Слайд 1Основные требования к размещению и креплению груза
Слайд 2 Выбор схемы размещения груза в автотранспортном средстве должен сопровождаться расчётом
допустимых нагрузок и надёжности крепления груза.
Расчёт загрузки и крепления
груза должен быть выполнен так, чтобы не превысить весовые ограничения как со стороны автомобиля, так и дороги, и обеспечить:
- сохранность груза при перевозке;
- сохранность автотранспортного средства и контейнеров;
- наиболее полную загрузку автотранспортного средства или контейнера по грузоподъёмности и грузовместимости;
- разумную стоимость крепёжных и вспомогательных механизмов.
Слайд 3 Для составления плана размещения грузового места в автотранспортном средстве или
контейнере необходимо иметь следующие данные:
- внутренние размеры грузового помещения транспортного
средства или контейнера;
- размеры дверных проёмов или грузовых люков;
- параметры грузоподъёмности и грузовместимости;
- наибольшую допустимую удельную нагрузку на пол автотранспортного средства или контейнера.
Слайд 4 При размещении груза в контейнере и передвижном средстве необходимо соблюдать
следующие условия:
- должны быть учтены свойства груза в соответствии с
манипуляционными знаками по ГОСТ 14192 – 96 и знаками опасности, свойства упаковки и защитных покрытий внутренних поверхностей контейнеров;
- грузы должны быть уложены и закреплены, чтобы исключить перемещение во время перевозки;
- в один контейнер следует укладывать грузы, совместимые по своим физико-химическим свойствам;
- укладка в контейнере должна производиться от боковых стенок к его продольной оси с оставлением зазора вдоль продольной оси;
- не допускается использование одного вида груза в качестве заполнения пустот для другого вида груза;
- грузы с различной упаковкой следует укладывать отдельно;
- загрузку контейнеров пакетированными грузами необходимо производить с минимальными зазорами между пакетами.
Слайд 5Схемы размещения и крепления грузоВ
Слайд 7Существует два основных способов крепления грузов:
- с силовым замыканием с применением обвязок,
при натяжении которых грузы прижимаются к полу (притягивание вниз);
- с геометрическим
замыканием, которое характеризуется тем, что груз к полу крепится растяжками, располагаемыми под определённым углом (диагональное крепление).
При выборе системы крепления грузов необходимо определить:
- каким опасностям можно противостоять, применяя надлежащее крепление грузов;
- какие опасности возникают при выгрузке грузов, по опыту являющейся самой опасной частью погрузо-разгрузочной работы;
- каковы информационные источники и вспомогательные средства для правильного выбора системы крепления грузов;
- как выбрать надёжные крепёжные средства.
Слайд 8Примеры крепления груза в контейнере
Слайд 10 Силы в системе крепления грузов определяются силами, вызываемыми самим грузом.
В связи с этим особое внимание следует уделить инертной массе
перевозимого груза. Только надлежащие крепёжные средства, блокировочные устройства с геометрическим замыканием в состоянии передать грузу тормозные силы.
Вертикальные колебания в ходе движения автотранспортного средства вызывают силы, направленные вверх, что ведёт к резкому уменьшению сил трения. Плохо закреплённые грузы при этом смещаются центробежными силами в сторону и в худшем случае могут упасть на сторону встречного движения.
Под задачей загрузки автотранспортного средства (АТС) понимается определение номенклатуры, объёмов и схемы размещения грузов, подлежащих перемещению с помощью АТС.В зависимости от конкретной схемы движения АТС задача его загрузки может иметь разный характер сложности. Так, при челночной перевозке одного вида груза между двумя пунктами загрузка грузового АТС определяется исключительно соответствующими нормативами (грузоподъёмностью, грузовместимостью). Иная ситуация возникает, если, например, в грузовых перевозках участвует несколько видов грузов, а перевозки осуществляются между более, чем двумя пунктами.
Слайд 111. При размещении и креплении груза на бортовой платформе в первую
очередь должны соблюдаться значения весовых и габаритных параметров автотранспортных средств
совместно с размещенным на них грузом.
2. Допустимые массы транспортных средств и допустимые осевые нагрузки приведены в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272 (к примеру, для одиночных двухосных автомобилей допустимая масса составляет 18 тонн, для трехосных – 25 тонн и т.д.)
3. Допустимые габаритные размеры также регламентируются вышеуказанными Правилами. Предельно допустимые габариты транспортных средств составляют для одиночного автомобиля по длине – 12 метров, по ширине – 2,55 метра (для изотермических кузовов – 2,6 метров) и по высоте 4 метра. Предельные размеры приводятся в Правилах перевозки грузов также для прицепов и автопоездов.
4. Размещение и крепление грузов во исполнение приказа Минтранса России №7 от 15 января 2014 года и других нормативных документов должно сопровождаться соблюдением следующих требований, обеспечивающих безопасные условия перевозок грузов.
Слайд 124.1. Более крупные и тяжелые грузы размещаются в нижней части
и ближе к продольной оси симметрии платформы или кузова транспортного
средства, контейнера с учетом установления центра тяжести как можно ниже над настилом платформы (кузова) и в середине длины платформы (кузова).
Полуприцепы должны загружаться начиная с передней части (во избежание опрокидывания), а разгружаться — с задней части (пункт 2.4.2.15. ПОТ Р М-027-2003 — Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте).
При этом грузы с меньшей объемной массой размещаются на грузы с большой объемной массой.
4.2. Однородные штучные грузы в кузове транспортного средства, в контейнере должны штабелироваться с соблюдением одинакового количества ярусов и обеспечением надежного крепления верхнего яруса штабеля.
4.3. Грузы должны быть надежно закреплены и уложены таким образом, чтобы исключить их смещение, падение и возникновение шума при движении. Свободное пространство, зазоры между штабелями груза и стенками кузова заполняются при помощи прокладок, надувных емкостей и других устройств. При размещении грузов в кузове транспортного средства или в контейнере допускаются зазоры до 15 см между частями груза, между грузом и боковыми бортами либо боковыми стенками кузова (контейнера), между грузом и задним бортом либо дверью кузова транспортного средства, контейнера.
Слайд 134.4. Крепление груза в соответствии с приказом №7 производится ремнями,
деревянными брусками, тросами, упорами, противоскользящими матами и другими средствами. Крепление
груза недопустимо гвоздями, скобами или другими способами, повреждающими автотранспорт.
Средства крепления, которые предотвращают движение груза, должны находиться максимально близко к полу кузова транспортного средства и угол между средством крепления и поверхностью пола кузова (платформы) должен составлять не более 60°.
Для устойчивости груза необходимо использовать не менее двух крепежных ремней при креплении к платформе и двух пар крепежных ремней при креплении растяжками в продольном и поперечном направлениях относительно платформы транспортного средства.
4.5. Для обеспечения безопасности автоперевозок необходимы правильное размещение и правильное крепление упакованных грузов на грузовом автотранспорте. Европейский стандарт EN 12195-1:2010 «Крепление грузов на транспортных средствах. Безопасность» регламентирует применение текстильных креплений из искусственных волокон (крепежные или стяжные ремни), применение крепежных цепей и применение крепежных стальных тросов.
Слайд 144.6. Крепежные ремни по EN 12195-1:2010 должны быть снабжены стойким
четырехугольным паспортом (ярлыком). На ярлыке указываются следующие данные:
— допустимая рабочая
нагрузка в daN (1 daN приблизительно равен 10 ньютонам или 1 кг) для прямого натяжения и для сложенного состояния;
— длина маркированной части крепежного ремня в метрах;
— стандартная ручная сила (SHF);
— сила натяжения (STF), создаваемая натяжным элементом в daN в ленте ремня при креплении прижимом;
— указание не поднимать, только крепить;
— материал ременной ленты;
— производитель или поставщик (наименование и символ);
— код производителя;
— указание на соответствие стандарту EN12195 — 2;
— год изготовления;
— допустимое удлинение при допустимой рабочей нагрузке (в %).
Цвет паспорта (ярлык) крепежного ремня указывает на материал ременной ленты:
— полиэстер (PES) – голубой;
— полипропилен (РР) – коричневый;
— полиамид (РА) – зеленый;
— другие материалы – белый.
Слайд 154.7. Применяют две системы конструкции крепежного ремня:
а) цельный крепежный ремень
(неразъемное устройство);
б) двухкомпонентный крепежный ремень (разъемное устройство).
Цельный крепежный ремень состоит
из натяжного элемента, например храпового механизма, к которому крепится ременная лента.
Данный вид ремня часто используется для кругового обхвата и стягивания грузовых единиц груза в одно целое.
Двухкомпонентный крепежный ремень состоит из натяжного элемента и концевого элемента. Концевые элементы служат для прикрепления крепежного ремня в точке крепления.
4.8. Способы транспортировки грузов указываются в ГОСТах и технических условиях на перевозимую продукцию. К примеру ГОСТ 13579-78 «Блоки бетонные для стен подвалов. Технические условия». Содержание раздела о маркировке, хранении и транспортировании.
При хранении и транспортировании каждый блок следует укладывать на прокладки, расположенные по вертикали одна над другой между рядами блоков.
Подкладки под нижний ряд блоков следует укладывать по плотному, тщательно выровненному основанию.
Толщина прокладок должна быть не менее 30 мм.
При транспортировании блоки должны быть надежно закреплены от смещения.
Высота штабеля при транспортировании устанавливается в зависимости от грузоподъемности транспортных средств и допускаемых габаритов погрузки.
В зимнее время грузоотправитель обязан предъявлять к перевозке железобетонные изделия, очищенные от снега и льда, а также применять подкладки и прокладки, обклеенные резиной (Правила перевозок желе езобетонных изделий, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 года с изменениями от 21.05.2007 года).
Слайд 165. Размещение и крепление длинномерных грузов.
При погрузке и размещении на
транспортных средствах длинномерных грузов разных размеров, разной длины и толщины
следует подбирать их одинаковые габариты в каждом отдельном ряду, более длинные грузы размещать в нижних рядах.
При погрузке длинномерных грузов на автомобиль с прицепом — роспуском необходимо оставлять зазор между щитом, установленным за кабиной, и торцами груза для того, чтобы на поворотах и разворотах груз не цеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен (пункт 2.4.2.13. ПОТ Р М-027-2003).
В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) транспортные средства для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска должны иметь специальные приспособления для надежного закрепления перевозимого груза, исправный тяговый канат, соединяющий тягач с роспуском при движении с грузом и предохранительный щит, установленный с задней стороны кабины.
Длинномерный груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади в интервале от 1 до 2-х метров, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета. Если свес длинномерного груза превышает 2 метра, то перевозка такого груза производится по специальному разрешению (раздел 23 ПДД РФ).
Слайд 17Перевозка негабаритных грузов
осуществляется как с оформлением специального разрешения, так и
без такого разрешения.
1. Негабаритный груз, для перевозки которого требуется специальное
разрешение.
К такому негабаритному, вернее крупногабаритному грузу относится:
1.1. Груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает предельно допустимые габариты транспортных средств согласно приложению N 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272);
Предельно допустимые габариты транспортных средств
Длина
Одиночное транспортное средство — 12 метров
Прицеп — 12 метров
Автопоезд — 20 метров
Ширина
Все транспортные средства — 2,55 метра
Изотермические кузова транспортных средств — 2,6 метра
Высота
Все транспортные средства — 4 метра
Слайд 18Примечание.
Предельно допустимые габариты транспортных средств включают в себя размеры съемных
кузовов и тары для грузов, включая контейнеры.
1.2. Груз, выступающий за
заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 метра (раздел 23 Правил дорожного движения).
1.3. Специальное разрешение также требуется на движение автопоездов с двумя и более прицепами (раздел 23 Правил дорожного движения).
1.4. Выдача специальных разрешений производится в соответствии с приказом Минтранса РФ от 24 июля 2012 года N 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов».
Перевозки негабаритных грузов без оформления специального разрешения.
Такие перевозки регламентируются Правилами дорожного движения (раздел Перевозка грузов).
Согласно этого раздела, груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета.