Слайд 1Основные понятия стратегического менеджмента
Слайд 2Основные вопросы темы:
1. Понятие «стратегия». Отличительные особенности стратегии
2. Предпосылки возникновения
стратегического менеджмента
3. Взаимосвязь миссии и стратегии
4. Типы стратегий
Слайд 31. Понятие «стратегия». Отличительные особенности стратегии
Стратегия – образ действий, которого
придерживается организация, преследуя свои долгосрочные цели.
Слайд 4Определение характера, направленности и масштабов деятельности организации
Каков бизнес, которым
занимается организация, и в каком сегменте рынка она функционирует?
Какие
товары и услуги предлагает организация и на каких рынках?
Как организация поставляет свои товары и услуги?
Какие навыки, способности и ресурсы она использует?
Насколько важно для организации отличаться от своих конкурентов?
Не являются ли желательными и возможными изменения стратегии, которой следует организация в настоящее время?
Слайд 5Оценка успешности действий организации
Как организация определяет успех?
Каковы наиболее адекватные
критерии успеха: достижение конкурентных преимуществ, максимизация прибыли, результативность или эффективность?
На каких ценностях и убеждениях базируются эти критерии и определения успеха?
Какова степень предсказуемости будущего при постановке целей?
Можно ли установить количественные критерии успеха?
Будет ли доступна адекватная и надежная информация для оценки достигнутого успеха?
Слайд 6Создание уникального набора ресурсов и способностей и распоряжение этим набором
Как быстро должны восполняться ограниченные ресурсы?
Если осуществляется обновление стратегии, то
какие новые ресурсы и способности потребуются?
Должны ли они приобретаться у внешних агентов или создаваться внутри организации?
Возможны ли восстановление использованных ресурсов и новые применения существующих способностей?
Каким образом организация должна измерять результативность использования своих способностей и ресурсов?
Слайд 7Результативное реагирование на вызовы окружения организации
В какой степени навыки и
ресурсы организации отвечают требованиям окружения организации?
Способна ли организация влиять
на свое окружение или изменять его?
С какими организациями она конкурирует?
Похожа ли организация на своих конкурентов?
В какой степени организация полагается на навыки и ресурсы своих партнеров?
Слайд 8Управление взаимоотношениями с заинтересованными сторонами
Какие цели преследуют собственники, кредиторы,
наемные работники, менеджеры, поставщики, потребители и конкуренты в своих взаимоотношениях
с организацией?
Существуют ли противоречия между этими целями?
Насколько важны ресурсы, получаемые организацией от каждой из этих сторон?
Каково влияние на организацию со стороны регулирующих государственных органов, налоговых властей, планирующих организаций, политиков, избирателей или средств массовой информации?
Слайд 9Отличительные особенности стратегии и стратегического менеджмента:
1. Стратегический менеджмент – дисциплина
интеграционная и многофункциональная. Она требует способности сбалансированного видения ролей всех
подразделений организации в общем бизнесе (финансовых, маркетинговых, производственных и пр.)
2. Стратегия – это взаимодействие организации с её окружением. Внешняя среда оказывает воздействие на организацию и вынуждает её как-то реагировать (например, регулированием цены, объемов производства и т.д.).
3. Стратегия включает в себя прогнозирование неизвестного будущего - неопределенность проистекает из непредсказуемости поведения других сторон, включая правительство: может измениться поведение потребителей, появиться новые конкуренты, измениться взаимоотношения с поставщиками и пр.
Слайд 10Корпоративная стратегия
Бизнес-стратегия
Стратегия подразделения
Слайд 11Модель формирования корпоративной стратегии К. Эндрюса
Слайд 12Две разновидности линейного подхода:
Стратегия по замыслу:
стратегические решения принимаются высшим руководством
и затем отслеживается их выполнения.
Стратегия по плану:
стратегия представляется в
виде последовательности процедур рационального планирования
Слайд 132. Предпосылки возникновения стратегического менеджмента
1. Управление на основе контроля (финансовое
планирование) –Конец 1950-х гг.
2. Управление на основе экстраполяции (долгосрочное планирование)
-1960-е гг.
3. Управление на основе предвидения изменений (стратегическое планирование) – 1970-е гг.
4. Управление на основе гибких экстренных решений (стратегический менеджмент) – Начало 1980-х гг.
Слайд 14Стратегическое управление - это в первую очередь предпринимательская деятельность. Результатом
стратегического управления являются потенциал организации, обеспечивающий достижение стратегических целей, а
также внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность организации к переменам в окружающей среде.
Слайд 15Оперативное управление использует существующую позицию для достижения целей организации. Конечным
продуктом оперативной деятельности является предоставление товаров, оказание услуг потребителям за
определенное вознаграждение. В основном это обеспечивается такими видами деятельности, как закупки, внутреннее и внешнее материально-техническое обеспечение, производство, маркетинг и продажи, обслуживание.
Слайд 16Стратегическое управление нацелено на изменения, является гибким и не имеет
жестких структур, в то время как оперативное управление устойчиво к
изменениям, нацелено на высокую эффективность.
Слайд 173. Взаимосвязь миссии и стратегии
«То, что осмыслению предназначения и миссии
бизнеса столь редко уделяется должное внимание, возможно, является наиболее важной
причиной разочарований и неудач в деловой жизни»
П. Друкер
Слайд 18Миссия – это главная суперцель, предназначение системы (организации);
Миссия –
это общая цель деятельности организации;
Миссия – это кредо, цели,
философия, ценности, принципы, или проще, описание нашего бизнеса;
Миссия – взгляд на бизнес в долгосрочной перспективе в смысле того, каким он стремится стать и кому оказывать услуги;
Миссия разрабатывается не для того, чтобы указать конкретное окончание, а скорее чтобы определить мотив, общее направление, образ, тональность и философию, которыми будет руководствоваться бизнес;
Миссия – вдохновляющее и впечатляющее представление о будущей роли и основных задачах организации, существенно выходящее за рамки ее современной деловой среды и конкурентной позиции;
Миссия – смысл бытия организации;
Миссия – это Дао организации;
Миссия – отправная точка стратегического менеджмента;
Миссия – это конституция, основной закон организации;
Миссия – это то к чему мы всегда стремимся, но никогда не достигаем
Слайд 19В общих чертах формулировка миссии организации должна содержать:
1) определение сферы
деятельности;
2) рабочие принципы организации по отношению к окружающей среде;
3) базовые
ценности внутри организации.
Слайд 20Модель миссии Э. Кэмпбелла и С. Юнга
Слайд 21Ромбовидная модель миссии позволяет сделать следующие выводы:
1. Организационные ценности должны
быть совместимы с индивидуальными ценностями работников. Если ценности «встроены» в
нормы поведения, то конфликты ценностей проявляются в несоблюдении норм менеджерами и рядовыми работниками.
2. Стратегия и ценности должны усиливать друг друга. Для этого желательно «сжать» миссию в короткий перечень знаковых норм поведения.
3.Управление миссией является непрерывным и длительным процессом. Не всегда удается ясно сформулировать нормы поведения, отвечающие миссии организации.
Слайд 22Примеры миссий:
Миссия «Мак Доналдс»: «Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью
стандартного набора продуктов»
Миссия Красного Креста: «Защищать беззащитных»
Миссия «Компьютеры RU»: «Создавать
компьютерную технику, идеально подходящие каждому - по возможностям и по доступности. Мы должны и готовы сделать персональный компьютер доступным каждой семье в России»
Миссия «Форд»: «Предоставление людям дешевого транспорта»
Миссия «Matsushita Electric»: «Способствовать улучшению качества жизни, снабжая общество дешевыми, как вода, электробытовыми приборами»
Слайд 24Признаки преднамеренной стратегии:
1) руководство имеет четкие намерения, сформулированные достаточно подробно,
так чтобы персонал не сомневался в поставленных целях и методах
их достижения;
2) необходимо чтобы все члены коллектива действовали в соответствии с этими целями добровольно;
3) стратегия должна быть согласована с внешними факторами, внешнее окружение должно быть полностью предсказуемым или контролироваться организацией.
Слайд 25Основные типы стратегий:
Запланированная стратегия
Предпринимательская стратегия
Идеологическая стратегия
Зонтиковая стратегия
Процессуальная стратегия
Несвязанная стратегия
Стратегия консенсуса
Навязанная
стратегия
Слайд 26Запланированная стратегия
Предпринимательская стратегия
2
Слайд 27Идеологическая стратегия
Ид
Е
О
Л
О
Г
И
Я
3
Зонтиковая стратегия
4
Слайд 28Процессуальная стратегия
5
Несвязанные стратегии
6
Слайд 29Стратегия консенсуса
7
8
Навязанные стратегии
Слайд 31Выводы:
1. Формирование стратегии направлено на обеспечение управления основными видами деятельности
организации.
2. Стратегический менеджмент является результатом эволюции систем и методов внутрифирменного
управления, вызванной изменениями условий предпринимательской деятельности. Для современной организации актуальной проблемой является одновременное применение двух режимов управления – оперативного и стратегического.
3. Формирование стратегии определяется как внешними факторами, не зависящими от организации, так и внутренними, присущими конкретной организации.
Слайд 324. Миссия будет реализована только при наличии стратегии, позволяющей компании
последовательно осуществлять свою коммерческую деятельность. Стратегия определяет виды деятельности компании,
отличительные компетенции и её конкурентные преимущества.
5. Реальные стратегии находятся на стратегическом континууме «стихийная – преднамеренная», причем многие преднамеренные стратегии являются не чем иным как бывшими успешными стихийными стратегиями, своевременно выявленными и затем получившими официальный статус.