Слайд 1Педагогическая система Сергея Юрьевича Курганова
Слайд 2
Творческая биография
Сергея Юрьевича
Курганова
Слайд 3Курганов Сергей Юрьевич родился 8 августа 1954 года в городе
Харьков.
Окончил физико-математический факультет Харьковского пединститута. Как сотрудник знаменитой лаборатории Баданского-Репкина,
участвовал в разработке курса математики для педагогической системы, получившей впоследствии название развивающего обучения.
Слайд 4Вместе со своими коллегами историком литовским, физиком Ямпольским, филологом Соломадиным
в начале 80-х годов начал проводить первые уроки-диалоги.
Несколько позже
вместе с философом Библером, психологом Берлянд, культурологом Ахутиным стал соавтором концепции Школы диалога культур.
В 1986 году переехал в Красноярск, взял первый класс в 106-й красноярской школе и одиннадцать лет преподавал в ней.
Слайд 5В 1998 году вернулся в Харьков, сейчас работает учителем начальных
классов в харьковской гимназии “Очаг”.
Слайд 6Методы и формы взаимодействия с обучаемыми
Слайд 7Диалог – это беседа учителя с учениками на темы, предусмотренные
школьной программой, в которой и учитель, и ученик находятся в
равном положении, то есть учитель не навязывает ученикам заранее определенные книжные мысли, а помогает им дойти до всего своим умом в процессе размышлений и обмена мнениями.
Слайд 8Три метода, организующих учебный диалог:
1) учебная задача ставится в споре
с дразнящим Собеседником, подвергающим “сократическому расшатыванию” эмпирические знания учащихся, заставляющим
детей мыслить “от себя”;
2) учитель особое внимание обращает на детские гипотезы, вопросы, переопределяющие учебную задачу. В ходе урока-диалога в этих гипотезах, вопросах, образах учащихся “сгущается” их личностное отношение к предмету, собственная позиция;
3) обращение к эксперименту.
Слайд 9Урок-диалог – это особая форма обучения, несводимая ни к проблемному
обучению, ни к другим видам обучения, показывает сравнение его структуры
со структурой урока, в котором обеспечивается движение всех учащихся к общему для всех познавательному результату как к итогу, однозначному окончанию учебной работы.
Слайд 10Урок-“восхождение”
1. Начинается с принятия всеми детьми одной учебной задачи
как противоречия, требующего однозначного разрешения, “снятия”.
2. Смысл урока –
в овладении общим способом решения учебной задачи, общим способом разрешения противоречия, выраженным в общей для всех модели.
3. Учебная задача решается с помощью выполнения каждым учеником типовых предметных действий с опорой на модель.
Слайд 11Урок-“восхождение”
4. Ставя учебную задачу, учитель заранее предполагает известный, единственно возможный
способ ее решения в рамках единой логики.
5. Ученик выступает
как абстрактная “точка” на единственной восходящей траектории познания. Обучение представляет собой “думанье в одном направлении”. Пути каждого ребенка по “траектории восхождения” тождественны в логическом отношении и отличаются лишь темпами.
Слайд 12Урок-диалог
1. Начинается с переопределения общей учебной проблемы, с порождения
каждым учеником своего вопроса как парадокса, загадки, трудности.
2. Смысл
урока – в постоянном воспроизведении ситуации “ученого незнания”, в “сгущении” своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса-парадокса в “самовитом” слове, образе, гипотезе.
Слайд 13Урок-диалог
3. Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного каждым учеником,
углубляет парадоксальность учебной проблемы, ее неразрешимость, “вечность”.
4. Ставя учебную
проблему, учитель внимательно выслушивает все возможные варианты ее решения и переопределения, предлагаемые учащимися. В этих вариантах учитель помогает проявить спор различных логик и форм мышления.
Слайд 14Урок-диалог
5. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Сопряжение
различных культур и способов понимания требует от каждого ученика и
от учителя ответственного, индивидуально-неповторимого, непредсказуемого слова-поступка.
Самое главное: для учителя тексты диалогов, реплики детей, их фиксация и анализ являются важнейшей формой изучения мышления учеников, а не только способом формирования этого мышления.
Слайд 15Отличительные признаки педагогической системы
Слайд 16Курганов вместе с философом Библером Владимиром Соломоновичем является соавтором концепции
Школы диалога культур. Ученые высказали гипотезу о том, что в
основу логики обучения, формирующей личностное мышление человека, должна быть положена логика диалога.
Единицей такого обучения может быть урок особого типа, урок-диалог, на котором учитель и дети демонстрируют различные типы мышления и логики; в этом учебном диалоге в своеобразной форме воспроизводятся культурологические диалоги, характерные для определенных исторических эпох (античность, средневековье, Возрождение, новое время, современность).
Слайд 17Учитель в учебном диалоге выступает в трех функциях. Он ставит
учебную проблему, задавая последовательность сгущений, поворотов, тем, т.е. реализует определенную
программу диалогического обучения. Кроме того, он является активным участником диалога. Он не играет в незнание, непонимание.
Учебный диалог продуктивен лишь тогда, когда выводит его участников на уровень вечных культурологических проблем, окончательного решения которых не знает не только ученик, но и учитель. Для учителя проблемы учебного диалога личностно значимы; он ждет от ученика и от себя самого новых попыток их решения и углубления. И наконец, учитель помогает «овнешниться» детской мысли о предмете.
Слайд 18Он и только он, учитель, может разглядеть в неуклюжем гадком
утенке-образе, созданном ребенком на уроке, не просто смешную нелепость или
дерзость, а начало личностного мышления.
Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диалог, диалог как речевое общение людей и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.
Слайд 19Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: диалектическая.
По основному
фактору развития: социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По характеру содержания:
обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная.
По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами групповой.
По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная.
По категории обучаемых: продвинутого уровня.
Слайд 20Целевые ориентации
Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от
плоского рационализма, монофилии культуры.
Обновление предметного содержания, сопряжение в нем
различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров.
Слайд 21Концептуальные идеи
Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности.
Многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога.
Диалог есть позитивное содержание свободы личности.
Слайд 22Концептуальные идеи
Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и
взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.
Современное мышление
строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры.
Слайд 24Литература
Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М.:
Просвещение, 1989.
Современный справочник школьника: 1-4 классы, 2010.
Математика для начальной школы
в таблицах и схемах: правила и формулы, определения и примеры, задачи с решениями, 2011.
Русский язык для начальной школы в таблицах и схемах: правила и орфограммы, определения и примеры, разбор слов и предложений, 2011.