Слайд 1ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
«Слишком много на свете
людей,
которым никто не помог пробудиться»
А. Экзюпери
Слайд 2Источники информации об одаренном ребенке
- Родители
- Учебная деятельность
- Тестирование
-
Детский сад
- Учитель
- Сверстники
- Внеурочная деятельность
Слайд 3Способный
Имеет задатки
Одаренный
Талантливый
Гениальный
Слайд 4Психолого-педагогическое сопровождение в работе с родителями
Слайд 6Психолого-педагогическое сопровождение в работе с воспитанниками
Слайд 7Методики, позволяющие выявить определенные способности у ребенка
Слайд 8Методики, позволяющие выявить определенные способности у ребенка
Слайд 9Методики, позволяющие выявить определенные способности у ребенка
Слайд 10Методики, позволяющие выявить определенные способности у ребенка
Слайд 11Ключевые слова для разработки побуждающих, а значит, и диагностических вопросов
Слайд 12Требования к психолого-педагогическому мониторингу
1) комплексный характер оценивания разных сторон
поведения и деятельности ребенка
2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени
наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
4) экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения задач и пр.) с привлечением экспертов — специалистов высшей квалификации и соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.).
5) выявление признаков одаренности ребенка не только но отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка).
6) многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.);
8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях. смотрах и т.п.;
Слайд 13Метод диагностики - педагогическое наблюдение
- ребенок находится в естественных условиях,
а не в некомфортной для него ситуации тренинга, теста, работы
с психологом,
- наблюдение проводится в процессе овладения ребенком учебного содержания на уроках,
- снимается ситуация проверки, так как наблюдение проводится знакомым педагогом.
Виды наблюдения:
- Исследующий, выбирающий вид. Проводится со строго определенной целью с использованием заранее разработанной схемы.
- Выжидательный вид. Наблюдатель свободен от заранее заданного направления в наблюдении и его цель – получить представление об особенностях наблюдаемого лица без отбора каких-либо проявлений. Обычно такой вид используется для получения первичной информации об объекте наблюдения.
Слайд 14Основные принципы педагогического наблюдения:
- уметь подмечать наиболее типичные, характерные
свойства человека и отличать их от случайных черт;
- терпеливо дожидаться
естественного возникновения личностных проявлений;
- максимально бесстрастно осмысливать наблюдаемые события и не примешивать к ним свое личное отношение;
- разработать формы записи результатов.
Слайд 15Правила составления психологическо-педагогической характеристики:
- наблюдатель отбирает факты, соотнося с теми
психологическими характеристиками, к которым они относятся,
- записываются также факты, противоречащие
друг другу, их не нужно сглаживать,
- описываются те внешние условия, при которых данное проявление было замечено.
Наиболее показательными из создаваемых учителем ситуаций педагогического наблюдения являются:
- ситуации увлеченности творческим процессом и ощущения личностной свободы в выборе форм достижения результата,
- ситуации поиска выхода из критической для учащегося ситуации.
Слайд 16План диагностических мероприятий на учебный год
Педагогическая диагностика проводится не
эпизодически, а регулярно, на разном учебном материале, с конкретными целями
и задачами на каждом этапе.
1. Подготовка педагогов к учебному процессу с учетом анализа предшествующего года (август):
- анализ индивидуальных характеристик детей за прошлый учебный год;
- структурирование программного содержания с учетом индивидуальных характеристик учащихся.
2. Планирование и проведение занятий с учетом индивидуальных характеристик за прошлый учебный год (сентябрь – ноябрь):
- педагогами ведутся индивидуальные записи уточнений, рассогласований, с учетом предметности за наблюдаемыми учащимися;
- на семинаре анализируется работа педагога, направленная на осмысление итогов его деятельности по работе с одаренными детьми.
3. Педагогами ведется подготовка, а затем и проведение педагогического наблюдения эмоционально-личностных особенностей воспитанника (декабрь – март):
- определяются календарные даты, тематика диагностических занятий, подбираются активные формы работы на уроках (диалог, полилог, дискуссия, парные, групповые формы),
- определяется место включения каждого ребенка на занятиис учетом его индивидуальных данных,
- на семинаре анализируется работа педагогов, направленная на осмысление итогов их предшествующей деятельности, а также подготовка к заполнению «Учебного профиля ученика» текущего года.
4. Проводятся занятия, на которых апробируются индивидуальные программы психолого-педагогической поддержки одаренного ребенка, заполняются «Учебный профиль ученика» текущего года и программы психолого-педагогической поддержки ученика (апрель – май).
Слайд 17Сопровождение одаренных детей
Разные формы обучения (дистанционное, заочное, летние профильные смены,
система погружения и т.д.)
Индивидуальные учебные маршруты
Работа с Интернет–порталом «Одаренные дети»
Активное
участие в дистанционных конкурсах и мероприятиях, предлагаемых сайтами Одарённость.ру и Konkurs-rf.ru
Кружковая работа, проекты и др.
Слайд 18
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения
одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Слайд 19Схема Джона Рензулли
Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его
качества и способности);
Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к
их достижению;
Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
Предусмотреть участие родителей;
Определить способы оценки успехов воспитанника.