Слайд 1Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей технологии
Слайд 2«Здоровье – правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и
психическое благополучие».
Слайд 3 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Слайд 4Факторы оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей
неблагоприятные социальные, экономические
и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые
приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья»
Слайд 5Принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:
Принципы формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни:
принцип природосообразности
принцип формирования ценностных установок школьников
на здоровый образ жизни
принцип народности;
принцип культуросообразности;
принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья ;
принцип здоровьетворческой активности ;
принцип интеграции воспитательного воздействия;
принцип гуманности;
принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве.
Слайд 6Задачи программы
сформировать представление о позитивных и негативных факторах,
влияющих на здоровье:
о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха,
двигательной активности;
правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
Слайд 7научить обучающихся:
делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять
здоровье;
выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее
использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
принимать решение и оказывать первую помощь в сложных критических ситуациях, связанных с угрозой здоровью или жизни.
Слайд 8с учетом принципа информационной безопасности дать представление о негативных факторах
риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и
т. п.), о существовании причин возникновения зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития
Слайд 9 Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает
систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития
духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Слайд 10 Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
условия
обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик
обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Слайд 11Критерии здоровьесбережения
Обстановка и гигиенические условия в классе
Температура и
свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители
Количество видов учебной деятельности
Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.
Слайд 12Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности
Количество видов преподавания и
чередование видов преподавания
Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа,
аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа
Слайд 13Наличие и место методов, способствующих активизации
Метод свободного выбора
(свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в
роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)
Слайд 14Место и длительность применения ТСО
Умение учителя использовать ТСО
как средство для дискуссии, беседы, обсуждения
Поза учащегося, чередование позы
Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
Слайд 15Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке
Внешняя мотивация: оценка,
похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость
от активности, интерес к изучаемому материалу
Слайд 16Психологический климат на уроке
Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт—
напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик -ученик(сотрудничество —
соперничество, дружелюбие -враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)
Слайд 17Эмоциональные разрядки на уроке
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная
картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие
Определяется в ходе наблюдения
по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности
Темп окончания урока
Слайд 18Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1.
Правильная организация урока
Организация урока должна обязательно включать
три этапа:
- 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
- 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Слайд 19 Правило 2. Использование каналов восприятия
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
- аудиальное восприятие;
- визуальное
восприятие;
- кинестетическое восприятие.
Слайд 20 Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально
доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики
и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Слайд 21Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
Эффективность усвоения знаний
учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута —
60-40%;
35—40-я минута — 10%.
Слайд 22Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности
Педагогика сотрудничества
Технологии развивающего обучения
Технология уровневой дифференциации
обучения на основе обязательных результатов
Технология психологического сопровождения учебной группы
Слайд 23 Цель школы, реализующей Педагогику сотрудничества,— разбудить, вызвать к
жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более
полного развития личности.
Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Слайд 24 Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана
В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой
дифференциации.
Целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифферецированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Слайд 25 Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.
С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что
знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики технологии РО, разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики.