Разделы презентаций


Ориентировка в собеседнике

Содержание

Инициатор общения строит свое общение в расчете на определенную реакцию со стороны партнера. Чтобы предвидеть эту реакцию, инициатор должен, помимо антиципации содержания своего сообщения, антиципировать: а) отношение (установку) собеседника в отношении

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Ориентировка в собеседнике

Ориентировка в собеседнике

Слайд 2Инициатор общения строит свое общение в расчете на определенную реакцию

со стороны партнера.
Чтобы предвидеть эту реакцию, инициатор должен, помимо

антиципации содержания своего сообщения, антиципировать:
а) отношение (установку) собеседника в отношении этого сообщения;
б) отношение (установку) в отношении себя;
в) психологический эффект, который сообщение может оказать на собеседника.

АНТИЦИПАЦИЯ (от лат. ante — прежде, capere — схватывать) — предвидение или предвосхищение будущих событий, являющееся непосредственным и не представляющее собой вывода из др. знания.
Инициатор общения строит свое общение в расчете на определенную реакцию со стороны партнера. Чтобы предвидеть эту реакцию,

Слайд 3Инициатор должен при формировании своего сообщения:
построить модель некоторых личностных черт

собеседника;
представить себе его личность в той мере, в какой это

существенно для правильного предвидения эффективности общения;
наблюдая реакцию собеседника, вносить коррекцию в свое речевое поведение: таким образом, «перемена ролей» — это не только принятие роли другого, но и изменение предыдущей роли и обращение роли другого на себя самого;
идентифицировать себя с собеседником по каким-то характеристикам;
сопереживать ему.
Инициатор должен при формировании своего сообщения:построить модель некоторых личностных черт собеседника;представить себе его личность в той мере,

Слайд 4Ориентировка в личности собеседника является совершенно необходимым компонентом. Без такой

ориентировки мы не в состоянии моделировать его смысловое поле ни

как данность, ни как «желаемое-положение дел»
Ли Тайер
Ориентировка в личности собеседника является совершенно необходимым компонентом. Без такой ориентировки мы не в состоянии моделировать его

Слайд 5Ориентировка направляется четырьмя группами факторов:
1) «глубина» ориентировки, вообще ее

ориентированность на тот или иной характер общения;
2) способность коммуникатора

к моделированию личностных особенностей любого собеседника, к пониманию его мотивов и целей, к моделированию его личности как целостного образования;
3) «настроенность» коммуникатора на данного собеседника, умение ориентироваться в его личности (за счет общей способности или за счет опыта общения и взаимодействия с данным человеком);
4) владение коммуникатором «техникой» моделирования внутренних особенностей личности на основе внешних признаков.
Ориентировка направляется четырьмя группами факторов: 1) «глубина» ориентировки, вообще ее ориентированность на тот или иной характер общения;

Слайд 6Синхронизация, по М.Аргайлу, достигается по следующим основным характеристикам:
1) объем общения

(общение не получится, если один будет говорить все время, а

другой - только давать односложные ответы);
2) темп взаимодействия (крайне трудно общаться человеку с замедленной реакцией и замедленной речью, с одной стороны, и нервному «торопыге» - с другой);
3) доминирование;
4) интимность. Это сложная характеристика, являющаяся функцией физической близости, контакта глаз, «личных» тем разговора и т.п. У собеседников должна быть социальная техника, соответствующая одной и той же степени интимности;
5) кооперация и соперничество, их правильное сочетание;
6) эмоциональный тон;
7) отношение к объекту и к способу действия.
Синхронизация, по М.Аргайлу, достигается по следующим основным характеристикам:1) объем общения (общение не получится, если один будет говорить

Слайд 7Есть такие специальности, для которых адекватная ориентировка в собеседнике является

профессиональной необходимостью

Есть такие специальности, для которых адекватная ориентировка в собеседнике является профессиональной необходимостью

Слайд 8Моделирование оратором своей аудитории: характерность - различие личностно ориентированного и

социально ориентированного общения.
При личностно ориентированном общении мы идем «вглубь»,

все полнее и точнее моделируя особенности личности одного определенного человека, существенные для адекватного общения с ним.
В социально ориентированном общении нам важно, чтобы возникла положительная «обратная связь» не от каждого из наших слушателей, а от аудитории в целом.
Моделирование оратором своей аудитории: характерность - различие личностно ориентированного и социально ориентированного общения. При личностно ориентированном общении

Слайд 9САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ. ИМИДЖ
Стремление оставить во внутреннем мире других людей свои «следы»

А.В. Петровский назвал потребностью в персонализации или потребностью «быть личностью».


Акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление, соответствующие чьим-либо идеалам – самопрезентация (Майерс).

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ. ИМИДЖСтремление оставить во внутреннем мире других людей свои «следы» А.В. Петровский назвал потребностью в персонализации или

Слайд 10Оборотную сторону ориентировки в собеседнике составляет то, что в психологии

общения называют «самоподачей» (self-presentation)
Наиболее существенный мотив самоподачи со стороны А

- то, что взаимодействие невозможно для В, если он не знает достаточно много об А, чтобы понимать, как соответствующим образом ответить ему.
Аргайл и Кендон
Оборотную сторону ориентировки в собеседнике составляет то, что в психологии общения называют «самоподачей» (self-presentation)Наиболее существенный мотив самоподачи

Слайд 11Два мотива самоподачи:

самоутверждение (я хочу убедиться, что я на

самом деле такой, каким я себя представляю, хотя и не

уверен в этом);

профессиональная необходимость (так, для психиатра или психотерапевта исключительно важно, чтобы в глазах пациента его личность выглядела так, а не иначе).
Два мотива самоподачи: самоутверждение (я хочу убедиться, что я на самом деле такой, каким я себя представляю,

Слайд 12Деструктивные стратегий самопрезентации:
Ложная скромность – демонстративное и публичное пренебрежение к

себе, являющееся скрытым предрасположением в пользу своего Я и нацеленное

на получение успокаивающих «поглаживаний» от окружающих.
Искусственно создаваемые себе препятствия – защита своего Я-образа путем нахождения подходящего оправдания собственным неудачам.
Самомониторинг – изучение способов презентации себя в социальных ситуациях и регулирование поведения с целью произвести желаемое впечатление на окружающих.
Деструктивные стратегий самопрезентации:Ложная скромность – демонстративное и публичное пренебрежение к себе, являющееся скрытым предрасположением в пользу своего

Слайд 13Эффективность самопредъявления зависит от уверенности в себе (ассертивности) – способности

индивида предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением

и добиваться их осуществления.
(Р. Ульрих)

Качества личности, помогающие обрести уверенность в ситуациях социального взаимодействия (Р. Лазарус):
способность открыто говорить о своих желаниях и требованиях;
умение говорить «нет»;
способность открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах;
навыки установления контактов с окружающими.
Эффективность самопредъявления зависит от уверенности в себе (ассертивности) – способности индивида предъявлять требования и запросы во взаимодействии

Слайд 14Имидж – эмоционально окрашенный образ человека, формирующийся в его сознании

и сознании окружающих людей и регулирующий их поведение и взаимодействие.

Имидж

появляется в трех пространствах:
в ее внутреннем мире;
в пространстве межличностного взаимодействия;
во внутреннем мире других людей.

имидж

Аффективный (эмоциональная оценка, отношение к нему)

Конативный (готовность к поддержке или противодействию ему)

Когнитивный (знания о человеке)

Имидж – эмоционально окрашенный образ человека, формирующийся в его сознании и сознании окружающих людей и регулирующий их

Слайд 15Психологические механизмы влияния имиджа
на эффективность профессионального общения
Психологическими механизмами воздействия

имиджа на поведение человека является:
самооценка,
социальное сравнение,
потребность в признании,

престиже и др.

К технологическим схемам формирования имиджа относят приемы: «Санта-Клаус», «Рояль в кустах», «Магнит», «Рэкет», «Контраст», «Последовательное приближение» и др.

Психологические механизмы влияния имиджа на эффективность профессионального общенияПсихологическими механизмами воздействия имиджа на поведение человека является: самооценка, социальное

Слайд 16Чувство собственного достоинства. Самоценность

Оптимальное общение означает уважение чувства собственного достоинства.


Мы можем определить, чего мы стоим, только сравнивая себя с

другими людьми.
Самооценка формируется в процессе общения, когда мы получаем оценку от окружающих нас людей.
Чувство собственного достоинства. СамоценностьОптимальное общение означает уважение чувства собственного достоинства. Мы можем определить, чего мы стоим, только

Слайд 17В сознании каждого из нас формируется определенное представление о самих

себе.
В своих действиях мы исходим из этого представления о

самих себе.
Наше представление о самих себе, наша самооценка могут не соответствовать действительности (схема)
Слишком значительное несоответствие между нашим представлением о самих себе и действительностью вредит нашему общению с другими людьми
В сознании каждого из нас формируется определенное представление о самих себе. В своих действиях мы исходим из

Слайд 18Когда не получается нормального общения с другими людьми, оказывается ущемленным

наше чувство собственного достоинства.
Чувство собственного достоинства — это центральная единица

нашего бытия, с которой мы соотносим все, что происходит в нашей жизни.

САМОЦЕННОСТЬ –
это отношение и чувство к себе, представление человека о себе. Она проявляется в поведении каждого из нас независимо от нашего желания.
Если я люблю себя, доверяю себе - я открыт для нового опыта

Когда не получается нормального общения с другими людьми, оказывается ущемленным наше чувство собственного достоинства.Чувство собственного достоинства —

Слайд 19Методы познания личности партнера
Метод самонаблюдения. Материал для наблюдения берется

непосредственно из жизни при наблюдении за психической деятельностью людей, что

обнаруживается в их движениях, действиях, поступках, высказываниях.
Метод наблюдения. Сущность метода наблюдение состоит в намеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации психических явлений с целью дальнейшего изучения их специфических изменений при определенных условиях, их анализа и использования для потребностей практической деятельности.
Приборное наблюдение.

Методы познания личности партнера Метод самонаблюдения. Материал для наблюдения берется непосредственно из жизни при наблюдении за психической

Слайд 20Научное наблюдение подчиняется ряду правил и требований:
во-первых, определение круга

исследуемых фактов;
во-вторых, отбор способа наблюдение;
в-третьих, складывание плана и

программы исследования;
в-четвертых, направленность наблюдения на важные явления, обособление важного от несущественного, главного от второстепенного;
в-пятых, объективная и точная регистрация фактов, формулирование из них определенных выводов;
в-шестых, наблюдение требует ведения журнала; наблюдений и регистраций событий, стенографических записей, протоколов и т.п.;
в-седьмых, наблюдение следует проводить в естественных условиях и не вмешиваться в ход событий;
в-восьмых, проверяя обоснованность и надежность полученных результатов, следует выполнить повторные аналогичные наблюдения (на том же объекте и в одних и тех же условиях);
в-девятых, наблюдение необходимо при возможности повторять в разное время, в разных условиях и ситуациях.
Научное наблюдение подчиняется ряду правил и требований: во-первых, определение круга исследуемых фактов; во-вторых, отбор способа наблюдение; в-третьих,

Слайд 21Необходимо учитывать условия (ситуацию), при которых происходит процесс общения:
расстояние,

которое разделяет партнеров;
время, в течение которого длятся контакты;
освещенность,

температура воздуха в помещении, социальный фон общение (наличие или отсутствие свидетелей).

Точность познавательной деятельности наблюдателя будет зависеть от конфиденциальности общения и умения исключать ситуативные помехи, умения создавать благоприятные условия для наблюдения.
Необходимо учитывать условия (ситуацию), при которых происходит процесс общения: расстояние, которое разделяет партнеров; время, в течение которого

Слайд 22Изучение личности в процессе общения протекают по специфическим психологическим законам:
эффект

первого впечатления (впечатления в виде штампа: «приятный-неприятный»);
стереотипизация (любой социальный стереотип

принадлежит определенной социальной группе);
мнение других людей (наша оценка человека зависит от мнения других людей о нем);
атрибуция (свои способы объяснения причин чужого поведения);
Изучение личности в процессе общения протекают по специфическим психологическим законам:эффект первого впечатления (впечатления в виде штампа: «приятный-неприятный»);стереотипизация

Слайд 23вера в первый взгляд (все преломляется сквозь призму первого впечатления)


психическое состояние (человек в хорошем настроении всех окружающих оценивает в

светлых тонах и сам вызывает у них симпатию);
упрощение (человеческая психика устроена так, что подсознательно происходит отбор и фильтрация поступающей извне информации);
проекция (другому человеку мы приписываем собственные чувства, мысли, выдавая желаемое за действительное.
идеализация (своеобразная форма самообмана, при которых акцентируются физические и моральные достоинства человека и игнорируются его недостатки).
вера в первый взгляд (все преломляется сквозь призму первого впечатления) психическое состояние (человек в хорошем настроении всех

Слайд 24Психотехника изучения собеседника — умелое использование наблюдателем средств и приемов,

предназначенных для оперативного постижения психологических особенностей лиц непосредственно в процессе

общения.

Умение пользоваться психотехникой реализуется через приемы наблюдения, анализа, воздействия.

Психотехника включает в себя шесть основных приемов, являющихся звеньями эффективного изучения партнеров по общению:
А) Подготовка к изучению; Б) Приемы эффективного слушания; В) Приемы активного выявления состояния собеседника; Г) Приемы саморегуляции наблюдения; Д) Приемы анализа данных изучения; Е) Контроль полученных данных.

Психотехника изучения собеседника — умелое использование наблюдателем средств и приемов, предназначенных для оперативного постижения психологических особенностей лиц

Слайд 25А – Этап подготовки наблюдателя.
Определение цели, постановка задач.
Правило постановки

задач реализуется благодаря формированию внутренний установки: держать под контролем определенные

внешние проявления собеседника.

Правило ориентации на поведенческо-психологические особенности собеседника Составление первичного психологического портрета человека Изучение его постоянных черт и динамических проявлений:
настроение, актуальные переживания
мотивы (побудительные причины)
намерения (внутренняя подготовка совершить сиюминутные действия)
занимаемая позиция (предрасположенность действовать определенным образом)
линия поведения (проявление позиции в общении)
А – Этап подготовки наблюдателя. Определение цели, постановка задач.Правило постановки задач реализуется благодаря формированию внутренний установки: держать

Слайд 26Правило ориентации на общую структуру
личности собеседника при составлении первичного

психологического портрета
направленность (потребности, мотивы, жизненные концепции и планы, ценностные ориентации,

установки, склонности, желания, вкусы);
психическое образование (знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения);
психические свойства и процессы (особенности процессов и свойств интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сфер личности);
социально-психологические особенности поведения (социальный и межличностный статус; стиль жизни и работы, стиль общения);

Правило ориентации на общую структуру личности собеседника при составлении первичного психологического портретанаправленность (потребности, мотивы, жизненные концепции и

Слайд 27биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья, патопсихологические

свойства)
характерологические качества, выражающие отношение к различным сторонам действительности:
отношение к

другим людям (общительность или замкнутость, тактичность или грубость);
отношение к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность);
отношение к себе (скромность или самовлюбленность, гордость или приниженность);
отношение к собственности (щедрость или жадность, аккуратность или неряшливость).
биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья, патопсихологические свойства)характерологические качества, выражающие отношение к различным сторонам

Слайд 28Этап изучения собеседника начинается с использованием этапа Б - приема

эффективного слушания, способствующего самораскрытию собеседника.
Умение слушать обычно недооценивается, но

ошибочно думать, что слушать — значить не говорить.

Слушание - активный процесс проникновения во внутренний мир собеседника.

Два важных правила слушания:
нерефлексивное - не отражающее, «впитывающее»;
рефлексивное - отражающее, с обратной связью к говорящему.
Этап изучения собеседника начинается с использованием этапа Б - приема эффективного слушания, способствующего самораскрытию собеседника. Умение слушать

Слайд 29Рефлексивное слушание
Способы реагирования:
отражение эмоциональных состояний говорящего: «Я Вас понимаю», «Мне

кажется, что Вы чувствуете», «Вероятно, Вы несколько расстроены»;
эмпатийные ответы:

«Представляю, что Вы чувствовали», «Будь я на Вашем месте, я бы не меньше был расстроен», «Я так же, как и Вы, негодую»;
обращение к собеседнику за уточнением: «Что Вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточните это», «Повторите, пожалуйста»;
перефразирование — формулировка мысли партнера своими словами: «Как я Вас понял», «По Вашему мнению», «Можете поправить меня, если я Вас неправильно понял»;
резюмирование основных идей и чувств собеседника: «Если подытожить сказанное Вами, то», «Вашей основной мыслью является».
Рефлексивное слушаниеСпособы реагирования:отражение эмоциональных состояний говорящего: «Я Вас понимаю», «Мне кажется, что Вы чувствуете», «Вероятно, Вы несколько

Слайд 30В - прием активного выявления состояния собеседника

Правила активизации диагностически

значимых реакций собеседника при зондировании:
формулировка прямых вопросов;
использование пристального взгляда

(«глаза в глаза») с выражением сомнения в достоверности утверждений собеседника;
нарушение интимной зоны собеседника (менее 45-50 см), приближение к нему сзади, сбоку, спереди;
использование вопросов-ярлыков («Не так ли?», «Не правда ли?»), снижающих критичность восприятия собственных слов;
использование рекомендации «выбор без выбора», когда формулировка вопроса не допускает отрицательного ответа: «Вам удобнее сейчас или позже?», «Как я должен, на Ваш взгляд, поступить: так или...?»;
умышленное отражение жестов собеседника.
В - прием активного выявления состояния собеседника Правила активизации диагностически значимых реакций собеседника при зондировании:формулировка прямых вопросов;

Слайд 31Следование правилам модификации (изменения) ситуации общения также может помочь наблюдателю

вызвать и изучить те особенности в поведении собеседника, которые его

интересуют (например, искренен он или лжив).
Среди них:
создание ситуации дефицита чего-либо;
использование сообщников, которые играют различные роли;
создание условий хорошей освещенности лица собеседника;
определенная расстановка мебели в помещении, где происходит беседа, либо соответствующее расположение собеседника по отношению к наблюдателю (повышению авторитета наблюдателя будет способствовать его размещение за большим массивным столом на стуле с высокой спинкой, стул собеседника должен иметь низкую спинку и отстоять от стола наблюдателя на максимальном удалении);
расположение собеседника спиной к открытому пространству (двери, проходу, окну).
Следование правилам модификации (изменения) ситуации общения также может помочь наблюдателю вызвать и изучить те особенности в поведении

Слайд 32Г - прием саморегуляции наблюдения
Позволяет:
выделить основные признаки и контролировать

второстепенные;
осознавать появление новых признаков и «встраивать» их в поле

наблюдения;
переключать внимание, гармонично сочетая при этом внутреннее внимание (обращенность наблюдателя к себе, к постановке и решению задач общения) и внешнее (обращенность к собеседнику);
обеспечивать устойчивость внимания, не забывая, что его объем не превышает обычно четыре — пять объектов, за пределами которых происходит утрата контроля.
Среди правил управления вниманием:
отключение от внешних неблагоприятных (отвлекающих) факторов,
эмоциональная сдержанность;
рациональное распределение внимания между содержанием общения и наблюдением за поведением собеседника;
концентрация особого внимания на незаметных, маловыразительных проявлениях собеседника;
умение маскировать свой интерес, не вызывая настороженности собеседника.
Г - прием саморегуляции наблюденияПозволяет: выделить основные признаки и контролировать второстепенные; осознавать появление новых признаков и «встраивать»

Слайд 33Правило внутреннего противостояния эмоциональным вспышкам

В процессе общения возможны конфликтные ситуации,

стремление собеседника вывести наблюдателя из равновесия.
В таких ситуациях бывает

полезно выждать некоторое время и дать человеку «разрядиться», свободно «излить душу».
Правило внутреннего противостояния эмоциональным вспышкамВ процессе общения возможны конфликтные ситуации, стремление собеседника вывести наблюдателя из равновесия. В

Слайд 34Заключительный этап психологического изучения собеседника начинается с приема – Д

- анализа собранных данных
Правила реализации приема:
правило постановки себя на место

собеседника (рефлексия)
правило типизации собеседника
правило индивидуализации
правило моторного проигрывания
Заключительный этап психологического изучения собеседника начинается с приема – Д - анализа собранных данныхПравила реализации приема:правило постановки

Слайд 35Е - контроль полученных данных о психологии собеседника также относится

к заключительному этапу
Правило учета эффектов, снижающих достоверность психологических наблюдений

(«первого впечатления», «предварительной информации» и т.д.)
Правило требует соблюдения следующих позиций:
всегда быть объективным,
не поддаваться первому впечатлению,
быть самостоятельным,
судить о человеке только по непосредственно наблюдаемым и проверенным фактам,
перепроверять свои впечатления,
критично подходить к оценкам его качеств.
Е - контроль полученных данных о психологии собеседника также относится к заключительному этапу Правило учета эффектов, снижающих

Слайд 36Правило фиксации элементов внешности и поведения собеседника позволяет полнее использовать

рекомендации приемов «анализа» и «контроля»

Три основных способа фиксации наблюдаемых признаков:


1) использование технических средств (видео- и звукозаписи), если это не искажает поведение собеседника;
2) фиксация результатов наблюдения в процессе общения, по возможности, незаметно для субъекта изучения;
3) в случае, если в ходе наблюдения за собеседником невозможно вести записи, нужно делать это сразу после общения, при этом не увлекаясь слишком частными подробностями.
Правило фиксации элементов внешности и поведения собеседника позволяет полнее использовать рекомендации приемов «анализа» и «контроля»Три основных способа

Слайд 37Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика