы
Маркетинговый анализ и аудит
Слайд 69 Конкурентное преимущество – характеристики, свойства марки или товара, которые создают
для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.
Эти характеристики могут
относиться как к самому товару, так и к дополнительным услугам, формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара.
Внешние конкурентные преимущества
Внутренние конкурентные
Долгосрочное (стратегическое) конкурентное преимущество
Краткосрочное (тактическое) конкурентное преимущество
Конкурентное преимущество
Маркетинговый анализ и аудит
Слайд 70Критерии создания ресурсом устойчивого конкурентного преимущества
Трудновоспроизводимость
Длительность пользования
Превосходство ресурса
Устойчивость к
нейтрализации
Маркетинговый анализ и аудит
Слайд 71Бенчмаркинг
- инструмент повышения конкурентоспособности и создания конкурентного преимущетсва
Бенчмаркинг – процесс
сравнения компанией своих продуктов и процессов с продуктам: и процессами
конкурентов или ведущих фирм других отраслей для выявления новых путей повышения их качества и эффективности
Виды бенчмаркинга
Внутренний бенчмаркинг
Бенчмаркинг конкурентоспособности
Функциональный бенчмаркинг
Бенчмаркинг процесса
Маркетинговый анализ и аудит
Слайд 72Этапы бенчмаркинга
Определение функций, которые необходимо анализировать с позиций бенчмаркинга
Определение факторов
и переменных, которые будут анализироваться
Отбор лидеров отрасли и вне ее
Сбор
и оценка показателей лидеров по выбранным факторам
Сравнение показателей лидеров с собственными показателями для определения разрывов
Разработка программ действий для ликвидации этих разрывов
Внедрение и мониторинг
Маркетинговый анализ и аудит
Слайд 73Стержневые компетенции
высокий профессионализм в том или ином виде деятельности компании,
достигаемый в результате длительного обучения и накопления опыта
превращается в
конкурентную возможность, когда ее замечают потребители, т.е. она становится дифференцирующим признаком компании и средством упрочения конкурентной позиции
Маркетинговый анализ и аудит
Слайд 74Операционные результаты
анализ доходов и прибыли по направлениям:
бизнеса
рыночным сегментам (в
т.ч. по регионам)
брендам
товарным линиям
их комбинациям
Маркетинговый анализ и аудит
Слайд 75Текущие маркетинговые цели
Каковы текущие маркетинговые цели компании?
Каким образом на данном
этапе компания сегментирует рынок?
Есть ли у компании преимущества перед конкурентами?
Каково
позиционирование товаров компании на рынке?
Маркетинговый анализ и аудит