Слайд 1Основные школы и проблемы античной философии
Слайд 2Временные рамки
Античная философия охватывает собой период с VII в. до
н. э. по VI в. н.э., когда по решению императора
Юстиниана была закрыта последняя греческая философская школа — Платоновская академия, и символизирует зарождение, расцвет и закат рабовладения как социального института.
Классовая поляризация, разделение труда на физический и интеллектуальный явились благоприятной почвой для формирования философии и понимания ведущей роли мышления по отношению к материи.
Слайд 3Основные черты
античной философии
Космос, подобно человеку, имел тело, душу и
ум в их единстве и нерасторжимости, причем находился в вечном
круговращении, движимый душой и управляемый умом. Отсюда такая черта античной философии как космоцентризм. Ее также характеризует:
связь с духовной культурой Вавилона и Египта;
разнообразие школ и направлений;
демократизм и свобода дискуссий;
динамизм, обновляемость идей;
Слайд 4Основные черты
античной философии
«праздник» мысли, дерзновенная смелость в постановке сложнейших
вопросов;
высокий авторитет в обществе, с которым считалась и государственная власть
(М. Аврелий, например, — император римской империи — сам был выдающимся философом);
стремление к активному преобразованию социума, его совершенствованию;
ориентация на воспитание добродетелей, без которых человек утрачивает свое подлинное предназначение. Удел философа — нравственная проповедь. Более того, он как учитель жизни обязан подавать личный пример служения высшему благу.
Слайд 5Основные школы античной философии
Античная философия — исток европейской культуры и
основа всех дальнейших направлений философии, вплоть до нынешних дней. Она
в своем развитии прошла ряд этапов: досократовская философия, период высокой классики, эллинистическая и неоплатоническая.
В лоне досократовской философии существовало множество школ, ведущими из которых были следующие: ионийская, пифагорейская, элеатская, софистическая, атомистическая.
Слайд 6Досократики
В лоне досократовской философии существовало множество школ, ведущими из которых
были следующие: ионийская, пифагорейская, элеатская, софистическая, атомистическая.
Для представителей ионийской
школы отправным пунктом философского мышления являлся Космос как материя. Первые философы, по выражению Аристотеля, были физиками. Их интересовала прежде всего проблема соотношения вечного и преходящего, единого и многого, бесконечного и конечного, устойчивого и изменчивого в бытии. Она решалась ими путем введения понятия субстанции как неразрушимой основы мироздания. Образы же ее трактовались по-разному.
Слайд 7Понятие субстанции (Милетская школа)
Так, для Фалеса (ок. 624−546 до н.
э.) это вода, ибо она бесформенна, всеобща, она всюду проникает,
она «переливчата», подвижна, она — «душа» всего. Поэтому и земля и все другие возможные состояния могут из нее образовываться.
Анаксимандр (610−540 до н. э.) считал, что субстанция — это не чувственно данное, а умопостигаемое — нечто неопределенное и бесконечно-первоначальное единство — апейрон, который может сделаться чем угодно, принять любой облик.
Слайд 8Понятие субстанции
Анаксимен (585−525 до н. э.) началом мира объявил беспредельный
воздух, попеременно сгущающийся и расширяющийся.
Гераклит (540−480 до н. э.)
возвел в ранг субстанции огонь. «Космос не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и мерами угасающим». Он сделал акцент не на неподвижной субстанции, а на процессе. «Все течет, все изменяется». «Душа человеческая — искра божественного огня, от которого возникает разум»
Слайд 9Понятие субстанции
Анаксагор (500−428 до н. э.) первосущности мира как «семена»,
как подобночастные элементы обозначил термином «гомеомерии». Не из лона движения
возникают вещи, движение лишь следствие уже существующих явлений. Ничто не рождается и ничто не умирает. Имеет место только соединение (как бы рождение) и разделение (как бы гибель), причем признается делимость до бесконечности.
Но как возникло само движение? Его источник — вселенский разум. «Вначале все было смешано; разум привел в порядок хаос».
Слайд 10Пифагорейская традиция
Если Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и другие мыслители рассмотренной выше
школы разработали учение о физической материи как первичной по отношению
к форме, то Пифагор (ок. 570−ок. 500 до н. э.) и его последователи (соответственно — пифогорейцы) обратились к изучению структур, чисел, количественных соотношений, благодаря которым материя разнообразится, обретая определенное предметное бытие.
Несмотря на абстрактность, схематизм и формализм, абсолютизацию количественных отношений, пифагорейская школа оказала большое влияние на науку, дала мощный импульс развитию математики, астрономии, космологии и музыковедению.
Слайд 11Софисты
Протагор (490−420 до н. э.) и Горгий (ок. 480−380 до
н. э.).
Софист — учитель мудрости, человек, обучающий риторике, логике,
астрономии, физике, географии и
т. д. и берущий за свое умение деньги, что осуждалось обществом как постыдное дело.
Основные идеи:
Человек считается мерой всех вещей
Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие — что нет. Всё в мире относительно
Учение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлениями. Большая часть софистов придерживалась
атеистических или агностических
взглядов.
Слайд 12Атомисты
На позициях материализма твердо стояли Левкипп (ок. 500−440 до н.
э.) и Демокрит (ок. 460−ок. 370 до н. э.), отвергавшие
идею разума как движущего начала мира и отстаивающие приоритет изменчивости и разнообразия над покоем и единством.
Мир состоит из атомов — неделимых и вечных частиц, бесчисленное количество которых, отличаясь по форме, положению и величине, самопроизвольно двигается в пустоте. Сталкиваясь, они образуют вихри и сложно организованные системы, которые рано или поздно распадаются на элементарные составные части, чтобы вновь соединиться в необычной конфигурации. И так без конца и начала. Движение атомов, однако, подчинено закону. «Ничто в мире не совершается без причины, — всем управляет причина и необходимость».
Слайд 13Атомисты
Атомизм с уклоном в чрезмерный натурализм и сам процесс познания
интерпретировал как «захват» ощущениями эйдосов — истекающих от предметов атомов
— и перевод их в мозг.
Стоит напомнить, что концепция атомистического строения материи до сих пор обладает научной ценностью, что лишний раз свидетельствует о величии интеллектуальных озарений и интуитивных догадок человеческого сознания.
Слайд 14Классический период
Античной философии
Классический период Античной философии обязан творческой
деятельности таких мыслителей, как Сократ (469−399 до н. э), Платон
(427−347 до н. э.), Аристотель (384−322 до н. э.).
Исследуя проблему достоверного знания, Сократ разработал свой знаменитый метод познания, который имеет две стороны: иронию и майевтику. Ирония — отрицательна в том смысле, что показывает зыбкость высказываемых суждений и изъяны логических построений, т. е. она опровергает заблуждения. («Я знаю только то, что я ничего не знаю; софисты же ничего не знают, а думают, что знают все»).
Слайд 15Сократ
Майевтика же позитивна, ибо способствует, помогает посредством вопрошания проявиться знаниям,
которые есть у человека, но еще не родились. Майевтика —
тот прием, используя который не приобретаются новые знания извне, а очищаются, углубляются, пробуждаются уже имеющиеся в нашей душе. Отсюда призыв: «Человек, познай самого себя!». Майевтика предполагает диалог и полилог в форме вопросов и ответов. Так логика превращается в диалектику.
Признавая разум не только всеобщей основой
бытия — безразличным устроителем мира, а силой, творящей добро, направляющей все к наилучшему способу существования, Сократ приходит к выводу, что и человеческий разум — опора добродетели.
Слайд 16Философия Платона
Если ионийские философы убеждались в том, что чувства дают
лишь поверхностное и неверное знание о внешнем мире, а настоящая
действительность ускользает, то ученик Сократа Платон развил эту традицию, проводя строгое различие между знанием теней (видимых вещей) и знанием идей (незримых сущностей).
Идеи — идеальные, безусловные, совершенные принципы, прообразы, эталоны, модели, которые производят роды, типы, законы, подчиняющие себе чувственный мир.
Слайд 17Сущность философии Платона
Согласно Платону, философия есть высшая наука, которая воплощает в
себе чистое стремление к истине. Она – единственный путь к
познанию себя, Бога и к истинному счастью.
Настоящего мудреца влечёт к философии не сухая, рациональная тяга к мёртвому, абстрактному знанию, а любовное влечение (Эрос) к высочайшему умственному благу.
Слайд 18Платон о диалектическом методе философского познания
Подобно Сократу, Платон считает, что повседневные впечатления дают
нам искажённый образ реальности. Наивно-непосредственное познание ошибочно.
Прояснить его можно
лишь путём усиленного размышления и применения философской диалектики, которая учит анализировать, связывать, классифицировать сбивчивые чувственные впечатления, получая из их беспорядочной массы общее понятие – и, наоборот, из общего понятия выводить идеи о родах, видах и единичных предметах.
Слайд 19Философия Платона
Идеи — это субстанции, они существуют сами по себе
и сами в себе и могут пребывать в лоне чистого
бытия, а не в материальных явлениях. Идеи вечны, неизменны, всеобщи, т. е. заключают в себе все частные совершенства.
Идеи могут воплощаться в объектах вселенной, но никогда они (вещи и события) полностью не смогут выразить их природу. (Красота вообще как идея и этот красивый поступок, этот красивый пейзаж, этот красивый человек).
Слайд 20Философия Платона
Переход единой идеи из себя в явления, которые в
ней участвуют и ее представляют остается, по мнению Платона, неразрешимой
тайной. Платон создает грандиозную систему объективного идеализма, в которой идеи — первоосновы бытия. Разные идеи связаны между собой в единое целое, некое сверхвысшее совершенство, коим является Добро или Бог как вечный принцип бытия и мышления.
Познание есть созерцание разумом уже существующих в душе идей, которые она, будучи бессмертной, приобрела, находясь в царстве чистых мыслей во внетелесном состоянии, т. е. познание — это припоминание, которое актуализируется посредством диалектических упражнений.
Слайд 21Устройство вселенной по Платону
Бог – зодчий вселенной – при её
создании соединил в ней идеи с вещественной материей. Сущность универсума
подобна человеческой: он имеет разумную душу и является личностью.
Закономерный, а не произвольный характер движения этих светил служит, по мысли Платона, лучшим доказательством того, что космос управляется разумной волей.
Слайд 22Устройство вселенной по Платону
Но так как во вселенной соединены идеальное
и материальное начала, она управляется не одним разумом, а и второй
– инертной, слепой и косной – силой: законом необходимости, который Платон образно именует роком.
Движения планет в направлении, противоположном движению звездного неба, доказывают, то, что во вселенной действуют силы, противоположные одна другой. При создании Вселенной разум преобладал над законом материальной необходимости, но в некоторые периоды злой рок может достигать преобладания над разумом. Бог, изначально вложив в мир ум, затем предоставляет вселенной свободу и лишь временами проявляет о ней заботу, восстанавливая в космосе разумное устройство и не давая ему соскользнуть в полный хаос.
Слайд 23Платон о государстве
Если доминирует разум, то мудрецы должны возглавлять государство,
управляя обществом; если страсть и воля, то их стезя —
быть воинами, защитниками государственных интересов; если вожделение, то эти индивиды обуреваемые жаждой материальных и чувственных наслаждений, рекрутируются из среды крестьян, ремесленников и торговцев.
Что касается существовавших в то время форм государственного устройства, то Платон отдавал предпочтение аристократической республике.
По степени упадка, к регрессирующим относил: тимократию (власть военных), олигархию (власть наиболее богатых), демократию (власть толп, одержимых низменными потребностями) и тиранию (необузданную власть одного человека).
В идеальном государстве Платона нет частной собственности, нет семьи, нет свободного выражения мыслей. Государство — все, гражданин — ничто!
Слайд 24Аристотель
Отвергает учение Платона об идеях как самодостаточных, вечных сущностях, отграниченных
от явлений чувственного мира в их множественности и развитии.
Согласно
Аристотелю, Платон только удваивает мир, ибо идеи — обычные копии чувственных предметов и не несут никаких дополнительных сведений о них; не выявлена также трансформация идей в их переходе в материальные объекты; не раскрыта связь самих идей между собой и не объяснено, как возникновение, становление и гибель реальных вещей соотносится с безусловной неизменностью идей.
Слайд 25Аристотель: имманентное и трансцендентное
Непосредственным предшественником философии Аристотеля было учение Платона,
однако их сразу разделило важнейшее теоретическое отличие. По системе Платона,
общие понятия нашего сознания (идеи) имеют самостоятельно существование вне призрачного мира материальных вещей.
По Аристотелю же, идеи неотделимы от вещей и имеют свое бытие в них. Аристотель полагает, что идея и реальное явление существуют не отдельно друг от друга, а в неразрывном сочетании. Идея – только форма, дающая материи смысл.
Слайд 26Критика Платона
Согласно философии Платона, источник истинного знания – в воспоминаниях
о мире идей, который душа созерцала до своего «телесного рождения».
Но Аристотель считает, что никакого особого мира идей нет, и в начале жизни душа подобна чистой дощечке для письма (tabula rasa), на которой ещё ничего не начертано. Затем она постепенно заполняется «отпечатками», приобретаемыми из опыта.
Аристотель, в отличие от Платона, убеждён, что мир явлений не есть «ложный призрак», а обладает подлинной реальностью и содержит в себе истину. Получая от него простые чувственные впечатления, душа при помощи индукции переходит к более сложным общим понятиям.
Слайд 27Аристотель
Подлинным же бытием является не идея, не число, не атом,
а отдельная, конкретная вот эта вещь, которая проявляет свою специфику
в разнообразных свойствах, связях и отношениях с другими предметами реальности. Но сама сущность как неделимый носитель и субъект внутреннего единства в отличие от ее предикатов чувственно не восприимчива. Совокупность предметов образует природу, которую не следует отождествлять с материей.
Материя — это аморфная, неопределенная, пассивная «емкость», из недр которой черпается материал для «строительства» мира. Чтобы выйти из такого состояния и дифференцироваться на различные виды, чтобы осуществился переход из потенциального бытия в актуально сущее, необходимо принять форму.
Слайд 28Аристотель
Форма — активное начало жизни и деятельности, она структурирует, очерчивает
реальность. Оформленная простейшим образом, первичная материя воплощается в таких стихиях,
как земля, огонь, воздух и вода соответственно распределению и сочетанию извечных сил: холодного и горячего, влажного и сухого.
Природа — совокупность вещей, явленных как множество конкретных способов органической связи материи и формы. Форма как нечто неделимое тождественна сущности. Сущности же делятся на низшие, «отяжелившие» себя воплощениями, т. е. соединением с материей, и высшие — чистые формы.
Общий вывод: непоследовательность философа, его колебания между материалистическими и идеалистическими трактовками
Слайд 29Значение Аристотеля
Аристотель впервые в истории создал формальную логику, системное исследование
основных форм мышления, сформулировал законы мышления: закон тождества, закон противоречия,
закон исключенного третьего.
Им определены философские категории: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание и ряд других: возможность, действительность, случайность, необходимость, причина.
Слайд 30Метафизика Аристотеля
Аристотель доказывает, что «идея» – лишь конкретная форма материи,
которую последняя приобретает при помощи «движения» (то есть, любого изменения).
Материя и форма нераздельны, они не могут существовать друг без друга. В природе нет ни чистой, бесформенной материи, ни нематериальной, неовеществлённой идеи. Материя каждого предмета содержит в себе возможность (потенцию) его существования, а форма даёт этой возможности осуществление. Материи всегда присуще внутреннее (а не получаемое извне) стремление воплотить содержащиеся в ней возможности – получить тот или иной конкретно-предметный вид.
Слайд 31Аристотель и христианство??
Любой переход возможности в действительность, в осуществление, по
философии Аристотелю, есть движение.
Благодаря порождаемому энтелехией (присущей материи внутренней
тяги к «оформлению») движению, из простых материальных форм создаются всё более и более сложные, постепенно восходя к первоисточнику всякого движения – «Первому двигателю», Богу. Бог есть «форма форм» – чистое мышление, чьим предметом может быть только высочайшее и совершеннейшее, то есть только он сам. Мышление Бога о самом себе не сопровождается никаким развитием, ибо он – законченная «высшая форма», последняя ступень совершенства, которую уже невозможно превзойти.
Слайд 32Аристотель и христианство??
Деятельность Бога, таким образом, состоит лишь в блаженном
теоретическом самосозерцании, без практических актов. Бог Аристотеля, по сути, безличен.
Он является не столько источником, сколько конечной целью природного движения, которое создается не его собственным деятельным усилием, а лежащей внутри материальных вещей тягой обрести более высокую идею и тем самым приобщиться к красоте и блаженству Божественного Разума. В философии Аристотеля Вселенная стремится к Божеству, но оно само относится к этому стремлению бездейственно. Важно, что как никакая форма не может существовать без материи, так, по мнению Аристотеля, и Бог не может существовать без материального мира.
Слайд 33Аристотель о душе
Все живые существа земли обладают собственной энтелехией –
душой.
Аристотель в своей философии подразделяет души на три вида:
питающаяся (растительная), чувствующая (животная), и разумная (человеческая). Как любая форма не может существовать без материи, так и душа не имеет бытия без тела. Впрочем, последнее утверждение Аристотель, судя по всему, относил лишь к первым двум видам души, а третью, разумную, её сторону, сопричастную Богу, он в некоторых отрывках признаёт бессмертной.
Человеческую волю Аристотель решительно полагает свободной.
Слайд 34Аристотель о государстве
Аристотель определяет государство как собрание свободных и равных
граждан и выделяет правильные и неправильные формы правления. К первым
относятся монархия, аристократия и демократия, ко вторым — деспотия, олигархия и охлократия.
В противовес Платону он отстаивает ценность семьи, частной собственности и приватной жизни. Несмотря на то, что человек в своих действиях определяем собственной душой (растительной, животной и разумной), он только в социуме становится настоящей личностью, раскрывает свой внутренней потенциал и формируется как нравственное существо.
Роль государства должна состоять в том, чтобы создавать законы, обеспечивающие справедливость и счастливую жизнь граждан, к которым, увы, не относились рабы — говорящие орудия производства.
Слайд 35Политическая философия Аристотеля
В философии Аристотеля государство признаётся высочайшей целью нравственной
деятельности человека.
Первоосновой государства является семья. Муж и жена состоят
в свободном нравственном союзе, которым должен руководить мужчина, но так, чтобы и женщина не теряла при этом бытовой свободы. Власть отца над детьми должна быть шире, чем над женой.
Рабам Аристотель вменяет в обязанность беспрекословно повиноваться господину. То, что греки держат варваров в рабстве, справедливо, ибо дикие племена являются существами низшей природы. Отношение между ними и эллинами – то же, что между телом и духом.
Слайд 36Политическая философия Аристотеля
Полноправных граждан следует освободить от физической работы, переложив
её на рабов и неполноправных метеков.
Семьи, размножаясь, образуют общину, а
из соединения ряда общин возникает государство. Высшая цель этого института – счастье всех его членов. Таким образом, государство – союз людей для общей нравственной деятельности с целью выработки совершенного устройства жизни.Разделяя общегреческий взгляд, Аристотель считает наилучшим небольшое по размеру государство – ограничиваемое одним городом и соседней с ним областью, где все граждане знают друг друга.
Слайд 37Эллинистическая философия
Условной точкой отсчета возникновения эллинистической философии явилась победа Македонии
над Грецией в 338 г. до н. э.
Слайд 38Эллинистическая философия
Гедонизм: жить — значит стремиться к получению максимального количества
чувственных удовольствий. Не надо сожалеть о прошедшем — его уже
нет, не надо заботиться о будущем — его еще нет. Наслаждайся отпущенным тебе мгновением, вкушай доступные блага. «Хлеба и зрелищ!», «Здесь и сейчас!». Такую программу исповедовал неверный ученик Сократа — Аристипп.
Кинизм: смысл жизни состоит в сведении к минимуму собственных потребностей для обретения максимальной независимости и свободы, которая необходима, чтобы лучше, полнее, глубже и беспристрастно познать объективную истину. Все мое — со мной! Я не смотрю на реальность через тусклые призмы меркантильных интересов, властных полномочий или социального престижа. Я внутренне чист и открыт всему миру — так мог думать наиболее известный представитель данного течения Диоген Синопский (404−323 до н. э.).
Слайд 39Эллинистическая философия
Эвдемонизм: человек, обладая волей и разумом, должен научиться обуздывать
свои страсти и желания, жертвуя малым ради большего, ненадежным и
зыбким ради устойчивого, сегодняшним ради завтрашнего во имя обретения атараксии — состояния безмятежности и душевного покоя, что осуществимо только посредством меры.
Потакание своим желаниям, нарушение оптимальных границ их удовлетворения приводит к болезням, разочарованиям, преждевременной усталости, пресыщенности и распаду личности.
Эпикур (341−270 до н. э.) видел задачу философии как в нахождении путей, ведущих к счастью, так и в преодолении страха перед смертью. «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие — высшее благо». «Когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступит, то нас уже нет». Римский философ Тит Лукреций Кар (ок. 99−ок. 55 до н. э.) стоял на сходных позициях.
Слайд 40Стоики
Стоицизм: жить по своей природе, жить нравственно — вот подлинный
смысл человеческого присутствия в мироздании. Греческие философы: Зенон Китионский (336−264
до н. э), Клеанф (ок. 330−ок. 232 до н. э.), Хрисипп (ок. 280−208/205 до н. э.) и их последователи — римские мыслители: Цицерон (106−43 до н. э.), Сенека (ок. 4−65 н. э.), Эпиктет (ок. 50−ок. 138 н. э.), Марк Аврелий (121−180 н. э.)
Слайд 41Стоики
Исходили из посылки, согласно которой разум является причиной всех событий
в мире, но вопреки Платону и Аристотелю считали, что он
воздействует не извне, а изнутри бытия по закону необходимости.
Действие, согласное с разумом (который хотя представлен своеобразно в разных людях, но тождествен себе и всеобщ), означает преодоление узкого эгоизма и слияние с общим интересом. Этим уничтожается различие рас, национальностей, социальных положений и формируется братская солидарность и равенство всех перед нравственным законом. Поэтому смысл жизни — это быть максимально полезным максимальному числу людей, а если это не удается, то быть полезным хотя бы себе, никому не являясь обузой.
Слайд 42Стоики
Есть два ряда обстоятельств: законы бытия, существующие независимо от человека,
который ими ведом. Это рок, судьба, от них не скроешься
и не откупишься. Надо мужественно и спокойно принять их как неизбежность. А наряду с ними есть множество явлений, которые в нашей власти, и человек, обладая волей, а, стало быть, и свободой, обязан господствовать над ними, не склонять колени и голову перед житейскими испытаниями.
«Знать и подчиняться» - стоики
Несомненно, в этике стоицизма содержатся героические мотивы. Заслугой является и тот факт, что он первым обозначил идею естественных прав, присущих человеку от рождения, которая легла в основу знаменитой римской юриспруденции.
Слайд 43Скептики
Нельзя не сказать и о таком направлении философской мысли, как
скептицизм, который косвенно, но влиял на нравственный облик общества, расшатывая
его устои. Так, Пиррон (365−275 до н. э.) обосновывает принцип сомнения, ибо все можно рассматривать и оценивать с совершенно разных и, порой, прямо противоположных сторон и позиций. «Одно настолько же верно, насколько и другое» — таков его главный тезис.
К изречению Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю» они добавляли слова — «даже этого я не знаю, наверное».
Однако скептицизм — и в этом его позитивное значение — ослаблял позиции догматизма в конструировании теоретических схем, которые опирались на ненадежный эмпирический опыт.
Слайд 44Неоплатонизм
Аммоний (175−242 н. э.)
Плотин (205−270 н. э.)
Они предпочитали отрицательную
теологию, согласно которой ни один атрибут, понятный нашему уму, нельзя
приписать Богу, ибо он бесконечно далек, совершенен и велик. Бог выше всего, в том числе и бытия и разума.
«Воля Бога не безразлична, она вечно направлена к добру» (Плотин). Не отрицая объективное бытие зла, неоплатоники рассматривали его как тень добра, которая тает и рассеивается по мере движения к свету — Богу. Всякое добро исходит от Единого, всякое зло — от материи.
Слайд 45Выводы
Мы замечаем, как в неоплатонизме неуклонно усиливаются религиозно-мистические и мифологические
элементы, что расчищало почву для перехода к новому, христианскому мировоззрению
и ранней патристике.
«Античная философия... началась с мифа и кончилась мифом. И когда был исчерпан миф, оказалась исчерпанной и сама философия».
Что касается римского этапа античной философии, то он не изобилует оригинальными идеями, а лишь несколько модифицирует концепции греческих мыслителей.