Слайд 1Педагог в мире профессиональной деятельности
Слайд 2Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую
психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует
и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.
Слайд 3Содержание:
Цель педагогической деятельности
Виды педагогической деятельности
Структура педагогической деятельности
Конструктивный компонент
Организаторсий
компонент
Коммуникативный компонент
Гностический компонент
Проектировочный компонент
Психологические функции педагогической деятельности
Учитель как субъект
педагогической деятельности
Требования к личности педагога
Слайд 4Содержание и психология педагогической деятельности
определяется социальными факторами - местом
и функциями учителя в обществе, требованиями общества к учителю; затем
социально-психологическими факторами: социальными ожиданиями окружающих учителя людей по отношению к его личности и деятельности, его собственными ожиданиями и установками в сфере его педагогической деятельности
Слайд 5Цель педагогической деятельности
Педагогическая деятельность - это деятельность взрослых членов
общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения.
Цель педагогической
деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности.
Цель педагогической деятельности - явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития.
Цель педагогической деятельности А. С. Макаренко видел в программе развития личности и ее индивидуальных коррективов.
Слайд 6Виды педагогической деятельности
воспитательная работа
преподавание
педагогическая деятельность, направленная на
организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с
целью решения задач гармоничного развития личности
вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников
Воспитательная деятельность
Педагогическая деятельность
Слайд 7Виды педагогической деятельности:
обучающая,
воспитательная,
организаторская,
пропагандистская,
управленческая,
консультативная,
самообразование.
Слайд 8Педагогические умения
В первую группу умений включают: умение видеть в педагогической
ситуации проблему и формулировать ее в виде педагогической задачи; умение
видеть и изучать педагогическую ситуацию.
Вторую группу умений составляют: умения «чему учить» (работа с содержанием материала) и «как учить» (эффективное сочетание приемов и средств обучения).
Третья группа умений связана с использованием психолого-педагогических знаний: умение хронометрировать процесс труда и анализировать свою деятельность.
Слайд 9Структура педагогической деятельности (по Н. В. Кузьминой)
Для успешного осуществления
этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в
умениях.
Конструктивный компонент
Организаторский компонент
Коммуникативный компонент
Гностический
компонент
Проектировочный компонент
Слайд 10Конструктивная деятельность
конструктивно-содержательную
отбор и композиция учебного материала, планирование и построение
педагогического процесса
конструктивно-оперативную
планирование своих действий и действий учащихся
конструктивно-материальную
проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса
Слайд 11Организаторская деятельность
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение
учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной
деятельности.
Слайд 12Коммуникативная деятельность
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога
с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
Слайд 13Гностический компонент
Система знаний и умений преподавателя, а также определенные
свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность.
Слайд 14Проектирочный компонент
(контрольно-оценочный (рефлексивный) целенаправленная деятельность, предпринимаемую для формулирования и
моделирования некоторого «представления» о:
о будущей деятельности (производственной или непроизводственной), предназначенной
для удовлетворения общественных и личных потребностей;
о будущем конечном результате;
о будущих последствиях, которые возникают в результате создания и функционирования продукта
Слайд 15Психологические функции педагогической деятельности(по Щербакову А.И.)
информационная (владение материалом и искусством
его подачи);
развивающая (управление развитием личности школьника в целом);
ориентационная
(направленность личности, ее мотивы, идеалы);
мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности);
исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).
Слайд 16Учитель как субъект педагогической деятельности
Педагог может выступать в качестве:
информатора, если
он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений;
друга, если он стремится проникнуть
в душу ребенка;
диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
советчика, если использует осторожное уговаривание;
просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь, порой, до самоунижения, лести;
вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.
Слайд 17Педагогические способности
(по Гоноблину Ф.П.)
Дидактические (отбор содержания и методов обучения,
доступное изложение уч. материала, вызыв. познават. активность у учащихся);
Эспрессивные (нахождение
наилучш. эмоционально-выразительной форму изложения материала);
Перцептивные (психологическ. наблюдательность педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутр. духовное состояние, глубоком понимании возрастн. и инд. особенностей );
Организаторские (дисциплину и порядок в классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;
Суггестивные или авторитарные (внушение, сильн. эмоционально-волевому влиянию учителя на уч-ся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах).
К специальным пед. способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению.
Слайд 18Требования к личности педагога
высокая гражданская ответственность и социальная активность;
любовь к
детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
подлинная интеллигентность, духовная
культура, желание и умение работать вместе с другими;
высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Слайд 19Главным требованием, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие
специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая
эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.
Слайд 20Дополнительными, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший
внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого
из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества, он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем.
Слайд 21Индивидуальность педагога
Сочетание главных и второстепенных педагогических качеств в силу которого
каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.
Для
того, чтобы сделать учащегося личностью - сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.
Слайд 22И наоборот, можно вообразить себе общительного, с хорошим вкусом, артистичного
человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд
ли может стать хорошим учителем и воспитателем.
Слайд 23Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а
высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.