Разделы презентаций


Особенности психологического сопровождения развития подростков

Содержание

СодержаниеПодростковый возрастВременные рамки периодаПсихологическая характеристика возрастаПроблемы подростковПсихологическое консультированиеПсихологическое консультирование подростковПринципы работы консультанта с подросткомСпособы проведения консультирования подростковЭтапы психологического консультированияЗаключение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Особенности психологического сопровождения развития подростков
Выполнила студентка 1 курса, гр. 4
Профиля

«Начальное образование»
Олейникова ю. в.
Преподаватель: асс. МАргунова Ю. А.
ФГАОУ ВО «Южный

федеральный университет»
Академия психологии и педагогики
Кафедра начального образования

Ростов-на-Дону
2019

Особенности психологического сопровождения развития подростковВыполнила студентка 1 курса, гр. 4Профиля «Начальное образование»Олейникова ю. в.Преподаватель: асс. МАргунова Ю.

Слайд 2Содержание
Подростковый возраст
Временные рамки периода
Психологическая характеристика возраста
Проблемы подростков
Психологическое консультирование
Психологическое консультирование подростков
Принципы

работы консультанта с подростком
Способы проведения консультирования подростков
Этапы психологического консультирования
Заключение


СодержаниеПодростковый возрастВременные рамки периодаПсихологическая характеристика возрастаПроблемы подростковПсихологическое консультированиеПсихологическое консультирование подростковПринципы работы консультанта с подросткомСпособы проведения консультирования подростковЭтапы

Слайд 3Подростковый возраст
Подростковый возраст - особый период онтогенетического развития человека, своеобразие

которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью.

Подростковый возрастПодростковый возраст - особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между

Слайд 4Временные рамки периода
Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого

подростка они индивидуальны.
Принято считать, что его начало приходится на 11-12

лет, а заканчивается по-разному: от 15 до 17-18 лет.
Временные рамки периодаГраницы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны.Принято считать, что его начало

Слайд 5Психологическая характеристика возраста
Ведущая деятельность - общение со сверстниками. Характерно господство

детского сообщества над взрослым.
Главные новообразования: открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание

своей индивидуальности. Стремление быть и считаться взрослым. Становление самосознания.
Л. И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни.
У подростков отмечается неустойчивость в эмоциональной сфере. Для них характерна легкая возбудимость, смена настроений и переживаний. У подростка возникают трудности в отношениях со взрослыми в силу его негативизма и упрямства.
Психологическая характеристика возрастаВедущая деятельность - общение со сверстниками. Характерно господство детского сообщества над взрослым.Главные новообразования: открытие

Слайд 6Проблемы подростков
Отделение от семьи;
Формирование половой идентичности;
Общение со сверстниками;

Проблемы подростковОтделение от семьи;Формирование половой идентичности;Общение со сверстниками;

Слайд 7Проблемы подростков
Ситуация развития предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной

среде. Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего

психо-социального развития получает статус «трудного».
Факторами риска являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешне-социальное окружение.
Проблемы подростковСитуация развития предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый

Слайд 8Психологическое консультирование
Психологическое консультирование - один из видов оказания психологической помощи

«в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений». (Словарь А. В.

Петровского, М. Г. Ярошевского)
Психологическое консультированиеПсихологическое консультирование - один из видов оказания психологической помощи «в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений».

Слайд 9Психологическое консультирование подростков
Типичными запросами в консультировании детей подросткового возраста является:
1)

консультирование по проблемам трудностей в обучении и школьной дезадаптации;
2) консультирование

по вопросам преодоления кризиса подросткового возраста;
3) консультирование по вопросам нарушения межличностных отношений;
4) консультирование по проблемам дисгармонийности характера;
5) консультирование по развитию самосознания подростков.
Психологическое консультирование подростковТипичными запросами в консультировании детей подросткового возраста является:1) консультирование по проблемам трудностей в обучении и

Слайд 10Принципы работы консультанта с подростком
1) Принятие подростка таким, какой он

есть;
2) Использование на протяжении всего курса работы положительного подкрепления и

выявление позитивных сторон личности подростка;
3) Работа с подростком в ролевой позиции ВЗРОСЛЫЙ-ВЗРОСЛЫЙ;
4) Эталонное поведение (умение воспроизводить все игры, быть образцом мужского или женского пола);
5) Обязательно в конце занятия должно быть проведено обобщение всего происходящего на занятиях. Анализ должен делать не только подросток, но и консультант (на него ложится основная нагрузка, он обобщает);
6) Поиск и предоставление информации для работы с проблемной ситуацией;
7) Использование подсказки, различных приемов и игровых средств для стимуляции спонтанной активности.
Принципы работы консультанта с подростком1) Принятие подростка таким, какой он есть;2) Использование на протяжении всего курса работы

Слайд 11Способы проведения консультирования подростков
Схема консультации

Способы проведения консультирования подростковСхема консультации

Слайд 12Этапы психологического консультирования
Подготовительный этап. Завоевание доверия.
Недостаточное доверие к психологу

снижает эффективность работы. Здесь важно, чтобы психолог вел себя как-то

иначе, чем взрослые из реальной жизни подростка, сам демонстрировал доверие к подростку. Тогда рядом с другим взрослым подросток, возможно, попробует другое поведение.
Этапы психологического консультированияПодготовительный этап. Завоевание доверия. Недостаточное доверие к психологу снижает эффективность работы. Здесь важно, чтобы психолог

Слайд 13Этапы психологического консультирования
I этап
На этом этапе параллельно с углублением доверия

можно пробовать переходить к психологической работе с подростком, предлагая ему

задания или темы для разговоров, но не ускорять этот процесс, уважительно относиться к темпу, задаваемому подростком.
Предпочтительней побуждать подростка к играм, поскольку они дают возможность более спонтанного поведения, более ярких чувств. При совмещении с другими методами, в том числе с разговорами, это быстрее приводит к выработке новых моделей взаимоотношений и поведения.
Этапы психологического консультированияI этапНа этом этапе параллельно с углублением доверия можно пробовать переходить к психологической работе с

Слайд 14Этапы психологического консультирования
II этап - появление у подростка желания изменений

и начало открытого выражения чувств.
Задача работы - приведение в соответствие

картины актуальной ситуации ребенка с тем, что излагает взрослый, если, конечно, нарисованная взрослым картина объективна.
Особое внимание нужно уделить выражению чувств подростка, стимуляции его спонтанности.
Этапы психологического консультированияII этап - появление у подростка желания изменений и начало открытого выражения чувств.Задача работы -

Слайд 15Этапы психологического консультирования
III этап - работа над глубинными проблемами подростка.

Первая

группа проблем - это проблемы, имеющие истоки в детстве (младенческом,

раннем, дошкольном, младшем школьном возрасте), которые обостряются началом нормативного личностного кризиса (идентичности) и семейного кризиса (отделения подростка от семьи).

Вторая группа проблем -это проблемы, впервые возникшие в подростковом возрасте, связанные с ранее названными кризисами.

Этапы психологического консультированияIII этап - работа над глубинными проблемами подростка.Первая группа проблем - это проблемы, имеющие истоки

Слайд 16Этапы психологического консультирования
III этап - работа над глубинными проблемами подростка.

Первая

группа проблем может проявляться как наличие у подростков чувства незащищенности,

повышенной потребности в признании со стороны окружающих, разочарования от невозможности соответствовать родительским ожиданиям, принятие дисфункциональной роли.

Вторая группа – это:
- коммуникативные трудности со сверстниками;
- коммуникативные трудности со взрослыми;
- диффузное представление о себе.

Этапы психологического консультированияIII этап - работа над глубинными проблемами подростка.Первая группа проблем может проявляться как наличие у

Слайд 17Методы и приемы психологического консультирования подростков
Методический прием "Давай думать вместе!"
Перед

психологом - подросток или старший школьник с пассивной установкой. Чтобы

нейтрализовать устремление школьника на получение готового совета и активизировать его поведение, психолог начинает консультацию следующими словами: «Давай попробуем вместе решить твою проблему! Готового решения я предложить не могу, мы будем обсуждать вопросы, связанные с твоей проблемой, и вместе искать решение. Было бы здорово, если бы у нас получился разговор равных людей. Анализируя твои проблемы, я могу также испытывать сложности, как и ты. Правда, у меня есть профессиональные знания и жизненный опыт. Я постараюсь помочь тебе. Но решение необходимо принимать тебе самому».
Методы и приемы психологического консультирования подростковМетодический прием

Слайд 18Методы и приемы психологического консультирования подростков
Методический прием "Психологический контакт"
Обстановка беседы

должна располагать учащегося к общению и способствовать тому, чтобы он

действительно почувствовал себя психологически равноправным со взрослым. Если же психолог начинает беседу словами: "Ну, что у тебя опять случилось?' произнесенными "учительским голосом", со строго-формальным выражением лица, у клиента "сработает" установка взаимоотношений типа "учитель-ученик" и психологической беседы не получится. Для налаживания начального эмоционально-положительного психологического контакта желательно задать подростку или старшему школьнику несколько нейтральных вопросов (о новом музыкальном ансамбле, кинофильме и др.). С первых же минут встречи необходимо показать, что консультант видит в своем юном партнере по общению не только клиента, но прежде всего интересного собеседника.
Методы и приемы психологического консультирования подростковМетодический прием

Слайд 19Заключение
В данной работе были указаны основные психологические особенности детей подросткового

возраста, их типичные психологические проблемы и особенности работы психолога с

ними.
Таким образом, подросток стремится к самостоятельности, отделению от родителей, обретению своего места в мире, познанию себя. Ограничение его деятельности, отсутствие перестройки взаимодействия в семье в сторону предоставления подростку большей ответственности, самостоятельности в принятии решений отрицательно влияет на поведение и чувства подростка. Он может еще больше отдалиться от родителей, впасть в депрессию, уйти из дома и т.п.
Поэтому родителям и психологам особенно важно при общении с подростком перейти на партнерские отношения, уважать его личность и стремление быть взрослым.


ЗаключениеВ данной работе были указаны основные психологические особенности детей подросткового возраста, их типичные психологические проблемы и особенности

Слайд 20Список использованных источников
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт.

- М.: Академия, 2003.
2. Дольто Ф. На стороне подростка.

- СПб., 1997.
3. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1982.
4. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия.- М.: Академический Проект, 2002.
5 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2004.
6. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учебник для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2001.
7. Спиваковская А.С. Как быть родителями. Психология родительской любви. - М., 1986.
8. Столяренко Л.Д. Психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
9. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М.: Изд. центр «Академия», 2006.
10. Хухлаева О.В. Психология подростка. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.
Список использованных источников1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт. - М.: Академия, 2003. 2. Дольто Ф.

Слайд 21Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика