Разделы презентаций


Отечественная история

Содержание

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ: ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ. РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В СТРАНЕ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Отечественная
история

Отечественнаяистория

Слайд 2ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ:
ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ.

РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА
В СТРАНЕ

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ: ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ. РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В СТРАНЕ

Слайд 4Россия
в 19 веке:
особенности развития

Россия в 19 веке:особенности развития

Слайд 5Алекса́ндр I Павлович Благословенный
(1777— 1825) — император и самодержец Всероссийский

(с 12 (24) марта 1801 года), протектор Мальтийского ордена (с

1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года) старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны
Алекса́ндр I Павлович Благословенный(1777— 1825) — император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), протектор

Слайд 9Венский конгресс
Россию на конгрессе представляли Александр I, К. В. Нессельроде

и
А. К. Разумовский (в работе спецкомиссий принимал участие Иоганн

фон Анштетт);
Великобританию — Р. С. Каслри и А. У. Веллингтон;
Австрию — Франц I, К. Меттерних,
Пруссию — К. А. Гарденберг,
В. Гумбольдт,
Францию — Шарль Морис де Талейран-Перигор
Португалию — Педро де Соуза Гольштейн де Палмела
Венский конгрессРоссию на конгрессе представляли Александр I, К. В. Нессельроде и А. К. Разумовский (в работе спецкомиссий

Слайд 1116 августа 1823 года Александр распорядился составить секретный манифест, в

котором принял отречение брата Константина от престолонаследия и признал в

качестве законного наследника младшего брата, Николая.
16 августа 1823 года Александр распорядился составить секретный манифест, в котором принял отречение брата Константина от престолонаследия

Слайд 13Константин Павлович (1779-1831) — российский государственный и военный деятель, великий

князь.
Сын Павла I. Участвовал в Итальянском и Швейцарском походах

А. В. Суворова, за что получил от отца титул цесаревича. Участвовал в походах 1805г., 1806—1807гг., 1812—1814гг. С 1814г. фактически являлся наместником Польши.
В 1822г. стал главнокомандующим Польской армией.
Правление Константина в Польше закончилось восстанием 1830-1831гг.
В 1796г. женился на принцессе Юлиане-Генриетте-Ульрике (Саксен-Заальфельд-Кобургской) принявшей имя Анна Федоровна.
Брак закончился разводом.
В 1820 г. вступил в морганатический брак с графиней Ж. А. Грудзинской, вынужден был но настоянию Александра I отречься от права на престол в пользу младшего брата Николая. Умер в Витебске от холеры.

Константин Павлович

Константин Павлович (1779-1831) — российский государственный и военный деятель, великий князь. Сын Павла I. Участвовал в Итальянском

Слайд 14Никола́й I Па́влович
(1796 — 1855) — император Всероссийский с

14 декабря (26 декабря) 1825 по 18 февраля (2 марта)

1855 года, царь Польский и великий князь Финляндский.
Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II.
Никола́й I Па́влович (1796 — 1855) — император Всероссийский с 14 декабря (26 декабря) 1825 по 18

Слайд 15«Божиею поспе́шествующею милостию
Мы НИКОЛАЙ Первый,
Император и Самодержец Всероссийский,

Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский,

Царь Сибирский, Царь Херсониса-Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский, Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных;
Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли́, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея Северныя стороны Повелитель и Государь Иверския, Карталинския, Грузинския и Кабардинския земли́, и Армянския Области;
Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель;
Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарский и Ольденбургский
и прочая, и прочая, и прочая».

Полный титул Николая I
как императора, после присоединения
в 1828 году Армянской области:

«Божиею поспе́шествующею милостию Мы НИКОЛАЙ Первый, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь

Слайд 25
ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОГО
ЭТАПА:

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОГО ЭТАПА:

Слайд 28Новые формы организации производства быстро внедрялись в легкой промышленности. Машинное

оборудование было заграничного происхождения и ввозилось в основном из Англии

и Бельгии.
Однако начала зарождаться и отечественная машиностроительная промышленность (Петербург, Нижний Новгород).
Новые формы организации производства быстро внедрялись в легкой промышленности. Машинное оборудование было заграничного происхождения и ввозилось в

Слайд 33По описанию современников, Николай I был
«солдат по призванию,
солдат по

образованию, по наружности и по внутренности».

По описанию современников, Николай I был «солдат по призванию,солдат по образованию, по наружности и по внутренности».

Слайд 34Консервативно-монархическое направление. Россия, согласно этой теории, — это самобытная страна,

основами бытия которой являются самодержавие; православие, исконное воплощение его духовности

и надежная опора единовластия монарха; народность, неразрывно связующая самодержца и общество. В монархии сосредоточены интересы страны и народа, вот почему необходимы не отказ от самодержавного принципа управления, а его всемерное укрепление, не преобразования, а сохранение существующего порядка, не оглядка на Европу, а борьба с «крамолой».
Консервативно-монархическое направление. Россия, согласно этой теории, — это самобытная страна, основами бытия которой являются самодержавие; православие, исконное

Слайд 35Формой существования либеральных и революционных идей в 30—40-е гг. стали

немногочисленные кружки.
Именно в них определилась идеология основных течений русского

либерализма тех лет — западничества и славянофильства.
И западники, и славянофилы отрицали революционные способы переустройства страны, возлагая главные надежды на силу общественного мнения и готовность власти к преобразованиям. Идеал для западников — Петр I, решительно двинувший страну на европейский путь, попытавшийся преодолеть ее вековое отставание. Славянофилы напротив, к личности и деятельности Петра I относились весьма критически. Он нарушил исконную самобытность России. Славянофилы считали необходимым отменить крепостничество, восстановить утраченную связь народа и самодержавной власти, возродить Земские соборы, поддержать крестьянскую общину, освободить ее от опеки помещиков и чиновников.
Формой существования либеральных и революционных идей в 30—40-е гг. стали немногочисленные кружки. Именно в них определилась идеология

Слайд 36Революционное направление общественной мысли в 30-е гг. развивалось под влиянием

идей декабристов.
Но 40-е гг. характер революционной мысли изменился. Все

большую популярность приобретали социалистические учения. Глубокое влияние этих учений испытал и А. И. Герцен, увлекавшийся также теориями западников.
Отмена крепостного права, наделение крестьян землей, считал Герцен, приведут Россию к социализму.
Революционное направление общественной мысли в 30-е гг. развивалось под влиянием идей декабристов. Но 40-е гг. характер революционной

Слайд 38В период царствования Николая I Россия участвовала в войнах: Кавказской

войне 1817—1864,
Русско-персидской войне 1826—1828,
Русско-турецкой войне 1828-29, Крымской войне

1853-56.

«Северный колосс». Французская карикатура на Николая I и Крымскую войну

В период царствования Николая I Россия участвовала в войнах: Кавказской войне 1817—1864, Русско-персидской войне 1826—1828, Русско-турецкой войне

Слайд 39Крымская война

Крымская война

Слайд 40Начало войны с Турцией в 1853 году было ознаменовано блестящей

победой русского флота под командованием адмирала
П. С. Нахимова, разгромившего

противника в Синопской бухте.
Это был последний крупный бой парусного флота.
Начало войны с Турцией в 1853 году было ознаменовано блестящей победой русского флота под командованием адмирала П.

Слайд 48
Основные положения крестьянской
реформы:

Основные положения крестьянской реформы:

Слайд 49ВЫВОД

ВЫВОД

Слайд 51
К особенностям и характерным чертам второго этапа промышленного переворота относят

то,
что он:

К особенностям и характерным чертам второго этапа промышленного переворота относят то, что он:

Слайд 55ВЫВОДЫ:

ВЫВОДЫ:

Слайд 58ВЫВОД
Промышленный переворот,
т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на

ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением

машин, начался в России в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в.
Новым явлением стало формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата.
ВЫВОДПромышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному

Слайд 64IV.Закончен экономический раздел мира на сферы влияния

IV.Закончен экономический раздел мира на сферы влияния

Слайд 65V. Закончен территориальный раздел мира. Начинается борьба за его передел

V. Закончен территориальный раздел мира. Начинается борьба за его передел

Слайд 67КУЛЬТУРА РОССИИ В I ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА:
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА,
ЕВРОПЕЙСКИЕ

ВЛИЯНИЯ.

КУЛЬТУРА РОССИИ В I ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: НАЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА, ЕВРОПЕЙСКИЕ ВЛИЯНИЯ.

Слайд 75КАК ОБУСТРОИТЬ РОССИЮ
???

КАК ОБУСТРОИТЬ РОССИЮ???

Слайд 76Характерные черты политической мысли
времен промышленного переворота.
Во главу угла

поставлен вопрос - социальные последствия промышленной революции. Обостряются противоречия труда

и капитала.
Происходит формирование идеологий власти, обосновывается необходимость разделения властей.
Дается характеристика правового государства, формируется механизм буржуазной демократии, а также соответствующие концепции прав и свобод человека.

Первая паровая машина Томаса Севери

Характерные черты  политической мысли времен промышленного переворота. Во главу угла поставлен вопрос - социальные последствия промышленной

Слайд 77Политические учения первой половины XIX в.
Политическая мысль сконцентрирована на

борьбе с феодализмом и поиске лучших (чем реальный капитализм) путей

исторического развития России. Основные идеи:
- обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя России;
критика деспотизма в организации государственной власти; необходимость конституционной монархии, разделения властей, правового государства;
поиск путей развития (самобытных или общеевропейских)

М.М.Сперанский, Н.М.Карамзин, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, К.С.Аксаков, А.С.Хомяков, В.И.Вернадский,

К.С.Аксаков

А.С.Хомяков

В.И.Вернадский

Б.Н.Чичерин

П.И.Пестель

Особенности и характерные черты

Представители

Политические учения первой половины XIX в. Политическая мысль сконцентрирована на борьбе с феодализмом и поиске лучших (чем

Слайд 78
ИДЕОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
В РОССИИ
В I ПОЛОВИНЕ
XIX

ВЕКА
В I половине ХIХ в. в России обострилась общественно-политическая борьба,

суть которой составляла дальнейшая судьба страны.
Консерваторы выступали за сохранение и упрочнение существовавших порядков,
либералы предлагали их постепенное реформирование (эволюционный путь развития страны),
радикалы настаивали на коренной ломке политической системы (революционный путь).
Все они были убеждены, что заботятся о благе и процветании страны.
ИДЕОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В I ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКАВ I половине ХIХ в. в России

Слайд 80Представители радикального направления оказались более активными.
С 1811 г. по

1825 г. в России существовало более 30 тайных революционных организаций

дворян.
В 1816 г. возникло тайное общество будущих декабристов - "Союз спасения", а в 1818 г. - "Союз благоденствия".
В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество, создателем и руководителем которого стал
П. И. Пестель.
В 1822 г. в Петербурге было создано Северное общество, лидерами его стали Н. М. Муравьев, К. Ф. Рылеев, С. П. Трубецкой, М. С. Лунин.
Основными конституционными проектами стали "Конституция" Н. М. Муравьева и "Русская правда" П. И. Пестеля.
Представители радикального направления оказались более активными. С 1811 г. по 1825 г. в России существовало более 30

Слайд 81Михаил Фёдорович Орлов
(1788 —1842) — генерал-майор, декабрист, внебрачный сын

графа Фёдора Григорьевича Орлова.
В 1814 г. в Москве
М. Ф.

Орловым и
М. А. Дмитриевым-Мамоновым была создана тайная организация «Орден русских рыцарей».
Она ставила своей целью учреждение в России конституционной монархии.
По мнению Н. М. Дружинина, «Проект Дмитриева-Мамонова восходит к масонско-мистическому революционаризму эпохи Великой Французской революции».
Михаил Фёдорович Орлов (1788 —1842) — генерал-майор, декабрист, внебрачный сын графа Фёдора Григорьевича Орлова.В 1814 г. в

Слайд 82«Орден русских рыцарей»
В 1814 г. в Москве М. Ф. Орловым

и М. А. Дмитриевым-Мамоновым была создана тайная организация «Орден русских

рыцарей».
Она ставила своей целью учреждение в России конституционной монархии.
По мнению Н. М. Дружинина, «Проект Дмитриева-Мамонова восходит к масонско-мистическому революционаризму эпохи Великой Французской революции»
«Орден русских рыцарей»В 1814 г. в Москве М. Ф. Орловым и М. А. Дмитриевым-Мамоновым была создана тайная

Слайд 83«Союз спасения» (1816—1818)

«Союз спасения» (1816—1818)

Слайд 84Никита Михайлович Муравьёв
(1795-1843) — один из главных идеологов движения декабристов,

офицер, член ложи «Трёх добродетелей», капитан Гвардейского Генерального штаба.
Па́вел Алекса́ндрович

Кате́нин
(1792-1853) -русский поэт, драматург, литературный критик, переводчик, театральный деятель. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов.
С конца 1816 член декабристского Союза спасения.
Никита Михайлович Муравьёв(1795-1843) — один из главных идеологов движения декабристов, офицер, член ложи «Трёх добродетелей», капитан Гвардейского

Слайд 87Алекса́ндр Никола́евич Муравьёв
(1792 — 1863) — русский генерал, один

из основателей декабристского движения.

Алекса́ндр Никола́евич Муравьёв (1792 — 1863) — русский генерал, один из основателей декабристского движения.

Слайд 88Н. М. Муравьев выступал за конституционную монархию, в которой законодательная

власть принадлежала парламенту - "Народному вече". Избирательное право граждан ограничивалось

высоким имущественным цензом.
П. И. Пестель высказался за учреждение парламентской формы правления. Он провозгласил принцип всеобщего избирательного права.
В решении аграрного вопроса П. И. Пестель и Н. М. Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян.
Н. М. Муравьев выступал за конституционную монархию, в которой законодательная власть принадлежала парламенту -

Слайд 89Н. М. Муравьев предлагал федеративное устройство будущего российского государства, П.

П. Пестель настаивал на сохранении неделимой России. Дворянские революционеры не

только выступили с программой преобразования России, но и пытались ее осуществить, подняв восстание. 14 декабря 1825 г. Члены Северного общества вывели на Сенатскую площадь 3 тыс. солдат и матросов. Они хотели принудить Сенат принять их программный документ - "Манифест к русскому народу" и вместо присяги императору Николаю провозгласить переход к конституционному правлению. Восстание в Петербурге было разгромлено. Закончилось поражением и восстание черниговского полка (29 декабря 1825 г.), которое подняли руководители Южного общества.
Н. М. Муравьев предлагал федеративное устройство будущего российского государства, П. П. Пестель настаивал на сохранении неделимой России.

Слайд 90Николай I сурово покарал восставших.
Пять декабристов - П. И.

Пестель, Ю. Ф. Рылеев, С. Я. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин,

П. Г. Каховский - были повешены. Около 280 декабристов сослали на каторгу в Сибирь.
Основные причины поражения декабристов: ставка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, несогласованность действий, выжидательная тактика в момент восстания.
Николай I сурово покарал восставших. Пять декабристов - П. И. Пестель, Ю. Ф. Рылеев, С. Я. Муравьев-Апостол,

Слайд 91Однако восстание декабристов стало значительным событием в русской истории.
Декабристы

понимали, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы

страны, так как усугубляет отставание России от развитых стран Европы.
Пройдя Отечественную войну 1812 г., декабристы поняли, что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи.
Они впервые попытались практически изменить судьбу России.
Однако восстание декабристов стало значительным событием в русской истории. Декабристы понимали, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно

Слайд 93Тем временем на Западе (1820) произошли революции в Испании, Италии,

Португалии, Греции.
Испанский король подписал под революционным натиском манифест о

созыве кортесов (исполнительного парламента). Была восстановлена конституция.
В России тоже обострились классовые выступления.

Фердинанд VII
король Испании

Тем временем на Западе (1820) произошли революции в Испании, Италии, Португалии, Греции. Испанский король подписал под революционным

Слайд 95Восстание декабристов было последней в истории России попыткой дворцового переворота.


С разгромом декабристов Николай покончил с монополией дворян и их

основного инструмента — гвардии на реализацию государственной политики. Государственнообразующим классом России во все большей степени становится особая социальная группа — чиновничество, бюрократия.
Именно с опорой на эту силу Александру II удалось в середине ХIХ века провести отмену крепостного права и последующие реформы.

ВЫВОД:

Восстание декабристов было последней в истории России попыткой дворцового переворота. С разгромом декабристов Николай покончил с монополией

Слайд 100П. Я. Чаадаев о прошлом, настоящем и будущем России

П. Я. Чаадаев о прошлом, настоящем и будущем России

Слайд 101Попытки осознания особенности развития русского народа, русского государства, предпринимались очень

давно. Но конституция России, выдвинутая в «философических письмах» является первым

в истории русской общественной мысли документом русского национального самосознания, в котором осмысленно ведется в широком философско - историческом контексте.


Но именно попытка Чаадаева, произведенная в столь обобщающей форме, выявляющая целый ряд исторических закономерностей производящая их сопоставление с русской действительностью, и историей, подвергающая в этой связи и ту и другую острой критике - была совершенно нетрадиционной.
И в этом смысле «Философские письма» являются произведением поистине новаторским, делающим эпоху.

Попытки осознания особенности развития русского народа, русского государства, предпринимались очень давно. Но конституция России, выдвинутая в «философических

Слайд 102Петр Яковлевич Чаадаев родился в 1794 году в семье отставного

подполковника Я. П. Чаадаева и его жены Н. М. Щербатовой,

дочери историка князя М. М. Щербатова. Рано осиротел и воспитывался родственниками со стороны матери. Чаадаев учился в Московском университете, но, не закончив курса, вступил в армию и участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах. В 1821 году он подал в отставку, а с 1823 по 1826 годы жил за границей, что помешало ему участвовать в восстании декабристов. В конце 1829 года Чаадаев начинает писать по-французски трактат, позже озаглавленный им как Философические письма. Но лишь в 1836 году он смог анонимно опубликовать первое письмо в журнале Телескоп. П. Я. Чаадаев был объявлен сумасшедшим, и с него была взята подписка о том, что он ничего более писать не будет.

Биография П.Я. Чаадаева

3

Петр Яковлевич Чаадаев родился в 1794 году в семье отставного подполковника Я. П. Чаадаева и его жены

Слайд 103ИСТОРИЯ ЖИЗНИ
Родился в старинной зажиточной дворянской семье. В 1808-1811 учился

в Московском Университете, был дружен с А.С. Грибоедовым, будущими декабристами

Н. И. Тургеневым, И. Д. Якушкиным. Во время Отечественной войны 1812 г. участвовал в Бородинском сражении, ходил в штыковую атаку при Кульме, был награждён русским орденом св. Анны и прусским Железным крестом. В 1814 в Кракове был принят в масонскую ложу. В 1816 был переведён в лейб-гвардии Гусарский полк, расквартированный в Царском Селе. В доме Н. М. Карамзина Чаадаев познакомился с А. С. Пушкиным, на которого оказал громадное влияние. Не считая нравственно возможным продолжать службу после наказания близких друзей из восставшего в 1820 Семеновского полка, Чаадаев отказался от блестящей карьеры и в 1821 вышел в отставку. Вступив в общество декабристов, участия в его делах не принимал.

А.С. Пушкин

А.С. Грибоедов

ИСТОРИЯ ЖИЗНИРодился в старинной зажиточной дворянской семье. В 1808-1811 учился в Московском Университете, был дружен с А.С.

Слайд 104Творческий путь
Испытал сильнейшее влияние немецкой классической философии в лице Шеллинга,

с идеями которого познакомился во время своего путешествия по Европе

в 1823-1826 годах. В 1829-1831 создает своё главное произведение -- «Письма о философии истории» (на французском языке), за которыми закрепляется название «Философических писем». Обнародование первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвало резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлученности России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. Журнал был закрыт, а Чаадаев - объявлен сумасшедшим. Написанная Чаадаевым в ответ на обвинения в недостатке патриотизма «Апология сумасшедшего» (1837) осталась неопубликованной при жизни мыслителя.
Чаадаев оказал существенное влияние на дальнейшее развитие русской философской мысли, во многом инициировав полемику западников и славянофилов.
Творческий путьИспытал сильнейшее влияние немецкой классической философии в лице Шеллинга, с идеями которого познакомился во время своего

Слайд 105Основная тема философии П. Я. Чаадаева - историческая судьба России

- судьба, которую он понимает как синтез прошлого, настоящего и

будущего. П. Я. Чаадаева можно назвать первым русским философом, который сумел оценить всю российскую историю. Он попытался объяснить для чего существует Россия, каково ее место в мире, почему она отстает в развитии от стран Запада и каково ее будущее. Эти вопросы и по сей день остаются актуальны.

ФИЛОСОФИЯ ЧААДАЕВА

Основная тема философии П. Я. Чаадаева - историческая судьба России - судьба, которую он понимает как синтез

Слайд 106Философия
«Философическое письмо» Чаадаева (1836), опубликованное в журнале «Телескоп», дало мощный

толчок развитию русской философии. Его сторонники оформились в западников, а

его критики - в славянофилов. Чаадаев закладывает две основные идеи русской философии: стремление реализовать утопию и поиск национальной идентичности. Он обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование Высшего Разума, который проявляет себя в истории через Провидение. Чаадаев не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле», причём Царство Божье -- это метафора справедливого общества, которое уже осуществляется на Западе

Что касается национальной идентичности, то Чаадаев лишь обозначает идею самобытности России. «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, - пишет он, - мы - народ исключительный». Смысл России - быть уроком всему человечеству. Однако Чаадаев был далёк от шовинизма и веры в исключительность России. Для него цивилизация едина, а все дальнейшие попытки поиска самобытности - суть «национальные предрассудки».

Философия«Философическое письмо» Чаадаева (1836), опубликованное в журнале «Телескоп», дало мощный толчок развитию русской философии. Его сторонники оформились

Слайд 107Россия является страной аномальной, её история и деятельность складывается вопреки,

в противоречии с законами развития и существования народов.
Россия не принадлежит

не Востоку, ни Западу, она пребывает не только вне пространства, но и вне времени, и как бы выпала из исторического прогресса.
В России ничего не меняется: “Мы растем, но не созреваем, движемся вперед, но по кривой линии; то есть такой, которой не ведет к цели”.
П.Я. Чаадаев приветствует деятельное начало преобразовательную деятельность людей во имя прогресса общества и государства.
В России только открываются истины, давно известные у других народов, а то, что у других народов вошло в жизнь для нас до сих пор еще только умственная теория


П.Я. Чаадаев о прошлом, настоящем России

4

Россия является страной аномальной, её история и деятельность складывается вопреки, в противоречии с законами развития и существования

Слайд 108Чаадаев о прошлом и настоящем России
Проблема России, т.е. характеристика её

настоящего осознания и уяснение будущего, была для Чаадаева главной темой.

Можно даже сказать, что все другие проблемы - из области философии, истории, и других наук, он рассматривал в связи с этой главной темой. занимаясь ими, он высказывал много глубоких идей, но все же его интеллектуальная деятельность была направлена на решение центральной для него проблемы - России.

Чаадаева не занимают положительные стороны жизни русского народа - его внимание устремлено на поиск, выявление её пороков, несовершенств, заблуждений. Почему Россия так сильно отличается от современных западных стран, где как он полагает, уже заложены основы царства божьего на земле.

Чаадаев о прошлом и настоящем РоссииПроблема России, т.е. характеристика её настоящего осознания и уяснение будущего, была для

Слайд 109Будущее России по «Философическим письмам»
П.Я.Чаадаев заявляет: «У России не

одни только пороки, а среди народов Европы одни только добродетели,

избави бог. «Настанет пора рассуждений, мы вновь обретем себя среди человечества, хотя трудно сказать когда.»
Чтобы совершить какое – либо движение вперед «Сначала придется себе все создавать вплоть до воздуха для дыхания, вплоть до почвы под ногами, а главное уничтожить в русском раба».
Именно умственный прогресс, прогресс в образовании, в овладении передовыми идеями, внедрение их в жизнь, в первую очередь заботит Чаадаева при рассмотрении будущего России.
«Мы пришли позже других, а значит сможем сделать лучше их, чтобы не входить в ошибки, в их заблуждения и суеверия. Больше того : у меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка.»
Взгляд Чаадаева на Россию после «философических писем»: 1) 30–40е г.г.(встать во главе человечества) 2)конец 40-х г.г. и до его смерти 1856г. (лидер прогресса).

5

Будущее России по «Философическим письмам» П.Я.Чаадаев заявляет: «У России не одни только пороки, а среди народов Европы

Слайд 110В России сложились такие условия, которые невозможны для нормальной жизни

человека.
Безрадостное, лишенное человеческого смысла существование, в котором нет места личности,

Чаадаев выводит из не менее легального прошлого русского народа, давно превращенного в нравственно оцепеневший организм

Все общества пережили бурные эпохи перехода от юности к зрелости, и только в России ничего не меняется: «Мы растем, но не созреваем, движемся вперед, но по кривой линии; то есть такой, которой не ведет к цели». И в прошлом Чаадаев не отрицает такого движения, однако оно происходило почти вслепую и по преимуществу в одном измерении - в нарастании рабства. Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, потом глубокого невежества, затем свирепого и унизительного чужеземного владычества, деспотический дух которого унаследовала и позднейшая власть.

В России сложились такие условия, которые невозможны для нормальной жизни человека.Безрадостное, лишенное человеческого смысла существование, в котором

Слайд 111«Про нас можно сказать, что мы составляем исключение среди народов.

Мы принадлежим к тем из, иных, которые как бы не

входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру: то есть, урок того, как и почему народ выпадает из рода человеческого и как вновь войти в его состав».

Позиция Чаадаева идеалистична. Но идеализм этот своеобразный. Объясняя и приветствуя реформы Петра, он пишет: «Ничто великое или плодотворное в порядке общественном не появляется, если оно вызвано настоятельной потребностью, и социальные реформы удаются лишь при том условии, если они отвечают этой потребности».

«Про нас можно сказать, что мы составляем исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из, иных, которые

Слайд 112По мнению Чаадаева Россия обделена вниманием провидения, которым наделены другие

народы. Россия выведена из-под действия закона о единстве народа, единства

нет ни между русскими людьми, ни между русскими и другими народами.

Рассуждая о роли христианства в истории Запада и России, Чаадаев утверждает, что уничтожением крепостничества Запад обязан католицизму, а русский народ наоборот, попал в рабство после того, как он стал христианским, и православие не возражало против этого, одно это могло бы заставить усомниться в православии, которым мы кичимся.

Нормализация русской действительности может быть осуществлена на путях снятия всех этих антитез в порядке воспитания, аналогичного тому, какое прошло западное человечество, - воспитание по западному образцу.

По мнению Чаадаева Россия обделена вниманием провидения, которым наделены другие народы. Россия выведена из-под действия закона о

Слайд 113«Мы живем в каком - то равнодушии ко всему, в

самом тесном горизонте без прошлого и будущего. Если ж иногда

и принимаем в нем участие, то не от желания, не с целью достигнуть истинного, существенно нужного и приличного нам блага, а по детскому легкомыслию ребенка, который подымается и протягивает руки к погремушке, которую видит в чужих руках, не понимая ни смысла её, ни употребления»

«В России только открываются истины, давно известные у других народов, а то, что у других народов вошло в жизнь для нас до сих пор еще только умственная теория»

«Мы живем в каком - то равнодушии ко всему, в самом тесном горизонте без прошлого и будущего.

Слайд 1146.Будущее России по «Философическим письмам», «Апологии сумасшедшего».
В исторической науке, глубоко

укоренилось мнение о чаадаевской концепции России как пессимистической. Но Чаадаев

смотрит на будущее России с оптимизмом. Квалифицировать взгляд Чаадаева на русскую историю как пессимистический - неверно.
При всем своем критицизме, он определенно заявляет: «У России не одни только пороки, а среди народов Европы одни только добродетели, избави бог. Его мнение однозначно: «Настанет пора рассуждений, мы вновь обретем себя среди человечества, хотя трудно сказать когда.»

Самодержавие и крепостничество - вот главные пороки русской жизни, её темные, позорные пятна. По мнению Чаадаева Русские одарены природным умом. Нельзя отрицать общечеловеческую роль русского народа. Она велика, но чисто отрицательна и состоит в том, чтобы своим прошедшим и настоящим преподать народам важный урок.

6.Будущее России по «Философическим письмам», «Апологии сумасшедшего».В исторической науке, глубоко укоренилось мнение о чаадаевской концепции России как

Слайд 115Цель нравственного облагораживания была личной целью Чаадаева. Он понимал ограниченность

тех политических учений, которые достижение наилучшего образа проявления и жизни

видели единственно в воспитании мудрости и добродетелей в правителях и их помощниках.

Отмечая обстоятельства, в силу которых Россия отстала в умственном развитии, а это – обособленность сознания, Чаадаев одновременно видит в них на будущее «большие преимущества». Он выражает надежду, что русское общество, по крайней мере в лице его образованной части, начнет свое движение вновь с того места, на котором оборвалась нить, свертывающая его с другими народами западного мира. Чаадаев находит «наше положение счастливым» ибо Россия стоит перед лицом опередившего её запада. «Мы пришли позже других, а значит сможем сделать лучше их», если сумеем правильно оценить свое преимущество, и использовать опыт так, «чтобы не входить в ошибки, в их заблуждения и суеверия. Больше того: у меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка.»

Цель нравственного облагораживания была личной целью Чаадаева. Он понимал ограниченность тех политических учений, которые достижение наилучшего образа

Слайд 116Миссию России он видит в том, чтобы соединить цивилизацию Востока

и Запада.
В миссии России существует 3 момента:
1) России предстоит великое

будущее;
2) Оно может быть достигнуто сравнительно легко благодаря исторически сложившемся чертам русского характера и основанного на них механизмах развития страны – легкость проведения реформ сверху, свобода от традиций.
3) Это будущее будет представлять собой реализацию продуманно – отобранных идей, лучше западных, принципов и установлений.

Будущее России по «Апологии сумасшедшего» (1837г.)

6

Миссию России он видит в том, чтобы соединить цивилизацию Востока и Запада.В миссии России существует 3 момента:1)

Слайд 117В размышлениях Чаадаева после написания «философических писем» на первый план

выдвигается проблема России, и новое её решение отличное от прежнего.
Развитие

взглядов Чаадаева на Россию после «философических писем можно разделить на 2 этапа.

30-40е гг.

конец 40-х г.г. и до его смерти 1856г

Первый из них характеризуется оптимизмом. Он надеется на то, что Россия сможет не только быстро пойти по пути собственного прогресса, но и помочь Западу решить его проблемы, встать во главе человечества.

На втором этапе футуристическая идея дает трещину потому, что Чаадаев все определённее исключает возможность того, что при существующих в России социально-политических и нравственно-идеологических условиях она пойдет по пути прогресса и станет лидером прогресса европейского и даже общечеловеческого. Но для этого Россия должна быть подвергнута коренным преобразованиям.

В размышлениях Чаадаева после написания «философических писем» на первый план выдвигается проблема России, и новое её решение

Слайд 118Важнейшим документом, в котором выразилась эволюция взглядов на Россию, является

«Апология сумасшедшего» (1837 г.)
«Историю России, нельзя объяснить нормальными законами нашего

разума, её таинственно объясняет верховная логика провидения. Специфика же России в её, «ограниченности», особенность истории - в географическом положении»

На истолковании особенности русского народа и его истории базируется и прогноз Чаадаева о будущем России, её роли во всечеловеческом прогрессе. Миссию России он видит в том, чтобы соединить цивилизацию Востока и Запада. Россия сама не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку.
России предстоит великое будущее.
Оно может быть достигнуто сравнительно легко благодаря исторически сложившемся чертам русского характера и основанного на них механизмах развития страны - легкость проведения реформ сверху, свобода от традиций.
Это будущее будет представлять собой реализацию продуманно - отобранных идей, лучше западных, принципов и установлений.
Взгляд Чаадаева на историю, состояние и будущего России получил обоснование в его философии истории, которая, опиралась на общефилософскую систему.

Важнейшим документом, в котором выразилась эволюция взглядов на Россию, является «Апология сумасшедшего» (1837 г.)«Историю России, нельзя объяснить

Слайд 119Концепция России, выдвинутая в «Философических письмах», является первым в истории

русской общественной мысли документом русского национального самосознания, в котором осмысление

ведется в широком философско - историческом контексте.

Попытки построения концепции истории развития русского народа предпринимались и раньше, по мнению попытка Чаадаева, произведенная в столь обещающей форме, выявляющая целый ряд исторических закономерностей - была совершенно нетрадиционной.
В этом смысле «Философические письма» являются произведением поистине новаторским, делающим эпоху. В процессе построения своей теории Чаадаев сосредотачивается на многих «действительных болезнях» и несовершенствах русской жизни.

Концепция России, выдвинутая в «Философических письмах», является первым в истории русской общественной мысли документом русского национального самосознания,

Слайд 120П.Я. Чаадаев
Появление «Философических писем» в открытой печати произвело впечатление выстрела

в «темную ночь», и было с сущности первым гласным общественным

протестом такого масштаба, после того, как было подавлено восстание декабристов. Критика Чаадаевым России была по существу продолжением декабристкой критики.

Чаадаев явление крупное, самобытное, во многом определившее дальнейший ход развития русского самосознания.

П.Я. ЧаадаевПоявление «Философических писем» в открытой печати произвело впечатление выстрела в «темную ночь», и было с сущности

Слайд 121Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856)
оказал особое влияние на русскую общественную

мысль XIX века и способствовал формированию всех ее направлений и

движений в 30-40-е годы.
В его "Философических письмах" звучит пессимизм относительно прошлого и настоящего России, навеянный поражением декабристов:
"Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку. Мы принадлежим к числу тех наций, которые...существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок".

…тусклое и мрачное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства.
Ни пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти народа, ни мощных поучений в его предании… Мы живем одним настоящим, в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя.

Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) оказал особое влияние на русскую общественную мысль XIX века и способствовал формированию всех

Слайд 122А.С. Пушкин
П.Я. Чаадаев
М.Ю. Лермонтов
Общепризнанно, что Чаадаев повлиял на духовное становление

великих русских поэтов - Пушкина и Лермонтова. Именно к Чаадаеву

восходит разделение русской общественной мысли на западничество и славянофильство.

Чаадаевская концепция «истинного патриотизма» - продолжает лучшие традиции русской общественной мысли, и прежде всего декабризма.

А.С. ПушкинП.Я. ЧаадаевМ.Ю. ЛермонтовОбщепризнанно, что Чаадаев повлиял на духовное становление великих русских поэтов - Пушкина и Лермонтова.

Слайд 123Концепция России, выдвинутая в “Философических письмах”, является первым в истории

русской общественной мысли документом русского национального самосознания.
“Философические письма” являются произведением

поистине новаторским, делающим эпоху. Выявление этого комплекса, выведение его на свет общественного обсуждения – факт огромной исторической важности для русской общественной мысли.
Чаадаев повлиял на духовное становление великих русских поэтов – Пушкина и Лермонтова.
Именно к Чаадаеву восходит разделение русской общественной мысли на западничество и славянофильство.


ВЫВОДЫ

Концепция России, выдвинутая в “Философических письмах”, является первым в истории русской общественной мысли документом русского национального самосознания.“Философические

Слайд 124 Западничество и славянофильство в россии

Западничество и славянофильство  в россии

Слайд 125 Более 150 лет тому назад Россия переживала события, по

своей исторической значительности едва ли уступающие современным.
Та полная богатых

и ярких событий, но в известном смысле всё же «растительная» жизнь , которой она жила, перестала соответствовать степени её духовного возраста. В напряжённой полемике конца 20-30 гг. XIX века о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли. Главная проблема:
Является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в её отсталости или же у России особый путь и её культура принадлежит к другому типу.
Более 150 лет тому назад Россия переживала события, по своей исторической значительности едва ли уступающие современным.

Слайд 126Лидеры западничества
Герцен А. И.
Грановский Т. И.
К. Д. Кавелин
Б.

Н. Чичерин
С. М. Соловьев
В. О. Ключевский
Л. Н. Милюков

Лидеры западничестваГерцен А. И. Грановский Т. И. К. Д. КавелинБ. Н. ЧичеринС. М. СоловьевВ. О. Ключевский Л.

Слайд 127Западники считали, что будущее России состоит в ее приобщении к

европейской либеральной цивилизации, ее политическим и социально-экономическим институтам (парламенту, частной

собственности и т.д.).
В социально-политических воззрениях западников прослеживаются два течения:
1) умеренные западники (Грановский и др.) мечтали о "царстве правового порядка" и считали буржуазный парламентаризм в рамках конституционной монархии, установленной "сверху", идеальной формой государственного устройства для России;
2) представители революционного течения западников - Белинский, Герцен, Чернышевский - разрабатывали свои социалистические концепции.
Западники считали, что будущее России состоит в ее приобщении к европейской либеральной цивилизации, ее политическим и социально-экономическим

Слайд 128
Кавелин К. Д. Подчеркивал тягловый характер русской общины, неотделимый от

круговой поруки переделов земли, подрывающих трудовую мораль. По его мнению

,возникновение тягловой общины в XVII веке было связано с распространением крепостничества и являлось формой эксплуатации крестьянства и посадского населения. По мере развития общества и хозяйства община должна распадаться, уступая место частной собственности, являющейся вместе с тем и основой личностного развития людей.
Вместе с тем, Кавелин К. Д. не требовал полного уничтожения общины. Считая её противовесом тенденции к эксплуатации и угнетению, связанной с существованием частной собственности.
Архаичное и противостоящее личностному развитию начало Кавелин видел в православной церкви . Человек в ней лишён возможности развития.
История ,по мнению Кавелина, развивалась как бы отдельными толчками, сводилась к череде заимствований у Византии, Европы и татар. Не являясь подлинным целым, она не запечатлевалась в сознании народа, проходила мимо него.
Условия для органического развития и осознания своей истории Россия получила только после Петровских реформ.

Кавелин К. Д. Подчеркивал тягловый характер русской общины, неотделимый от круговой поруки переделов земли, подрывающих трудовую мораль.

Слайд 129 Западники считали, что благодаря реформам Петра I развитие индивидуального самосознания

и личного достоинства русских людей, хозяйства и культуры в России

совершилось. Необходимо лишь распространение свободных от крепостничества общественных отношений и европейской культуры в глубь народа.
Именно в Западной Европе господствовало рассудочно-отвлеченное богословие, обоснование истины путём логического сцепления понятий.
Западничество основывалось на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа.

Основные идеи западничества

Западники считали, что благодаря реформам Петра I развитие индивидуального самосознания и личного достоинства русских людей, хозяйства и

Слайд 130
Славянофи́льство - религиозно-философское течение русской общественной мысли конца 30-х -

начала 70-х гг. XIX в., основанное А.С. Хомяковым, И. В.Киреевским

и их единомышленниками - К.С. Аксаковым, Ю.Ф. Самариным, П.В. Киреевским, А.И. Кошелевым, И.С. Аксаковым и др., и утверждавшее о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии.
Важнейшими источниками славянофильства в литературе принято называть два: европейскую философию (Шеллинг, Гегель) и православное богословие.
Среди исследователей никогда не наблюдалось единства по вопросу о том, какой из двух упомянутых источников сыграл решающую роль в формировании славянофильского учения.
Славянофи́льство - религиозно-философское течение русской общественной мысли конца 30-х - начала 70-х гг. XIX в., основанное А.С.

Слайд 131АКСАКОВ
Константин Сергеевич
Кириевский
Иван Васильевич
Хомяко́в Алексе́й Степа́нович
Сторонники славянофильства

(славянофилы, или славянолюбы) заявляли о наличии у России собственного, самобытного

пути исторического развития.
Славянофилы, российские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотического мировоззрения. Славянофилы предложили концепцию особого пути России, утвердились в мысли о спасительной роли правоверия как христианского вероучения, заявляли о неповторимости форм общественного развития русского народа в виде общины и артели.

КИРЕЕВСКИЙПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ

Самарин
Юрий Фёдорович

Кошелев Александр Иванович

Аксаков, Иван Сергеевич

АКСАКОВ Константин Сергеевич Кириевский Иван Васильевич Хомяко́в Алексе́й Степа́новичСторонники славянофильства (славянофилы, или славянолюбы) заявляли о наличии у

Слайд 132«



Основная идея славянофилов:
только истинное не искажённое христианство.
Православие может

дать человеку духовную цельность.
цельной истины нужна цельность разума.


Главный характер верующего мышления заключается в стремлении собрать все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум и воля, чувство и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и справедливое, и весь объём умасливается в одно живое единство, и таким образом, восстанавливается существенная личность в её первоначальной неделимости».
Спасение России заключается в освобождении её умственной жизни «от искажающих влияний постороннего просвещения».

Киреевский И. В

Критика западного
рационализма.

«Основная идея славянофилов: только истинное не искажённое христианство. Православие может дать человеку духовную цельность. цельной истины нужна

Слайд 133Русская мысль, более глубоко укоренённая в христианстве, чем западная, способна

выдвинуть новые начала в философии и других областях умственной деятельности.


Спасение России заключается в развитии православного просвещения и православной культуры, а не в подражании культуре европейской.
России необходимо, чтобы «православное просвещение овладело всем умственным движением современного мира, чтобы, обогатившись мирской мудростью, истина христианская тем полнее и торжественнее явила своё господство над относительными истинами человеческого разума».
В качестве народа выступает не просто совокупность людей, население, а люди, объединённые общей исторической судьбой и общими духовными ценностями и идеалами.
Нельзя насильственно ломать целостность народной жизни и втискивать её в чуждые ей формы культуры.
Хомяков обратился к теме соборной Церкви, через которую только и может совершиться преображение человека. Соборность – это общность людей, объединённая вера в православные ценности, гарантирующие цельность и соборность познания.

Хомяков А. С.

Русская мысль, более глубоко укоренённая в христианстве, чем западная, способна выдвинуть новые начала в философии и других

Слайд 134Православие содержит особое понимание христианства, оно может стать основой для

нового похода к культурному и социальному творчеству.
«Личность есть совершенное бессилие

и внутренний непримиримый разлад. Лишь в Церкви, то есть свободном, проникнутом братской любовью к другим людям единении во имя Христа, - только здесь личность обретает все свои дары, всю полноту её личного богатства».
«Беда - когда выкидываются все корни своего исторического дерева и превращают прошлое в чистую доску. Но не меньшая беда и тогда, когда жизнь начинают строить по умозрительной схеме, что неизбежно приведёт к её разрушению!».

Концепция живого знания и принцип соборности А.С.Хомякова.

Православие содержит особое понимание христианства, оно может стать основой для нового похода к культурному и социальному творчеству.«Личность

Слайд 135Внутренний человек – это совокупность способностей человека: способности любви к

Богу и помощи к ближнему; способность ощущать вину ,стыд, сострадать,

чувствовать красоту.

Внешний человек – это, выражаясь языком современной социальной психологии, совокупность социальных ролей, которые весьма часто противоречат друг другу, вызывая самоотчуждение человека, расколотость и противоречивость внутренней и внешней жизни.
Внутренний человек – это совокупность способностей человека: способности любви к Богу и помощи к ближнему; способность ощущать

Слайд 136Славянофилы придерживались органического взгляда на общество как на естественно сложившуюся

общность людей, имеющую собственные принципы организации жизни.
Структурной единицей организации русской

народной жизни славянофилам представлялась община, главной характеристикой которой является самоуправление.
Общинное устройство, основанное на началах общей ответственности, выработке совместных решений в соответствии с голосом совести , чувством справедливости, народными обычаями, было для славянофилов зримым воплощением свободной общности.
Общинный дух русского народа славянофилы противопоставляли западноевропейскому индивидуализму.
Главная заслуга славянофилов – это пресечение тенденций слепого подражания Европейской культуре.
Они показали, что Европа, которой хотели подражать, сама переживает духовный кризис, что цивилизация Запада неудовлетворительна, если расценивать её с точки зрения высших запросов христианства.


Основные идеи славянофилов

Славянофилы придерживались органического взгляда на общество как на естественно сложившуюся общность людей, имеющую собственные принципы организации жизни.Структурной

Слайд 137 Прочное здание просвещения России может быть воздвигнуто только тогда, когда

образованный слой народа «наконец полнее убедится в односторонности европейского просвещения;

когда он живее почувствует потребность новых умственных начал; когда с разумною жаждою правды, он обратится к чистым источникам древней православной веры своего народа и с чутким сердцем будет прислушиваться к ясным ещё отголоскам этой святой веры отечества в прежней, родимой жизни России.
Тогда, вырвавшись из-под гнёта рассудочных систем европейского любомудрия, русский образованный человек… найдёт самые полные ответы на те вопросы ума и сердца ,которые больше всего тревожат душу, обманутую последними результатами западного самосознания».

Философско-историческая концепция славянофилов пропитана верой в особую историческую миссию России, которая призвана соединить противоположные начала жизни ,явив миру образец высокой духовности и свободы.
В их системе ценностей скорее Европе нужно было догонять Россию.

Прочное здание просвещения России может быть воздвигнуто только тогда, когда образованный слой народа «наконец полнее убедится в

Слайд 138Значение славянофильства
Славянофильство представляло собой мощное общественное и интеллектуальное движение, выступившее

своеобразной реакцией на начавшееся ещё в эпоху Петра I внедрение

в России западных ценностей.
Славянофилы стремились показать, что западные ценности не могут в полной мере прижиться на российской почве и как минимум нуждаются в некоторой адаптации.
Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Многое ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка («Собрание народных песен» П. В. Киреевского, «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля). Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ.
Огромный вклад славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и славянское единство.
Именно им принадлежала главная роль в создании и деятельности славянских комитетов в России в 1858—1878 годов.
Значение славянофильстваСлавянофильство представляло собой мощное общественное и интеллектуальное движение, выступившее своеобразной реакцией на начавшееся ещё в эпоху

Слайд 139ВЫВОД:Политическая программа славянофилов была умеренной:
отмена крепостного права (источника новой

"пугачевщины" и "язвы пролетариата"), а именно - освобождение крестьян с

землей, но сохранение общины и вотчинной патриархальной власти помещиков;
сохранение самодержавия по принципу "царю - силу власти, народу - силу мнения";
возрождение совещательных земских соборов.
В пореформенный период под влиянием славянофильства сложились неославянофильство и почвенничество.
ВЫВОД:Политическая программа славянофилов была умеренной: отмена крепостного права (источника новой

Слайд 140Полемика славянофилов и западников в 30-40-е годы была основной в

политической мысли о судьбе России и ее призвании в мире,

тема этого спора - по какому пути идти России - западному или самобытно-русскому - не исчерпана до сих пор, возрождаясь в современных дискуссиях
между "новыми западниками" - радикал-либералами и "новыми славянофилами" - представителями национал-патриотической оппозиции.
Полемика славянофилов и западников в 30-40-е годы была основной в политической мысли о судьбе России и ее

Слайд 141Политический радикализм
Вера в самостоятельность России ее особый путь развития в

целом не противоречила идее революционного переустройства общества.
Условия для распространения

радикальных идей социального преобразования в России существовали: низкий уровень жизни значительной массы населения, заметный разрыв в доходах различных групп общества, сословные привилегии одним и ограничения для других, отсутствие гражданских и политических прав и т.д.
Идея революционного низвержения самодержавия вызревала давно, а впервые сформулировал ее в виде теории писатель и философ А.Н. Радищев (1749-1802) - родоначальник революционной традиции в России, сторонник установления республиканского демократического строя.
Политический радикализмВера в самостоятельность России ее особый путь развития в целом не противоречила идее революционного переустройства общества.

Слайд 142Петрашевцы
в конце 40-х годов пытались перенести идеи французского

утопического социализма на русскую почву.
Их политическим идеалом была республика

с однопалатным парламентом, выборность всех правительственных должностей, всеобщее избирательное право и равенство перед законом и судом, независимость суда от администрации, введение адвокатуры и выбранных народом присяжных заседателей.

Михаи́л Васи́льевич Петраше́вский (Буташевич-Петрашевский. 1821- 1866) — русский революционер.

Петрашевцы в конце 40-х годов пытались перенести идеи французского утопического социализма на русскую почву. Их политическим идеалом

Слайд 143Александр Иванович Герцен
(1812-1870)
Николай Александрович Добролюбов
(1836-1861)
Революционеры-демократы 40-60-х годов
В.Г. Белинский, А.

И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов
считали буржуазный

строй более прогрессивным, чем феодальный, критикуя буржуазный парламентаризм за формально-правовое равенство.
Для них борьба за демократию в России сливалась с борьбой за социализм, за республику, в которой полностью осуществится идеал народовластия и где свободный человек сможет сформироваться как личность.
Социализм им виделся возникающим в ходе крестьянской революции либо из общины (концепция русского "крестьянского", или "аграрного" социализма Герцена), либо как строй производственной ассоциации (Чернышевский).

Виссарион Григорьевич Белинский
(1811-1848)

Николай Гаврилович Чернышевский
(1828-1889)

Александр Иванович Герцен(1812-1870)Николай Александрович Добролюбов(1836-1861)Революционеры-демократы 40-60-х годов В.Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А.

Слайд 144Традиции революционно-демократической идеологии 40-60-х годов в 70-е годы продолжили народники.


Феномен народничества есть своеобразное русское явление, как своеобразным русским явлением

был русский нигилизм и русский анархизм.
Народничество имело многообразные проявления: консервативное и революционное, материалистическое и религиозное.
Народничество - это и идеология, включающая комплекс философских, экономических и политических теорий, и политическое движение разночинной интеллигенции и студенчества.

Традиции революционно-демократической идеологии 40-60-х годов в 70-е годы продолжили народники. Феномен народничества есть своеобразное русское явление, как

Слайд 145
С. Перовская и А. Желябов
на суде
Наиболее крупной народнической организацией

была "Народная воля" (1879-1883). Наиболее известные участники организации — А.

И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов, С. Н. Халтурин, Н. И. Кибальчич, Ю. Н. Богданович, Герман Лопатин, Н. С. Тютчев, Александр Баранников, Н. В. Клеточников, Я. Л. Юделевский.
Острота дилеммы самодержавие - социализм в теориях народников была снята приоритетом идеала некапиталистического пути развития России, ее перехода к социализму через использование коллективистских традиций докапиталистических институтов (общины, артелей).
Это была теория, претендующая на обоснование самобытного развития России.
С. Перовская и А. Желябов на судеНаиболее крупной народнической организацией была

Слайд 146В вопросах политической программы различные течения внутри революционного народничества объединяла

исторически выработанная формула лозунга "Земля и воля".
По вопросам тактики

революционные народники делились на три основных направления:
-пропагандисты во главе с П.Л.Лавровым, выступавшие за путь длительной социалистической пропаганды в народе как предварительной работы для свершения революции;
-заговорщики (бланкисты) во главе с П.Н.Ткачевым, которого Бердяев считал "якобинцем, подобно партии большевиков проповедующим захват власти "революционным меньшинством";
-народники-анархисты, теоретиками которых были М.А.Бакунин и П.А.Кропоткин.

Пётр Лаврович Лавров
(1823-1900)

Пётр Никитич Ткачев
(1844-1885)

Михаил Александрович Бакунин
(1814-1876)

Пётр Алексеевич Кропоткин
(1842-1921)

В вопросах политической программы различные течения внутри революционного народничества объединяла исторически выработанная формула лозунга

Слайд 147Николай Александрович Бердяев
(1874-1948), создатель системы "христианского социализма«..
Главная тема

работ Бердяева - свобода личности.
Влади́мир Серге́евич Соловьёв
(1853 —

1900) — русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик. Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века.

Крупнейшими представителями религиозно-нравственной традиции русской политической мысли были В.С.Соловьев и Н.А.Бердяев.
Для них государство перестает быть лишь политическим институтом и юридической категорией.
Чтобы не превратиться в Левиафана, государство должно быть "деятельно нравственным", подчинить себя религиозному началу, а общество должно иметь духовные основы.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948), создатель системы

Слайд 148В конце XIX в. появляется русский марксизм, который был представлен

произведениями
Г. В. Плеханова , М. И. Туган-Барановского , В.

И. Ленина, а также работами Н. Б. Струве , С. Н. Булгакова , Н. А. Бердяева и др.
Главное место в их работах, относящихся к этому времени, занимает критика идей либерального народничества, в особенности поло­жения о самобытном пути России к социализму.

Г. В. Плеханов
(1856-1918)

М. И. Туган-Барановский (1865-1919)

Н. Б. Струве
(1870-1944)

С. НБулгаков(1871-1944) и П.А.Флоренский
(1882-1937)

В конце XIX в. появляется русский марксизм, который был представлен произведениями Г. В. Плеханова , М. И.

Слайд 149Русские марксисты стремились приспособить основополагающие постулаты сложившихся на Западе идейных

течений - консерва­тизма, либерализма и социализма в форме марксизма -

для обоснования путей решения назревших проблем отечественной политической жизни.
В полемике с народниками марксисты отстаивали положение о прогрессивности капиталистического развития России.
Одновременно в соответствии с марксистской традицией они исходили из того, что движущей силой грядущей социалистической ре­волюции будет не крестьянство, а пролетариат.
Среди революционеров-политиков в теории и практике выделя­ется, безусловно, В. И. Ульянов (Ленин) (1870-1924)
Русские марксисты стремились приспособить основополагающие постулаты сложившихся на Западе идейных течений - консерва­тизма, либерализма и социализма в

Слайд 150К числу важнейших положений ленинизма можно отнести: учение о партии

нового типа, построенной на принципах демократичес­кого центризма; идею о гегемонии

пролетариата, его партии в буржуазно-демократической революции в России и возможности ее перерастания в социалистическую; стратегию и тактику пролетарской партии на различных этапах революционного процесса.

Влади́мир Ильи́ч Улья́нов (псевдоним Ле́нин. 1870-1924) — российский и советский политический и государственный деятель мирового масштаба, революционер, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.

К числу важнейших положений ленинизма можно отнести: учение о партии нового типа, построенной на принципах демократичес­кого центризма;

Слайд 151В числе проблемных аспектов учения Ленина можно выделить:
положение о руководящей

роли одной партии «нового типа» в процессе созидания нового общества

(в случае нарушения в ней демократических принципов это сразу бы тяжело отразилось на всем обществе);
однопартийная система предполагала и одну официальную идеологию, что могло привести и привело к ее догматизации;
большевики придерживались «революционной» теории права, в основе которой лежала «революционная сознательность» и партийно-советская целесообразность, что вело к массовым нарушениям закона.

Сфера основных политико-публицистических работ — теория и практика осуществления социалистической революции, построения социализма и коммунизма, политэкономия социализма.

В числе проблемных аспектов учения Ленина можно выделить:положение о руководящей роли одной партии «нового типа» в процессе

Слайд 152Сталинский период.
Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный)

— политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над

всеми аспектами жизни общества.
Роль единственного генератора социально- политических идей присвоил себе И. В. Сталин.
Им был выдвинут ряд политических постулатов:
об обострении классовой борьбы, о переходе к коммунизму в отдельно взятой стране, о сосредоточении власти в руках исполнительного аппарата государства и т.д., которые привели к массовым репрессиям, отчуждению народа от средств производства и власти.

Ио́сиф Виссарио́нович Ста́лин
( Джугашви́ли) (1879— 1953)

Сталинский период. Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, стремящийся к полному (тотальному)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика