Слайд 1Особенности личности и свойства нервной системы
Слайд 2Связь способностей с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Познавательные
способности и типологические особенности
Многосторонняя роль типологических особенностей свойств нервной системы
в общем плане состоит в объяснении того, каким образом физиологические особенности влияют на психологические феномены (деятельность и поведение).
Слайд 3Связь внимания с типологическими особенностями
Разные свойства внимания
связаны с разными типологическими особенностями. Концентрация внимания лучше у лиц
с сильной нервной системой (Л.Б. Ермолаева-Томина,1959; Н.С. Уткина,1972), а переключение внимания (при установке работать в свободном темпе) – у лиц со слабой нервной системой (В.П. Умнов,1980).
Концентрация внимания зависит также от баланса нервных процессов , а переключение внимания – от подвижности нервных процессов.
Однако, многое зависит от того, в каких условиях протекает деятельность.
Слайд 4Связь памяти с типологическими особенностями
Произвольная память на числа, геометрические фигуры,
рисунки, слова выше у лиц с инертностью нервных процессов и
низкой лабильностью (Э.А. Голубева, Е.П. Гусева, С.А. Изюмова, 1977). В то же время непроизвольная память лучше у лиц с высокой лабильностью нервной системы.
Слайд 5Связь памяти с типологическими особенностями
Слайд 6Связь восприятия с типологическими особенностями
Характеристики восприятия(особенно зрительного), такие как объем,
быстрота, точность, существенно влияют на эффективность деятельности, в частности –
на создание представления (зрительного образа) о том или ином физическом упражнении, двигательном действии. Быстрота формирования представления физического упражнения, как показано В.П.Умновым, зависит от типологических особенностей проявления свойств нервной системы, средней выраженности подвижности возбуждения и торможения, преобладания «внешнего» торможения (у мужчин) и уравновешенности по «внутреннему» балансу (у женщин).
Слайд 7Волевые качества и свойства нервной системы
Во
многих видах деятельности проявляется такое волевое качество, которое в спорте
называют терпеливостью. Она проявляется в способности человека работать, не снижая интенсивности (за счет воли), если по ходу работы у него возникают трудности (недостаток кислорода, утомление).
Слайд 8Волевые качества и свойства нервной системы
• Более терпеливыми оказываются субъекты, имеющие
сильную нервную систему, инертность возбуждения, преобладание торможения по «внешнему» балансу
и преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу (М.Н. Ильина,1972). Этот же типологический комплекс влияет и на проявление упорства (Е.П. Ильин, Е.К. Фещенко,1999).
• Сопоставление типологических комплексов, влияющих на разные волевые качества, показывают, что между ними нет тождества. Отсюда следует вывод, что природная основа разных волевых проявлений различна, поэтому субъект не может проявлять одинаковую силу воли в различных ситуациях.
Слайд 9Устойчивость к неблагоприятным состояниям и типологические особенности
Во
многих случаях эффективность деятельности зависит от того, какие психофизиологические состояния
возникают у человека. Некоторые из этих состояний с точки зрения переживаний неприятны человеку, снижают эффективность его деятельности (психическое напряжение и утомление, монотония и психическое пресыщение).
Слайд 10Психоэмоциональное напряжение и типологические особенности
При небольшой и средней степени
психоэмоционального напряжения эффективность деятельности возрастает у всех людей, независимо от
их типологических особенностей.
Однако при большом напряжении раньше ухудшается эффективность деятельности у лиц со слабой НС.
Субъекты с сильной НС оказываются более устойчивыми к психоэмоциональному напряжению.
Слайд 11Состояние утомления и типологические особенности свойств нервной системы
Истинным критерием наступившего
утомления выступают физиологические изменения в организме и появляющееся в связи
с этим чувство усталости. У лиц с сильной нервной системой утомление наступает раньше, чем у лиц со слабой нервной системой. Объяснить это можно тем, что последние расходуют энергию более экономно (Р.Д. Кадыров, 1987).
Слайд 12Состояние фрустрации
После серии неудач у человека может возникнуть состояние фрустрации.
У лиц с сильной НС это состояние развивается, как правило
лишь после длительного периода неудач и чаще выражается в стенических реакциях, т.е. в желании доказать, что преследующие его неудачи случайны. У лиц со слабой нервной системой состояние фрустрации возникает и при небольших и не очень частых неудачах и проявляется в форме астении и желании бросить даже любимое занятие. Поэтому они нуждаются в подбадривании, в обстоятельном обсуждении причин неудачи и способов устранения этих причин, в постановке конкретных и достижимых на данном этапе целей.
Слайд 13Регуляция состояний субъектов с разными типологическими особенностями
Регулирующие
воздействия психологов, врачей, педагогов на людей могут быть многообразными. Различны
и реакции на эти воздействия. Одни люди более внушаемы, поэтому легче подвергаются регулирующим воздействиям других людей (внушаемость выше у лиц со слабой НС, Ю.Е. Рыжкин, 1977), другие менее внушаемы. Лица с сильной нервной системой больше ориентируются на собственное мнение.
Слайд 14
Регуляция состояний субъектов с разными типологическими особенностями
Слайд 15Связь свойств темперамента и личности со свойствами нервной системы
В
настоящее время в большинстве исследований изучаются не типы темперамента, а
его свойства, состав и методы изучения которых у разных авторов очень расходятся. Это значительно затрудняет решение вопроса о том, какие типологические особенности с какими свойствами темперамента связаны.
Больше всего публикаций посвящено экстраверсии-интроверсии, но большая часть этих статей носит теоретический характер.
Слайд 16Связь умственной работоспособности со свойствами нервной системы учащихся
Существует два смысла
термина «работоспособность». Работоспособность в широком смысле слова означает тот максимум
работы, который в состоянии выполнить человек (Г.Леман). Известно, что этот максимум зависит от целого ряда субъективных и объективных факторов. К субъективным относятся знания, умения, способности, мотивы, волевые усилия, функциональная выносливость нервной системы и организма в целом. К объективным – методические организационные, гигиенические и другие условия, которые не зависят от учащегося.
Слайд 17Связь умственной работоспособности со свойствами нервной системы учащихся
• В протекании умственной
деятельности имеются большие индивидуальные различия. Одни учащиеся способны работать без
микропауз для отдыха в несколько раз дольше, чем другие.
• Экспериментальные данные привели к выводу о том, что продуктивность умственной деятельности на макроинтервалах времени определяется выносливостью нервных клеток на коротких интервалах.
Слайд 18Разные авторы ( Т.Н. Ушакова, Ф.Д. Горбов, Т.И. Тепеницына, Н.Е.
Малков) подмечали близкие явления в различных психических процессах : сенсорно-моторных
реакциях, восприятии, мышлении. Эти исследования говорят об одном – непрерывная целенаправленная деятельность «прерывается» кратковременными паузами и ошибками. Задержки и ошибки, очевидно, определяются не психологическими, а физиологическими факторами. Иначе нельзя было наблюдать столь закономерную картину в характере протекания умственной деятельности человека.