Слайд 1Организация работы группы кратковременного пребывания
для детей с
10 месяцев
до
3 лет
Чекмарёва Елена Владимировна, учитель группы-Монтессори
Слайд 2В настоящее время наиболее актуальным является обращение к семейному воспитанию
и установление единой воспитательно-развивающей среды между семьей и детским садом.
Психологами
современности отмечается особая важность в развитии и становлении ребенка в период от 0 до 3 лет. К трем годам жизни закладываются основы человеческой личности, формируется основа интеллекта, происходит овладение языком, закладываются особенности национального и социального сознания. Следуя за Марией Монтессори, мы придерживаемся того взгляда, что доминантой развития ребенка от 0 до 3 лет является его «впитывающее сознание», - природное свойство ребенка спонтанно воспринимать, фиксировать, запоминать впечатления (сигналы, информацию) извне с помощью всех органов чувств и преобразовывать их в свой личный опыт по приспособлению к окружающей среде и формированию своей личности. В группе кратковременного пребывания, организованной для работы с детьми раннего возраста, создана предметно-развивающая среда, которая предоставляет ребенку возможность для наиболее полного, оптимального физического, духовного и интеллектуального развития.
Слайд 3Учитывая особую психологическую связь ребенка раннего возраста с мамой, мы
увидели необходимость предоставления возможности нахождения в подготовленной развивающей среде малышей
вместе с мамами, а также особую важность их взаимодействия в этой среде как для развития детей, сохранения и укрепления их физического и психического здоровья, так и для их адаптации к дошкольному учреждению.
Для хорошей, сплоченной работы в связке педагог-родитель-ребенок необходимо, прежде всего, построить партнерские отношения с родителями. Определяя взаимодействие с родителями нашей основной задачей, мы делим нашу работу на 3 части:
1 – информационная работа
2 – индивидуальное сопровождение детей и родителей
3 – организация психолого-социально-педагогического сопровождения
Слайд 5Информационная работа
На первых этапах становления группы кратковременного пребывания «Вместе с
мамой» мы размещали информацию о ее работе на выносном штендере
на улице за территорией детского сада, проводили индивидуальные и групповые консультации, размещали информацию на информационных стендах детского сада, информировали родителей наших воспитанников на родительских собраниях, проводили обучающие семинары-практикумы для социума.
Сейчас, когда группа завоевала известность, информацию о ней можно получить на официальном сайте детского сада, на общих стендах, но наибольшую информационную роль приобрела «сарафанная почта». Рекламу нашей группе делают сами родители, которые ее посещают со своими детьми. В первый год работы (2007-2008 учебный год) группу посещало 60 детей, во второй – 90 детей. В 2009-2010 учебном году группу посещают свыше 250 детей раннего возраста вместе с родителями.
Слайд 6Индивидуальное сопровождение детей и родителей
Важно не оставить без внимания родителей
в первые дни посещения группы. Отвечать на возникающие вопросы, подбадривать,
давать «обратную связь» на то, что происходит с ребенком и почему. Это обязательно нужно делать, чтобы родители понимали важность занятий со своими детьми в специально-подготовленной предметно-развивающей среде. Первый месяц – важное адаптационное время для родителей, детей и воспитателя.
В группе кратковременного пребывания «Вместе с мамой» для детей раннего возраста и их родителей организуются следующие виды занятий:
Индивидуальные занятия с дидактическими материалами. Дети, побуждаемые внутренними потребностями, в условиях свободной двигательной активности самостоятельно выбирают для себя вид деятельности и материал для работы. Воспитатель либо сам, либо опосредованно через маму, проводит с каждым ребенком индивидуальные уроки.
Круги. Круг, или коллективное занятие на кругу детей раннего возраста и их родителей, планируется воспитателем, он очень короткий по времени (3-5 мин.) и предполагает участие и мам, и детей. Имеет определенное место для проведения – линию круга. Основными задачами кругов является попытка объединиться, прививать манеру слушать, смотреть, носить, брать, давать и быть открытым для других людей. Содержание кругов определяется следующими направлениями: двигательные, языковые, сенсорные, тихие упражнения.
Совместная творческая деятельность мамы и ребенка. В группе для детей раннего возраста совместная творческая деятельность проводится с целью развития творческих способностей ребенка и формирования основ продуктивной творческой деятельности.
В помощь воспитателям группы кратковременного пребывания разработан авторский сборник занятий (разработан воспитателем Комаровой Е.В.), программа по развитию движений и оздоровлению (разработан инструктором по физической культуре Егоровой Е.В.). Помимо авторских разработок при работе с детьми раннего возраста группы кратковременного пребывания и их родителей в нашем детском саду, также, широко используется методическое пособие Е.В.Ларечиной «Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка». Опыт работы группы транслируется через муниципальную учебно-методическую площадку.
Физкультурные и музыкальные занятия
Слайд 7Организация психолого-социально-педагогического сопровождения
Для достижения наиболее полного эффекта от посещения детьми
раннего возраста вместе с родителями группы кратковременного пребывания мы проводим
обучающие семинары, диагностику развития детей, стендовое и индивидуальное консультирование всех специалистов детского сада, выдаем памятки, буклеты и рекомендации по организации развивающей среды дома, проводим социально-психологические гостиные.
Слайд 8Преемственность групп и реализуемых программ
Группа кратковременного пребывания выполняет роль адаптационной.
Дети, посещающие ее, живут в разных районах города. В следующем
учебном году они получат путевки в детские сады по месту жительства. Те родители, которые получат путевки в наш детский сад, имеют возможность выбрать группу с той образовательной программой, которая им больше нравится. Так, после группы кратковременного пребывания можно начать посещать разновозрастную группу-Монтессори для детей с 1,5-3,5 лет, а затем перейти в дошкольную разновозрастную группу-Монтессори с 3-7 лет. А можно после группы кратковременного пребывания начать посещать группу раннего возраста и далее одновозрастные дошкольные группы, реализующие типовую программу.