Слайд 1«Организация специальной пропаганды»
Астана – 2016
Военная кафедра
АО «Университет КАЗГЮУ»
Тема №5.
«Религиозно - политический экстремизм и терроризм: причины возникновения и его
основные характеристики. Деструктивные идеологии и формы их проявления в Республике Казахстан».
(8часов, 4 часа – лекции, 2 часа - групповое занятие, 2 часа - семинар)
Слайд 2
Занятие: №3
Метод: Групповое занятие
Время: 2 часа
Учебные вопросы:
Традиционный ислам и деструктивные
течения исламской направленности в Казахстане.
Запрещенные в Казахстане экстремистские организации.
Слайд 3Семинар:
Метод: Семинар
Время: 2 часа
Учебные вопросы:
Экстремизм и терроризм: понятия, сущность, формы
проявления. Истоки возникновения терроризма и экстремизма.
Методы деятельности экстремистских и
террористических организаций на территории Казахстана.
Традиционный ислам и деструктивные течения исламской направленности в Казахстане.
Доклад: «Идеология экстремизма и терроризма.»
Содоклад: «Проявление экстремизма и терроризма в Республике Казахстан –угроза национальной безопасности».
Слайд 4Подвопросы для подготовки и обсуждения :
Экстремизм и терроризм. Их содержание
и направленность?
Политический, религиозный и религиозно - политический экстремизм, их содержание
и направленность?
Идеология религиозного и религиозно – политического экстремизма?
Идеологическая направленность террористических групп и организаций?
На что направлена экстремистская противоправная деятельность?
Интернет – ресурсы на службе экстремистских и террористических организаций?
Угроза национальной безопасности Казахстана деятельностью экстремистских религиозных и религиозно – политических организаций?
«Традиционный ислам» - его отличие от деструктивного «нетрадиционного ислама»?
Какие организации придерживаются «нетрадиционного ислама»?
В чем опасность распространения ваххабизма и салафизма в Республике Казахстан?
Движение «коранитов». В чем проявляется его угроза социально – политической и общественной безопасности государства?
Как трактуется термин «джихад» нетрадиционными исламскими организациями?
Перечень запрещенных религиозно – экстремистских организаций в Казахстане. Характер их миссионерской деятельности и ее опасность для военнослужащих ВС РК?
Кто находится в группе риска вовлечения в экстремистскую деятельность. Социальный портрет «террориста»?
Методы вербовочной деятельности экстремистских и террористических сообществ?
Слайд 5ТЕРРОРИЗМ В КАЗАХСТАНЕ.
ЦЕЛИ ДОКЛАДА:
Целью доклада является составить охарактеризовать ситуацию
с терроризмом в Казахстане, проанализировать данное явление и попробовать обозначить
основные группы риска, то есть людей, которые могут быть потенциально вовлечены в террористическую деятельность.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Собрать сведения о произошедших в Казахстане терактах. Выявить наиболее типичные черты произошедших в Казахстане террористических актов, и чем они отличаются от произошедших ранее.
Найти аналоги происходящего в Казахстане в других странах.
Выявить основные причины возникновения терроризма в Казахстане.
Составить социально-психологический портрет террористов.
Определить примерные группы риска, которые могут быть вовлечены в террористическую деятельность.
Сделать прогноз развития ситуации.
ЛИТЕРАТУРА:
ВВЕДЕНИЕ:
Усиление террористической активности требует большого осмысления, как причин этого явления, так и его механизмов. Так как осуществленных терактов до этого времени в Казахстане было не так уж и много, а точнее почти не было, опыта столкновения с террористами у нашего общества крайне мало. Особенно важно понять, как именно функционирует террористическое подполье, основываясь на аналогах, и как оно будет развиваться в последующие годы. К сожалению, не удалось получить какую-либо информацию по уголовным делам террористов, поэтому пришлось ограничиваться материалами, находящимися в свободном доступе. Вследствие этого, приоритет отдан больше сообщениям СМИ, аналогам, официальной статистике и предположениям. Доклад может быть использован СМИ, учебными заведениями, общественными организациями и государственными органами.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
ВЫВОД.
Слайд 6Литература:
Конституция Республики Казахстан, 1995 г.
Закон РК от 11.10.2011
г. «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
Закон РК от
18.02.2005 г. «О противодействии экстремизму» (с изменениями и дополнениями).
Указ Президента Республики Казахстан от 24.09.2013 г. №648 «О государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы».
Военная доктрина РК, 2011г.
Приказ МО РК от 30.09.2011 г. №400 «Об утверждении методики организации органов военного управления по противодействию идеологии деструктивных религиозных организаций и радикальных религиозных течений в армейской среде».
Приказ МО РК от 20.12.2012 г. № 984 «Об организации идеологической работы в сфере противодействия религиозному экстремизму в ВС РК».
Приказ МО РК от 21.02.2013 г. №73 «Об утверждении Стратегии развития идеологической работы в ВС РК».
Слайд 7«Не умаляя гражданских прав верующих, все же необходимо констатировать, что
конфессиональная безопасность может подвергнуться испытаниям в случае чрезмерной политизации отдельной
религии или конфессионального течения.
Здесь формула, которая может и должна обеспечивать светский статус государства и конфессиональное равновесие в обществе, достаточно проста: верующие, безусловно, имеют гражданские права и пользуются демократическими свободами.
В свою очередь, религия как духовное начало и возможность отправления культа не имеет и не должна обладать политическими правами и возможностью влияния на политическую волю государства».
Из речи Президента Казахстана Н.А. Назарбаева
Слайд 8Первый вопрос:
Традиционный ислам и деструктивные течения исламской направленности в Казахстане.
Слайд 9В настоящее время казахи считают себя мусульманами и соблюдают в
той или иной мере обряды религии ислам. При этом, наряду
с исламскими традициями среди верующих казахов сохраняются и некоторые обычаи доисламского периода, которые не противоречат канонам Ислама.
Под «традиционным исламом» понимается та форма ислама, которую традиционно исповедует большинство исламского мира на протяжении его истории и, в первую очередь, большинство исламских учёных и правителей.
«Традиция – это набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений»
Появление названия «традиционный ислам» связано с появлением людей, путающих здравые умы мусульман неким «чистым исламом».
Слайд 10«НЕТРАДИЦИОННЫЙ ИСЛАМ»
«Ваххабизм»
«Кораниты»
«Таблиги Джамаат»
«Хизб-ут-Тахрир»
Течения псевдоисламской направленности практически вынудили мусульман дать им
определение, отделяющее их идеологию – от настоящего Ислама
Слайд 11ВАХХАБИТЫ (салафиты):
Запретно паломничество к могилам святых, так - как это
поклонение мёртвым;
Отрицают совершение неверного, с их точки зрения, тавассуля, порицают
празднование дня рождения Пророка Мухаммада;
Пропагандируют необходимость вооружённой борьбы (газавата) против неверных (кяфиров) и лицемеров-вероотступников (мунафиков) из мусульман;
Дают разрешение убивать мусульман, следуя закону «кто не с нами, тот неверный (кяфир)».
Категорично запрещают посредничество между Всевышним и Его творением
Назначают своего Амира (Предводитель) и призывают на джихад (священная война)
Слайд 12Опасность распространения ваххабизма на территории Казахстана очень велика. Она усиливается
тем, что деятели ваххабитского движения всячески скрывают свою принадлежность к
данному течению. В этой связи необходимо обладать определенными знаниями по религии, что бы распознать ваххабитов и защитить себя от попадания под влияние их идеологии.
«Кораниты» – это новое религиозное течение исламского толка, адепты которого отвергают Хадисы, то есть изречения и действия Пророка Мухаммада, Сунну – их совокупность, которые, согласно их мнениям, непоправимо искажены консервативным духовенством и потому практически не соответствуют первоначальному виду.
Слайд 13
В богословских кругах община коранитов более известна под названием «Ахли
Куран».
Базовыми направлениями коранитов являются:
непримиримое отношение к традиционным институтам суннитского
и шиитского направления Ислама;
признание Корана и отрицание других источников Ислама, включая Сунну (является вторым после Корана источником исламского права (фикха);
освобождение Ислама от всего наносного со стороны людей;
отрицание посредников и роли духовенства.
Приверженцы течения КОРАНИТОВ признают с теологической точки зрения только Коран, но при этом отрицают сунну Пророка Мухаммада. Приверженцы данного направления, отрицая Сунну Пророка Мухаммада, по сути, отрицают сам Коран, к которому апеллируют.
Но именно у данного течения разрешаются временные браки, употребление наркотиков и прелюбодеяние, которые в целом по самой своей сути уже противоречат нормам исламского шариата.
Слайд 14Стержнем учения выступает строгое следование так называемой Сунне Пророка.
Под
«СУННОЙ ПРОРОКА» понимается свод канонизированных «достоверных» преданий о жизни Пророка
Мухаммеда, называемых «ХАДИСАМИ».
«ХАДИСЫ» - это несколько десятков тысяч историй о жизни Пророка, содержащие высказывания-цитаты, которые традиционно приписываются Мухаммеду.
«ХАДИСЫ» были собраны и записаны на бумагу спустя более чем 200 лет после смерти Мухаммеда.
Слайд 15«ДЖИХАД» – с арабского слово переводится как «БОРЬБА НА ПУТИ
АЛЛАХА». Борьба со злом и несправедливостью.
МАЛЫЙ ДЖИХАД – это борьба
с оружием в руках против тех врагов, которые нападают на твою страну, притесняют людей, выгоняют их из домов и делают их рабами. В этом случае каждый мусульманин обязан защищать себя, свою семью и страну от врагов.
БОЛЬШОЙ ДЖИХАД мусульманина – это борьба со своим нафсом (борьба против своих слабостей и отрицательных внутренних качеств). Борьба против невежества, алчности, жадности, высокомерия, зависти и против наущений дьявола, иными словами –.
Слайд 16А когда им говорят: «Не распространяйте нечестия на земле!» –
они говорят: «Мы – только творящие благое». Знайте же, они,
истинно, распространяющие нечестие, но не разумеют они этого».
(Сура «Корова», 2:11-12)
Взрывы, захваты заложников, поджоги молельных домов – не являются джихадом на пути Аллаха.
Слайд 17Повиновение Правителю в Исламе:
Верующий обязан вверять руководство в руки достойных,
праведных и справедливых людей. Коран повелевает людям после смиренности и
послушания Создателю и Посланнику Его подчинятся этим праведным и справедливым руководителям.
Коран призывает верующих:
– не вносить раскол среди мусульман;
– не организовывать беспорядки, преследуя политические цели, а как раз, наоборот, вместо того, чтобы обострять разногласия мусульманин должен искать путь для устранения имеющихся разногласий.
Слайд 18Второй вопрос: Запрещенные в Казахстане экстремистские организации
Слайд 19В национальный перечень запрещенных в Казахстане террористических и экстремистских структур
включены следующие организации:
«Аль-Каеда»;
«Исламское движение Узбекистана»;
«Исламское движение Восточного Туркестана»;
«Курдский народный конгресс».
«Асбат
аль – Ансар»;
«Братья – мусульмане»;
«Движение «Талибан»;
«Боз гурд»;
«Жаамат моджахедов Центральной Азии»;
«Лашкар-е Тойба»;
«Общество социальных реформ».
«Исламская партия Туркестана».
«Хизб-ут-Тахрир».
«АУМ Синрикё»;
«Организация освобождения Восточного Туркестана».
«ИГИЛ»
Слайд 20также известно, как «Кайеда», «База», «Исламская армия», «Всемирный исламский фронт
джихада» против евреев и крестоносцев», «Исламская организация за освобождение святых
мест», «Фонд исламского спасения», «Группа по защите святых мест»
«Аль-Кайеда»
Основана международным террористом Усамой бен Ладеном в 1990 году с целью объединения моджахедов, которые боролись против советского военного присутствия в Афганистане. С 1996 года У.б.Ладеном объявлена «священная война» (джихад) против США, Израиля и их союзников. На счету «Аль-Кайеды» ряд крупнейших терактов, включая взрывы в американских посольствах в г.Найроби (Кения) и г.Дар-эс-Саламе (Танзания), а также теракты 11 сентября 2001 года в США
Главная цель «Аль-Каеды» на современном этапе - установление во всем мире исламского порядка посредством создания утопического государственного образования, объединяющего территории как исламских, так и многих неисламских государств.
Слайд 21«Асбат аль –Ансар»
Создана в 1985 году шейхом Хишамом шрейди
в Ливане. Тесную связь поддерживает с «Аль-Каедой». Советом безопасности ООН
включена в консолидированный список террористических организаций.
«АУМ Синрикё»
Японская религиозная секта создана в 1984 году под видом общества йоги «АУМ Шинсен-но-кай». Лидер этой религиозной организации Чизуо Мацумуто (Сёко Асахара) в 1994 году объявил себя святым императором. Идеологической базой является крайне реакционный культ, пропагандирующий антисоциальные идеи, вплоть до совершения убийств. Общественная опасность заключается также в нанесении вреда психическому и физическому здоровью человека с применением психотропных и наркотических веществ.
Создание ячеек «АУМ Синрикё» зафиксировано и на территории Казахстана.
Слайд 22«Боз гурд»
Известна, как «Серые волки» - турецкая военизированная организация
крайне правового толка. Базовая идейная концепция – туранизм (создание единого
государства тюркских народов).
«Братья–мусульмане»
Международная террористическая организация основана в 1928 году в Египте Хасаном-аль-Банна. Основная цель - исламизация общества, устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путем создания исламского халифата
Девизом организации провозглашен лозунг: «Аллах – идеал, Пророк - вождь, джихад – средство достижения цели, смерть во имя Аллаха – заветная мечта». Эмблема движения – Коран с двумя скрещенными саблями.
Слайд 23«Жаамат моджахедов Центральной Азии»
Другое название –«Группа исламских джихад», создан боевиками
«Исламского движения Узбекистана», примкнувшими к международной террористической организации «Аль-Кайеда».
Ставка в
достижении террористических целей делается на использовании смертников–шахидов, прошедших соответствующую религиозно-психологическую обработку, поскольку «шахидство» - это один из самых сильных приемов религиозных экстремистов, ориентированных на террор.
Органами КНБ на территории Казахстана была выявлена и ликвидирована террористическая группа, являвшаяся структурным звеном «Жаамата моджахедов Центральной Азии». Арестованы и осуждены ее руководитель и 14 входящих в боевую ячейку боевиков.
Слайд 24«Исламская партия Восточного Туркестана» (ИПВТ)- международная террористическая организация.
В качестве
самостоятельной она была основана в 1998 году одним из радикально
настроенных к китайским властям лидеров сепаратистского движения Айса Максумом (настоящее имя Хасан Джундулла). К методам деятельности этой организации, в первую очередь, можно отнести проведение агитационно-пропагандистской работы эмиссарами в Казахстане с целью увеличения числа сторонников, преимущественно из числа представителей уйгурских общин. Призывает к солидарности тюркских народов, исповедующих ислам, для оказания поддержки борьбе синьцзянских мусульман против «китайских захватчиков».
Слайд 25«Исламское движение Узбекистана» (ИДУ) было создано в 1992 году из
числа религиозных радикалов и участников неудавшихся попыток насильственного захвата власти
в начале 90-ых годов в Наманганской области.
ИДУ имеет достаточно большой опыт ведения боевых действий. Боевики организации принимали активное участие в период 1992-1997 годов в гражданской войне в Таджикистане на стороне вооруженной оппозиции.
С 1997 года, находясь в Афганистане, они выступали под флагом проталибских сил и «Аль-Кайеды».
В 1999 и 2000 годах боевики ИДУ дважды предпринимали масштабные вооруженные акции по вторжению через Таджикистан и далее в Баткентскую область Кыргыстана, в Ферганскую долину Узбекистана, вступая в бои с узбекскими и кыргызскими правительственными войсками.
В Республике Казахстан неоднократно пресекались попытки членов ИДУ укрыться на территории страны или использовать ее в качестве «транзитного» коридора, нейтрализовывались планы по вербовке сторонников и боевиков для последующего их участия в боевых действиях и террористических акциях.
Слайд 26«Исламская партия Туркестана» (ИПТ) известна также под названиями «Жамагат Туркестана»
и «Туркестанский жамагат».
ИПТ приняла устав «Аль-Кайеды», приобщившись тем самым
к «глобальному» джихаду.
Отмечаются конкретные устремления ИПТ к Казахстану. В республике была пресечена деятельность боевой ячейки ИПТ.
Слайд 27«Курдский народный конгресс» («Рабочая партия Курдистана») образован в 1978 году
с целью создания путем вооруженной борьбы так называемого курдского государства
на юго–востоке Турции.
КНК предпочитает партизанскую тактику ведения боевых действий. Деятельность эмиссаров организации, маскируемая под лозунгом борьбы с национальным притеснением, отмечена в Республике Казахстан.
Слайд 28Военизированная террористическая группировка в Пакистане. По заявлениям лидеров организации она
осуществляет реализацию двух военно-политических программ «Джихад Афганистан» и «Джихад Кашмир».
Наряду с этим, заявлено о расширении масштабов своего влияния в Центрально-Азиатском регионе и оказании финансовой помощи террористическим организациям.
«Лашкар-е-Тойба»
«Общество социальных реформ» (ОСР)
Имеет статус неправительственной благотворительной организации, которая под прикрытием социальных программ выступает за установление исламского правления во всемирном масштабе путем создания исламского халифата.
Слайд 29«Организация освобождения Восточного Туркестана».
Выступает за образование самостоятельного государства на
территории Синьцзян –Уйгурского автономного района КНР и проведение в этих
целях вооруженной борьбы против китайских властей. Признаки террористической деятельности этой организации установлены и на территории Казахстана. Эмиссарами организации проводилась противоправная идеологическая обработка отдельных граждан республики.
Имели место факты использования территории страны для контрабанды оружия и вербовки граждан.
Слайд 30«ДВИЖЕНИЕ ТАЛИБАН АФГАНИСТАНА» (ДТА) - радикальное, ультраконсервативное исламистское движение суннитского
толка (талибан - араб. студенты), первоначально возникло в Пакистане в
1989 г. В 1994 г. «ДТА» распространило свою деятельность на Афганистан, где начиналось движение студентов мусульманского духовного училища (медресе).
После размещения Коалиционных сил в Афганистане талибы вместе с боевиками других террористических групп («Аль-Каида», ИДУ), чеченскими и уйгурскими сепаратистами и т.д., размещавшимися на территории страны, укрылись в горных районах афгано-пакистанской границы.
В настоящее время движение «Талибан» возобновилось и продолжает вести свою диверсионно-террористическую деятельность по дестабилизации обстановки в Афганистане с целью выдворения иностранного военного контингента из страны и свержения действующего конституционного режима.
Слайд 31ИГИЛ или «Исламское государство Ирака и Леванта»,
Форма правления ИГИЛ
– шариат.
Штаб-квартира и фактически столица находится в городе Ракка (в
Сирии). Однако, влияние ИГИЛ распространяется не только на Сирию и Ирак: группировки, подконтрольные ИГИЛ, как и собственно бойцы «Исламского государства» принимают участие в боевых действиях на территории Ливии, Египта, Пакистана, Афганистана, а также в Нигерии, Йемене и Филиппинах, не считая ведения деятельности на территории других стран.
В создании группировки принимала участие «Аль-Каида», которая посредством международного террориста Абу Мусаб аз-Заркави сначала организовала «Совет Шуры моджахедов» (2006), к которому затем присоединились группировки:
«Джайш ат-Таифа аль-Мансура» («Армия победоносной общины»);
«Джайш Ахлу-с-Сунна ва-ль-Джамаа» («Армия людей Сунны и общины»);
«Джайш аль-Фатихин» («Армия завоевателей»);
«Джунд ас-Сахаба» («Войско сподвижников»).
Слайд 32Название международной религиозной организации «Таблиги Джамаат» («Исламская миссия», «Пропаганда веры»)
происходит от двух слов: «таблиг» – по-арабски означает «вручить послание»
и «джамаат» – что значит «группа», «структура».
Религиозная организации «Таблиги джамаат» была основана в 1927 году (в 1344 году по мусульманскому календарю) в провинции Индии, Мевате, исламским богословом деобандийского направления Моуланом Мухаммад Ильясом (Мухаммад Рияз Мухаммад Исмаил Ал-Ханафи Ад-Дайлубанди Ал-Джашти Ал-Кондехлави).
Основной целью «Таблиги» являлется приведение к настоящему исламу «номинальных мусульман», то есть тех, кто признает себя «мусульманами», но не исполняет с их точки зрения полностью религиозные обряды.
«Таблиги Джамаат» и «Хизб-ут-тахрир»
Слайд 33«Таблиги Джамаат» не признает государства в качестве легитимного образования, с
исламской точки зрения. Вместо этого оно имеет дело со всем
сообществом мусульман – уммой, и здесь его амбиции носят весьма политизированный характер.
В основу движения «Таблиги Джамаат», которое является суннитским, положено шесть основных принципов:
«Приглашение» («таблиг» – это и приглашение, и проповедь) в ислам – не является существенной задачей богословов, а обязанность каждого мусульманина;
Движение не должно ждать, когда люди придут на проповедь, но сам проповедник должен идти к людям;
Проповедники должны заниматься своим финансовым обеспечением самостоятельно;
В движении должны быть представители всех социальных слоев населения;
Движение должно укреплять веру тех, кто уже является мусульманином; обращение в ислам не мусульман не так важно;
Главная цель – объединение всех мусульман. Теологические и политические разногласия в движении запрещены.
Слайд 34На территорию Средней Азии и Казахстана «Таблиги» начали проникать еще
в 1980-х гг.. Первоначально это были пакистанские миссионеры, турки и
таджики из афганской части Горного Бадахшана.
Зонами их проповеднической деятельности становились те районы, в которых традиционно Ислам был сильнее пропечатан в коллективной памяти местных народностей.
26 февраля 2013 года Сарыаркинским районным судом г.Астаны было вынесено решение о признании международной организации «Таблиги Джамаат» экстремистской и запрещении ее деятельности на территории Республики Казахстан.
Слайд 35Принципы деятельности организации «Таблиги Джамаат»
Проповедь ислама осуществляется небольшими группами, около
десяти человек в азиатских странах и трех-пяти – в других
частях света, прошедших до этого соответствующее обучение и подготовку
Адепты ведут проповедническую деятельность в мусульманских районах «от двери к двери», эту практику называют «харудж» («в пути»).
В группах-джамаатах поддерживается жесткая дисциплина и строгое подчинение своему лидеру.
От активистов «Таблиги Джамаат»:
▪ требуется посвятить 40 дней в году, три дня в месяц, две вторые половины дня в неделю и два часа каждый день работе на организацию;
▪ они обязаны жестко соблюдать правила ежедневных молитв.
Слайд 36Вызовы и угрозы Казахстану со стороны членов организации «Таблиги Джамаат»
религиозная
организация «Таблиги Джамаат» носит заведомо деструктивный характер;
представляет скрытую угрозу национальной
безопасности Казахстана, территориальной целостности страны;
организация несет глобальную опасность обществу, здоровью населению и отдельно взятому человек, разрушает устои и целостность казахстанской семьи;
под видимой аполитичностью на самом деле скрывается неприятие государства и государственности как легитимного института.
Слайд 37мониторинг деятельности приверженцев религиозная организация «Таблиги Джамаат»;
повышение грамотности священнослужителей традиционных
религий;
просвещение населения страны и регионов через СМИ об опасности радикальных
религиозных «Таблиги Джамаат»;
ужесточение наказания за проповеди идей экстремизма и ксенофобии;
усиление агитационно-пропагандистской работы в направлении поддержки межконфессионального согласия и диалога;
изъятие литературы религиозной организации «Таблиги Джамаат»;
организация и проведение профилактических бесед с членами организаций «Таблиги Джамаат».
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Слайд 38Контрольные вопросы:
«Традиционный ислам» - его отличие от деструктивного «нетрадиционного ислама»?
Какие
организации придерживаются «нетрадиционного ислама»?
В чем опасность распространения ваххабизма и салафизма
в Республике Казахстан?
Движение «коранитов». В чем проявляется его угроза социально – политической и общественной безопасности государства?
Как трактуется термин «джихад» нетрадиционными исламскими организациями?
Перечень запрещенных религиозно – экстремистских организаций в Казахстане. Характер их миссионерской деятельности и ее опасность для военнослужащих ВС РК?
Методы вербовочной деятельности экстремистских и террористических сообществ?