Слайд 1Основы педагогического проектирования
Курс : «Педагогическое проектирование»
Автор: Асафова Елена Владимировна, доцент
кафедры педагогики высшей школы
Слайд 2Распространенность тематики по проектированию педагогических процессов, задач
Проектирование образовательных систем
в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования
Проектирование программ подготовки педагога
Проектирование программ
мониторинга образовательных результатов обучающихся с трудностями обучения
Проектирование интерактивных виртуальных моделей для производства онлайн-курсов
……………………..
Слайд 3Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры
(из ФГОС №1505 от 21 ноября 2014 г.)
педагогическая;
научно-исследовательская;
проектная;
методическая;
управленческая;
культурно-просветительская
Слайд 4Проектная деятельность
проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
проектирование содержания
учебных дисциплин (модулей),форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов;
проектирование образовательных
сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;
проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры
Слайд 5ОПК-4 способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные
маршруты и профессиональную карьеру
ПК-7 способность проектировать образовательное пространство, в том
числе в условиях инклюзии
ПК-8 готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов
ПК-10 готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения
ПК-19 способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций
Выпускник, освоивший дисциплину «Педагогическое проектирование», должен обладать следующими компетенциями
Слайд 6План:
Современные представления о «педагогическом проектировании»
Педагогическое проектирование как составная часть педагогической
деятельности
Задачи, уровни и принципы педагогического проектирования
Слайд 7Представления о педагогическом проектировании (подходы)
связующее звено между теорией и практикой
(В.С. Безрукова, В.В. Краевский);
методологическое средство (Л.С. Выготский, Е.И. Машбиц, Э.Г.
Юдин);
система (В. Гаспарский, Л. Тондл, И. Пейша, Ф. Ханзен);
вид деятельности (Е.С. Заир-Бек, В.Е. Радионов, Н.Н. Суртаева).
Слайд 8Трактовки понятия «Педагогическое проектирование»
процесс «выращивания» новейших форм общности педагогов, учащихся,
педагогической общественности, нового содержания и технологий образования, способов и технологий
педагогической деятельности и мышления (система)
(В.А. Болотов, Е.И. Исаев и др.).
Слайд 9Трактовки понятия «Педагогическое проектирование»
содержательное, организационно-методическое, материально-техническое, социально-психологическое оформление замысла реализации
целостного решения педагогической задачи, которое может осуществляться на эмпирическом, интуитивном,
опытно-логическом и научном уровнях (методологическое средство)
(В.А. Сластенин).
Педагогическая задача – результат осознания педагогом цели обучения и воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике (Бордовская, Реан, 2003).
Слайд 10Трактовки понятия «Педагогическое проектирование»
Педагогическое проектирование можно определить как прикладное научное направление
педагогики и организуемой практической деятельности (связь теории и практики)
Слайд 11Проектирование –
сложная, многоступенчатая деятельность. Совершается она как ряд последовательно следующих друг
за другом этапов (фаз, ступеней), приближая разработку предстоящей деятельности от
общей идеи, замысла, модели к описанию условий, при которых может быть получен полезный (педагогический) результат.
Слайд 12Педагогическое проектирование (широкий смысл)
вид профессиональной деятельности педагога, направленной на преодоление постоянно
возникающих противоречий во взаимосвязи педагогической науки и практики, включающий в
себя такие процессы как диагностика, прогнозирование, целеполагание, моделирование, конструирование, программирование , мониторинг и др.
Слайд 13Трактовки понятия «Педагогическое проектирование»
деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных
проектов, под которыми понимается оформленные комплексы инновационных идей в образовании,
в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях и деятельности
(Н.В. Борисова).
Слайд 14Трактовки понятия «Педагогическое проектирование»
целенаправленная деятельность педагога по созданию проекта, который
представляет собой инновационную деятельность (модель) педагогической системы, ориентированной на массовое
использование
(Яковлева Н.О.).
Слайд 15Трактовки понятия «Педагогическое проектирование»
предварительная разработка основных деталей, представляющих деятельность учащихся
и педагогов (В.С. Безрукова).
Слайд 16
как этап любой отдельной педагогической деятельности при решении конкретной
учебно-воспитательной задачи
как особый вид педагогической деятельности, который является обязательным
условием осуществления регулятивной функции педагогики
(В.В.Краевский)
В отечественной психолого-педагогической
науке педагогическое проектирование
рассматривается в двух аспектах:
Слайд 17Карточный опрос
Постановка вопроса:
Почему современный педагог в своей профессиональной деятельности не
может обойтись без проектирования?
Слайд 18Педагогическая деятельность
– это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного
опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного
развития обучаемых (Н.В.Кузьмина).
Слайд 19Научная
Практическая
Педагогическая
деятельность
Теоретическая
Экспериментальная
Учебная
/преподавание/
Изучает совокупность отношений
в педагогической сфере и
вырабатывает рекомендации,
нормы
и формы научной
организации практической
деятельности
Связана с непосредственной
передачей культуры
/социального
опыта/ младшему
поколению
Воспитательная
Слайд 20Характеристики педагогической деятельности (Кузьмина Н.В.)
Целенаправленность,
Мотивированность,
Предметность
Слайд 21Педагогическая деятельность как система
Структурные составляющие:
Субъект педагогического воздействия
Объект педагогического воздействия
Предмет их
совместной деятельности
Цели обучения
Средства педагогической коммуникации
Слайд 22Структура педагогической деятельности (Зимняя И.А., 1997; Митина Л.М., 1998;)
Мотивация.
Педагогические
цели и задачи.
Предмет педагогической деятельности.
Педагогические средства и способы
решения поставленных задач.
Продукт и результат педагогической деятельности.
Слайд 23Функциональные компоненты педагогической деятельности:
Гностический: относится к сфере знаний (предмет, психологические
особенности учащихся, педагогическая коммуникация, самопознание),
Проектировочный: перспектива обучения и воспитания, стратегия
и способы их достижения,
Конструктивный: особенности конструирования педагогической деятельности и активности учащихся,
Организаторский: умения по организации деятельности учителя и активности учащихся.
Коммуникативный: специфика взаимодействия с учащимися.
Слайд 24Основные педагогические умения (В.И.Андреев, 2003)
Проектировочные,
Организационные,
Коммуникативные,
Гностические,
Исследовательские
Слайд 25Назначение педагогического проектирования
– разработать, создать, сконструировать и довести замысел до
полезного педагогического результата в практике конкретных педагогических систем.
Слайд 26Объекты проектирования
Педагогические системы,
Педагогические процессы (Педагогический процесс есть главный для педагога
объект проектирования),
Педагогические ситуации.
Слайд 27Педагогические системы как объекты проектирования
Педагогическая система – это целостное единство
всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека
(В.С. Безрукова).
Признаки
педагогической системы:
полнота компонентов, причастных к достижению цели;
наличие связей и зависимостей между компонентами;
наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов;
появление у ее компонентов общих качеств.
Слайд 28Любой педагог участвует в проектировании трех типов объектов: педагогических систем,
процессов и ситуаций. Все они проектируются взаимозависимо, с учетом их
целостности и внутреннего единства.
Слайд 29Задачи педагогического проектирования
прогнозирование развития педагогических процессов, ситуаций, систем;
организация процессов педагогической
деятельности, которые позволяют определить желаемые результаты в образовании и реализовать
их достижение;
педагогический анализ и на его основе координация деятельности педагогов и коррекция педагогических процессов;
разрешение противоречий в современных образовательных системах, их дальнейшее совершенствование;
создание условий для развития и воспитания человека, актуализация его внутренних сил, социального самоопределения и становления .
Слайд 30Уровни проектирования (Загвязинский В.И. )
1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ уровень проектирования – формы проектирования: концепции
образовательных учреждений, дидактических систем, систем воспитания, программы развития образования, технологии
обучения и т.д.;
2. ТАКТИЧЕСКИЙ уровень проектирования – формы проектирования: учебные и учебно-тематические планы, планы-конспекты уроков, планы воспитательных мероприятий, учебные программы и т.д.
Слайд 31Уровни проектирования
Концептуальный : предполагает создание концепции, например, образовательной программы, учебного
плана;
Содержательный (программный): ориентирован на получение продукта(результата), например, программа развития;
Технологический :дает
четкую последовательность действий;
Процессуальный :выводит деятельность в реальный процесс (методические разработки, дидактические материалы).
Слайд 32Принципы педагогического проектирования (учебный процесс как проект) (В.П. Беспалько)
Диагностичности целей.
Минимизации
содержания обучения.
Создания среды для деятельности, адекватной содержанию и целям обучения.
Формирования
у учащихся специфических, характерных данному содержанию методов (способов) мышления.
Обобщенности методик обучения.
Слайд 33Этапы (ступени) проектирования (В.С. Безрукова, С.Я. Батышев и др.)
Педагогическое
моделирование (создание модели) – разработка общей идеи (цели) создания педагогических
систем, процессов, ситуаций
Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до практического использования
Педагогическое конструирование (создание конструкта) – дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к использованию в конкретных условиях.
Слайд 34Целеполагание и отбор содержания в педагогическом проектировании
Курс : «Педагогическое проектирование»
Автор:
Асафова Елена Владимировна, доцент кафедры педагогики высшей школы
Слайд 35План:
Постановка целей при проектировании педагогического (дидактического) процесса
Проектирование содержания образования и
обучения
Слайд 36Педагогическое проектирование
состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей
деятельности и прогнозировать ее результат.
Слайд 37Цель – это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата
педагогической деятельности (И.П. Подласый).
Цель также понимают и как формальное
описание конечного состояния, задаваемого любой системе.
Слайд 38Структура дидактической системы
Принципы обучения
Содержание обучения
Методы обучения
Формы обучения
Средства обучения
Учение
Препода-
вание
Цели
обучения
Результат
Слайд 39В педагогической литературе встречаются различные определения цели:
а) цель – это элемент
воспитательного процесса; системообразующий фактор;
б) цель (через целеполагание) – это этап управленческой
деятельности (самоуправления) педагога и учащегося (воспитанника);
в) цель – это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;
г) цель – это то, к чему стремится педагог и в целом образовательное учреждение.
Слайд 40Виды педагогических целей
Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели,
определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования;
Общественные цели –
как цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке;
Инициативные цели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и учащимися с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития учащихся, подготовленности педагогов;
Организационные и методические цели - цели
формирования знаний, навыков, умений; формирования отношений к самым различным сторонам жизни; формирования творческой деятельности, развития способностей, задатков, интересов учащихся.
Слайд 41Цель современного образования
– развитие тех свойств личности , которые нужны
ей и обществу для включения в социально значимую деятельность и
обеспечивает достижение гармоничного развития эмоциональной, умственной, профессиональной, волевой и физической сторон личности
Слайд 42Цели и функции обучения
Образовательная – состоит в том, что процесс
обучения направлен на формирование ЗУНов, компетенций, опыта творческой деятельности;
Развивающая -
означает то, что в процессе обучения происходит развитие речи, мышления, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферы личности,
Воспитательная – состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные, эстетические представления, система взглядов, способность следовать нормам поведения, формируются мотивы деятельности, ценностные ориентации, мировоззрение.
Слайд 43Целеполагание
Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его
достижения с помощью определенных средств.
Постановка цели - обозначение желаемого
результата, который должен быть получен после осуществления действий управления.
Цели занятия это то, что отвечает на вопросы:
Для чего это занятие?
Какой результат я как организатор процесса обучения планирую получить?
Слайд 44
Критерии SMART
Specific / Специфичная
Measurable / Измеримая
Achievable / Достижимая
Relevant / Соответствующая
Timed
/ Определенная в сроках
Слайд 45ДА! ДА! ДА! ДА! ДА! ДА! ДА!
Цели должны быть конкретны;
Цели
должны быть операциональны, т.е. иметь возможность проверки на достижимость;
Цели должны
быть сформулированы «на языке деятельности обучающихся»;
Цели должны быть реалистичны, т.е. иметь средства для обеспечения цели (время, способности лектора и др.).
Слайд 46Рекомендации ДА! ДА! ДА!
Формулируйте цели в виде конечного образовательного продукта.
Формулируйте
цели в форме, допускающей проверку уровня их достижения.
Цели типа:
«Разработать собственные версии происхождения дробей»;
«Перечислить исторические события в их жизни и аргументировать их историчность».
задают конечный продукт деятельности участников, который может быть продиагностирован и оценен.
Слайд 47Рекомендации Нет! Нет! Нет! Нельзя!
Формулировать цели через содержание материала, необходимого
для усвоения.
Определять цели через деятельность преподавателя (например: «дать знания
о…», «научить распознавать…»).
Отождествлять темы лекции и цели.
Употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», «понять».
Формулировки типа:
«Получить систематизированные сведения о дробях»
«Формировать у обучающегося историческое мышление»
целями не являются, они задают направление деятельности, но не ее конечный результат – продукт образовательной деятельности.
Слайд 48Шаги в подготовке к интерактивной работе
Определить цель
Отобрать содержание материала
Слайд 492. Отбор содержания материала
А – Важно В – Следует
С – Может быть
Слайд 50Шаги в подготовке к интерактивной работе
Определить цель
Отобрать материал
Организовать самостоятельную подготовку
учащихся
Слайд 513. Организация самостоятельной подготовки студентов к занятию
Организация интерактивной фронтальной работы
базируется на самостоятельном ознакомлении учащихся с рекомендуемым материалом
Слайд 52Варианты расположения учебного материала в электронном виде
Слайд 53Вариант 1
В электр.виде располагается материал категории «А» – «Важно».
Он
может быть представлен как полный текст или в виде основных
положений (базовых понятий). Основные понятия можно сразу внести в тезаурус, что позволит легко вернуться к нужным определениям при работе с последующими темами.
На занятии после актуализации базового материала (А) деятельность направлена на его расширение за счет материала В и С (от общего к частному).
Слайд 54Вариант 2
В электр.виде размещается материал категории «В» ‑ «Следует». Материал
может быть представлен в виде заданий.
На занятии обсуждение выполненных заданий
(В) направлено на обобщение материала и дальнейшую формулировку основных понятий, относящихся к категории А (от частного к общему). Приведение учащимися самостоятельных примеров, ответы на дополнительные вопросы будут относиться к блоку С.
•
Слайд 55Виды заданий к варианту 2
задания на поиск информации в справочной
литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками,
в музеях, библиотеках и т.д.;
задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);
задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить);
задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование);
задания по составлению планов к тексту;
задания по составлению вопросов к готовому тексту (например, ссылка на интернет-ресурс или готовый текст);
задание по составлению диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;
задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;
задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.
подготовка плакатов, презентаций МS Роwer Роinт к учебному материалу.
Слайд 56Вариант 3
В электр.виде размещается только категория «С» – «Может быть».
Материалы этой категории могут быть представлены в виде кейсов и
творческих заданий.
На основании опыта практической деятельности и базовых знаний учащиеся выполняют предложенные задания и на занятии анализируют результаты (С), выводят основные понятия и расширяют знания (А, В), корректируют собственные результаты (С).
Слайд 57Виды заданий к варианту 3
практические задачи и кейсы;
задания по выполнению
учебно-исследовательских работ, носящих прикладной характер. Данные учебные работы предполагают различные
методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент и др., использование математических методов для обработки полученных данных, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.;
задания по учебным проектам (индивидуальные и групповые), например, проекты типа «Социологический опрос» с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов;
задание по телекоммуникационным проектам, предполагающее работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте;
задания, связанные с учебно-исследовательскими работами, подготовленными другими учащимися, в качестве оппонентов.
Слайд 58Варианты 4,5,6
представляют собой сочетание соответствующих категорий, которые размещаются в электр.виде.
При этом необходимо помнить, что интерактивное занятие должно включать все
три категории A, B и C.
Если вы размещаете материал в виде индивидуальных или групповых заданий,
ВАЖНО ПОМНИТЬ, что:
цель задания должна быть сформулирована четко и конкретно;
если необходимо, укажите источники, с которыми необходимо поработать студентам;
если для выполнения задания необходимы координаторы (ответственные), составьте для них пошаговую инструкцию заданий;
определите четкие критерии оценки задания.
Слайд 60Шаги в подготовке к интерактивной работе
Определить цель
Отобрать содержание материала
Организовать самостоятельную
подготовку учащихся
Составить план занятия
Слайд 614. Структура занятия
Тема:…….
Цель:……..
Вступление.
Цель: заинтересовать обучающихся.
Основная часть.
Цель: информировать,
убедить, мотивировать.
Ключевая идея 1
Мотивация
Доказательства
Краткий вывод
Переход
Ключевая идея 2
Мотивация
Доказательства
Краткий вывод
Переход
Ключевая идея 3
Мотивация
Доказательства
Краткий
вывод
Переход
Заключение.
Цель: побудить к изменениям/действиям по саморазвитию.
Слайд 62Основные этапы традиционной вузовской лекции
Слайд 63Основные этапы интерактивной вузовской лекции
Слайд 64Содержание образования и обучения (СО)
СО - совокупность систематизированных знаний, умений,
навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных
сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы (традиционная педагогика)
СО – педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевых отношений, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества (современная педагогика)
Слайд 65Концепции содержания образования (СО) с точки зрения задачи формирования творческого
человека в демократическом обществе
Трактует СО как основы наук, изучаемые
в образовател.учреждении, оставляя в стороне качества и интересы личности (способность к творчеству, умение реализовать свободу выбора). Данный подход направлен на приобщение к науке и производству – «Человек как фактор производства»
СО трактуется как совокупность ЗУНов, а также мировоззренческих идей, которыми необходимо овладеть в процессе обучения, чтобы адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры.
СО трактуется как педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте (помимо ЗУНов включает опыт творческой деят-ти, эмоционально-ценностных отношений, гуманистическое мышление, приобщение к самообразованию).
Слайд 66СО является одним из факторов экономического и социального прогресса общества
и должно быть ориентировано на:
Обеспечение самоопределения личности, создание условий для
ее самореализации,
Развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства
Таким образом, СО,
с одной стороны, является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся и отражает потребности общества,
С другой, - оно выступает как инструмент осуществления учащимися учебно-познавательной деятельности и тем самым является содержанием личностных потребностей индивида в обучении.
Слайд 67Теории формирования СО (сложились в конце XVIII – начале XX
вв.)
Формальная (дидактический формализм)
Материальная (дидактический материализм =
энциклопедизм)
Прагматистская (дидактический утилитаризм)
Слайд 68Дидактический формализм
Сторонники – Дж.Локк, Г.Песталоцци, Ф.Гербарт, А.Дистервег, Гераклит, Кант.
Теория
рассматривает обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся.
Поэтому
в отборе учеб.предметов глав.критерием должна служить развивающая ценность предмета.
Теоретическая основа дидактического формализма – положение о переносе знаний и умений, приобретаемых в одной области деятельности, в другую.
Слайд 69Дидактический материализм
Сторонники – Я.А.Коменский, Спенсер
Осн.цель – передача обучаемым как можно
большего объема знаний из разных областей науки
В основе – философия
эмпиризма, повышение роли знания, приобретаемого опытным путем, а также вооружения естественно-научными знаниями, полезными для практической деятельности, жизни.
Спенсер : «Познание не может выйти за пределы непосредственного опыта»
Слайд 70Критика формальной и материальной теорий образования (К.Д.Ушинский, Дж.Дьюи)
Формальное развитие есть
пустая выдумка, т.к. наука развивает человека своим содержанием,
В то же
время нельзя подходить к освоению науки с точки зрения ее утилитарной пригодности.
Между теориями существует диалектическая взаимосвязь:
Познание фактов влияет на формирование мышления,
Развитие мышления создает возможность для овладения знаниями (более глубокими, разнообразными, фактологического характера)
К.Д.Ушинский: образование должно обогащать человека знаниями и в то же время приучать его пользоваться этим богатством.
Слайд 71Прагматистская теория (дидактический утилитаризм)
Сторонники – Д.Дьюи и его последователи
Основа образования
и обучения - организация практической деятельности, которая способствует развитию интеллекта,
духовности, выработке умений и навыков.
Ориентация на интересы учащихся.
Слайд 72Факторы, влияющие на отбор содержания образования и обучения
Объективные :
Потребности общества
в определенном
Образовательном уровне,
2) Развитие науки и техники, требующие
обновления
СО
Субъективные:
1)Политики гос-ва в
области образования и
воспитания,
2) Методологические
позиции ученых
Педагогические
1)Возрастные особенности
учащихся
Слайд 73Требования к СО (из з-на РФ «Об образовании»)
СО должно обеспечивать
(содействовать):
Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества (связь с
всесторонним развитием личности),
Формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира (строится на научной и предметной основе с учетом возрастных возможностей),
Интеграцию личности в национальную и мировую культуру (с учетом междисциплинарного подхода),
Формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование общества (непрерывное саморазвитие),
Формирование духовно-нравственной личности (взаимопонимание и сотрудничество между людьми с учетом разнообразия мировоззренческих подходов)
Слайд 74Принципы формирования СО (по В.В.Краевскому)
Принцип соответствия СО во всех элементах
и на всех уровнях требованиям развития общества, науки, культуры, личности
Принцип
единства содержательной и процессуальной сторон обучения
Принцип структурного единства СО на разных уровнях его формирования
Принцип гуманизации и гуманитаризации СО
Принцип фундаментализации СО (интеграция, преемственность, междисциплинарность, самостоятельность, творческое саморазвитие)
Слайд 75Уровни формирования СО (И.Я.Лернер, В.В.Краевский)
Общих теоретических представлений: социокультурный контекст научного
знания – совокупный опыт, накопленный человечеством и выступающий предпосылкой становления
личности как субъекта социальных отношений,
Учебный предмет и учебный материал : контекст образовательных текстов – почему нужно учить именно этому?
Процесс обучения: учебно-педагогическое взаимодействие как сотрудничество, позволяющее не только усваивать уч.материал, но и способствовать развитию целеполагания, мышления, интеллекта,
Структура личности учащегося: контекст личностной значимости с учетом потребностей, мотивов обучающегося, определяющих избирательность восприятия, отношение к воспринимаемой реальности, смысл познавательной деятельности.
Слайд 76Открытость и гибкость учебных планов и программ
СО в конкретном образовательном
учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением
самостоятельно,
Образовательная программа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе примерных основных образ.программ.
Примерные основные образов.программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный план и(или) примерные программы учеб.курсов, предметов, дициплин (модулей).
Образ.учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образов.программы и оказывать доп. Образ.услуги
(из закона РФ «Об образовании»)
Слайд 77Рекомендуемая литература и электронные ресурсы
Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учебное
пособие для высших учебных заведений / И. А. Колесникова, М.
П. Горчакова-Сибирская. –Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
Крылова, О. Н. Рабочая программа педагога: методические рекомендации для разработки / О. Н. Крылова, Т. С. Кузнецова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2014. – 80 с.
Педагогическое проектирование http://pandia.ru/text/79/096/42139.php
Проектирование педагогической деятельности http://econf.rae.ru/pdf/2013/12/2695.pdf
Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование: Учебно-практическое пособие http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/284/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E.pdf?sequence=1&isAllowed=y