Слайд 1Портфолио
Российский Государственный педагогический университет имени А.И.Герцена
Слайд 2
Дети ничем так не гордятся, как своей копилкой
Слайд 3План
Педагогические возможности портфолио как формы оценивания учебных достижений школьников.
Модели портфолио
в профильном обучении.
Использование портфолио учащихся в предпрофильной подготовке.
Использование портфолио на
этапе профильного обучения.
Технология введения портфолио на уровне ОУ.
Слайд 4Ваша работа может считаться успешной, если в конце занятия вы:
имеете
представление об изменениях в системе оценивания учебных достижений школьников;
знаете
педагогические возможности, модели портфолио, а также особенности применения портфолио на этапе предпрофильной подготовке и в профильном обучении 10-11 кл.;
умеете определять отличия моделей портфолио, и конструировать условия введения портфолио в образовательном процессе.
Слайд 5Тенденции в изменении оценочной деятельности педагога
увеличение доли и повышение значимости
качественных оценок;
ориентация на личностные достижения обучающихся;
обучение учащихся самооценке результатов учебной
деятельности;
отказ от формализованной оценки работ творческого характера.
Слайд 6Что такое «портфолио»?
Индивидуальный «портфель» образовательных достижений
Вид аутентичного оценивания
Слайд 7Что такое аутентичное оценивание ?
Форма оценки личностных достижений и образовательных
результатов
равнозначно термину «подлинная оценка», или «оценивание реальных достижений учащихся».
Слайд 8Цель аутентичного оценивания
Оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать
собственную деятельность, пересматривать ее, и проявлять инициативу в достижении собственного
прогресса
Слайд 9Определение аутентичного оценивания
Вид оценивания, применяющийся прежде всего в практико-ориентированном образовании
и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях
помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни – повседневной или профессиональной
Слайд 11Портфолио (в широком смысле слова)
это способ фиксирования, накопления и
оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
«коллекция
работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».
Слайд 12Что дает портфолио?
Смещение акцента с того, что учащийся не знает
и не умеет, на то, что он знает и умеет
по данной теме и данному предмету
Интеграцию количественной и качественной оценок
Смещение акцентов с оценки на самооценку
Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»
Слайд 14Задачи портфолио
представить отчет по процессу образования обучающегося,
увидеть «картину»
значимых образовательных результатов в целом,
обеспечить отслеживание индивидуального прогресса обучающегося
в широком образовательном контексте,
продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Слайд 15Педагогические возможности портфолио
поддержка учебной мотивации школьника
поощрение его активности и
самостоятельности
расширение возможностей обучения и самообучения
развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной)
деятельности учащегося
формирование умения учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Слайд 16Роль «портфолио» в профильном обучении
Введение портфолио повышает образовательную
активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что
делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.
Слайд 17Виды портфолио
Портфолио документации
Портфолио процесса
Портфолио показательное (презентационное)
Портфолио рабочее (работ)
Портфолио оценочное
Портфолио тематическое,
проблемное
Слайд 18«Портфолио документов»
портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
итоговый документ
представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл,
а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав.
документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
Слайд 19Преимущества «Портфолио документов»:
Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным
механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой
составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).
Слайд 20Ограничения «Портфолио документов»:
Портфолио этого типа дает представление о результатах, но
не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности,
его учебного стиля, интересов и т.п.
Слайд 21«Портфолио работ»
представляет собой собрание различных творческих и проектных работ
ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной
и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
Слайд 22«Портфолио работ»
Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам
полноты, разнообразия и убедительности материалов представленных работ, ориентированности на выбранный
профиль обучения и др. Он оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.
Слайд 23Преимущества «Портфолио работ» :
дает широкое представление о динамике учебной и
творческой активности ученика,
о направленности его интересов,
о характере предпрофильной подготовки
и профильного обучения
Слайд 24Примерный вариант записей в «портфолио работ»:
Проектные работы. Указывается тема проекта,
дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы
в печатном или электронном варианте.
Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.
Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.
Слайд 25Примерный вариант записей в «портфолио работ»:
Различные практики: языковая, социальная, трудовая,
педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проводилась, ее
продолжительность.
Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.
Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.
Слайд 26Примерный вариант записей в «портфолио работ»:
Участие в научных конференциях, учебных
семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации
и форма участия в нем ученика.
Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.
Другое.
Слайд 27«Портфолио отзывов»
включает в себя характеристики отношения школьника к различным
видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного
образования и др.
может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.
Слайд 28Преимущества «Портфолио отзывов»
Эта форма дает возможность включить механизмы
самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением.
Слайд 29Ограничения «Портфолио отзывов»
Сложность формализации и учета собранной информации.
Слайд 30Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:
заключение о качестве выполненной работы (в
научном обществе школьников);
рецензия на статью, опубликованную в СМИ;
отзыв о работе
в творческом коллективе учреждения дополнительного образования,
о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников;
Слайд 31Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:
резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных
учебных достижений;
эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;
рекомендательное письмо о
прохождении социальной практики;
другое.
Слайд 32Три обязательных элемента портфолио
Сопроводительное письмо владельца портфолио с описание цели,
предназначения и краткого описания документа
Содержание или оглавление
Самоанализ и взгляд в
будущее
Слайд 33Примерный вариант записей в «портфолио работ»:
Работы по искусству. Дается перечень
работ, фиксируется участие в выставках.
Другие формы творческой активности: участие в
школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.
Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.
Слайд 34Портфолио
Портфолио — это коллекция работ за определенный период времени (обычно
за семестр или учебный год), которая рассматривается либо с точки
зрения прогресса обучающегося, либо с точки зрения соответствия учебной программе и стандартам обучения.
В портфолио могут входить одноплановые (контрольные, тесты), либо разноплановые материалы (домашние работы, тесты, выполненные в аудитории пятиминутные работы, сочинения, лабораторные работы, видео- или аудиозаписи работы обучающихся, проекты и т. д.).
Слайд 35КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРТФОЛИО по характеру и структуре материалов
ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ
ИЛИ РАБОЧЕЕ ПОРТФОЛИО - включает коллекцию работ, собранных за определенный
период обучения, для демонстрирования прогресса учащегося в какой-либо учебной сфере. Это портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики.
Слайд 36КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРТФОЛИО по характеру и структуре материалов
ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО – включает
только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и
педагогом. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Входят разнообразные аудио- и видеозаписи, фотографии, электронные версии работ.
Слайд 37КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРТФОЛИО по характеру и структуре материалов
ПОРТФОЛИО ПРОЦЕССА - отражает
все фазы и этапы обучения. Включает дневники самонаблюдения и различные
формы самоотчета и самооценки.
Слайд 38КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРТФОЛИО по цели
Портфолио-собственность – создается для себя.
Портфолио-отчет – создается
для преподавателя.
Портфолио-проект – создается для организации деятельности.
Слайд 39КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРТФОЛИО по содержанию
Портфолио достижений – включает работы студентов по
конкретному блоку материалов.
Рефлексивный портфолио – включает материалы по оценке/самооценке достижения
целей
Слайд 40КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРТФОЛИО по содержанию
Проблемно-ориентированный портфолио – включает материалы, отражающие цели,
процесс, результат и дальнейшие перспективы решения какой-либо конкретной проблемы.
Тематический портфолио
– включает материалы, отражающие работу обучающегося в рамках той или иной темы.
Слайд 41Технология введения и применения портфолио
Слайд 43I этап – запуск портфолио
Запуск портфолио состоит в совместном обсуждении
вопросов организации портфолио, а именно:
Каковы цели использования портфолио?
Из каких компонентов
будет состоять портфолио?
Какие специфические моменты должны быть отражены в портфолио?
Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио?
Как будет выглядеть портфолио?
Как будет происходить обсуждение портфолио?
Слайд 44Из каких компонентов может состоять портфолио?
Нужно ли включать все изучаемые
обучающимся темы?
Нужно ли включать в портфолио только работы, имеющие законченный
вид?
Нужно ли для портфолио выбирать только лучшие работы?
Нужно ли включать в портфолио все работы (и удачные и — не очень)?
Должны ли обучающиеся вместе с педагогами вместе определять состав портфолио?
Должны ли педагоги сами определять состав портфолио?
Должны ли в портфолио содержаться комментарии педагогов?
Могут ли учащиеся друг другу давать советы относительно содержания и структуры портфолио?
Слайд 45Содержание портфолио
Результаты групповой работы (черновики, схемы).
Дневник обучения.
Процесс решения учебных задач.
«Рефлексивные
журналы».
Проекты.
Письменные работы.
Слайд 46Содержание портфолио
Краткие заметки, связанные с ходом выполнения письменных работ.
Аудиокассеты с
записями речей, вопросов, диспутов, песен учащихся.
«График-органайзеры» (схемы, рисунки, таблицы, графики,
диаграммы, гистограммы и пр.).
Вопросы, возникающие у ученика в процессе работы.
Слайд 47Содержание портфолио
Заполненные учащимися анкеты (об отношении к какой-либо теме, об
их мнениях и т.д.)
Отчеты об интервьюировании других студентов.
Лист наблюдений
(за какими-то процессами).
Метакогнитивная деятельность (рефлексия общих закономерностей своего обучения).
Самооценка.
Слайд 48Содержание портфолио
Письмо педагогу (члену своей семьи, директору предприятия и т.д.),
связанное с содержанием портфолио.
Описание лабораторных экспериментов.
Образцы изобразительного творчества.
Видеофрагменты.
Грамоты, гранты, знаки
отличий и т.п.
Слайд 49Содержание портфолио
Постановка и обоснование целей будущего обучения.
Тема по выбору.
Схематическое изображение
выступлений, дебатов, видео- и аудиофрагментов и т.д.
Схемы индивидуальных и групповых
проектов.
Записи в «бортовом журнале».
Компьютерные программы.
Слайд 50Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио?
Работа учащихся оценивается в
русле курса, поэтому окончательный вариант портфолио не оценивается.
Портфолио оценивается целиком
на основании критериев, сформулированных педагогом и учащимися.
Каждая составная часть портфолио оценивается отдельно, на основании некоторых критериев, сформулированных заранее.
Слайд 51Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио?
Портфолио не оценивается, а
учащийся выбирает отдельные части, чтобы продемонстрировать свою работу в течение
года.
Некоторые части портфолио объединяются и учащийся их предъявляет педагогам, обучающим его в следующем учебном году (четверти).
Портфолио, заверенный администрацией, используется учащимся во время собеседования по поводу поступления в учебное заведение.
Слайд 52Критерии оценки портфолио
Аккуратность выполнения.
Полнота отражения заданий и/или отдельных тем.
Оформление.
Творчество.
Наглядность, используемая
в портфолио.
Другое
Слайд 53Критерии оценивания письменных работ
каждый из письменных компонентов оценивается по четырехбалльной
шкале (от 1 до 4) по следующим критериям:
наличие собственной позиции
(точки зрения);
установление внутренних взаимосвязей;
степень обоснованности материала; доказательности выводов и заключений;
способ подачи материала (язык, стиль и др.);
соответствие правилам оформления работы.
Т.Г.Новикова, М.А.Пинская, А.С.Прутченков, Е.Е.Федотова. Портфолио в профильном обучении (Анализ зарубежного опыта). //Профильная школа, 2005, № 5, с. 46-48.
Слайд 54Трансфертный лист оценки портфолио № 1
Слайд 55Трансфертный лист оценки портфолио № 2
Слайд 59Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,
разумеется, если она максимально точна и достоверна
Всякая оценка предполагает
измерение того, что есть и его сравнение с тем, что должно быть
Слайд 60Литература
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М.,
2002
Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов – СПб., 2002.
Стратегия модернизации
содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001.
Теория и практика организации предпрофильной подготовки /Под ред. Т.Г.Новиковой. - М., 2003.
Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., 2003.
Эксперимент по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов (2003-2004 учебный год.- М., 2003
Слайд 61Статьи
Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем
просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. - 2004. -
№ 3. - С. 179-185.
Новикова Т.Г. Региональное и муниципальное управление // Директор школы. - 2004. - № 7. - С. 13; 2004. - № 8. - С. 13.
Новикова Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт // Директор школы. - 2004. -№ 7. -С. 13-24; № 8. С. 13-20.
Т.Г.Новикова, А.С.Прутченков, М.А.Пинская. Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы. //Профильная школа, 2005, № 1, с. 4-12.
Т.Г.Новикова, М.А.Пинская, А.С.Прутченков, Е.Е.Федотова. Портфолио в профильном обучении (Анализ зарубежного опыта). //Профильная школа, 2005, № 5, с. 46-48.
Прутченков А.С., Новикова Т.Г. Типичные ошибки и затруднения при формировании портфолио в практике российской школы // Методист. - 2004. - № 6. - С. 33.
Портфолио в российской школе: досье или визитная карточка? // Директор школы. - 2004. - № 5. - С. 35.