Разделы презентаций


Органы речи: строение в норме и основные патологии

Содержание

Речевой аппарат — это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя несколько звеньев:  — дыхательные органы — органы речи пассивные (непосредственно участвующие) — органы речи активные (непосредственно участвующие) — головной

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Органы речи: строение в норме и основные патологии

Органы речи: строение в норме и основные патологии

Слайд 2Речевой аппарат — это совокупность органов человека, необходимых для производства

речи. Он включает в себя несколько звеньев:
 
— дыхательные органы
 
— органы

речи пассивные (непосредственно участвующие)
 
— органы речи активные (непосредственно участвующие)
 
— головной мозг
 

Речевой аппарат — это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя несколько звеньев:

Слайд 3Органы речи: общий обзор

Органы речи: общий обзор

Слайд 4 Органы речи делятся на 2 группы:
1.

органы дыхания (лёгкие с бронхами и трахеей), создающие необходимую для

звукообразования струю воздуха;
2. органы, непосредственно участвующие в звукообразовании:
2А. активные (подвижные), способные менять объём и форму речевого тракта и создавать в нём препятствия для выдыхаемого воздуха, и
2Б. пассивные (неподвижные), лишённые этой способности.
Органы речи делятся на 2 группы:  1. органы дыхания (лёгкие с бронхами и трахеей),

Слайд 5Активные органы речи
1) Гортань, состоящая из перстневидного, щитовидного и двух

пирамидальных или черпаловидных хрящей и двух пар мышечных складок, из

которых нижняя называется истинными голосовыми связками, верхняя — ложными. Задний конец каждой из истинных голосовых связок соединён с одним из черпаловидных хрящей, передние концы сходятся во внутреннему углу щитовидного хряща. Благодаря колебаниям этих связок под воздействием выдыхаемого воздуха возникает тон, именуемый голосом.
2) Глотка, которая может сужаться и расширяться.
3) Язык, используемый при образовании различных звуков речи.
4) Губы, способные выполнять различные артикуляции.
5) Нёбная занавеска с маленьким язычком, которая, поднимаясь, закрывает ход в нос и отделяет т. о. носовую полость от глотки; при опускании она оставляет проход в эту полость открытым
Активные органы речи1) Гортань, состоящая из перстневидного, щитовидного и двух пирамидальных или черпаловидных хрящей и двух пар

Слайд 6Пассивные органы речи
Зубы (верхние и нижние), твёрдое нёбо,

полость носа.
Все активные органы могут, сближаясь или соприкасаясь

с пассивными, а также и между собой, создавать преграду для выдыхаемой струи воздуха. В месте преграды создаётся источник шума, необходимого для образования согласных. Зубы и твёрдое нёбо являются только местом действия активных органов (языка и верхней губы). Полость носа служит резонатором, который, будучи включенным, сообщает звуку носовой характер.

Пассивные органы речи  Зубы (верхние и нижние), твёрдое нёбо, полость носа.  Все активные органы могут,

Слайд 7Внешнее строение носа

Внешнее строение носа

Слайд 8Внутреннее строение носа

Внутреннее строение носа

Слайд 9Пазухи носа

Пазухи носа

Слайд 10Сужение и зарастание полости носа

Сужение и зарастание полости носа

Слайд 11Заболевания наружного носа и носовой полости
Сужение и зарастание полости носа,
Поражения

носа,
Искривления носовой перегородки,
Инородные тела в носу,
Острый насморк,
Хронический насморк,
Озена,
Полипы носа.

Заболевания наружного носа и носовой полостиСужение и зарастание полости носа,Поражения носа,Искривления носовой перегородки,Инородные тела в носу,Острый насморк,Хронический

Слайд 13Губы

Губы

Слайд 14Мышцы губ и щек

Мышцы губ и щек

Слайд 15Губы: патология

Губы: патология

Слайд 16Дефекты челюстей и зубов
прогения
прогнатия

Дефекты челюстей и зубовпрогенияпрогнатия

Слайд 17Нарушения зубного ряда
Неровный зубной ряд
Деформация зубов

Нарушения зубного рядаНеровный зубной рядДеформация зубов

Слайд 20Язык

Язык

Слайд 22Мышцы языка

Мышцы языка

Слайд 23Дефекты языка
микроглоссия
макроглоссия

Дефекты языкамикроглоссиямакроглоссия

Слайд 24Уздечка языка

Уздечка языка

Слайд 25Уздечка языка: патология

Уздечка языка: патология

Слайд 26Глотка

Глотка

Слайд 27Гортань

Гортань

Слайд 30Голосовые связки

Голосовые связки

Слайд 33РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ – это дыхание при речи
4 ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО

ДЫХАНИЯ:
ФАЗА ВЫДОХА В 5-8 РАЗ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЕЕ ФАЗЫ ВДОХА,
КОЛИЧЕСТВО ДЫХАТЕЛЬНЫХ ЦИКЛОВ

ПРИ РЕЧЕВОМ ДЫХАНИИ МЕНЬШЕ В РАЗА (8-10), А КАЖДЫЙ ЦИКЛ ДЛИННЕЕ,
ВДОХ ПРОИЗВОДИТСЯ В ОСНОВНОМ ЧЕРЕЗ РОТ,
ВЫДОХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ АКТИВНОМ УЧАСТИИ ВЫДЫХАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ.
РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ – это дыхание при речи 4 ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ:ФАЗА ВЫДОХА В 5-8 РАЗ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЕЕ ФАЗЫ

Слайд 34 4 ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

4 ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Слайд 35Дыхательные органы
Все звуки речи образуются только при выдохе.

Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на

диафрагму — эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются — выдох;
Дыхательные органы  Все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы.

Слайд 37 органы речи пассивные
это неподвижные органы, служащие

точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо,

глотка, полость носа, гортань;

органы речи пассивные  это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы,

Слайд 38органы речи активные
Это подвижные органы, производящие основную работу,

необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое

небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки — это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;
органы речи активные  Это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся

Слайд 39головной мозг
координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой

воле говорящего.

головной мозгкоординирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего.

Слайд 40Органы речи представлены на следующем рисунке:

Органы речи представлены на следующем рисунке:

Слайд 42Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от

речевой практики, речевого окружения, воспитания и обучения.
 
Речь не является врожденной

способностью, а развивается в процессе индивидуального развития от момента рождения до конца жизни.
 
Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Развитие речи тесно связано с развитием мышления.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от речевой практики, речевого окружения, воспитания и обучения. Речь

Слайд 43Для понимания патологии речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного

речевого развития детей в норме, знать закономерности процесса, представлять каждый

этап речевого развития, чтобы заметить отклонения в этом процессе.

Для понимания патологии речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности

Слайд 44 I этап развития речи – подготовительный
(с момента рождения

до одного года)
В это время появляются голосовые реакции: крик

и плач, которые способствуют развитию движений дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Через две недели ребенок начинает реагировать на голос говорящего: прислушивается, перестает плакать.

I этап развития речи – подготовительный (с момента рождения до одного года) В это время появляются

Слайд 45
К концу 1- го месяца ребенка можно успокоить мелодичной

песней. Далее он поворачивает голову в сторону говорящего, следит за

ним глазами.
 
Вскоре малыш начинает реагировать на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет. Около 2-х месяцев появляется гуление, к началу 3-его – лепет (агу, тя-тя и т.п.).
 
С 5-ти месяцев ребенок слышит звуки, видит артикуляцию, пытается подражать. С 6-ти месяцев путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.). В дальнейшем перенимается тон, ритм, мелодика, интонация речи. Во 2-ом полугодии звукосочетания воспринимаются и связываются с предметами и действиями (тик-так, бух и т.п.), запоминаются слова, появляются реакции на них. С 7-9 месяцев ребенок повторяет за взрослыми разнообразные звукосочетания. К концу 1-го года жизни появляются первые слова.

К концу 1- го месяца ребенка можно успокоить мелодичной песней. Далее он поворачивает голову в сторону

Слайд 46 
II этап – преддошкольный
(от 1 года до

3-х лет).
Этап становления активной речи. В это время ребенок

много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом путает звуки, переставляет их местами, искажает, пропускает. С 1,5 лет появляется понимание словесного объяснения взрослого, накопление новых слов, усвоение знаний.

   II этап – преддошкольный (от 1 года до 3-х лет). Этап становления активной речи. В

Слайд 47 К 2-м годам дети овладевают навыками употребления единственного

и множественного числа существительных, времени и лица глаголов, используют падежные

окончания. На второй-третий год жизни происходит значительное накопление словаря, формируется грамматический строй речи, появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К трем годам у детей должны быть сформированы все основные грамматические категории. На этом этапе понимание речи превосходит произносительные возможности.

К 2-м годам дети овладевают навыками употребления единственного и множественного числа существительных, времени и лица

Слайд 48 III этап – дошкольный (от 3 до 7

лет)
На этом этапе у детей еще отмечается неправильное звукопроизношение.

Но уже развивается звуковой контроль за собственным произношением, Умение исправлять его (т.е. формируется фонематическое восприятие) . В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, овладение связной речью, усложняется структура предложений. На пятом году жизни высказывания детей напоминают краткий рассказ. . В пять лет дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об овладении монологической речью. В этот же период улучшается фонематическое восприятие: различаются гласные и согласные звуки; мягкие- твердые согласные; сонорные, свистящие, шипящие звуки. К пяти годам заканчивается формирование правильного произношения и ребенок говорит чисто.

III этап – дошкольный (от 3 до 7 лет) На этом этапе у детей еще

Слайд 49

IV этап - школьный (от 7 до 17 лет)
Главная особенность

развития речи детей в этом возрасте - это ее сознательное

усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказывания. При этом ведущая роль принадлежит письменной речи
IV этап - школьный (от 7 до 17 лет)Главная особенность развития речи детей в этом возрасте -

Слайд 50 Указанные этапы не имеют строгих, четких границ. Каждый

из них плавно переходит в последующий. Для правильного и своевременного

развития речи необходимы определенные условия. Ребенок должен быть:
 
* Психически и соматически здоровым
* Иметь нормальные умственные способности
* Иметь нормальный слух и зрение
* Обладать потребностью в общении
* Иметь полноценное речевое окружение
 

Указанные этапы не имеют строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий. Для

Слайд 51Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем

развития устной речи. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения

письма и чтения различной тяжести.
 
Развитее ребенка представляется в нескольких аспектах, связанных с постепенным овладением языком:
 
* Развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем русского языка.
* Овладение словарным запасом, грамматикой и слоговой структурой слов
* Овладение смысловой стороной речи.
 
Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. При недоразвитии речи, как

Слайд 52  Причины речевых нарушений:
* различный внутриутробные патологии (токсикоз при

беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору

и др,). Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев.
* Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
* Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.
* Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
* Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
* Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
  Причины речевых нарушений:   * различный внутриутробные патологии (токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания,

Слайд 53патология в речи
психофизиологический подход функционального нарушения, в котором

патологию следует понимать как некоторую результирующую определенного функционального нарушения и

требований к функции со стороны общества.

патология в речи   психофизиологический подход функционального нарушения, в котором патологию следует понимать как некоторую результирующую

Слайд 54 Опираясь на такое понимание патологии, патологию речи можно

определить как нарушение речевой деятельности, обусловленное несформированностью или нарушением психофизиологических

механизмов, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языково­го коллектива, причем такое нару­шение, которое воспринимается обществом (социальной группой) и самим человеком как отступление от социальной нормы. Таким образом, то, что весьма широко и неопределенно обозначается как патология речи, при учете психолингвистического подхода может быть обозначено как нарушение (патология) языковой способности.

Опираясь на такое понимание патологии, патологию речи можно определить как нарушение речевой деятельности, обусловленное несформированностью

Слайд 55В случаях патологии речи перед нами стоит вопрос о возможности

или невозможности общения (общения вообще или адекватного, эффективного общения). В

ос­тальных случаях речь идет только о том, правильно ли, хорошо ли, красиво ли говорить, так или иначе.
 
Патологию речи следует противопоставлять остальным отклонениям от норм речевого употребления типа оговорок, перестановок элементов слов, смешений, ошибочных употреблений слов (парафазии). Это важно потому, что факты, наблюдаемые при изучении патологии речи, и факты такого же рода, наблюдаемые при изучении нормальной речи, могут оказаться тождественными.

В случаях патологии речи перед нами стоит вопрос о возможности или невозможности общения (общения вообще или адекватного,

Слайд 56Классификация форм речевой патологии

Классификация форм речевой патологии

Слайд 57 Речевые нарушения, имеющие “исполнительский” характер и связанные с

дефектами моторного программирования речи или реализации моторной программы
(например, заикание).

Их чаще называют фонационными расстройствами. Выделяются следующие виды фонационных расстройств:
 

Речевые нарушения, имеющие “исполнительский” характер и связанные с дефектами моторного программирования речи или реализации моторной

Слайд 58 Дисфония - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений

голосового аппарата.
 
Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Некоторые исследователи употребляют

термин “брадифразия”.

Дисфония - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Брадилалия - патологически замедленный темп речи.

Слайд 59 Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. Название это произошло

от греческого слова tachus, что означает “быстрый”, и lalia -

речь.

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. Название это произошло от греческого слова tachus, что означает “быстрый”,

Слайд 60Дислалия
- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации

речевого аппарата.
 

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. 

Слайд 61 
Ринолалия (от греч. rhinos - нос, lalia -

речь) - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами

речевого аппарата. Сочетание расстройств артикуляции звуков с расстройствами тембра голоса позволяет отличать ринолалию от дислалии и ринофонии (ринофония звуков речи - нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуковой речи).

   Ринолалия (от греч. rhinos - нос, lalia - речь) - нарушения тембра голоса и звукопроизношения,

Слайд 62АФАЗИИ
Нарушение различных видов речи, в особенности устной речи, а также

чтения, письма, внутренней речи наблюдается при афазиях, возникающих вследствие поражения

болезненным процессом так называемых речевых зон коры головного мозга.
У больных с афазиями нарушается правильный подбор слов и составляющих их речевых звуков, грамматическое строение самостоятельной речи и понимание обращенной к больному речи; в то же время в отличие от дизартрии движение мышц языка, голосовых связок и др., обеспечивающих членораздельное произношение, нарушается сравнительно слабо. Речь больных афазией обеднена, запас употребляемых слов значительно ограничен. Происходит замена одних слогов и слов другими, неправильными, часть слогов и слов вовсе выпадает из речи
Различают несколько основных форм афазии — моторную, сенсорную и др.

АФАЗИИ Нарушение различных видов речи, в особенности устной речи, а также чтения, письма, внутренней речи наблюдается при

Слайд 63Алалия (дефект речи)
 
Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи,

при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его

самостоятельно и без логопедической помощи не форми­руется.

Алалия (от греч. a - частица, означающая отрицание, и лат. lаlia - речь) — отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).

Алалия (дефект речи)  Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых

Слайд 64Язык — это система средств общения людей друг с другом,

способов выражения мысли. Речь — это процесс практического применения человеком

языка в целях общения с другими людьми.
Речь — специфически человеческая форма деятельности, использующая средства языка. Речь возникает и развивается у человека в процессе его общения с окружающими людьми, благодаря которому он овладевает языком этой среды.
В своей речи при взаимном общении люди выражают с помощью языка мысли и чувства. В процессе речевого общения на протяжении многих поколений создаются различные национальные языки. Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в речи.
Язык — это система средств общения людей друг с другом, способов выражения мысли. Речь — это процесс

Слайд 65СПАСИБО

СПАСИБО

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика