Разделы презентаций


Основные факторы психического развития человека в норме и патологии

Содержание

Факторы – постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основные факторы психического развития человека в норме и патологии

Основные факторы психического развития человека в норме и патологии

Слайд 2Факторы – постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или

иного признака.

Факторы – постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака.

Слайд 3Основные условия, необходимые для нормального развития ребенка (Г.М. Дульнев, А.Р.

Лурия)

Основные условия, необходимые для нормального развития ребенка (Г.М. Дульнев, А.Р. Лурия)

Слайд 4По времени воздействия патогенные факторы делятся:
Пренатальные (до начала родовой деятельности)
Натальные

(в период родовой деятельности)
Постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место

в период до 3-х лет)
По времени воздействия патогенные факторы делятся:Пренатальные (до начала родовой деятельности)Натальные (в период родовой деятельности)Постнатальные (после родов, прежде

Слайд 6 Биологические факторы риска
Хромосомно-генетические отклонения
Инфекционные и вирусные заболевания матери

во время беременности (краснуха, грипп, токсоплазмоз)
Венерические заболевания (гонорея, сифилис)
Эндокринные заболевания

матери, в частности диабет
Несовместимость по резус-фактору
Алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью
Биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей и на самих детей в ранние периоды постнатального развития
Биологические факторы рискаХромосомно-генетические отклонения Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, токсоплазмоз)Венерические заболевания

Слайд 7Биологические факторы риска
Серьезные отклонения в соматическом здоровье матери (недоедание, гиповитаминоз,

опухолевые заболевания, общая соматическая ослабленность)
Гипоксические (кислородная недостаточность)
Токсикозы матери во время

беременности, особенно во второй ее половине
Патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга
Мозговые травмы и тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте
Внутричерепные новообразования
Хронические заболевания (астма, заболевания крови, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте
Биологические факторы рискаСерьезные отклонения в соматическом здоровье матери (недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общая соматическая ослабленность)Гипоксические (кислородная недостаточность)Токсикозы

Слайд 8Социальные факторы риска возникновения проблем в развитии ребенка
Социальные влияния в

пренатальном и натальном периодах развития ребенка
С. Гроф (американский исследователь), выявил,

что в период внутриутробного развития у ребенка закладываются базовые перинатальные матрицы эмоционального опыта, которые становятся основой нормального или патогенного психического развития ребенка.
Патогенными являются длительные отрицательные переживания матери, сильные кратковременные стрессы.
Огромное значение придается психологическому состоянию матери во время родов.
Социальные факторы риска возникновения проблем в развитии ребенкаСоциальные влияния в пренатальном и натальном периодах развития ребенкаС. Гроф

Слайд 9Социальные влияния в период индивидуального развития
Отсутствие условий для развертывания эмоционального

общения ребенка со взрослыми (нахождение ребенка в доме ребенка)
Пребывание ребенка

в семье социального риска повышает риск развития состояний педагогической и социальной запущенности
Социальные влияния в период индивидуального развитияОтсутствие условий для развертывания эмоционального общения ребенка со взрослыми (нахождение ребенка в

Слайд 10Первичные и вторичные дефекты
К первичным дефектам относятся частные и общие

нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития

возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей
Первичный дефект является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга. Возможно и их сочетание
Первичные и вторичные дефектыК первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также

Слайд 11Первичные и вторичные дефекты
Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка

с нарушениями психофизического развития в том случае, если социальное окружение

не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.
Первичные и вторичные дефектыВторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития в том случае,

Слайд 12Механизм возникновения вторичных дефектов различен
Вторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные

с поврежденной. (нарушение формирования речи у глухих)
Вторичное недоразвитие характерно и

для тех функций, которые во время повреждения находились в сензитивном периоде развития. (нарушения произвольной моторики в дошкольном возрасте может проявится в двигательной расторможенности)
Важнейший фактор возникновения вторичного недоразвития – социальная депривация. (дефект, препятствующий нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков)
Механизм возникновения вторичных дефектов различенВторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. (нарушение формирования речи у глухих)Вторичное

Слайд 13Личностные реакции на первичный дефект
Игнорирование – часто встречается при нарушении

интеллекта, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности

своей деятельности.
Вытеснение – относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.
Личностные реакции на первичный дефектИгнорирование – часто встречается при нарушении интеллекта, связано с недоразвитием мышления и недостаточной

Слайд 14Личностные реакции на первичный дефект
Компенсация – такой тип реагирования, при

котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет

более сохранных.
Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.
Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.
Личностные реакции на первичный дефектКомпенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной

Слайд 15Частные и общие нарушения развития
Частные нарушения – это прежде всего

нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха.
Если нарушение локализуется на периферии

(ребенок является слабовидящим, слабослышащим, страдает параличом).
Если нарушение анализаторов локализуется на уровне коры головного мозга, например в области затылочных отделов коры, наблюдается недостаточность зрительного опознания букв
Частные и общие нарушения развитияЧастные нарушения – это прежде всего нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха.Если нарушение

Слайд 16Типичные частные нарушения
Поражение лево-височных отделов коры головного мозга ведет к

нарушению смысловой стороны речи: фонематического анализа и синтеза; нарушениям чтения

и письма. При раннем поражении этих отделов у ребенка отмечается недоразвитие речи различного уровня. При более поздних поражениях нарушается уже сформированная речь
Типичные частные нарушенияПоражение лево-височных отделов коры головного мозга ведет к нарушению смысловой стороны речи: фонематического анализа и

Слайд 17Типичные частные нарушения
Поражение право-височных отделов коры головного мозга вызывает нарушения

интонационной структуры речи, недостаточности в восприятии ритма, тональности, эмоциональной окраски

Типичные частные нарушенияПоражение право-височных отделов коры головного мозга вызывает нарушения интонационной структуры речи, недостаточности в восприятии ритма,

Слайд 18Типичные частные нарушения
Поражение затылочных отделов приводит к недостаточности зрительного восприятия.

При нормальной остроте зрения у ребенка нарушается процесс анализа и

синтеза зрительных образов.
Типичные частные нарушенияПоражение затылочных отделов приводит к недостаточности зрительного восприятия. При нормальной остроте зрения у ребенка нарушается

Слайд 19Типичные частные нарушения
Поражение передне-теменных отделов приводит к нарушениям произвольных движений

ребенка, замедлению формирования двигательных стереотипов и навыков

Типичные частные нарушенияПоражение передне-теменных отделов приводит к нарушениям произвольных движений ребенка, замедлению формирования двигательных стереотипов и навыков

Слайд 20Общие нарушения функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем.
Типичные

общие нарушения
Поражения мозга на подкорковом уровне приводят к снижению уровня

бодрствования, постоянному либо фазовому снижению работоспособности, могут вызывать нарушения простых влечений (усиление либо ослабление полового, пищевого рефлексов). На этом же (подкорковом) уровне поражений встречаются нарушения элементарных эмоций – беспричинные вспышки ярости, чувства общей тоски, тревоги и т.д.
Общие нарушения функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем.Типичные общие нарушенияПоражения мозга на подкорковом уровне приводят

Слайд 21Типичные общие нарушения
При поражениях головного мозга на уровне коры происходит

специфическое нарушение интеллектуальной деятельности: недостаточность функций целеполагания, программирования и контроля.
Поражение

любых отделов головного мозга приводит к нарушению произвольности целенаправленной деятельности (в особенности интеллектуальной). Ребенок испытывает трудности с планированием выполнения ряда заданий, отмечается неустойчивость произвольного внимания, теряется функция контроля и критического отношения к результатам деятельности.
Выявление четкого места поражения возможно при использовании нейропсихологического обследования, И.Ф. Марковская (в детском варианте)
Типичные общие нарушенияПри поражениях головного мозга на уровне коры происходит специфическое нарушение интеллектуальной деятельности: недостаточность функций целеполагания,

Слайд 22Нарушения межфункционального взаимодействия
Отставание в развитии никогда не имеет равномерного характера.
При

общем повреждении нервной системы в первую очередь чаще страдают те

функции, которые находятся в это время в сензитивном периоде и, следовательно, обладают наибольшей устойчивостью, затем функции, связанные с поврежденной.
Необходимо анализировать сохраненные функции, поврежденные и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций.
Нарушения межфункционального взаимодействияОтставание в развитии никогда не имеет равномерного характера.При общем повреждении нервной системы в первую очередь

Слайд 23Факторы, влияющие на вид отклоняющегося развития (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер,

В.В. Лебединский и др.)
Время и длительность воздействия повреждающих агентов (возрастная

обусловленность)
Этиология
Распространенность болезненного процесса (частные и общие нарушения развития)
Степень нарушения межфункциональных связей
Факторы, влияющие на вид отклоняющегося развития (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, В.В. Лебединский и др.)Время и длительность воздействия

Слайд 24Типы классификаций психического дизонтогенеза
Г.Е. Сухарева (1959) с позиций патогенеза нарушений

развития личности различает три вида психического дизонтогенеза
Задержанное развитие
Поврежденное развитие
Искаженное развитие

Типы классификаций психического дизонтогенезаГ.Е. Сухарева (1959) с позиций патогенеза нарушений развития личности различает три вида психического дизонтогенезаЗадержанное

Слайд 25Типы классификаций психического дизонтогенеза
Л. Каннер (Kanner L., 1955)
Недоразвитие
Искаженное развитие

Типы классификаций психического дизонтогенезаЛ. Каннер (Kanner L., 1955)НедоразвитиеИскаженное развитие

Слайд 26Типы классификаций психического дизонтогенеза
Я. Лутц (Lutz J., 1968) выделяет пять

типов нарушений психического развития
Необратимое недоразвитие связывается с моделью олигофрении;
Дисгармоничное развитие

– с психопатией;
Регрессирующее развитие – с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями, злокачественной эпилепсией;
Альтернирующее развитие, включающее состояния асинхронии как в виде ретардации, так и акселерации и наблюдаемое при самой различной соматической и психической патологии;
Развитие, измененное по качеству и направлению, наблюдаемое при шизофреническом процессе.
Типы классификаций психического дизонтогенезаЯ. Лутц (Lutz J., 1968) выделяет пять типов нарушений психического развитияНеобратимое недоразвитие связывается с

Слайд 27Типы классификаций психического дизонтогенеза
По мнению Г.К. Ушакова (1973) и В.В.

Ковалева (1979), основными типами психического дизонтогенеза являются два:
Ретардация – замедление

или стойкое психическое недоразвитие (как общее, так и парциальное);
Асинхрония – неравномерное, дисгармоническое развитие, включающее признаки ретардации и акселерациии.
Типы классификаций психического дизонтогенезаПо мнению Г.К. Ушакова (1973) и В.В. Ковалева (1979), основными типами психического дизонтогенеза являются

Слайд 28Варианты психического дизонтогенеза В.В. Лебединского

Варианты психического дизонтогенеза В.В. Лебединского

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика