Разделы презентаций


Основы стиховедения

Содержание

В русском стихосложении чаще всего встречаются три системы: метрическая силлабическая

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основы стиховедения

Поэзия — песнь жаждущей и трепетной

души, издревле считается вершиной литературного творчеств

Основы стиховедения   Поэзия — песнь жаждущей и трепетной души, издревле считается вершиной литературного творчеств

Слайд 2 В русском стихосложении чаще всего встречаются три системы:


метрическая

силлабическая


тоническая

практикуются и смешанные формы



В русском стихосложении чаще всего встречаются три системы: метрическая

Слайд 3 Стихотворный размер
Двусложный
(один ударный и один безударный слог).



Трёхсложный
( один ударный и два безударных слога)

Стихотворный  размер    Двусложный (один ударный и один безударный слог). Трёхсложный (

Слайд 4Двусложные
lU — l - ямб - двусложный размер

стиха

с ударением на 2-ой слог.
Пример (В. Маяковский)
Я знаю - город будет,  2,4,6 Я знаю - саду цвесть,  2,4,6 Когда такие люди  2,4,6 В стране советской есть. 2,4,6

l — U l - хорей - двусложный размер стиха
с ударением на 1-ый слог.
Пример (А. Пушкин)
Сквозь волнистые туманы  1,3,7 Пробирается луна,  3,7 На печальные поляны  1,3,7 Льет печально свет она. 1,3,5,7







ДвусложныеlU — l   - ямб - двусложный размер стиха

Слайд 5Трехсложные
l — U U l -

дактиль – трёхсложный размер стиха

с ударением на 1-ый слог.
Пример (Ф. Тютчев)
Как хорошо ты, о море ночное,-  1,4,7,10 Здесь лучезарно, там сизо-темно 1,4,7,10
l U — U l - амфибрахий – трёхсложный размер стиха
с ударением на 2-ой слог.
Пример (Н. Некрасов)
Однажды в студеную зимнюю пору  2,5,8,11 Я из лесу вышел; был сильный мороз, 2,5,8,11
l U U — l - анапест трёхсложный размер стиха
с ударением на 3-ий слог.
Пример (А.Блок)
Принимаю пустынные веси! 3,6,9 И колодцы земных городов! 3,6,9










Трехсложныеl — U U l  -       дактиль – трёхсложный размер

Слайд 6Стопа
СТОПА  является первичной ритмической единицей в стихе и представляет

собою объединение ударного слога с одним или двумя неударными. l

l
Пример

Буря l мглою l небоl кроет l – l - U l - 4 стопы


Стопа		СТОПА   является первичной ритмической единицей в стихе и представляет собою объединение ударного слога с одним или

Слайд 7 Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких слов
Рифма делится

по:
1.расположению
2. ударению
3. звучанию
4. составу

Рифма –  созвучие в окончании двух или нескольких слов   Рифма

Слайд 8Строфа
Строфа- это группа стихов, объединённых одной мыслью, интонацией, способом рифмовки.
1.

двустишие
2. трёхстишие или терцина
3. четверостишие или катрен
4. октава- это восьмистишие


5. сонет
6. «онегинская строфа»

СтрофаСтрофа- это группа стихов, объединённых одной мыслью, интонацией, способом рифмовки.1. двустишие2. трёхстишие или терцина3. четверостишие или катрен4.

Слайд 9Порядок разбора стихотворения с точки зрения рифмы и строфики
1.Пронумеровать гласные

в строке;
2.Определить ударные слоги;
3.Указать размер, поделить на стопы, указать его

стопность;
4.Характеристика рифмы
а) по расположению;
б) по ударению;
в) по звучанию;
г) по составу;
5. Вид строфы

Порядок разбора стихотворения с точки зрения рифмы и строфики1.Пронумеровать гласные в строке;2.Определить ударные слоги;3.Указать размер, поделить на

Слайд 10Летний вечер (А. Блок)

1 2

3 4 5 6 7 8 9
ПоследІниеІ лучиІ закаІта 2, 6, 8, А ж
1 2 3 4 5 6 7 8
ЛежатІ на поІле сжаІтой ржиІ. 2, 4, 6, 8 Б м
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ДремоІтой роІзовойІ объяІта 2, 4, 8 А ж
1 2 3 4 5 6 7 8
ТраваІ некоІшенойІ межиІ. 2, 4, 8 Б м
Стихотворение написано 4 –х стопным ямбом.
ІАБАБІ – рифма перекрестная
ІААІ – женская ,точная, простая
ІББІ – мужская ,точная, простая
Катрен
Летний вечер       (А. Блок)  1     2

Слайд 11МЕТРИЧЕСКАЯ

Ведёт своё название от греческого metron – мера.

Латинский и древнегреческий языки знали долгие и краткие гласные. Соответственно,

античный стих исходил из упорядоченного чередования этих звуков. Краткий гласный считается звуковой единицей и называется морой, условно обозначается U.

МЕТРИЧЕСКАЯ   		Ведёт своё название от греческого metron – мера. Латинский и древнегреческий языки знали долгие

Слайд 12СИЛЛАБИЧЕСКАЯ

Ритм появляется, когда во всём стихотворении в каждой строфе содержится

одинаковое количество слогов. Такая система называется силлабической, происходит от греческого

silabe — слог. Эта система была присуща русскому народному стиху, из которого в России родилась, если можно сказать, «профессиональная» поэзия.
СИЛЛАБИЧЕСКАЯ		Ритм появляется, когда во всём стихотворении в каждой строфе содержится одинаковое количество слогов. Такая система называется силлабической,

Слайд 13ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Основной ритм в стихотворном тексте создаётся определённым чередованием

ударных слогов
Система получила своё название от греческого tonos – напряжение,

тон, ударение.
ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  		Основной ритм в стихотворном тексте создаётся определённым чередованием ударных слогов	Система получила своё название от

Слайд 14Силлабо-тоническая
Система является наиболее гармоничной в поэзии. В ней учитывается не

только число ударений, но также и количество слогов. Ударные слоги

должны симметрично соответствовать безударным слогам слогоударным.
Силлабо-тоническая		Система является наиболее гармоничной в поэзии. В ней учитывается не только число ударений, но также и количество

Слайд 15По расположению
1.Парная или смежная ІААББІ, когда


рифмуются соседние строки
1.Наша Таня громко плачет: А
2.Уронила в речку мячик. А
3.- Тише, Танечка, не плачь: Б
4.Не утонет в речке мяч. Б
2.Перекрёстная ІАБАБІ , когда рифмуются строки
через одну
1.Зима недаром злится, А
2.Прошла ее пора — Б
3.Весна в окно стучится А
4.И гонит со двора. Б
3.Опоясывающая или кольцевая ІАББАІ,
когда первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая – с третьей
1.Бывали ль вы в стране чудес, А
2.Где, жертвой грозного веленья, Б
3.В глуши земного заточенья Б
4.Живет изгнанница небес? А


По расположению 1.Парная или смежная ІААББІ,    когда

Слайд 16По ударению
1.Мужская – ударение падает на последний слог (М)
Пример: вода

- беда  весло - унесло 
2.

Женская – ударение падает на предпоследний слог (Ж)
Пример: открытка - нитка 
рокот - ропот
3. Дактилическая - ударение падает на третий слог от конца (Д)
Пример: открывается - называется
По ударению1.Мужская – ударение падает на последний слог (М)Пример: вода - беда 

Слайд 17По звучанию

1. Точные – предполагают совпадение полное или близкое всех

звуков в словах
моро’зы
ро’зы
2. неточные- это несовпадение
в осаде
офсайте

По звучанию1. Точные – предполагают совпадение полное или близкое всех звуков в словахморо’зыро’зы2. неточные- это несовпадениев осадеофсайте

Слайд 18По составу
1.Простые, когда слово рифмуется с одним словом
…свет
…привет

2. Сложные, когда

слово рифмуется с двумя или тремя словами

Лет до ста

расти
Нам без старости
По составу1.Простые, когда слово рифмуется с одним словом…свет…привет2. Сложные, когда слово рифмуется с двумя или тремя словамиЛет

Слайд 19Двустишие
это строфа, состоящая из 2-х стихов с парной рифмовкой lААl

Пример:
-Би-би-би!

– гудит машина. А
-Не поеду без бензина!

А


Двустишиеэто строфа, состоящая из 2-х стихов с парной рифмовкой lААlПример:-Би-би-би! – гудит машина. А-Не поеду без бензина!

Слайд 20или Терцина - это строфа, состоящая из 3-х стихов парной

и свободной рифмовки ( «Божественная комедия» Данте Алигьери)

Пример:
Земную жизнь пройдя

до половины, А
Я очутился в сумрачном лесу, Б
Утратив правый путь во тьме долины. А
или Терцина - это строфа, состоящая из 3-х стихов парной и свободной рифмовки ( «Божественная комедия» Данте

Слайд 21Четверостишие или катрен
-это строфа, состоящая из 4-х стихов

Пример (Н. Некрасов)
1.Задумав

правдивую повесть 2.Без всяких эффектных затей, 3.Я взять не решаюсь на совесть 4.Погибель

крестьянки моей,

Четверостишие или катрен-это строфа, состоящая из 4-х стиховПример (Н. Некрасов)1.Задумав правдивую повесть 2.Без всяких эффектных затей, 3.Я

Слайд 22Октава
- это восьмистишие

Пример(А.Н. Майков)
1.Гармонии стиха божественные тайны 
2.Не

думай разгадать по книгам мудрецов: 
3.У брега сонных вод, один бродя,

случайно, 
4.Прислушайся душой к шептанью тростников,
5.Дубравы говору; их звук необычайный 
6.Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов 
7.Невольно с уст твоих размерные октавы 
8.Польются, звучные, как музыка дубравы.
Октава  - это восьмистишие Пример(А.Н. Майков)1.Гармонии стиха божественные тайны 2.Не думай разгадать по книгам мудрецов: 3.У брега сонных

Слайд 23Сонет
-четырнадцать стихов. Классический сонет состоит из 2-х катренов, 2 терцины

и с определённым способом рифмовки
Пример (И. Анненский)
1.Есть книга чудная, где

с каждою страницей 2.Галлюцинации таинственно свиты: 3.Там полон старый сад луной и небылицей, 4.Там клен бумажные заворожил листы, 5.Там в очертаниях тревожной пустоты, 6.Упившись чарами луны зеленолицей, 7.Менады белою мятутся вереницей, 8.И десять реет их по клавишам мечты. 9.Но, изумрудами запястий залитая, 10.Меня волнует дев мучительная стая: 11.Кристально чистые так бешено горды. 12.И я порвать хочу серебряные звенья... 13.Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья, 14.И режут сердце мне их узкие следы...
Сонет-четырнадцать стихов. Классический сонет состоит из 2-х катренов, 2 терцины и с определённым способом рифмовкиПример (И. Анненский)1.Есть

Слайд 24Онегинская строфа
Состоит из 3-х катренов и двустишия
Пример (А. С.

Пушкин)
1.Мой дядя самых честных правил, А 2.Когда не в шутку занемог,

Б 3.Он уважать себя заставил А 4.И лучше выдумать не мог. Б 5.Его пример — другим наука; В 6.Но, Боже мой, какая скука В 7.С больным сидеть и день и ночь, Г 8.Не отходя ни шагу прочь! Г 9.Какое низкое коварство Д 10.Полуживого забавлять, Е 11.Ему подушки поправлять, Е 12.Печально подносить лекарство, Д 13.Вздыхать и думать про себя: Ж 14.Когда же черт возьмет тебя! Ж
Онегинская строфаСостоит из 3-х катренов и двустишия Пример (А. С. Пушкин)	1.Мой дядя самых честных правил, А 2.Когда

Слайд 25Третью уж ночь вот на этом холме за оврагом (А. Фет)

1 2 3

4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Третью ужI ночь вот на Iэтом холIме за овIрагом 1,4,7,10,13 А ж

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Конь мой поI звонкой доIроге пусIкаетсяI шагом. 1,4,7,10,13 А ж

1.Это силлабо-тоническая система, т.к. ритмика создаётся
чередованием ударных и безударных слогов в каждой строке 2.5-ти стопный дактиль
3.Характеристика рифмы:
а)IААI - парная,
б) женская
в) точная
г) простая
4. двустишие
Третью уж ночь вот на этом холме за оврагом (А. Фет)    1

Слайд 26ЛИТЕРАТУРА.



• Современный русский язык. Розенталь Д. Э. Голуб И.

Б. Теленкова М. А. Москва. Рольф. 2002. - 448 с.




• Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн.1: Метрика и ритмика. М.: Флинта. Наука. 2002. - 360 с.

• Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн.2: Строфика. М.: Флинта. Наука. 2002. - 488 с.

• Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Учеб. пособие для студ. филол. фак. вузов. - 5-е издание. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ. 2004. М.: Издательский центр «Академия». - 208 с.

www.YoungCreat.ru
ЛИТЕРАТУРА.  • Современный русский язык. Розенталь Д. Э. Голуб И. Б. Теленкова М. А. Москва. Рольф.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика