Слайд 1Организация обучения и математического развития детей дошкольного возраста
Слайд 2План
1.Обучение как целенаправленный процесс
2.Общедидактические принципы обучения дошкольников элементам
математики
3. Содержание математического развития ребенка
4. Формы организации обучения детей элементам
математики
5. Методы и приемы обучения детей элементам математики
6. Средства обучения
Слайд 3Литература
1. Белошистая А.В Формирование и развитие математических способностей дошкольников
Курс лекций- М.: Владос, 2004
2. Михайлова З.А. Теории и
технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008- 384с.
3. Шадрина И.В.Теория и методика математического развития : учебник и практикум для СПО.- М.: Юрайт, 2016, 279с.
4. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. – Воронеж, 2005- 392с.
Слайд 41.Обучение как целенаправленный процесс в ДОУ
Обучение- процесс целенаправленной передачи общественно-исторического
опыта; организация формирования знаний. умений, навыков.
Научение - процесс и
результат приобретения индивидуального опыта.
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка ребенка к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни.
Слайд 5Общедидактические принципы обучения дошкольников элементам математики
Принципы ( лат.- начало, основа)
- это исходные положения, которым следует руководствоваться в разных областях
деятельности, в том числе в математике.
Слайд 6Принцип развивающего и воспитывающего обучения
Развивающий эффект обучения достигается лишь тогда,
когда оно ( по Л.С Выготскому и Г.С.Костюку) ориентировано на
«зону ближай-шего развития»);
воспитывающий эффект (воспитание морально-волевых качеств личности: организованность, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность и и т.п.)
Слайд 7Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей
Учет типа темперамента,
типа восприятия, темпа деятельности, характера переключения умственных процессов ( гибкость,
стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей);
уровня знаний и умений;
Учет работоспособности, отвлекаемости, утомляемости, уровня самостоятельности, активности;
уровня волевого поведения;
учет характера познавательных процессов и т.д
Слайд 8Принцип научности и доступности
Элементарные, но научные, достоверные математические знания (о
количестве, размере. форме, пространстве, времени) с учетом возраста детей (ранний,
младший, средний, старший) , особенностями их восприятия, памяти, мышления- материал не слишком трудный, но не слишком легкий- доступная трудность. Длительность занятий должна соответствовать возрастным особенностям детей
Слайд 9Принцип осознанности и активности
Организация обучения построена на соединении активности педагога
и ребенка (педагог не только информатор, но и помощник в
осознании и осмыслении знаний детьми. Осознанное усвоение материала предусматривает активизацию умственных
(познавательных) процессов у ребенка.
Предпосылкой познавательной активности ребенка является рефлекс « что такое? кто такой? »
Слайд 10Принцип систематичности и последовательности
Предполагает такой логический порядок освоения материала, при
котором знания опираются на раннее полученные (для обеспечения последовательного усложнения,
связь последующего с предыдущим), что обеспечивает прочные и глубокие знания у дошкольников
Этот принцип важен при составлении перспективного и календарного планирования
Слайд 11Принцип наглядности
«Золотое правило дидактики», обосновал Я.А. Коменский (мышление ребенка имеет
преимущественно наглядно-образный характер)
Я.А. Коменский рекомендовал все, что только можно
представить для восприятия ощущениями, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, вкусовые- вкусом, осязаемое – осязанием.
Слайд 12Содержание математического развития дошкольников
Под содержание обучения понимается объем и
характер знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети в
процессе разных видов деятельности
Содержание математического развития отражено в программе обучения детей математики и условно делится на 3 направления:
- представления и понятия;
- зависимости и отношения;
- математические действия
Слайд 13Представления и математические понятия
- о количестве и числе (количество, число,
множество, подмножество);
представления о величине и форме предметов (величина, мера, форма
предмета, геометрические фигуры);
- представления и понятия о пространстве (расстояния, направления, взаимное расположение предметов в пространстве);
- представления и понятия о времени (время и его особенности, единицы измерения).
Слайд 14Математические зависимости и отношения
между предметными множествами (равночисленность – неравночисленность);
- отношение
порядка в натуральном ряду чисел;
-зависимости между свойствами геометрических фигур;
- временные
и пространственные отношения;
- зависимости между свойствами геометрических фигур;
- между величиной, мерой, результатом измерения
Слайд 15Математические действия
выделяют две группы математических действий:
основные (счет, измерение,
вычисление);
- дополнительные, пропедевтические, с конструированные в дидактических целях
(практическое
сравнение, наложение, приложение (А.М. Леушина), уравнивание и комплектование ( В.В. Давыдов); сопоставление (Н.И. Непомнящая)
Слайд 16Формы организации обучения
Форма (от лат.- устройство, строй, система организации)
– способ построения учебной деятельности
Индивидуальная форма (самая древняя)- способствует
накоплению личного опыта, развитию самостоятельности и активности ребенка, переживанию положительных эмоций от общения непосредственно с педагогом. Наиболее результативная форма, так как сотрудничество со взрослым помогает достижению цели. Но экономически не выгодная форма, в ней не реализуется возможность сотрудничества, соперничества со сверстниками
Слайд 17Формы организации обучения
Коллективная- экономически выгодная, способствует формированию взаимной
помощи, взаимного обучения, соперничества, духу коллективизма, но в ней недостаточно
учитываются индивидуальные особенности и различия.
Дифференцированная форма обучения учитывает типичные индивидуальные различия детей, уровни развития. Осуществляется по критериям: способностям к обучению, объему материала и степени его сложности; степени самостоятельности и темпу продвижения в обучении ( Л.С. Выготский, Л.В. Занков и др)
Слайд 18 Методы обучения детей элементам математики
Метод – греч-
«путь к чему-либо»- способ достижения цели. При выборе метода учитываются:
-
цели и задачи обучения;
- содержание формируемых знаний;
-возрастные и индивидуальные особенности;
-наличие дидактических средств;
-личностное отношение педагога к тем или иным методам;
- конкретные условия . В которых протекает процесс обучения
Классификация Ю.К. Бабанского:
Слайд 19Методы обучения детей математики
Классификация Ю.К. Бабанского:
Практические методы:
-упражнения;
опыты;
продуктивная деятельность;
моделирование;
измерение;
игровая деятельность
Наглядные методы:
-демонстрация объектов и иллюстраций;
- наблюдение;
- показ;
- рассматривание
таблиц, моделей
Слайд 20Методы обучения детей математики
Словесные :
- рассказывание;
- беседа;
- инструкция;
- объяснение;
- пояснение, разъяснение;
словесные дидактические игры
Игровая деятельность
может выступать как словесный практический, наглядный метод
Слайд 21Приемы обучения детей математики
Прием- составная часть метода.
- накладывание, прикладывание;
- дидактические
игры;
- сравнение;
- вопросы к детям;
- обследование.
Слайд 22ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дидактические средства являются орудием труда педагога и
инструментом познавательной деятельности детей. Дидактические средства обучения являются источниками получения
информации
Под средствами обучения понимаются совокупности предметов, явлений, знаки ( модели), действия, а также слово, участвующие в непосредственном процессе и обеспечивающие усвоение новых знаний и развитие умственных способностей.
Различают:
- материально-предметные (иллюстративные) модели;
- идеальные (мысленные) модели.
.
Слайд 23Функции дидактических средств:
реализуют принцип наглядности;
- переводят абстрактные математические
понятия в
доступную для детей форму;
- способствуют накоплению чувственного,
логико-математического опыта
и
овладению способами действий;
- увеличивают объем самостоятельной
деятельности детей;
- интенсифицируют процесс обучения
Слайд 24Группы дидактических средств:
- комплекты наглядного дидактического
материала;
- оборудование для самостоятельных
игр и занятий;
- пособия для воспитателя:
(учебники, методическая литература,
конспекты,
сборники дидактических игр и др.)
- учебно-познавательные книги
для детей, тетради с печатной основой
Слайд 25Виды наглядности:
натуральная наглядность;
изобразительная наглядность (картинки, рисунки, таблицы, экранные наглядные пособия,
модели предметов);
математическая наглядность (числовые фигуры, линии, стрелки, чертежи, диаграммы, схемы,
знаки, графики, цифры, модели геометрических фигур и др.).
Слайд 26Виды наглядности
Традиционно комплект наглядного дидактического материала делится на три вида
вида:
1. демонстрационный ( педагог)
2. раздаточный (дети)
3. средства ТСО ( экранные
средства, мультимедийные проекторы, диапозитивы и т.д)
Слайд 27Требования к наглядному материалу:
соответствие возрасту;
хорошо выраженные особенности;
не изобилует деталями;
привлекательность;
безопасность;
устойчивость;
прочность;
разнообразие;
хранится отдельно
от других предметов и игрушек
демонстрируется на уровне глаз детей;
чаще всего
не используется для игр вне занятий