Слайд 1«Основное» и дополнительное образование в условиях ФГОС: новые возможности
для
воспитания и развития детей
Жебровская Ольга, к.п.н., доцент кафедры психологии и
педагогики личностного и профессионального развития СПБГУ
olga.zhebrovskaya@gmail.com
Слайд 2Из Конвенции ООН
о правах ребёнка
«Дети должны всегда иметь право
на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем
мира, игр, учёбы и роста.
Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества.
Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт».
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
Слайд 3План
Специфика дополнительного образования детей: выбор, индивидуальность, творчество.
Воспитание и развитие ребенка:
что можно сделать в системе дополнительного образования.
Ключевые изменения в системе
дополнительного образования детей: от закона «Об образовании в Российской Федерации» к внеурочной деятельности и сетевым формам.
Основные проблемы и перспективы: возможен ли компромисс?
Слайд 4Дополнительное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации»
ГЛАВА 2.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 10. Структура системы образования.
Статья 15. Сетевая форма реализации
образовательных программ.
ГЛАВА 3. ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Статья 23. Типы образовательных организаций.
ГЛАВА 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых.
Слайд 5Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и образовательные программы, которые они вправе
реализовывать
Слайд 6Специфика дополнительного
образования
добровольность, свобода, разнообразие и вариативность;
приоритет - индивидуальные, частные потребности ребенка, его семьи, «подчиненность природе
ребенка»;
цели - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, к саморазвитию, доминанта в образовательном процессе установки на индивидуальный опыт продуктивной деятельности и учения ;
базовый педагогический принцип - принятие и защита индивидуальных интересов в совместной деятельности, во взаимодействии с каждым ребенком или подростком по поддержке его саморазвития, самоактуализации, самоопределения, партнерство и сотрудничество;
Слайд 7Ребенок в пространстве
дополнительного образования
Система дополнительного образования
Творческое взаимодействие взрослых и
детей
Реализация индивидуальной образовательной траектории
Полномерное развитие задатков, способностей, возможностей и интересов
Раскрытие
и развитие одаренности детей
Слайд 8Дополнительное образование (детей) - мотивированное образование за рамками основного образования,
позволяющее ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально
реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Слайд 9Развитие
Развитие - процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов
с целью их усовершенствования.
увеличение сложности системы;
улучшение приспособленности к внешним условиям;
увеличение
масштабов явления;
количественный рост и качественное улучшение;
прогресс.
Развитие ребенка – объективный процесс, внутреннего последовательного количественного и качественного изменения, физического, интеллектуального и духовного усовершенствования.
Физическое
Психическое (новообразования).
Социальное
Духовное.
Слайд 10Направления развития
Развитие познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания).
Развитие психологической
структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их
соотношения, освоение способов и средств деятельности).
Развитие личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.).
Слайд 11Особенности развития
1. Процесс/деятельность должны вызывать у ребенка сильные и устойчивые
положительные эмоции и/или поддерживаться другими людьми.
2. Деятельность и развитие школьника
могут носить творческий характер и основываться на дивергентном и творческом мышлении.
3. Важно организовать деятельность школьника так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, т.е. действовал в «зоне ближайшего развития».
Слайд 12Воспитание понимают как:
• передачу социального опыта и мировой культуры;
• воспитательное
воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное,
опосредованное);
• организацию образа жизни и деятельности воспитанника;
• воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
• создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.
Слайд 14Проблемное поле
Проблемы развития связаны с проблемой детской одаренности.
Одаренность и способность
к творчеству (креативность) – разные вещи.
Талантливость – один из возможных
видов одаренности.
Одаренность не всегда совпадает с развитием познавательной сферы, психологической структуры, личности.
«Гении от Бога» и «гении от себя»: разные формы развития и одаренности. Парадоксы развития и одаренности. Угасание одаренности.
Подходы в российском и зарубежном образовании.
Модель среды для развития школьника.
Слайд 15Теоретическая основа
Достижения отечественной психологии и педагогики (Л.С. Выготский, П.П. Блонский,
М.А. Холодная, Ш.А. Амонашвили и др.)
Теория множественности интеллекта Говарда Гарднера
http://pedagogland.ru/theory.html
Концепция
дивергентного и конвергентного мышления Джоя Гилфорда.
http://zillion.net/ru/blog/203/divierghientnoie-i-konvierghientnoie-myshlieniie
Теория компетентности как проявления множественности видов одаренности Дж. Равена.
Концепция потенциальной и скрытой форм одаренности (динамическая теория одаренности) Ю.Д. Бабаевой
Диагностические исследования, напр. Э. П. Торренс, Дж. С. Рензулли, Ф. Вильямс, Е.Е. Туник и др.
…
Слайд 16Потрясающе интересно
Выгодский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. Сборник
статей. Государственное учебно-педагогическое издательство Москва, 1935, Ленинград.
http://psychlib.ru/mgppu/VUR/VUR-0011.htm
Блонский П.П. Развитие мышления
школьников. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. -
М., 1935.-Т. 2.-С. 5-117.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/33.php
Холодная М.А. Работы о проблемах детской одаренности.
http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201201811
http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201201910
http://www.ipras.ru/engine/documents/document3358.pdf
http://psy.com.ua/index.php/library/psychology/68-psihologicheskoe-testirovanie
Слайд 17Аспекты
Гуманистический аспект:
каждый ребенок должен иметь все необходимые условия для реализации
и развития своего дарования, быть успешным и счастливым
Прагматический аспект:
достижение конечной
цели работы с одаренным ребенком, который в будущем должен стать одаренным взрослым и способствовать росту благосостояния своей Родины. Эти мероприятия объявляются приоритетом государственной политики и финансируются.
Слайд 18Закономерности (по М.А. Холодной)
Детская одаренность – проявление закономерностей возрастного развития
(Н.С. Лейтес): дети дошкольного возраста – это «мыслители», младшие школьники
– «художники», подростки – «деятели-экспериментаторы», представители юношеского возраста – «поэты и писатели».
«Угасание» или «разгорание» детской одаренности под влиянием освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания, фактора, случайного события и т.д.
Рассогласованность (дисинхрония) психического развития одаренного ребенка.
Зависимость детской одаренности от культурного и социального контекста.
Высокая вариативность психических качеств у разных одаренных детей, в том числе стратегий и способов деятельности.
Одаренные дети, как правило, не нуждаются в целенаправленных обучающих воздействиях в силу формирующейся уже в достаточно раннем возрасте системы саморегуляции.
Кризисные проявления.
Слайд 19Типы одаренности (по М.А. Холодной)
1) дети с ускоренным умственным развитием
(интеллект опережает возрастную норму, наблюдается диссинхрония психического развития – неравномерность
и несбалансированность отдельных психических функций);
2) дети с ранней умственной специализацией (при обычном интеллекте ярко выраженная склонность к определенной предметной области, наблюдаются затруднения в эмоциональной саморегуляции, проблемы в общении и т.п.);
3) дети с отдельными незаурядными способностями (уникальные счетные, вербальные, креативные и другие способности);
4) дети с высокими показателями IQ, испытывающие трудности в обучении;
5) дети с высокими реальными достижениями, включенные в процесс социализации, соответствующий их дарованию («талантливые»).
Слайд 20Сценарии развития(по М.А. Холодной)
Прогрессивный:
Компетентные
Талантливые
Мудрые
Регрессивный:
Обычные
Способные
Оригиналы
Деструктивные
Одаренность - развивающаяся компетентность Компетентность
(Дж. Равен) - особая форма одаренности, которая включает:
предметные знания;
специфическую мотивацию
(выраженность интересов):
способы мышления;
индивидуальные ценности.
Р. Стернберг: модель развивающейся компетентности. Человек становится одаренным, если:
формируются конкретные навыки мышления (критического, креативного, практического),
существует определенная мотивация (мотивации достижений в сочетании с мотивацией самоэффективности),
вырабатываются знания – декларативные и процедурные,
развиваются метакогниции (навыки планирования и оценивания),
отмечается высокая чувствительность к контексту.
Слайд 21Образование одаренных: опыт других стран
США – особые школы только для
учащихся с признаками отставания. Компенсаторное обучение, воскресные и летние «обогащающие»
классы, финансовая поддержка, широчайшая проектная деятельность.
Канада – поддержка через родительские и частные организации.
Страны Европы – отсутствие специальных школ и классов. Дифференциация и индивидуализация в рамках общего образования (конкурсы, олимпиады, проекты, летние и иные школы, веб-технологии. Только в частных школах.
Китай – только через образовательные программы (в большей степени, начальной школе).
Япония - нет (ценится роль усилий личности, а не способности).
Слайд 22Действия: (мнение специалиста)
Выявление детей с признаками одаренности и наблюдение, мониторинг.
Развитие
всех детей через повышение качества образования в целом.
Обучение детей
с признаками одаренности не на основе селекции, а на основе элективной дифференциации обучения (индивидуализированное обучение в условиях вариативной и обогащенной образовательной среды с возможностью выстраивания индивидуальных образовательных траекторий с учетом специфики образовательных потребностей каждого ребенка). Профильность и разноуровневость.
Методы, обеспечивающие рост компетентности.
Содержание школьного образования – среда для развития. Нельзя ограничивать выбор предметов и сужать их содержание.
Создание системы внешкольного и дополнительного образования.
Создание интеллектуально-культурной среды.
Слайд 23Мнение специалиста
«…создание развивающей, обогащенной, вариативной, индивидуализированной образовательной среды для всех
детей в рамках общеобразовательной школы – это единственно возможный путь
для проявления индивидуальных дарований и формирования будущих одаренных взрослых».
М.А. Холодная, доктор психологических наук, профессор, лауреат премий Президента РФ в области образования и федеральной программы «Одаренные дети»
«Презумпция одаренности»
Слайд 24http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3386
Слайд 25ФГОС (по А.Г. Асмолову)
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения –
это социальная норма, общественный договор между тремя субъектами: семьей, обществом
и государством.
Функции новых ФГОС:
1. Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании.
2. Инструмент формирования социального доверия, гражданской консолидации.
3. Инструмент реализации государственной политики в области образования.
ФГОС связаны с общественным заказом:
Обеспечить социальную адаптацию личности.
Сформировать самостоятельную, социально – активную личность.
Развить творческий потенциал личности.
Слайд 26Публичная декларация целей и задач Минобрнауки РФ (2014 г.)
Слайд 27Ключевые события в системе дополнительного образования детей
Межведомственный совет по
дополнительному образованию и воспитанию детей (январь 2014 г.)
17 апреля 2014
г. парламентские слушания в Совете Федерации «О состоянии и перспективах развития системы ДОД в РФ»
22-23 апреля 2014 г. Международный форум «Евразийский образовательный диалог» (Ярославль).
19 августа 2014 г. на заседании Правительства Санкт-Петербурга обсуждался вопрос о реализации «дорожной карты» изменений в отраслях образования и науки в Санкт-Петербурге на 2013-2018 годы.
Слайд 28Реализация «Дорожной карты» изменений в отраслях образования и науки в
Санкт-Петербурге
на 2013-2018 годы
19 августа 2014 года на заседании Правительства
Санкт-Петербурга обсуждался вопрос о реализации "дорожной карты" изменений в отраслях образования и науки в Санкт-Петербурге на 2013-2018 годы.
Информация – на сайте Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
Видео - http://gov.spb.ru/press/video/
Слайд 29Реализация «Дорожной карты» изменений в отраслях образования и науки в
Санкт-Петербурге
на 2013-2018 годы
Основные мероприятия:
- развитие сети учреждений и отделений
дополнительного образования детей и школьных спортивных клубов.
Основные ожидаемые результаты:
- расширение образовательных эффектов для школьников за счет интеграции возможностей основного и дополнительного образования.
Слайд 30Первые результаты реализации «дорожной карты»
Охват детей в возрасте 5-18 лет
программами дополнительного образования - 86%.
Количество ОДОД на базе общеобразовательных учреждений
– 325 (403 744 ребенка).
Количество спортивных клубов в школах – 336 (30 000 детей).
Удовлетворенность населения Санкт-Петербурга дополнительным образованием - 97% (по данным Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра).
Санкт-Петербург признан лидером в сфере дополнительного образования.
Слайд 31Проблемы системы дополнительного образования детей
слабое развитие отдельных видов дополнительного образования,
в т.ч. для специфических групп детей, проблемы диагностики;
отсутствует система проведения
региональных и муниципальных мероприятий в сфере дополнительного образования детей;
медленное изменение содержания дополнительного образования детей и образовательных технологий, методики;
необходимость сочетания системы дополнительного образования в специальных организациях с внеурочной деятельностью в школах (ФГОС);
проблемы создания сетевых форм взаимодействия с организациями общего образования;
финансовые проблемы и отсутствие заинтересованности организаций вне образования.
Слайд 33
Базовая модель организации
внеурочной деятельности
учебный план образовательного учреждения (дополнительные
образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы
и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
организацию деятельности групп продленного дня;
классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Слайд 34Модель дополнительного образования
Создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного
образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению
образовательными программами.
Она ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.
Слайд 35Модель «школы полного дня»
Основой для данной модели является реализация
внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.
Преимуществами данной модели
являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.
Слайд 36Оптимизационная модель
Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов
образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все
педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Слайд 37Инновационно-образовательная модель
Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями
дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями,
муниципальными методическими службами.
Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.
Слайд 38Внеурочная деятельность и дополнительное образование
взаимодействие общего и дополнительного образования –
интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы; совместная проектная деятельность;
взаимодействие общего образования и внеурочной работы: предметные кружки; факультативы; школьные научные общества;
взаимодействие дополнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые мероприятия.
Слайд 39Интеграция «основного» и дополнительного образования
разработка и осуществление совместных программ и
проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
Слайд 40Модели организации сетевого взаимодействия
«Образовательный округ», «Школьный округ»
«Ресурсный центр»
«Свободная академическая
сеть».
«Художественно-эстетический центр»
«Паритетная (автономная) кооперация общеобразовательных учреждений»
«Модель проектов»
«Модель площадок»
Слайд 41Спасибо за внимание!
olga.zhebrovskaya@gmail.com