Слайд 1ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Лектор: д.т.н., проф.
Абросимов Леонид Иванович
Лекция 6.2
Слайд 2
ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
В 1991 г. электротехники и электроэнергетики всего мира отметили столетие
начала эры передачи электроэнергии на дальние расстояния. Оно было положено
созданием в Германии воздушной линии (ВЛ) трехфазного переменного тока 28,3 кВ от ГЭС Лауфен до г. Франкфурт-на-Майне протяженностью 170 км, что по тем временам было действительно выдающимся достижением .
В том же году в Лондоне была сооружена первая силовая однофазная кабельная линия (КЛ) 10 кВ длиной 12 км, рассчитанная на передачу мощности 3,2 МВт, с понижающей подстанцией 10/2,4 кВ, от которой питалась распределительная сеть
Таким образом, практически одновременно возникли и затем продолжали развиваться в течение вот уже более 110 лет два направления в развитии техники передачи больших количеств электроэнергии (ЭЭ) на расстояние:
линии открытого типа (воздушные);
линии закрытого типа (кабельные).
Слайд 3Основные понятия и определения
Линия электропередачи (ЛЭП) определяется как «электрическая линия,
выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи
электрической энергии на расстояние»
определение ЛЭП обычно конкретизируется: ЛЭП – это электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.
Слайд 5Процесс электрификации, создания и объединения энергосистем в Единую энергосистему сопровождался
постепенным увеличением номинального напряжения ЛЭП с целью повышения их пропускной
способности. В этом процессе на территории бывшего СССР исторически сложились две системы номинальных напряжений. Первая, наиболее распространенная, включает в себя следующий ряд значений Uном: 35—110—220—500—1150 кВ, а вторая — 35—150—330—750 кВ. К моменту распада СССР на территории России находилось в эксплуатации более 600 тыс. км ВЛ 35—1150 кВ. В последующий период рост протяженности продолжался, хотя и менее интенсивно.
Слайд 8На рисунке показан участок одноцепной воздушной линии между опорами, которые
называются анкерными, а расстояние La между ними по трассе —
анкерным пролетом. Такие опоры, в отличие от расположенных между ними промежуточных опор, рассчитаны на противодействие значительным силам одностороннего тяжения по проводам, возникающим при их обрыве в примыкающем к анкерной опоре промежуточном пролете длиной L, а также при монтаже проводов и тросов. Провода на анкерных опорах жестко закрепляются на натяжных гирляндах изоляторов, а на промежуточных опорах — на поддерживающих гирляндах, имеющих длину lг. Длина гирлянды тем больше, чем выше номинальное напряжение линии.
В промежуточном пролете провода и тросы провисают. Расстояние по вертикали между точкой подвеса на опоре и низшей точкой в пролете называется стрелой провеса. Стрела провеса провода обозначена fп, а троса — fт. Расстояние от низшей точки провода до земли, воды или пересекаемых объектов hг называется габаритом линии,которое определяется в ПУЭ в зависимости от Uном, характера местности и типа пересекаемого линией сооружения и для ВЛ с Uном £ 500 кВ, сооружаемых в ненаселенной местности, составляет 6—8 м.
Слайд 9Элементы ВЛ работают в сложных и разнообразных географических и климатических
условиях, различающихся сезонными изменениями температуры и влажности воздуха, наличием в
нем природных и индустриальных загрязнений. Кроме того, они должны противостоять воздействию сил, основными из которых являются противостоять воздействию сил, основными из которых являются :
вес всех элементов линии;
вес гололедоизморозевых отложений на проводах, тросах и опорах;
давление ветра на провода, тросы и опоры;
тяжения по проводам и тросам.
Обусловленные массой конструктивных элементов линии силы, действующие на одну опору, могут достигать сотен тысяч ньютонов (1 Н = 0,102 кгс), и провода, тросы и опоры должны быть рассчитаны на такие нагрузки