Слайд 1Основы управленческого консультирования
Тема 1. Сущность и содержание консультационной деятельности
Тема 2.
Профессиональные консультанты
Тема 3. Выбор консультационной фирмы
Тема 4. Техническое
задание консультационной фирме
Тема 5. Принципы организации отношений между клиентом и консультантом
Тема 6. Результативность и эффективность
консультирования
Слайд 2Рекомендуемая литература
Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента : учеб. пособие
/ Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. — 3-е изд., перераб. и
доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 330 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/24214. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/770810
Информационный консалтинг: Теория и практика консультирования / Блюмин А.М. - М.:Дашков и К, 2017. - 364 с.: ISBN 978-5-394-01897-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/402978
Основы управленческого консультирования : учебник / под ред. д-ра социол. наук, профессора Н. И. Шаталовой. – Екатеринбург : УрГУПС, 2017. – 431 с. ISBN 978-5-94614-400-1
Основы управленческого консультирования / Лапыгин Ю.Н., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 305 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-105134-4 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/567398
Управление изменениями / Блинов А.О., Угрюмова Н.В. - М.:Дашков и К, 2017. - 304 с.: ISBN 978-5-394-02291-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/450815
Управленческий консалтинг : учебник / Ю.Н. Лапыгин. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 330 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/24402. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/672964
Управленческое консультирование / Блинов А.О., Дресвянников В.А. - М.:Дашков и К, 2018. - 212 с.: ISBN 978-5-394-02052-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415014
Управленческое консультирование : учеб. пособие / М.М. Соколова. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 215 c. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/945560
Управленческое консультирование : учеб. пособие / О.Л. Чуланова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 201 с. — (Высшее образование: Магистратура). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/975888
Слайд 3Нормативно-правовые акты, регулирующие консалтинговую деятельность в Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской
Федерации
Трудовой кодекс Российской Федерации
Закон РФ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Закон РФ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных"
Закон РФ от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне"
Закон РФ от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей"
Закон РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Все законы необходимо рассматривать в текущей редакции
Слайд 4Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Гарант – Справочно-правовая система/ правовые ресурсы; экспертные
обзоры и оценки; правовой консалтинг.
Консультант Плюс – правовая информационная база
данных/ правовые ресурсы, обзоры изменения законодательства, актуальная справочная информация.
www.bcg.com (Официальный сайт компании Boston Consulting Group)
www.bcg.ru (Российский официальный сайт компании Boston Consulting Group)
www.cfin.ru/consulting (Теория и практика консалтинговой деятельности)
www.deloitte.com (сайт компании «Делойт»)
www.expert.ru (электронная версия журнала «Эксперт»)
www.feaco.org (Европейская Ассоциация Консалтинговых услуг)
www.ey.com (Официальный сайт компании EY)
www.mckinsey.com/ru (Официальный сайт компании McKinsey & Company)
www.bain.com/ru (Официальный сайт компании Bain & Company)
Слайд 5При разработке курса были использованы материалы лекций, учебных пособий и
научных статей:
Артерчук, В. Д. Оценка результативности управленческого консультирования / В.
Д. Артерчук, М. Ю. Гузняева // Фундаментальные исследования. - 2012. - №6-3. - С.702-705.
Гуреев, А.В. Тенденции развития рынка консультационных услуг в России и за рубежом / А.В. Гуреев // Актуальные вопросы экономических наук. - 2014. - №41-1. - С.30-34.
Копанева Оксана Николаевна, Юмашева Елена Всеволодовна Оценка эффективности управленческого консультирования: проблемы и направления решения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. №2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenkaeffektivnosti-upravlencheskogo-konsultirovaniya-problemy-i-napravleniya-resheniya
Основы управленческого консультирования / Лапыгин Ю.Н., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 305 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-105134-4 (online)
Сидорина Т.В. Основы управленческого консультирования: учебное пособие/ Т. В. Сидорина. - Новосибирск: изд-во СибАГС, 2014. – 194 с.
Токмакова Н.О. Основы управленческого консультирования: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по дисциплине, банк тестов по дисциплине, учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М. 2004. — 226 с.
Управленческий консалтинг : учебник / Ю.Н. Лапыгин. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 330 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/24402. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/672964
Цыцарова, Т. Е. Управленческое консультирование : текст лекций / Т. Е. Цыцарова. − Ульяновск : УлГТУ, 2009. − 63 с. ISBN 975-5-9795-0401-8
Юрасова М. В. История развития технологий управленческого консультирования в России: востребованность нового прочтения // Вестник МГИМО. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-tehnologiy-upravlencheskogo-konsultirovaniya-v-rossii-vostrebovannost-novogo-prochteniya
Слайд 6Исторический обзор управленческого консультирования
Виды деловых услуг
Понятие консультационной деятельности
Виды консультационных услуг
Тема
1. Сущность и содержание консультационной деятельности
Слайд 71.1. Исторический обзор управленческого консультирования
Управленческое консультирование зародилось в ходе промышленной
революции, с появлением современных фабрик и связанных с этим институциональных
и общественных преобразований
У теории научного управления был ряд предшественников. Один из них – американский фабрикант Чарлз Т. Сэмпсон, в 1870 г. он так реорганизовал на своей обувной фабрике производственный процесс, что смог набрать персонал из числа неквалифицированных работников - китайцев.
Слайд 8Пионеры научного управления, включая Фредерика У. Тейлора,
Фрэнка и Лилиан Гилбрет, Генри Л. Ганта и Гаррингтона
Эмерсона, внесли большой вклад в развитие консультирования.
Их технические и методологические подходы к упрощению рабочих процессов и повышению эффективности труда и работы предприятия были разными и в ряде случаев даже противоречили друг другу.
Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915 гг.)
Гаррингтон Эмерсон
(1853–1931)
Фрэнк (1868–1924) и Лилиан (1878–1972) Гилбреты
Генри Лоуренс Гант
(1861–1919)
Слайд 9Консультирование, которое возникло на основе движения научного управления, концентрировалось в
основном на вопросах производительности и эффективности работы, рациональной организации
труда, изучения
трудовых движений и затрат времени, устранения отходов и снижения издержек производства.
Этой области дали название «организация производства». Практических работников называли «экспертами по эффективности».
Однако их вмешательство часто вызывало страх и неприязнь у рабочих и деятелей профсоюзов, так как они зачастую вели себя безжалостно.
Слайд 10Недостатки теорий организации производства и экспертов по эффективности
привели к расширению интереса к другим аспектам организации
бизнеса и к рождению новых областей консультирования.
Первая консалтинговая фирма современного типа была основана в Чикаго в 1914 г. Эдвином Бузом под названием «Служба деловых исследований» (в настоящее время Booz Allen Hamilton Holding Corporation официальный сайт компании - www.boozallen.com).
Edwin George Booz (September 2, 1887 - October 1, 1951)
Слайд 11 В 20-е годы Элтон Мэйо, проводивший хоторнский эксперимент, дал импульс
исследованиям по консультированию в области взаимоотношений
между членами
коллектива.
Начало важной консультативной работе по
управлению людскими ресурсами и их мотивации положила Мэри Паркер Фоллетт.
Элтон Мэйо (1880–1949)
Мэри Паркер Фоллетт
(1868–1933)
Более подробная информация: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8D%D0%B9%D0%BE,_%D0%AD%D0%BB%D1%82%D0%BE%D0%BD https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%82,_%D0%9C%D1%8D%D1%80%D0%B8_%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%80
Слайд 12 Консультирование по вопросам финансов, включая финансирование предприятий и
финансовый контроль за операциями, также стало быстро
развиваться.
Новые консультанты имели бухгалтерское образование и опыт работы с фирмами дипломированных частнопрактикующих бухгалтеров.
Одним из них был Джеймс О. МакКинси, сторонник теории общего управления и тщательного диагноза делового предприятия, который основал собственную консультантскую фирму в 1925 г (www.mckinsey.com/ru - официальный сайт компании McKinsey & Company)
James Oscar McKinsey
(1889-1937)
Более подробная информация: https://en.wikipedia.org/wiki/James_O._McKinsey
Слайд 13Послевоенное строительство, быстрый рост деловой активности в сочетании с
ускорением технологических изменений, быстрое развитие экономики некоторых
стран, интернационализация промышленности, торговли и финансов в мире создали особенно благоприятные возможности и спрос на управленческое консультирование.
Слайд 15
В экономике стала формироваться новая отрасль – деловые услуги. В
мировой практике к ним принято относить :
Аудит –
это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента с целью установления ее достоверности и составления финансово-хозяйственных операций по законодательству.
Бухгалтерское обслуживание – это ведение бухучета, составление отчетности, анализ финансового состояния предприятия и т. д.
Слайд 16Юридические услуги – это оказание помощи клиенту в подготовке
и правильном оформлении документов, проверка внутренних документов клиента по требованиям
законодательства, представление интересов клиента в суде, консультации, заключения, справки по правовым вопросам, информирование клиента о новом законодательстве, подготовка учредительных документов и регистрация предприятий различных организационно – правовых форм.
Управленческое консультирование – предоставление независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь из реализации.
Слайд 17Инжиниринг – инженерная подготовка и обеспечение процесса производства,
строительства и эксплуатации объектов.
Деловая информация – предоставление экономической, технической,
юридической информации и т. д. по заказу клиента.
Реклама и отношение с общественностью – объявления, интервью, статьи, рассылка рекламных материалов, публикации финансовых отчетов, проведение конференций, презентаций и благотворительных мероприятий.
Обеспечение информационными технологиями – разработка и использование компьютерных программ, создание базы данных и т. д.
Слайд 18Тренинг – передача знаний и информации о принятии решений
(курсы, конференции, семинары, направленные на повышение квалификации).
Рекрутмент –
подбор и оценка управленческих кадров.
Инвестиционное обслуживание – деятельность кредитно – финансовых институтов по купле-продаже ценных бумаг (т.е. перевод денежных средств частных инвесторов в ценные бумаги)
Лоббирование – это практика продвижения интересов различных финансово-промышленных групп, неправительственных организаций или этнических сообществ для достижения определенного решения. Лоббисты могут отстаивать государственные интересы на международной арене или общественные или частные интересы внутри страны.
Слайд 19Функции деловых услуг:
формирование компонентов систем управления
(кадры, информация, техника управление и т. д.);
осуществление текущего обслуживания
процессов управления (переподготовка, подбор и оценка кадров, постановка учета, юридическая и информационная помощь);
оказание услуг по управленческому консультированию;
создание, распространение, внедрение управленческих нововведений .
Слайд 201.3. Понятие консультационной деятельности
Консультирование – это деятельность, осуществляемая
профессиональными консультантами и направленная на обслуживание
потребностей коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц в консультациях, обучении, исследовательских работах по проблемам их функционирования и развития.
Слайд 21Консультирование может осуществляться:
– в форме советов, рекомендаций в
режиме «вопрос - ответ». В этом случае консультация несет разовый
характер, так как не требует изучения дел в клиентской организации;
– когда реализация советов невозможна без тщательного анализа положения дел на предприятии, процесс целенаправленных изменений в клиентской организации осуществляется в форме консультационного проекта для выявления ключевых проблем, разработки и реализации предложений по их устранению.
Слайд 221.4. Виды консультационных услуг
1. Общее управление: оценка эффективности менеджмента,
оценка бизнеса, управление нововведениями, конкурентоспособности рынка, аудит управления, международный бизнес,
стратегическое планирование, управление качеством, исследование и развитие.
2. Администрирование: планирование рабочих помещений и их оснащение, размещение и перемещение офисов, регулирование риска, гарантии безопасности.
Слайд 23Финансовый менеджмент: система учета, оценка капитальных вложений, оборот
фирмы, снижение себестоимости, неплатежеспособность, прибыльность, доходы, налоги, финансовые резервы.
Менеджмент
персонала: планирование рабочей силы, набор персонала, поиск кадров, трудовые соглашения, занятость, обучение, системы поощрения, мотивация, пенсии, повышение квалификации, анализ функционирования.
Маркетинг: реклама, сбыт, имидж фирмы, дизайн, исследование рынка, новая продукция, ценообразование, прогнозирование, розничная продажа и дилерство, управление сбытом.
Слайд 24Производство: использование и обслуживание оборудования, переработка материалов, распределение материалов, упаковка,
совершенствование продукции, управление производством, планирование и контроль, производительность,
контроль качества.
Информационные технологии: компьютерный аудит, выбор и установка систем.
8. Специальные услуги:
обучение по управлению электроэнергетикой,
инженерное,
экологическое,
информационное ,
юридическое,
по управлению снабжения ,
по управлению в государственном секторе,
по телекоммуникациям.