Слайд 1Организация работы по защите прав участников образовательных отношений
Брутова Марина Алексеевна
к.п.н.,
доцент
Слайд 2Законодательные основы
Конвенция ООН о правах ребёнка:
право на жизнь;
право на
имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и
право на их заботу;
право свободно выражать своё мнение;
право на социальное обеспечение;
право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;
право на образование;
право на отдых и досуг;
и др.
Конституция РФ:
- см. Конвенцию ООН;
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства;
каждый гражданин имеет право защищать свои права и свободы любым способом, не запрещенным законом (ч.2 ст.45).
Слайд 3Защита прав
Защитить - охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий,
от опасности, а также предохранить, обезопасить от чего-либо (словарь С.И.
Ожегова)
В широком смысле - охрана права, в смысле предохранения, принятия превентивных мер с целью недопущения покушения на благо, принадлежащее личности, т.е. на его права, свободы
В узком смысле - непосредственное пресечение действий, направленных на причинение ущерба личности, препятствующих осуществлению ею своих прав, свобод, реализации законных интересов
Слайд 4
Понятие «защита прав»
Защита права = Охрана права: вся совокупность мер,
обеспечивающих нормальный ход реализации права (экономического, политического, организационного, иного характера,
направленных на создание условий для осуществления субъективных прав);
Защита прав: деятельность по устранению препятствий на пути осуществления субъективных прав, как систему мер (средств), направленных на применение к правонарушителю принуждения.
Слайд 5Причины, требующие разработки средств защиты субъектов образования
Социальная ценность образования
Расширение прав
и свобод личности в области образования
Несовпадение интересов ОО, педагогов и
обучающихся
Действия участников образовательных отношений, не соответствующие целям, задачам, сущности образования и правовым нормам
Неразработанность правовой основы отношений в области образования
Экономизация и коммерциализация российского образования
Презумпция власти педагога над обучающимся и его бесспорная правота
Слайд 6Способы защиты прав в области образования
Признание права
Восстановление права
Принуждение к выполнению
обязанности
Возмещение морального вреда
Компенсация убытков
Признание ненормативного или нормативного акта не соответствующим
закону
Прекращение педагогических правоотношений
Государственный контроль
Слайд 7Проблемы в области защиты прав обучающихся
нарушение конкретных прав ребенка, закрепленных
Конвенцией о правах ребенка и федеральными нормативными документами;
– нарушение прав
отдельных категорий детей;
– отсутствие четкого механизма реализации и защиты прав различных категорий детей.
И.С. Трапезникова
Слайд 8Способы решения проблем
(И.С. Трапезникова)
Слайд 9Уполномоченный по защите прав субъектов образовательного процесса
«уполномоченный» - представитель, действующий
от чьего-то имени
Уполномоченный по правам человека - назначенное парламентом РФ
должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса - медиатор, т.е. посредник между сторонами, который в своей деятельности обязан следовать трем принципам: нейтральности, добровольности участия сторон, конфиденциальности информации.
Слайд 10Цель деятельности уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса -
не просто установление контроля за соблюдением прав ребенка, а «начало
движения от прав Ребенка к правам Человека»
Основными задачами деятельности уполномоченного:
всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;
оказание помощи родителям по вопросам соблюдения прав человека, прав ребёнка;
регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в конфликтных ситуациях, связанных с соблюдением прав человека, прав ребенка;
обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребёнка, прав человека;
содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
Слайд 11Направлениями деятельности уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса
принятие
внутренних нормативных актов, регулирующих отношения внутри школьного коллектива
защита прав и
законных интересов несовершеннолетних участников образовательного процесса
проведение мероприятий, посвящённых правам участников образовательного процесса
рассмотрение обращений учеников, их родителей и учителей и посильная помощь в соответствии со спецификой сложившейся ситуации
Слайд 12Формы работы уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса
индивидуальные и
коллективные беседы с учащимися, учителями, родителями с родительской общественностью;
доведение до
сведения администрации информации об учителях, постоянно нарушающих права учащихся;
организация на классных часах занятий по ознакомлению с « Правилами школьной жизни»;
защита прав конкретного ребёнка и представительство его интересов;
расследование дел по индивидуальным жалобам детей;
наблюдение за осуществлением законодательства, касающегося защиты интересов детей;
внесение рекомендаций в государственные органы по изменению законодательства в области охраны прав детей;
содействие повышению информированности о правах ребёнка как самих детей, так и взрослых;
действие в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями;
представление докладов о проделанной работе и о положении дел в вопросах соблюдения прав ребенка.
Слайд 13Задание для контрольной работы
Проанализируйте предложенные нормативные документы. Оформите результаты анализа
в таблицу о правах воспитанников, педагогов и родителей на образовательные
услуги в дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации
Слайд 14Зачетное задание
Подготовьте характеристику системы работы образовательной организации (ДОО и ОО)
по соблюдению образовательных прав детей и педагогов в образовании по
следующему плану:
- цель и задачи работы;
- направления работы;
- содержание работы с характеристикой мероприятий, их задач, последовательности и периодичности, ответственных);
- ожидаемые результаты и критерии их оценивания;
- перечень необходимой документации (федерального, регионального и локального уровней).