Слайд 1Основы стиховедения
Поэзия — песнь жаждущей и трепетной
души, издревле считается вершиной литературного творчеств
Слайд 2 В русском стихосложении чаще всего встречаются три системы:
метрическая
силлабическая
тоническая
практикуются и смешанные формы
Слайд 3
Стихотворный размер
Двусложный
(один ударный и один безударный слог).
Трёхсложный
( один ударный и два безударных слога)
Слайд 4Двусложные
lU — l - ямб - двусложный размер
стиха
с ударением на 2-ой слог.
Пример (В. Маяковский)
Я знаю - город будет, 2,4,6
Я знаю - саду цвесть, 2,4,6
Когда такие люди 2,4,6
В стране советской есть. 2,4,6
l — U l - хорей - двусложный размер стиха
с ударением на 1-ый слог.
Пример (А. Пушкин)
Сквозь волнистые туманы 1,3,7
Пробирается луна, 3,7
На печальные поляны 1,3,7
Льет печально свет она. 1,3,5,7
Слайд 5Трехсложные
l — U U l -
дактиль – трёхсложный размер стиха
с ударением на 1-ый слог.
Пример (Ф. Тютчев)
Как хорошо ты, о море ночное,- 1,4,7,10
Здесь лучезарно, там сизо-темно 1,4,7,10
l U — U l - амфибрахий – трёхсложный размер стиха
с ударением на 2-ой слог.
Пример (Н. Некрасов)
Однажды в студеную зимнюю пору 2,5,8,11
Я из лесу вышел; был сильный мороз, 2,5,8,11
l U U — l - анапест трёхсложный размер стиха
с ударением на 3-ий слог.
Пример (А.Блок)
Принимаю пустынные веси! 3,6,9
И колодцы земных городов! 3,6,9
Слайд 6Стопа
СТОПА является первичной ритмической единицей в стихе и представляет
собою объединение ударного слога с одним или двумя неударными. l
l
Пример
Буря l мглою l небоl кроет l – l - U l - 4 стопы
Слайд 7
Рифма –
созвучие в окончании двух или нескольких слов
Рифма делится
по:
1.расположению
2. ударению
3. звучанию
4. составу
Слайд 8Строфа
Строфа- это группа стихов, объединённых одной мыслью, интонацией, способом рифмовки.
1.
двустишие
2. трёхстишие или терцина
3. четверостишие или катрен
4. октава- это восьмистишие
5. сонет
6. «онегинская строфа»
Слайд 9Порядок разбора стихотворения с точки зрения рифмы и строфики
1.Пронумеровать гласные
в строке;
2.Определить ударные слоги;
3.Указать размер, поделить на стопы, указать его
стопность;
4.Характеристика рифмы
а) по расположению;
б) по ударению;
в) по звучанию;
г) по составу;
5. Вид строфы
Слайд 10Летний вечер (А. Блок)
1 2
3 4 5 6 7 8 9
ПоследІниеІ лучиІ закаІта 2, 6, 8, А ж
1 2 3 4 5 6 7 8
ЛежатІ на поІле сжаІтой ржиІ. 2, 4, 6, 8 Б м
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ДремоІтой роІзовойІ объяІта 2, 4, 8 А ж
1 2 3 4 5 6 7 8
ТраваІ некоІшенойІ межиІ. 2, 4, 8 Б м
Стихотворение написано 4 –х стопным ямбом.
ІАБАБІ – рифма перекрестная
ІААІ – женская ,точная, простая
ІББІ – мужская ,точная, простая
Катрен
Слайд 11МЕТРИЧЕСКАЯ
Ведёт своё название от греческого metron – мера.
Латинский и древнегреческий языки знали долгие и краткие гласные. Соответственно,
античный стих исходил из упорядоченного чередования этих звуков. Краткий гласный считается звуковой единицей и называется морой, условно обозначается U.
Слайд 12СИЛЛАБИЧЕСКАЯ
Ритм появляется, когда во всём стихотворении в каждой строфе содержится
одинаковое количество слогов. Такая система называется силлабической, происходит от греческого
silabe — слог. Эта система была присуща русскому народному стиху, из которого в России родилась, если можно сказать, «профессиональная» поэзия.
Слайд 13ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Основной ритм в стихотворном тексте создаётся определённым чередованием
ударных слогов
Система получила своё название от греческого tonos – напряжение,
тон, ударение.
Слайд 14Силлабо-тоническая
Система является наиболее гармоничной в поэзии. В ней учитывается не
только число ударений, но также и количество слогов. Ударные слоги
должны симметрично соответствовать безударным слогам слогоударным.
Слайд 15По расположению
1.Парная или смежная ІААББІ, когда
рифмуются соседние строки
1.Наша Таня громко плачет: А
2.Уронила в речку мячик. А
3.- Тише, Танечка, не плачь: Б
4.Не утонет в речке мяч. Б
2.Перекрёстная ІАБАБІ , когда рифмуются строки
через одну
1.Зима недаром злится, А
2.Прошла ее пора — Б
3.Весна в окно стучится А
4.И гонит со двора. Б
3.Опоясывающая или кольцевая ІАББАІ,
когда первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая – с третьей
1.Бывали ль вы в стране чудес, А
2.Где, жертвой грозного веленья, Б
3.В глуши земного заточенья Б
4.Живет изгнанница небес? А
Слайд 16По ударению
1.Мужская – ударение падает на последний слог (М)
Пример: вода
- беда
весло - унесло
2.
Женская – ударение падает на предпоследний слог (Ж)
Пример: открытка - нитка
рокот - ропот
3. Дактилическая - ударение падает на третий слог от конца (Д)
Пример: открывается - называется
Слайд 17По звучанию
1. Точные – предполагают совпадение полное или близкое всех
звуков в словах
моро’зы
ро’зы
2. неточные- это несовпадение
в осаде
офсайте
Слайд 18По составу
1.Простые, когда слово рифмуется с одним словом
…свет
…привет
2. Сложные, когда
слово рифмуется с двумя или тремя словами
Лет до ста
расти
Нам без старости
Слайд 19Двустишие
это строфа, состоящая из 2-х стихов с парной рифмовкой lААl
Пример:
-Би-би-би!
– гудит машина. А
-Не поеду без бензина!
А
Слайд 20или Терцина - это строфа, состоящая из 3-х стихов парной
и свободной рифмовки ( «Божественная комедия» Данте Алигьери)
Пример:
Земную жизнь пройдя
до половины, А
Я очутился в сумрачном лесу, Б
Утратив правый путь во тьме долины. А
Слайд 21Четверостишие или катрен
-это строфа, состоящая из 4-х стихов
Пример (Н. Некрасов)
1.Задумав
правдивую повесть
2.Без всяких эффектных затей,
3.Я взять не решаюсь на совесть
4.Погибель
крестьянки моей,
Слайд 22Октава
- это восьмистишие
Пример(А.Н. Майков)
1.Гармонии стиха божественные тайны
2.Не
думай разгадать по книгам мудрецов:
3.У брега сонных вод, один бродя,
случайно,
4.Прислушайся душой к шептанью тростников,
5.Дубравы говору; их звук необычайный
6.Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов
7.Невольно с уст твоих размерные октавы
8.Польются, звучные, как музыка дубравы.
Слайд 23Сонет
-четырнадцать стихов. Классический сонет состоит из 2-х катренов, 2 терцины
и с определённым способом рифмовки
Пример (И. Анненский)
1.Есть книга чудная, где
с каждою страницей
2.Галлюцинации таинственно свиты:
3.Там полон старый сад луной и небылицей,
4.Там клен бумажные заворожил листы,
5.Там в очертаниях тревожной пустоты,
6.Упившись чарами луны зеленолицей,
7.Менады белою мятутся вереницей,
8.И десять реет их по клавишам мечты.
9.Но, изумрудами запястий залитая,
10.Меня волнует дев мучительная стая:
11.Кристально чистые так бешено горды.
12.И я порвать хочу серебряные звенья...
13.Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья,
14.И режут сердце мне их узкие следы...
Слайд 24Онегинская строфа
Состоит из 3-х катренов и двустишия
Пример (А. С.
Пушкин)
1.Мой дядя самых честных правил, А
2.Когда не в шутку занемог,
Б
3.Он уважать себя заставил А
4.И лучше выдумать не мог. Б
5.Его пример — другим наука; В
6.Но, Боже мой, какая скука В
7.С больным сидеть и день и ночь, Г
8.Не отходя ни шагу прочь! Г
9.Какое низкое коварство Д
10.Полуживого забавлять, Е
11.Ему подушки поправлять, Е
12.Печально подносить лекарство, Д
13.Вздыхать и думать про себя: Ж
14.Когда же черт возьмет тебя! Ж
Слайд 25Третью уж ночь вот на этом холме за оврагом
(А. Фет)
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Третью ужI ночь вот на Iэтом холIме за овIрагом 1,4,7,10,13 А ж
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Конь мой поI звонкой доIроге пусIкаетсяI шагом. 1,4,7,10,13 А ж
1.Это силлабо-тоническая система, т.к. ритмика создаётся
чередованием ударных и безударных слогов в каждой строке
2.5-ти стопный дактиль
3.Характеристика рифмы:
а)IААI - парная,
б) женская
в) точная
г) простая
4. двустишие
Слайд 26ЛИТЕРАТУРА.
• Современный русский язык. Розенталь Д. Э. Голуб И.
Б. Теленкова М. А. Москва. Рольф. 2002. - 448 с.
• Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн.1: Метрика и ритмика. М.: Флинта. Наука. 2002. - 360 с.
• Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн.2: Строфика. М.: Флинта. Наука. 2002. - 488 с.
• Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Учеб. пособие для студ. филол. фак. вузов. - 5-е издание. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ. 2004. М.: Издательский центр «Академия». - 208 с.
www.YoungCreat.ru