Слайд 1ПАМЯТЬ, ЕЕ ВИДЫ.
Тренировка памяти
Слайд 2ПАМЯТЬ
ПАМЯТЬ - способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого
опыта.
Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире,
служит основой приобретения знаний, навыков умений и их использования в дальнейшей жизни.
Она необходимое условие единства личности, ее целостности и самого существования человека.
Слайд 3Процессы памяти
В памяти различают четыре основных процесса:
1. Запоминание;
2. Сохранение.
3.
Забывание.
4. Восстановление.
Главным из которых является запоминание.
Слайд 5Длительность сохранения информации
Долговременная - сохранение информации на длительный период
времени.
Кратковременная- сохранение информации на непродолжительный период времени.
Оперативная- проявляется в
процессе выполнения отдельных операций (рабочая смесь между кратковременной и долговременной памятью).
Слайд 6Виды памяти:
Различают несколько видов памяти:
по степени волевой
регуляции:
1. Непроизвольная-
процесс удержания информации происходит сам по себе.
2. Произвольная
- человек ставит перед собой задачу запоминания информации.
Слайд 7Виды памяти:
По объекту запоминания:
3. Словесно-логическая –
запоминание словесных
формулировок, математических символов, теоретических положений.
4. Наглядно-образная –
запоминание наглядных и
чувственных образов: звуков, лиц, цветов, природных явлений.
Слайд 8Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности
Вид памяти
Необходима в профессиях
Произвольная - Во всех
Непроизвольная Во всех
Кратковременная Кассир, машинистка, стенографист, оператор, диспетчер
Оперативная Диспетчер, следователь, регулировщик аппаратуры, водитель автотранспорта
Долговременная Учитель, воспитатель, врач, журналист, поэт, дипломат
Тактильная (осязательная) Часовой мастер, хирург, электрик, скульптор, акробат
Слуховая Музыкант, чтец, слесарь, тракторист
Зрительная Летчик, водитель, модельер, режиссер, фотограф
Эмоциональная Артист, писатель, композитор
Двигательная Спортсмен, токарь, летчик, водитель
Слайд 9Для развития памяти необходимо иметь в виду следующее:
- Память развивается
в процессе деятельности, требующей Запоминания;
- Лучше запоминается то, что связано
с интересами личности;
- Чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше Развивается вид памяти, необходимый для его деятельности;
- Логическая связь мыслей способствует запоминанию.
Слайд 10ЗАПОМИНАНИЕ СЛОВ:
С логической связью:
Замок- ключ
Яблоко -
компот
Корова-молоко
Дерево-лист
Голова-волосы
Снег-Зима
Слайд 11ЗАПОМИНАНИЕ СЛОВ:
Без логической связи:
Гриб-диван
Спички- овца
Море-груша
Снег-ворота
Пирог-нога
Компас-зуб
Слайд 12Гигиена памяти мнемотехника
Правила гигиены памяти. Приемы мнемотехники и способы тренировки
памяти.
Мнемотехника –это искусство запоминания.
Условием постоянной готовности памяти к запоминанию
является соблюдение следующих правил гигиены памяти:
а) мини-перерывы через каждые 40—45 мин интенсивной умственной работы;
б) большие перерывы на 15—20 мин через каждые 2—2,5 ч с физической разминкой;
в) полноценный регулярный сон;
г) ритмическое полноценное питание;
д) отказ от кофе, чая при утомлении.
Приемы мнемотехники:
в 1-й день 2-3 повторения;
во 2-й 1-2 повторения;
в 4, б, 9-й и т. д. по одному повторению.
Слайд 13Способы запоминания
Способ Цицерона («Римской комнаты») —
для людей с хорошо
развитой двигательной, кинестетической памятью.
Представьте, что вы обходите свою комнату,
где вам все хорошо знакомо.
Предметы, которые вам необходимо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате.
Вспомнить их вы сможете найти, опять представив себя обходящим комнату,
— предметы будут на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».
Слайд 15Способы запоминания
Способ «Соотношение».
Провести смысловое соотношение между словами запоминаемого списка, например,
по количеству элементов в каждом из объектов:
карандаш (похож на
цифру 1),
очки (2 стекла),
люстра (3 лампочки),
стул (4 ножки),
звезда (5 лучей),
жук (6 ног).
Слайд 16Способы запоминания
Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов.
Слова
упорядочиваются с помощью рифмы, причем лучше, если объекты по сюжету
будут активно действовать.
Из слов
шар, желток,
медь, самовар,
бритва, товар
можно составить фразу:
Бритве шар принес товар — желтый медный самовар.
Слайд 17Способы запоминания
Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов. Например:
Слайд 18Приемы тренировки памяти
Метод Айвазовского.
Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа
или на идущего навстречу человека.
В течение 3—5 с постарайтесь
как можно лучше, во всех подробностях запомнить объект.
Закройте глаза — постарайтесь добиться максимально четкого и яркого представления объекта,
рассмотрите детали изображения.
Задавайте себе вопросы о подробностях объекта и ответьте на них по изображению.
Опять откройте глаза на 1 с, дополните образ.
И так несколько раз.
Слайд 19Тренировка памяти
Посмотри на рисунок 20 секунд. Через 20 секунд нарисуй
или запиши в течение 1 мин. , те образы которые
запомнил.
Слайд 20Посмотри на рисунок 20 секунд. Через 20 секунд нарисуй или
запиши в течение 1 мин. , те образы которые запомнил.
Слайд 22Метод палочек.
Бросьте на стол 4—5 палочки. В течение 2—3 с
запоминайте их расположение.
Воссоздайте изображение с закрытыми глазами (или на
левой ладони).
Если не все удалось запомнить, посмотрите на паллочки еще 1 с и воссоздайте образ точнее.
Ежедневно увеличивайте количество палочек на одну.
Слайд 23Анализ событий дня.
Вечером перед сном в течение 5—7 мин в
очень быстром темпе восстановите цепь основных событий дня с мысленным
воспроизведением образов новых знакомых,
их имен, манеры поведения, № телефонов.
Старайтесь воссоздать все именно в том порядке, как это происходило,
с точным и ярким воспроизведением имевших место ощущений.
Слайд 24Мнемотехника
Положите на стол 7 предметов и покройте их платком.
Снимите платок. Сосчитайте до десяти,
затем, опять закрыв вещи, постарайтесь
как можно точнее описать на бумаге виденные предметы.
Со временем число предметов может быть доведено до пятнадцати.