Слайд 1Основные концепции философии
Д. Юма
Выполнил студент 11 группы
Курбанов Георгий
Слайд 2Жизненный путь
Родился Дэвид Юм 26 апреля 1711 г. в Эдинбурге.
С 1722 по 1725 (или 1726) гг. он учился в
Эдинбургском колледже.
Впоследствии, вплоть до 1734 г., он продолжал учение частным образом.
Слайд 4Жизненный путь
С 1734 по 1737 гг. будущий философ пробыл во
Франции. Эти годы были посвящены не только ознакомлению со страной
и её языком, культурой и философией, которыми он восхищался и которые оказали глубокое влияние на формирование его собственной концепции.
Слайд 5Первые труды
Именно во Франции был написан «Трактат о человеческой природе»,
изданный Юмом в 1739 г.,
Большее внимание привлекли «Опыты», вышедшие
в 1742 г.
Слайд 6Несколько иначе, чем в «Трактате», Юм изложил свои идеи в
«Исследовании о человеческом познании» — книге, впоследствии ставшей одной из
самых знаменитых.
Первые труды
Слайд 7Основные идеи философии
Д. Юма.
Д. Юм ставит в центр философствования
учение о человеке
И для других наук философская концепция человека имеет
фундаментальное значение
"Даже математика, естественная философия и естественная религия в известной мере зависят от науки о человеке, поскольку они являются предметом познания людей и последние судят о них с помощью своих сил и способностей"
Слайд 8Основные идеи философии
Д. Юма.
Раз опыт и наблюдение суть первооснования
науки о человеке, то сначала надо обратиться, настаивает Юм, к
тщательному изучению человеческого познания, к обоснованию опыта, вероятности и достоверности познания и знания, к исследованию человеческих аффектов, потом перейти к морали, добродетели, к проблемам справедливости и собственности, государства и права как важнейшим темам учения о человеческой природе
Итак, если теория познания — первооснование концепции человеческой природы Юма, то рассуждения о социально-нравственных сюжетах — её цель и результат.
Слайд 9Юм включает в человеческую природу следующие главные признаки:
1) "Человек —
существо разумное, и, как таковое, он находит себе надлежащую пищу
в науке...";
2) "Человек не только разумное, но и общественное существо...";
3) "Человек, кроме того, деятельное существо, и благодаря этой наклонности, а также в силу различных потребностей человеческой жизни он должен предаваться различным делам и занятиям..."
Слайд 10Юм включает в человеческую природу следующие главные признаки:
"Итак, — заключает
Юм, — природа,
по-видимому, указала человечеству смешанный образ жизни как
наиболее для него подходящий, тайно предостерегая людей от излишнего увлечения каждой отдельной склонностью во избежание утраты способности к другим занятиям и развлечениям".
Слайд 11Вывод
Юм склоняется к правильному заключению о необходимости избегать крайностей в
философских трактовках человека и обращенных к нему моральных, политических, научных
и прочих рекомендациях.
Ни призывы к совершенствованию разума, ни апелляция к общественной активности, ни требования морального обновления не должны заходить слишком далеко: это было бы нереалистично и немилосердно по отношению к человеку.
Слайд 12Вывод
Силы и возможности человека во всех направлениях его деятельности ограничены.
Но
и тон восторженного оптимизма применительно к познанию и нравственности неуместен.
В отношении к человеческому существу необходима здоровая доля скептицизма.
Слайд 13Позиция в споре эмпиризма и рационализма
Спор эмпиризма и рационализма заострил
и привел к четкой противоположности различие между чувственным и разумным
познанием.
Рассмотрение структуры чувственного опыта склоняет Юма к мысли об ошибочности и поверхностном характере резкого противопоставления опыта и разума.
Слайд 14Позиция в споре эмпиризма и рационализма
Спор, разгоревшийся вокруг понятия врожденных
идей, Юм считает данью, которая была выплачена схоластике.
Особенность философии
Юма заключается в том, что он отказывается начинать теорию познания с изображения того способа, каким вещи воздействуют на наши органы чувств, т.е. способа, с помощью которого возникают ощущения.
"Исследование наших ощущений касается скорее анатомов и естественников..." — говорит Юм. По сходному пути потом пойдет Кант.
Слайд 15Теория познания
Теория познания Юма начинается с утверждения о наличии впечатлений.
"Прошу
заметить, — пишет он, — что под термином впечатление я
разумею не способ порождения в душе живых восприятии, но исключительно сами эти восприятия, для которых не существует отдельного имени ни в английском, ни в каком-либо другом известном мне языке"
Слайд 16Теория познания
Готовое, имеющееся в душе впечатление — вот исходный пункт
его теории познания.
При этом Юм разделяет впечатления ощущения и впечатления
рефлексии.
Исходным для теории познания оказывается человеческий опыт, уже располагающий впечатлениями
Слайд 17Теория познания
"Ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме
восприятии, и они никоим образом не в состоянии произвести какой
бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами".
Слайд 18Механизм развертывания чувственного опыта на основе впечатлений:
Сначала возникает какое-либо впечатление,
заставляя переживать тепло, холод, жажду, голод, удовольствие, страдание.
Потом ум
снимает с этого первоначального впечатления копию и образует идею.
Идеи удовольствия и страдания возвращаются в душу, возбуждая новые впечатления, впечатления рефлексии: желание и отвращение, надежду и страх.
С этих вторичных впечатлений снова снимается копия — возникают новые идеи.
Затем своеобразная "цепная реакция" идей и впечатлений продолжается.
Слайд 19Заключение
Юмово понимание структуры начальных этапов чувственного опыта ведет его к
важным выводам: в этом опыте теснейшим образом сплавляются впечатления и
идеи.
Поэтому анализ чувственного опыта следует начинать отнюдь не с ощущений, как думал Локк.
Первый общий вывод Юма относительно характера и специфики чувственного опыта состоит в том, что опыту приписывается сложная, не просто чувственная, а чувственно-рациональная структура.