Слайд 1Основы журналистики
Доцент
Татьяна Ивановна Фролова
Слайд 2Основы журналистики:
общая структура курса
Основы журналистики-1 (макроуровень ): СМИ
и журналистика как социальный институт (общественная миссия, функции, ценности,
особенности национальной медиасистемы) – медиасреда как условие профессиональной деятельности
Основы журналистики-2 (мезоуровень): журналистика как профессиональная деятельность (содержание СМИ, журналистский текст, творческий процесс, основные методы, новостная журналистика) – технологические основы журналистской деятельности
Основы журналистики-3,4 (микроуровень): профессиональные специализации в журналистике (тематические, отраслевые, жанровые) - учебная платформа для творческого самоопределения в профессии
Слайд 3
Учебные компоненты
модуля «Основы журналистики-2»
Лекции: введение основных понятий, моделирование
базовых компетенций, систематизация информации, контрольные задания.
Практические занятия: освоение теоретического знания,
анализ профессионального опыта, упражнения-тренинги для развития журналистских качеств.
Практикумы: практическое освоение дисциплины, формирование базовых практических умений, моделирование практических ситуаций, производство продукта.
Летняя учебная практика: самостоятельная работа в «полевых» условиях
Слайд 4 Отчетность – экзамен:
балльно-рейтинговая система
Итоговая экзаменационная оценка складывается из баллов,
набранных студентом за:
письменное выполнение индивидуального экзаменационного задания и тестирование по
двум семестрам
зачет
посещение практических занятий
активное участие в работе группы
оценки за контрольные работы (2)
выполнение заданий преподавателя
Слайд 5Основы журналистики 2-й семестр:
основные разделы
Новость как основа журналистики:
критерии, структура
Журналистский текст: тема, идея, структура, методы изложения
Творческий процесс:
технологические основы, источники информации, методы работы журналиста, интервьюирование
Новостная журналистика: новость, репортаж, интервью
Слайд 6Учебная литература и источники
Презентации лекций
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста.
– Последнее издание
Лукина М.М. Технология интервью. – Последнее издание
Тертычный А.А.
Методы профессиональной деятельности журналиста. – М.: 2011
Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. – М.: 2011
Технология новостей от Интерфакса. - М.: 2011
Амзин А. Новостная интернет-журналистика. – М.: 2011
Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией. – М.: 2008
Соколов-Митрич Д. Реальный репортер
Слайд 7Журналистика как профессия
От социальной миссии –
к профессиональным обязанностям
Слайд 8Социальные функции журналистики
Информировать: обеспечивать информацией о событиях, сигнализировать об отношениях
с властью, облегчать адаптацию и прогресс
Коррелировать: объяснять и комментировать смысл
событий, координировать, добиваться консенсуса
Обеспечивать преемственность: формировать и поддерживать общность ценностей, передавать наследие от поколения к поколению
Развлекать: обеспечивать отдых, снимать напряжение в обществе
Мобилизовывать: вовлекать в конкретную деятельность – проводить кампании, акции и т.д.
Слайд 9 Основные разделы темы
Современные
требования к профессиональной личности
Журналист и общество: история профессии
Профессиональные обязанности журналиста
Журналистика
профессиональная и гражданская
Карьера в журналистике
Профессиональные компетенции журналиста: базовые и инновационные
Слайд 10Требования к профессиональной личности
Болонская декларация 1992 года
Самостоятельность в принятии решения и выборе средств
Умение отвечать за свои решения
Способность нести ответственность за себя и близких
Готовность к действиям в нестандартных ситуациях
Обладание набором компетенций
Способность работать в команде
Готовность к образованию в течение всей жизни
Информационная грамотность
Слайд 11«Совет Европы для образования»:
компетентностный подход -
готовность к решению проблем
Понимать проблему
– использовать знания и умения для понимания информации
Характеризовать проблему –
понимать связи и элементы, из которых состоит проблема
Представлять проблему – разрабатывать форму представления информации
Размышлять над решением – исследовать и оценивать решение, искать дополнительную информацию
Решать проблему – принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы
Сообщать решение проблемы – излагать полученный результат понятно для других людей
Слайд 12Журналист и общество:
история профессии
Прародители: вестники – медиаторы; сведения в
устном творчестве
Устная публицистика: ораторы античной эпохи, распространяющие политические идеи
Первые газеты
(«галактика Гутенберга» ХУ в.): условия-предпосылки оформления специальной деятельности для обслуживания массового производства информации: технологические, экономические, политические
… развитие профессии
«Новый журнализм» («галактика Маклюэна» с 80-х гг. ХХ в.) – усложнение медиапроизводства и изменение социальных ролей журналиста: пропагандист – информатор – медиатор - модератор
Л.Г. Свитич. Профессия: журналист
В.В. Ученова. От вековых корней
Слайд 13 Российская история профессии
1703 г.
– первая российская газета «Ведомости»
1 пол. ХIХ в. - эпоха
«персонального журнализма»
11 пол. ХIХ в. - массовизация профессии
с 1917 г. – идеологизация профессии
50-е гг. ХХ в. - начало профобразования
60-80-е гг. - рост престижа и мастерства
перестройка - «звездный час» профессии
начало тысячелетия - кризис профессии
?...
Медиатизация и «новый журнализм»:
современные вызовы профессии
Информатизация – необходимость владения мультимедийными технологиями
Коммерциализация – диктат владельцев и аудитории
Политизация – давление со стороны участников политического процесса
Массовизация профессии – конкуренция со стороны социальных медиа
Демассовизация аудитории - удовлетворение фрагментированных аудиторий
Технологическая революция
и этический кризис профессии
Слайд 15Журналист:
декомпозиция имиджа ?
Как вы воспринимаете
современного российского журналиста?
Результаты опроса 2011 г.
Слайд 16 Миссия журналиста
«Выявлять правду»:
Распространение идей и ценностей
«Делать
новости»:
Распространение информации
“совесть нации”, борец за справедливость
“Была истинная правда в жизни”;
“высказать всю правду”; “выявить правду”; “глаза открыть гражданам”; “для того, чтоб не вводить в заблуждение людей”; “довести до среднего человека истину”; “донести до народа то, что есть на самом деле, правду”; “борется за справедливость”.
Важны личные качества журналиста
Ньюсмейкер
профессионал, чья “работа – нести людям новости”, быть информационным посредником между огромным, необъятным внешним миром и рядовым человеком с его узко ограниченным полем зрения. От такой работы ждут оперативности и объективности, но вопрос о персональном доверии к ее исполнителю становится малоуместным.
Слайд 17Образы журналиста
журналист советского времени – интеллигентный, эрудированный, он не только
умел правильно и красиво говорить, но и был искренним “борцом
за правду”, часто выступая последней защитой и упованием людей, ищущих справедливости;
благородный лик преданного рыцаря перестройки – без таких сама перестройка вряд ли была бы возможна; образ патриота, который пишет, говорит, выступает, исходя из высоких идейных побуждений – чтобы “была хорошая жизнь у страны” (6%),
образ развязного комментатора, речь которого изобилует безграмотными и вульгарными оборотами, что нисколько не снижает его напористости и уверенности в своем безусловном праве наставлять “народ”; образ беспринципного баламута, возмутителя спокойствия, живущего “в погоне за сенсацией”, ради создания ажиотажа готового “врать”, “дурить народ”, “запудрить мозги людям…” (4%).
“хамоватые ребята, везде сующие свой нос” (7%).
Слайд 18Качества журналиста
“Неподкупный, правдивый, борец за справедливость”; “должен писать правду, чтобы
информация до людей доходила не ложная, а истинная”; “человек, который
стремится объективно давать информацию, которого нельзя подкупить”, “правдивый, честный, непродажный” (13%)
образованность, эрудированность, высокий интеллектуальный уровень (9%)
принципиальность, независимость от каких-либо структур” (13%)
“Наглый”, “навязчивый” “гоняется за желтой уткой”, стремится “урвать какую-то сенсацию”, “собирает всю грязь”, “везде сует свой нос”, “куда ему нужно, туда и пройдет», “за деньги маму продаст” (6%), он думает о своей карьере (6%), или о рейтинге своего издания (1%), или просто лоббирует чьи-то интересы (1%).
беспринципность, продажность, нечистоплотность (6%).
Слайд 19 Профессиональные обязанности журналиста
Слайд 20 Журналистика как группа профессий:
профессии – типы деятельности, обеспечивающие функционирование конкретного СМИ
служебные роли - должности; виды действий по производству продукта с различным набором обязанностей
специализации – отраслевая, тематическая, жанровая
…..
Слайд 21Состав профессиональных обязанностей:
«ядро» профессии
«Текст»:
авторское творчество
«Контент»: производство содержания
«Контакты»: коммуникация
«Продукт»: производство продукта
Слайд 22 Группа обязанностей «Текст»:
Журналист создает тексты – авторское творчество;
владение технологиями создания текстов
(полный цикл):
- выбор
актуальных тем
- поисково-познавательная деятельность
- воплощение замысла
- прохождение текста
- управление коммуникацией с аудиторией
- владение жанрами журналистики
Деятельность
литературно-познавательная, авторская
Слайд 23Группа обязанностей «Контент»:
Журналист пишет для конкретного издания и знает
его особенности: он участвует в разработке контента СМИ:
-
мониторинг и анализ информационной среды
- информационный маркетинг
- создание контента (общего содержания издания)
- разработка проектов
Деятельность
программно-аналитическая, продюсирование
Слайд 24Группа обязанностей «Контакты»:
Журналист находит и поддерживает контакты
с авторами, институтами власти, информационными службами и другими
ньюсмейкерами:
- расширение границ общения
- работа с письмами, форумом
- организация опросов, ведение дискуссий
- работа с аудиторией
Продвижение контента, реализация проектов
Деятельность
социально-организаторская ,
внешний менеджмент
Слайд 25Группа обязанностей «Продукт»:
Журналист участвует в создании информационного продукта:
- планирование выпуска
- редактирование текстов
-
подготовка справочного материала
- конструирование продукта
- корректировка оперативных действий
- согласование действий с партнерами
- проверка информации и т.д.
Деятельность
редакторская,
производственно- технологическая,
внутренний менеджмент
Слайд 26 Виды деятельности в журналистике
литературно-познавательная, авторская
программно-аналитическая, продюсирование
социально-организаторская
редакторская, производственно-технологическая
(гл. 5): что можно?
права
и обязанности журналиста
Регламентирует отношения журналиста
с обществом
Искать, запрашивать и распространять информацию
Посещать учреждения
Общаться с должностными лицами
Посещать места событий
Производить записи
Высказывать оценки
Проверять информацию
Подписывать тексты
Соблюдать устав редакции
Слайд 28 Профессиональные кодексы:
что должно?
Устанавливают ответственность журналистики перед обществом
Писать правду
Проверять информацию
Не использовать
профессиональный статус в личных целях
Уважать личность
Уважать общечеловеческие ценности
Заботиться о престиже профессии
Слайд 29 Профессиограмма журналиста
Свойства профессии
Качества личности…
Вербальность
Медийность
Публичность/Ответственность
Познавательность
Креативность
Актуальность/Документализм
Оперативность/Мобильность
…
Стрессогенность
…
…
…
Высокая стрессоустойчивость
Журналистика:
технология или творчество?..
Профессия журналиста:
творческо –
производственная
индивидуально - коллективная
профессиональная и гражданская
«Я пишу не для
себя»
«Не могу молчать»
Производство контента
Исполнение
профессионального долга
Профессиональная
деятельность
Опора на опыт других людей
Трансляция информации
Создание текста
Выражение гражданской позиции
Профессионально незамкнутая деятельность
Опора на личный опыт
Распространение идей
Слайд 33 Карьерный рост в журналистике
(А.Колесниченко)
Типы журналистов
Ориентиры роста
Карьеристы: совершенствуются
в профессии
«Культурники»: остановились в проф. росте
и увлеклись хобби
«Разгильдяи»:
имеют вредные привычки
и часто не обладают проф.
навыками
Навыки
(повышение квалификации):
наиболее продуктивная ориентация, стабильно приводит к росту зарплаты
и повышению в должности
Деньги
Статус
Слайд 34 Виды карьеры в журналистике
Административная: корреспондент, редактор
отдела, зам. главного редактора, редактор –
увеличение количества
подчиненных.
Внутрипрофессиональная: «просто журналист», «эксперт», «звезда» – увеличение стоимости работы, которую делает журналист.
Карьера «вбок»: переход в другое издание, уход в PR, смена профессии – переоценка личных ориентиров.
Слайд 35 Личный выбор в журналистике
Знать
социальные функции журналистики
Понимать миссию журналиста
Иметь представление
о профессиональных
обязанностях журналиста
Осознавать объективные свойства профессии и ее возможности
Рационально оценивать собственные
качества и делать правильный выбор
Слайд 37 Профессиональные компетенции журналиста
что
должен знать и уметь выпускник факультета журналистики
Тартусская декларация 2006 года
Понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения.
Находить подходящие темы и аспекты, учитывая общественные и производственные цели определенных медиаканалов и СМИ.
Организовывать и планировать журналистскую работу.
Добывать информацию быстро, используя традиционные техники сбора фактов и методы исследования.
Выявлять главную информацию.
Структурировать информацию в журналистской манере.
Излагать информацию, используя соответствующий язык и эффективную журналистскую форму.
Оценивать результаты журналистской работы журналистской работы и нести за нее ответственность.
Быть готовым к сотрудничеству в команде или в редакционном коллективе.
Работать в профессиональных медиаорганизациях или в качестве фрилансера.
Главные компетенции,
которые будут востребованы в
течение ближайшего десятилетия
результаты опроса европейских профессионалов (2008-2011)
Умение выявлять главную информацию
Нести ответственность
за журналистскую работу
Работать в команде
Слайд 39 Что будет важно в ближайшее десятилетие?
Инновационные компетенции
1
Общество:
участие. Использование пользовательского контента или знаний с помощью социальных медиа и интернет-сообществ
2
Редакционный процесс : открытость, транспарентность. Гарантия надежности, метод открытой работы
3
Контент: навигация. Предложение релевантного и надежного контента, в котором используется детальный анализ в выразительном контексте
4
Форма: повествование. Использование разных способов изложения в привлекательной и удобочитаемой манере.
5
Платформа: кроссмедиа. Распределение контента в разных медиа наиболее эффективным способом.
6
Профессия: предпринимательство. Умение сосредоточиться на инновационных подходах с учетом экономики профессии
Слайд 40 Возвращение к истокам:
Важность базовых компетенций
(«открытость и надежность», «навигация»)
стремление к достоверности информации
ответственность перед аудиторией
обладание аналитическими навыками
чувство важности информации
Слайд 41Журналистика как профессия
Практическое занятие
воспринимаете
современного российского журналиста?
Результаты опроса
Слайд 43Престиж профессии
Работать журналистом в нашей стране престижно – 63%
Непрестижно
- 16%
Затруднились ответить – 21%
Слайд 44Уважение к профессии
Уважают - 53%
Не уважают – 27%
Не имеют мнения
– 20%
Слайд 45Журналистика – тяжелая профессия
Тяжелая работа - 87%
Легкая работа – 4%
Не
знают – 9 %
Слайд 46Профессиональный уровень
Вырос – 45%
Снижается - 8%
Не изменился -
23%
Затруднились ответить – 24%
Слайд 47Объективность журналистики
Объективно освещают происходящее - 48%
Необъективно - 32%
Затруднились с
ответом – 20%
Слайд 48Доверие к журналистам
Доверяют - 44%
Не доверяют - 41%
Затруднились с
ответом - 15%
Слайд 49Влияние журналистики на общество
Позитивное - 45%
отрицательное - 13%,
Отсутствие
влияния – 23%
Затруднились ответить 19%
Слайд 50Профессиональные компетенции журналиста
опрос - задание
Ознакомьтесь с перечнем базовых компетенций журналиста.
Выделите наиболее важные (3) – на ваш взгляд.
Внимательно изучите список
инновационных компетенций. Оцените каждую по 10-балльной шкале (графа справа).
Слайд 51 Кейс-стади:
российский взгляд на компетенции
Прочтите текст о 10 журналистах. Какие
профессиональные компетенции, по мнению российского профессионального сообщества (версия журнала «Русский
репортер»), сделали их лучшими в профессии?