Слайд 1Орнамент.
1 курс 1 семестр
История орнамента. Виды орнамента. Орнаменты разных исторических
эпох.
Слайд 2Орнамент – особый вид изобразительного искусства, с латинского слова ornamentum
переводится как украшение, узор.
Но, в отличие от узора, он
имеет четкую организацию, осуществляющуюся ритмическим чередованием элементов (геометрических или изобразительных), подчиняется строгой математической логике, которая лежит в основе композиции орнамента.
Слайд 3Исполняемый средствами живописи, рисунка, скульптуры или вышивки. Орнамент — это
особая область искусства которая интересна по своему историческому происхождению и
своему близкому соотношению с другими видами искусства.
Слайд 4Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов
в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие
воздушной перспективы
(плоское изображение).
Слайд 5В искусстве орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на
три вида:
Изобразительный орнамент включает в себя конкретный
рисунок человека, животных,
растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
Неизобразительный орнамент — это орнамент образованный из геометрических элементов, абстрактных форм и не имеет конкретного предметного содержания;
Комбинированный орнамент — это сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов с абстрактными формами.
Слайд 61. По изобразительным мотивам орнамент классифицируют на растительный, геометрический, анималистический,
антропологический, каллиграфический, фантастический, астральный и т. д.
2. По стилевой принадлежности:
античный, готический, барочный и др.
3. По народной принадлежности: русский, греческий, китайский и др.
4. По изобразительной форме: плоскостной, рельефный (небольшое возвышение), контрельефный (небольшое углубление внутрь).
Слайд 7Традиционные орнаменты в свою очередь делятся на
несколько видов:
1) геометрический —
состоит из ритмически повторяющихся
элементов: точек, линий, кругов, спиралей
и других геометрических
фигур;
2) растительный — составляется из стилизованных
листьев, цветов, плодов, ветвей и т. д.;
3) зооморфный — включает стилизованные изображения
реальных или фантастических животных;
4) антропоморфный — в качестве основных мотивов
используются мужские и женские стилизованные фигуры
или отдельные части тела человека.
Слайд 8К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся: точка, линия, пятно, фактура,
симметрия, ритм, а также мотив, раппорт.
Мотивом в орнаментальном творчестве
называют часть орнамента, главный его элемент. Мотив может состоять из одного элемента (простой мотив) или из многих, пластически оформленных в единое орнаментальное целое.
Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива.
Слайд 9Основное виды раппорта мы подразделяем следующим образом:
1. Ленточный раппорт
(обрамления, полосы, фризы, тяги, филенки, пилястры и т. п.).
Мотив
вписан в прямоугольник или ромб; в случае ленточных обрамлений сложных фигур, многоугольных или круглых, мотив может быть вписан в трапецию
Слайд 10
2. Сплошной сетчатый ковровый раппорт (ковры и другие ткани, мозаики,
обои и т. п.). Мотив вписан в прямоугольную или наклонную
сетку, т. е. в прямоугольник или ромб. Присоединении разных фигур или при более сложных фигурах, в которые вписаны мотивы, орнамент переходит в арабесковый
Слайд 11
3. Центральный лучевой розетчатый раппорт (розетки метоп, кессоны и т.
п.). Мотив вписан в треугольник
Слайд 12
4. Обратный или геральдический раппорт. Может входить во все приведенные
выше раппорты или создавать самостоятельные законченные мотивы. Основан на симметрии
зеркального отражения, когда мотив изображения симметрично переносится в обратном виде по другую сторону оси симметрии. Мотив может быть вписан в различные геометрические фигуры, разнообразие которых ограничено лишь одной стороной в виде прямой линии, являющейся осью симметрии
Слайд 13Монокомпозиция - художественное произведение, заключенное в рамки определенного формата, заданного
автором. Сюда относятся штучные изделия: ковры, гобелены, разнообразные панно, платки,
салфетки, эмблемы, аппликации.
Простейшее решение - рисунок, ограниченный по краям каймой.
Слайд 14Первостепенное значение в создании орнаментальной композиции имеет симметрия. Симметрия в
орнаменте является организующим принципом гармонии.
Она заключается в подобии и
равенстве элементов внутри мотива, в их соответствии друг другу, в равновесии его композиции мотивов внутри орнамента, а также в количественном соотношении элементов орнамента в целом.
Слайд 15Ритм. В достижении выразительности декоративной композиции немаловажную роль играет ритмическая
организация изобразительных элементов на плоскости.
В зависимости от расположения фигур композиция
может быть статичной или динамичной.
Слайд 16Орнамент служит украшением предметов прикладного и декоративного искусства, широко применяется
в архитектуре и книжной графике. На сколько трудно представить себе
какой-нибудь архитектурный памятник без орнаментального декора того времени и народа.
Общие стилистические, признаки орнаментального искусства определяются особенностями изобразительной культуры данного народа, обладают определённой устойчивостью на протяжении того или иного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер.
Элементы греческого декора
Древнегреческая ваза
Слайд 17Зарождение орнамента уходит своими корнями в глубь веков, и первые
его следы запечатлены уже в эпоху верхнего палеолита (35–10 тыс.
лет до н. э.). В культуре неолита (7–2 тыс. до н. э.) орнамент достигает большого разнообразия форм и начинает доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества.
Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура имеет свою систему декоративных знаков, поэтому орнамент является признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.
Слайд 18Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство
образной системы, средств и способов художественной выразительности. Орнамент входит в
число наиболее важных составляющих элементов стиля, участвует в формировании его образной системы и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определить принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно-прикладного искусства. Недаром говорят, что орнамент – это почерк эпохи