Слайд 2Методика как наука
I Touch the Future. I Teach.
Christa McAulifte
It is a luxury to learn; but the luxury of learning is not to be compared with the luxury of teaching.
R.D. Hitchcock
Give a man a fish and you feed him for a day. Teach a man to fish and you feed him for a lifetime.
Chinese proverb
Слайд 3You can teach a student a lesson for a day;
but if you can teach him to learn by creating
curiosity, he will continue the learning process as long as he lives.
Clay P. Bedford
“Do you think you can maintain discipline?” asked the Superintendent.
“Of course, I can”, replied Stuart. “I’ll make the work interesting and the discipline will take care of itself.”
E.B. White, Stuart Little
Слайд 4«Клятва учителя» Ш.А. Амонашвили:
« Я,
учитель XXI столетия, глубоко сознаю свою ответственность перед будущим нашим
обществом… перед Человечеством: моя высочайшая обязанность в том, чтобы ковать счастье каждого моего ученика, всего общества, способствовать процветанию и развитию жизни на Земле.
Во исполнение своего высочайшего призвания клянусь быть везде и всюду образцом Нового Человека для своих учеников, нести им убежденность, нравственность, знания. Клянусь стать для своих учеников старшим другом, надеждой и опорой; гордиться своей профессией.
Клянусь постоянно искать в каждом ученике индивидуальные богатства его души, опираться на них, развивать их.
Слайд 5Клянусь бороться за доброе отношение к ребенку всех взрослых, окружающих
его.
Клянусь всегда, даже в самых сложных обстоятельствах, оставаться оптимистом в
отношении каждого моего ученика, бороться за него, проявлять терпение в ожидании результатов своих педагогических усилий.
Клянусь постоянно повышать свой профессиональный уровень, в своей педагогической деятельности использовать достижения науки, передовой опыт коллег, проявлять творчество; бороться против косности, рутины и бездушия в школе».
Слайд 6Система языкового образования
Слайд 7Модели оценочной деятельности: процедуры
Внутренняя оценка:
учитель, ученик,
ОУ и родители
Внешняя оценка:
государственные службы
аттестация:
выпускник
мониторинг:
система
образования
Слайд 8В помощь учителю: серия
«Стандарты второго поколения»
www.standart.edu.ru
Слайд 9МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЯ
методика как учебный предмет в педагогических учебных
заведениях, который должен обеспечивать теоретическую и практическую подготовку студентов к
эффективной профессиональной деятельности;
методика как совокупность форм, методов и приемов работы учителя, т.е. как «технология» профессиональной практической деятельности;
методика как педагогическая наука, имеющая характеристики, присущие любой науке: объект и предмет исследования, категориальный аппарат, методы исследования
Слайд 10Проблемы выделения методики
как науки
Выделение объекта и предмета науки (конец
40-х гг.)
Определение методов исследования (с 40-х гг.)
Выделение закономерностей изучаемого объекта
и выведение основных положений – методических принципов обучения ИЯ (50-60-е гг.)
Слайд 12Методика обучения ИЯ как наука
Общая методика занимается изучением закономерностей и
особенностей процесса обучения ИЯ независимо от того, о каком иностранном
языке идет речь.
Частная методика исследует обучение тем языковым и речевым явлениям, которые являются специфичными для конкретного ИЯ.
Слайд 13Сравнительная методика изучает организацию обучения ИЯ в разных странах.
Историческая методика
изучает историю методов обучения.
Специальная методика рассматривает отдельно взятые аспекты теории
обучения (например, методика применения ТСО, обучение ИЯ в условиях трехъязычия).
Слайд 14Методика обучения ИЯ как наука
Методика обучения ИЯ решает проблемы, связанные
с определением целей, содержания и технологий обучения ИЯ, призванных сформировать
в учащемся вторичную языковую личность.
Объект методического исследования – процесс взаимодействия педагога и учащихся в ходе овладения учащимися ИЯ.
Предмет методики обучения ИЯ является научное обоснование целей, содержания обучения ИЯ, а также научная разработка наиболее эффективных методов, приемов и форм обучения с учетом поставленных целей.
Слайд 15Связь методики с другими науками (схема Е.И. Пассова)
Слайд 16Перед методикой как наукой стоят следующие проблемы:
– определение ИЯ как
учебного предмета (уточнение целей и задач обучения, отбор содержания обучения);
–
изучение деятельности учителя (разработка организационных форм, методов и приемов обучения);
– изучение деятельности ученика (проверка эффективности тех или иных приемов, изучение развития ученика);
– установление специфических закономерностей, определение сферы действия закономерностей смежных с методикой наук и выявление их специфического преломления в методике
Слайд 17Специфика предмета ИЯ
1. Поясните слова И.А. Зимней «Мы обучаем не
основам наук, а навыкам и умениям в различных видах речевой
деятельности». Какие закономерности методики вытекают из данного положения?
Слайд 18Заполните таблицу, в которой бы отражалась специфика предмета ИЯ и
закономерности методики обучения ИЯ с учетом этой специфики.
Слайд 19Специфика предмета «Иностранный язык»:
беспредметность
беспредельность
неоднородность
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам.-
М.: Просвещение, 1991.
Федеральный компонент образовательного стандарта построен с учетом особенностей
иностранного языка как учебного предмета, в число которых входят:
межпредметность
многоуровневость
полифункциональность
Слайд 202. В основе обучения любому виду речевой деятельности лежат слухомоторные
связи.
Поэтому одна из закономерностей методики обучения иностранным языкам гласит:
изучение иностранного языка должно основываться на развитии у учащихся слухомоторных связей в результате выполнения ими устных упражнений (И.В. Рахманов)
Слайд 213. Язык представляет собой систему. Поэтому еще одна закономерность методики:
обучать следует таким образом, чтобы в процессе овладения иноязычной речевой
деятельностью в сознании учащегося формировалась система языка (В.В. Краевский).
Слайд 224. Мы изучаем ИЯ на уже сформированной базе родного языка.
При
изучении иностранного языка необходимо учитывать особенности родного языка, т.е. обучение
ИЯ должно строиться с опорой на особенности родного языка
(И.В. Рахманов).
Слайд 23Методы исследования в методике обучения ИЯ
Методы исследования – научно разработанные
способы получения фактического материала и теоретических знаний об объекте, своего
рода правила действия в познании
(Е.И. Пассов).
Слайд 24критический анализ литературных источников (в том числе ретроспективное изучение отечественного
и зарубежного опыта);
обобщение положительного опыта преподавания учителей-новаторов;
научное наблюдение;
беседа;
интервьюирование;
анкетирование;
статистические методы;
тестирование;
эксперимент.
Слайд 25Эксперимент – научно поставленный опыт, основанный на изучении состояния и
динамики только одного изучаемого явления при условной нейтрализации всех других
факторов.
Точная ограниченность во времени;
Наличие предварительной гипотезы;
Организация эксперимента в соответствии с гипотезой;
Возможность изолированного изучения исследуемого фактора4
Разработка критериев измерения изучаемого навыка/ умения, измерение исходного и заключительного состояния изучаемого навыка/ умения.
Слайд 28Основные категории методики
Цель обучения иностранному языку
Слайд 29ВЫДЕРЖКИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ
ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
2004
Основное общее образование
Изучение иностранного языка на ступени
основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
Слайд 30—речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах
речевой деятельности
— языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами в
соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
— социокультурная компетенция — приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны/стран изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного Межкультурного общения;
Слайд 31— компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в
условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
— учебно-познавательная
компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
Слайд 32Коммуникативная компетенция
(по Е.Н. Солововой)
Лингвистическая
Речевая
Социокультурная
Социальная
Стратегическая
Дискурсивная
Слайд 33Коммуникативная компетенция
Лингвистическая компетенция предполагает овладение определенной суммой формальных знаний и
соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка: лексикой, фонетикой,
грамматикой.
Социолингвистическая компетенция это способность осуществлять выбор языковых форм, использовать их и преобразовывать в соответствии с контекстом.
Социокультурная компетенция предполагает не просто диалог на уровне индивидуумов, но готовность и способность к ведению диалога культур. Диалог культур подразумевает знание собственной культуры и культуры страны или стран изучаемого языка.
Стратегическая и дискурсивная компетенции предполагает формирование определенных навыков и умения организации речи, умения выстраивать ее логично, последовательно и убедительно, ставить задачи и добиваться поставленной цели.
Социальная компетенция предполагает готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, а также умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией.
Слайд 34Коммуникативная компетенция (по В.В. Сафоновой)
Слайд 35В качестве интегративной цели обучения Примерные программы по иностранным языкам
рассматривают
формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной
готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка,
а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
Слайд 36Содержание школьной языковой политики в области обучения иностранным языкам
Требования к
результатам освоения
основных образовательных программ
Слайд 37Личностные
Общее представление о мире как о поликультурном сообществе
Осознание языка как
основного средства общения
толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя
гражданином своей страны и мира
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию
Слайд 38развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер учащихся
осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки
в процессе коммуникативной деятельности на английском языке;
умение построить личную траекторию
развития и самообразования
Слайд 39Метапредметные
планирование своего речевого и неречевого поведения;
умение взаимодействовать с окружающими,
выполняя разные социальные роли;
навыки работы с информацией: фиксация содержания, поиск
и выделение нужной информации, обобщение, умение определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
Слайд 40развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка
в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения,
познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Слайд 41Предметные
Речевая компетенция
Языковая компетенция
Социокультурная осведомленность
Слайд 42Содержание обучения ИЯ - это
учебный материал, который отобран, организован и
предназначен для усвоения в процессе обучения.
Содержание обучения – совокупность того,
что учащиеся должны освоить, чтобы качество и уровень их владения изучаемым языком соответствовали задачам данного учебного заведения (Лапидус Б.А.)
Слайд 43В содержании обучения ИЯ выделяют:
1. лингвистический компонент, объединяющий
языковой и речевой материал;
2. психологический компонент, включающий формируемые
навыки и умения, обеспечивающие учащимся пользование изучаемым языком при общении;
3. методологический компонент, связанный с овладением учащимися приемами учения, познанием нового для них предмета, развитием у них самодеятельного труда.
Слайд 44Лингвопсихологические основы обучения ИЯ
Отличительные характеристики языка и речи
Слайд 45Лингвистический компонент содержания обучения ИЯ
предполагает отбор необходимого материала: 1) языкового
(лексического, грамматического, фонетического); 2) речевого; 3) социокультурного.
Как отмечают исследователи, в
основе критериев отбора материала лежат следующие факторы:
предполагаемый контекст деятельности обучаемых, их реальные запросы, интересы и потребности;
возраст;
общий уровень образованности;
уровень владения языком.
Слайд 46Психологические основы обучения ИЯ
Язык – средство общения.
Психологи отмечают,
что общение – это многосторонний процесс, который может выступать как:
1) процесс взаимодействия индивидов; 2) информационный процесс; 3) отношение людей друг к другу; 4) процесс их взаимовлияния друг на друга; 5) процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. В связи с этим выделяют функции общения:
информативная (получение и передача информации);
побудительная или регулятивная (процесс взаимовлияния индивидов);
эмоциональная
функция речевого этикета;
контактоустанавливающая;
конвенциональная (условная).
Обучать иностранному языку значит обучать этим функциям.
Слайд 47Психологический компонент содержания обучения ИЯ
призван определить те навыки и умения,
которые должны быть сформированы в процессе обучения на данном конкретном
этапе и применительно к данным конкретным условиям.
Слайд 48Методологический компонент содержания обучения ИЯ
предполагает обучение различным приемам работы с
лексикой, грамматикой, фонетикой, различными типами словарей и справочников, а также
приемам работы с текстом.
алгоритмы выполнения заданий, базовые приемы самостоятельной работы, а в случае необходимости учитель снабжает учеников памятками по рациональному выполнению тех или иных заданий или видов работ
Слайд 49Новый компонент/ аспект содержания обучения ИЯ
При ЛОП важно предусмотреть еще
один компонент/аспект содержания обучения:
Чувства и эмоции, вызываемые воздействием выделенных компонентов
содержания и создающие благоприятную обучающую и воспитывающую среду (мотивационный и ценностно-ориентационный аспект)
Выделение этого компонента способствует развитию мотивации учения и ценностных ориентаций школьников.
Слайд 50Личностно-ориентированная подход к определению содержания обучения
Слайд 51Условия обучения
могут быть внешними (количество часов в неделю, наполняемость групп,
ступень обучения, техническое оснащение и т.д.)
и внутренними: свойства ученика как
индивидуальности: индивидные свойства (внимание, воображение, языковые способности: фонематический слух, способности к имитации, к догадке, к выведению правил и т.д.); субъектные свойства (умение учиться), личностные свойства (контекст деятельности ученика, его личный опыт, эмоционально-чувственная сфера, интересы и желания, мировоззрение и т.д.).
Слайд 52Формы работы
– элементы структуры процесса обучения ИЯ, которые отражают особенности
коммуникативного взаимодействия как между учителем и учащимися, так и между
самими учащимися. К формам работы на уроке традиционно относят фронтальную, парную, групповую, индивидуальную.
Слайд 53Принципы обучения как методическое понятие
Что же такое принцип? Это понятие
связано, прежде всего, с понятием «закон, закономерность».
Принципы обучения –
основные положения, определяющие характер процесса обучения, которые формируются на основе избранного направления и соответствующих этому направлению подходов. Четко сформулированные принципы обучения помогут решить вопрос о том, как и какое содержание обучения отбирать, какие материалы и приемы использовать.
Слайд 54Принципы
Общедидактические
1.Принцип активности или личностно-ориентированной направленности
2.Принцип сознательности обучения
3.Доступности и посильности
4.
Принцип наглядности
5. Принцип индивидуализации
6. Принцип прочности
7. Принцип воспитывающего обучения
Собственно методические
1.
Принцип учёта родного языка
2. Принцип интеграции и дифференциации
3. Принцип коммуникативной направленности
Слайд 55Е.И. Пассов предлагает следующую иерархию принципов:
принципы первого ранга (общедидактические), лежащие
в основе обучения любому предмету, в том числе и иностранному
языку;
принципы второго ранга (общеметодические), лежащие в основе обучения иностранному языку вообще;
принципы третьего ранга (частнометодические), лежащие в основе обучения тому или иному виду речевой деятельности;
принципы четвертого ранга – такие, которые значимы для более узкой сферы обучения, например, для использования ТСО, для обучения грамматической стороне речевой деятельности и т.п.
Слайд 56Метод обучения
Среди современных методов чаще всего выделяют группу методов
и технологий, основанную на личностно-ориентированном подходе в обучении ИЯ: обучение
в сотрудничестве (cooperative learning), разноуровневое обучение (selective approach), метод проектов (project method), методика работы с языковым портфелем (student's portfolio).
Слайд 57Коммуникативный метод
Речевая направленность обучения
Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся
Речемыслительная активность
Функциональный
Ситуативность
Проблемность как способ организации и представления учебного материала
Слайд 58Прием обучения
это элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной
задачи на определенном этапе.
Это элемент метода, его составная часть, разовое
действие, отдельный шаг в реализации метода (например, работа с изолированными лексическими единицами на доске, анализ строя написанных предложений, контрольное громкое проговаривание слов, словосочетаний, называние предметов на картинках).
Слайд 59Учебное задание (упражнение)
чаще всего это такое упражнение, в ходе
выполнения которого формируются, закрепляются или контролируются
— языковые навыки: лексические, грамматические,
фонетические;
— навыки, лежащие в основе рецептивных и продуктивных речевых умений: техника чтения, упражнения на развитие речевого слуха, прогнозирование, выделение главного и второстепенного, догадка по контексту, фиксирование информации в разных формах записи, подготовка тезисов ответа и т.д.
Слайд 60Упражнение является речевым, если для его выполнения учащийся воздействует на
своего собеседника в желаемом направлении (целенаправленность), если он активен и
в минимальном объеме пользуется материалами-подсказкой (самостоятельность), если его выполнение требует речевого действия в различных ситуациях (динамичность), если речевое высказывание в упражнении строится по-новому (продуктивность).
Слайд 61Определите вид предлагаемых ниже заданий (речевые/языковые/условно-речевые).
Задайте вопросы к выделенным в
предложении словам.
Прочитайте письмо своего друга о туристической поездке и расспросите
его в ответном письме о некоторых деталях. То, что Вы собираетесь уточнить, Вы уже пометили в тексте (опора – выделенные слова в письме).
Вставьте в текст пропущенные слова, опираясь на смысл текста и свой словарный запас. (В тексте пропущено каждое 10 слово).
Поговорите с другом о спорте (тема не сужена, опор нет)
Опишите для стенгазеты своих спортивных кумиров (опора – текст статей на родном языке)
Составьте рассказ об истории Олимпийских игр (опора – полный план прочитанного текста)
Кратко перескажите содержание рассказа об истории Олимпийских игр (опора – прочитанный всеми рассказ)
Слайд 62Средства обучения
это материальные средства, носители учебной информации, предназначенные для
достижения целей образования.
= информационно-образовательной среде -информационные ресурсы - Интернет,
средства массовой информации, содержащие полезную для целей обучения иностранным языкам информацию.
Слайд 63Существует много классификаций средств обучения. Например,
По роли, которая им
отводится в образовательном процессе – на основные и вспомогательные.
По адресату
– для учителя и для ученика.
По каналу поступления информации – на слуховые, зрительные, зрительно-слуховые.
По использованию техники – технические и нетехнические и др.
Наиболее распространена классификация средств обучения по способу проявления информации:
1. Нетехнические: раздаточные и демонстрационные
2. Технические
Слайд 64Результаты
Виды и формы контроля
Функции контроля