Слайд 1Тема лекции:
«Основные парадигмы ХХ века в социологии»
Слайд 21. Структурный функционализм. Т.Парсонс:общая теория действия и социальные системы.
2.Социологическая теория
конфликта Л.Козера и Р.Дарендорфа
3. Концепция социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау)
4. Теория
символического интеракционизма
Слайд 31. Структурный функционализм. Т.Парсонс: общая теория действия и социальные системы
Слайд 4Структурный функционализм – парадигма, представители которой трактуют общество как социальную
систему, имеющую свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый
из которых выполняет собственную функцию.
Выделяют ранний функционализм (Б.Малиновский, Радклиф-Браун) и зрелый (Т.Парсонс, Р.Мертон)
Слайд 5Постулаты раннего функционализма
1.Постулат универсальной функциональности (всякое событие внутри системы функционально
для все системы, способствует ее сохранению)
2.Постулат функционального единства (функции отдельного
феномена составляют функцию всей системы)
3.Постулат функциональной незаменимости (существуют определенные функции, которые являются незаменимыми в том смысле, что если они не будут выполняться, то общество прекратит свое существование)
Слайд 6Т. Парсонс (1902-1979) – «Структура социального действия»(1937), «Социальная система» «(1951),
«Социологическая теория и современное общество» (1967), «Социальная система и эволюция
теории действия»
Слайд 7Любую социальную систему, по Парсонсу, можно представить в двух аспектах:
1.Как
структуру, состоящую из совокупности единиц или компонентов со стабильными свойствами
(статика системы)
2. Как ряд событий, процессов, в ходе которых меняются свойства и отношения между структурными единицами (динамика системы)
Слайд 8Социальные системы – сложные и ценностные совокупности социальных действий, включающих
в себя различные взаимодействия и изменения структур, возникающих в результате
взаимодействий.
Слайд 9Общая модель действия называется «единичным актом» и включает в себя
два компонента:
1.Действующее лицо (актор), т.е. субъект действия, наделенный стремлением действовать,
имеющий определенные цели, способный описать способы их достижения и осуществить их.
2. Ситуационное окружение – изменяемые и неизменяемые факторы окружения, по отношению к которым оно зависит
Слайд 10Структура ситуационного окружения
Биологический организм
Культурная подсистема
Личность
Социальная подсистема
Слайд 11Система AGIL
1. Адаптация (adaptation) биологический
организм
2.Целедостижение (Goal) личность
3. Интеграция
(integration) социальная подсистема
4.Латентность (latency) культура
Слайд 12Р.Мертон – «Социальная теория и социальная структура»
Функция – наблюдаемые следствия,
которые служат саморегуляции данной системы и приспособления ее к среде.
Дисфункция
характеризует то, что существующие в обществе институты могут не только поддерживать социальную систему, но и иметь разрушающее действие.
Слайд 13Явные функции – объективные и преднамеренные последствия социального действия.
Латентные функции
– непреднамеренные и неосознанные последствия социального действия.
Слайд 142. Социологическая теория конфликта Л.Козера и Р.Дарендорфа
Слайд 15Л.Козер – «Функции социального конфликта», «Дальнейшие исследования социального конфликта»
Конфликт –
борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и
ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба, оттеснение или уничтожение соперника
Слайд 16Функции конфликта по Л.Козеру:
Усиление сплоченности членов группы
Стимулирование социальных изменений
Усиление интегративности
системы
Повышение степени адаптивности системы к изменяющимся условиям
Слайд 17Р.Дарендорф – «Социальный класс и классовый конфликт в индустриальном обществе»
(1957)
Основные постулаты конфликтной модели общества:
1.Каждое общество постоянно изменяется
2.В каждом обществе
есть изменения, ведущие к конфликтам
3.Каждый элемент общества может способствовать как интеграции, так и изменениям
4.Любое общество базируется на насилии
Слайд 18Классификация конфликтов по Р.Дарендорфу
1.Конфликты по отношению к власти
2.Конфликты между группами
3.Конфликты
на уровне общества
4.Конлификты между государствами
Слайд 203. Концепция социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау)
Слайд 21Дж.Хоманс – «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение:его элементарные формы»1961), «Природа
социальной науки»
П.Блау – «Обмен и власть в социальной жизни» (1964)
Слайд 22Социальное действие – процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду
(материальную или нематериальную) и минимизировать затраты
Слайд 23Постулаты обмена:
Постулат успеха: чем чаще действие вознаграждается, тем чаще человек
стремится производить это действие.
Постулат стимула: если какой-либо стимул привел к
действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула, личность будет стремиться повторить действие.
Слайд 243. Постулат ценности: чем ценнее результат, тем больше сил приложит
человек при действии, направленном на его достижение.
4.Постулат «насыщения-голодания»: чем чаще
награды, тем менее они ценны.
5.Постулат «агрессии-одобрения»: отсутствие ожидаемой награды или неожидаемое наказание, приводят к агрессивному поведению, и результаты такого поведения становятся для него более ценными.
Слайд 254. Теория символического интеракционизма. Создание основ теории «Я»
Слайд 26Символический интеракционизм – субъективистское направление в социологии, которое анализирует социокультурную
реальность с помощью взаимодействия, взятого в его символическом выражении.
Слайд 27Основной принцип символического интеракционизма – индивид воспринимает либо оценивает себя
в соответствии с оценками других
Слайд 28«Я-концепция» – система представлений человека о самом себе.
Основные источники «Я-концепции»:
1.Сравнение
себя с другими
2.Свидетельства восприятия себя другими
3.Оценка результатов деятельности
4.Переживание внутренних состояний
5.Восприятие
своего внешнего облика
Слайд 29Символический интеракционизм опирается на посылки:
1.Люди реагируют на окружающую среду в
зависимости от тех значений, которыми они наделяют элементы своего окружения
2.
Значения – продукты повседневного межличностного взаимодействия
3.Социокультурные значения подвержены изменениям
Слайд 30Дж.Мид – «Разум, самость и общество»
Обобщенный другой» – возникающее
в процессе социализации представление индивида об абстрактном другом. Включает совокупность
ожиданий, установок, ценностей группы, на которые индивид ориентирует свое поведение.
Слайд 31У.Джеймс рассматривал «я» как двойственное образование
«Я» (self) = «Я»(I) +
«Я»(me)
I – «я осознающее»
Me - выступает в качестве объекта
Слайд 32Литература:
Бабосов, Е.М. Социология. Часть первая . Общая социологическая теория. –
Мн.: Дизайн ПРО, 1998.
История социологии: Учеб.пособие /А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова.
– 2-е изд., перераб. И доп. – Мн.: Выш. Шк., 1997
Смелзер Н. Символический интеракционизм // Социология. М., 1994. Разд.1., гл.5, с.136-139
Арон Р. Этапы развития социологической мысли - . М., 1993.
Зборовский, Г.Е.История социологии – М.: Гардарики, 2004.