Слайд 1Особенности написания мини-сочинения
Слайд 2Мини-сочинение – предполагает наличие связанных между собой рассуждений на определенную
тему.
Слайд 3Начальный этап написания мини-сочинения – формулирование на основе высказывания одной
или нескольких основных идей, которые должны, с одной стороны, отражать
смысл высказывания, а с другой – раскрываться в содержании мини-сочинения с опорой на теоретические знания и факты общественной жизни и личного социального опыта.
Формулировка задания не требует выражения согласия/несогласия с мнением автора высказывания.
Слайд 4Раскрывая сформулированную идею(-и), необходимо использовать соответствующие понятия и теоретические положения,
рассуждать, делать выводы.
Слайд 5Необходимо иллюстрировать свои идеи, рассуждения, выводы фактами социальной жизни и
личного социального опыта, в качестве примеров могут приводиться модели социальных
ситуаций. При этом указываются источники примеров: общественная жизнь, личный социальный опыт, различные учебные предметы.
Слайд 6Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную
основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно
связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
Слайд 7Требования к качеству приводимых фактов/примеров:
«сформулирован развернуто» предполагает, что не надо
ограничиваться простым называнием какого-то факта, примера: «Примером этого может служить
моя мама» или «Иван Грозный». Требуется развернуто (детализировано, обстоятельно и т.п.) показать, как в жизненной ситуации его мамы или фактах биографии Ивана Грозного проявляются те или иные сформулированные выпускником положения, рассуждения, выводы.
Слайд 8«подтверждать обозначенные основные идеи, теоретическое положение, рассуждение или вывод» /
«Явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом» указывает на очевидную
содержательную связь примера с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом. Указание на то, что пример должен подтверждать обозначенную идею…» добавлено для того, чтобы в еще большей степени акцентировать внимание на связи приводимых примеров с теоретическим содержанием мини-сочинения.
Слайд 9«по своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны
дублировать друг друга)». Требование добавлено в 2019 г. для повышения
качества мини-сочинений. Рекомендуется ориентироваться на то, чтобы при написании мини-сочинения иллюстрировать примерами различные по содержанию положения, рассуждения. Это позволит избежать рядов однотипных примеров, допустим, детей-маугли (в Индии нашли девочек, воспитанных волками; в Z области брошенную мамой девочку воспитала кошка и т.д.).
Слайд 10Упрощенная схема мини-сочинения:
идея;
рассуждения с использованием понятий, теоретических положений;
примеры.
Слайд 11Раскрытие смысла высказывания
Раскрытие смысла предполагает верное выделение основной идеи, связанной
с содержанием обществоведческого курса и/или формулировку тезиса в контексте высказывания,
который требует обоснования.
При проверке эксперт сопоставляет эту основную идею(-и) / этот основной тезис с выбранным выпускником высказыванием. Даже если выпускник не обозначил четко основную идею, какой-то тезис он все же обосновывает. Иначе возникают вопросы: о чем он пишет? и, главное, зачем? Поэтому однобалльный критерий 29.1, по традиции, является определяющим: «Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов».
Слайд 12По сравнению с предыдущими годами для ЕГЭ 2019 г. более
детально, с учетом выявленных при проверке работ ЕГЭ 2018 г.
проблем установлены условия выставления 0 баллов по данному критерию. 0 баллов по данному критерию и за ответ в целом выставляется в следующих случаях:
смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован;
выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания;
произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфику предложенного высказывания;
раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведенного высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.
Слайд 13Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических
положений
Под теоретическим содержанием мини-сочинения понимается объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и
корректность теоретических положений. Максимальный балл по критерию – 2. Отметим, что разработчики КИМ сознательно отказались от указания точного количества ключевых понятий, теоретических положений, поскольку эта формализация приведет к очевидному снижению качества ответов. Также понятно, что разные темы исходно предполагают использование неодинакового количества ключевых понятий.
Слайд 14Условия выставления 2 и 1 балла достаточно детально прописаны в
критериях. В условии на 0 баллов даны уточнения о том,
при каких обстоятельствах делается вывод об отсутствии теоретического содержания мини-сочинения:
смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснен, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания;
приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания.
Слайд 15Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов
Данным критерием оценивается
логика, обоснованность рассуждений выпускника (если таковые рассуждения имеются): насколько его
рассуждения, выводы последовательны и непротиворечивы, обоснованы и достоверны с точки зрения научного обществознания.
Слайд 16Темами мини-сочинения выступают высказывания ученых, деятелей культуры, публицистов, общественных и
государственных деятелей, философов прошлого и нашего времени. Критерии оценивания мини-сочинения
не требуют знания биографии и политических/религиозных/научных идей авторов высказываний, а также раскрытия предмета и объекта исследования выбранной социально-гуманитарной науки (например, не надо писать «социология/политология/экономика – это наука о…»).