Слайд 1Педагогический проект:
Методическая работа с педагогами по проблеме
«Развитие эмоциональной
сферы детей через
различные психолого-
педагогические
технологии»
Слайд 2Творческое название проекта:
«Поделись улыбкою своей,
и она к тебе
не
раз ещё вернётся!..»
Слайд 3Эпиграф:
«Глухой к другим людям – останется
глухим к самому себе:
если ему будет недоступно самое
главное в самовоспитании
– эмоциональная оценка собственных поступков…»
В.А. Сухомлинский
Слайд 4Автор проекта:
Глушкова Ирина Геннадьевна
Методист
МБОУ ДПО МЦ
Образование: высшее, МГПИ
Педагогический стаж работы : 32года
Старшим воспитателем: 9 лет
Методистом :
6 лет
Слайд 5Аннотация к проекту:
Педагогический проект –
долгосрочный
(1 год)
Рассчитан
на работу педагогов с детьми любой возрастной группы детского сада. По характеру контактов является открытым: к работе над проектом привлекаются родители. По типу проект является смешанным (информационно-практико-ориентированным). Представление проекта проводится после его реализации.
Слайд 6Противоречия в эмоционально- личностном развитии ребёнка:
- между пониманием педагогами, родителями,
психологами, важности создания и изучения условий эмоционального благополучия ребёнка в
ДОУ;
пониманием необходимости
развития эмоциональной сферы ребёнка
И
недостаточным уровнем знаний у взрослых
законов возрастной психофизиологии; психологических , эмоциональных проблем ребёнка на разных возрастных этапах;
неумением
взрослых оказать психологическую помощь
детям в преодолении этих проблем;
Слайд 7Противоречия в эмоционально- личностном развитии ребёнка:
- между необходимостью раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей; развития
у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; развития у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения
И загруженностью современного мира техникой (телевизоры, компьютеры и т.д.); и как следствие -
отгороженностью ребёнка от мира общения с живыми объектами, что влияет на задержку в развитии его чувственной сферы.
Слайд 8 В ДОУ очень большой процент детей
с нарушениями в эмоциональном развитии (агрессивность, страхи, тревожность,
неспособность детей сочувствовать
и сопереживать другим
людям); но не все педагоги
могут оказать
квалифицированную
помощь детям и родителям
по данной проблеме.
Актуальность проблемы:
Слайд 9Цель проекта:
Развитие профессиональной
компетенции педагогов
и родителей в вопросах
эмоционально-личностного
развития
детей
Слайд 10Задачи:
ознакомление педагогов с психолого-педагогическими технологиями;
овладение педагогами методами и приёмами
преодоления неблагоприятных психических состояний у детей;
подготовка педагогов к методически
грамотному применению психолого-педагогических технологий.
Слайд 11Методические задачи:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по
проблеме;
- определить круг вопросов, входящих в понятия «эмоции»,
«эмоциональное благополучие», «эмоциональное развитие»;
- выявить условия эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ;
- изучить особенности эмоционального развития ребёнка-дошкольника;
- провести диагностическую работу по выявлению уровня положительной эмоциональной активности детей в различных видах деятельности;
- выявить особенности взаимоотношений «ребёнок-ребёнок», «взрослый-ребёнок», отношения детей к окружающему миру в процессе наблюдения и с помощью диагностических методик;
- выявить уровень знаний и умений педагогов по проблеме;
- подобрать материал для коррекционно-развивающей работы с детьми;
- выявить наиболее оптимальные методы работы с детьми, воспитателями, родителями по развитию положительной эмоциональной сферы детей.
Слайд 12Основополагающий вопрос:
Как помочь педагогам, родителям
в эмоциональном
развитии
ребёнка?
Слайд 13Проблемные вопросы:
1. Какие существуют особенности в эмоциональном развитии ребёнка-дошкольника?
2. Каким
образом влияет состояние здоровья ребёнка, его взаимодействие со сверстниками и
взрослыми на его эмоциональную активность в различных видах деятельности?
3. Как повышать профессиональную компетенцию педагогов и родителей в вопросах развития эмоциональной сферы детей?
4. Как проводить коррекционно-развивающую работу педагогам по развитию положительной эмоциональной сферы у детей?
Слайд 14Методологической основой проекта являются:
работы Г.Г. Филипповой, которая раскрывает структуру эмоционального
благополучия детей дошкольного возраста;
работы А.Д.Кошелевой, которая выявила некоторые условия эмоционального
комфорта или дискомфорта дошкольников;
программы эмоционального развития детей
Слайд 15Гипотеза:
Если педагоги будут создавать
в ДОУ
специальные условия для развития положительной эмоциональной
сферы детей, будут работать в определённой системе с родителями и воспитанниками
по данной проблеме, то
это будет способствовать
развитию положительной
эмоциональной сферы детей.
Слайд 16Ожидаемый результат:
Формирование у педагогов и родителей профессиональной
компетенции :
- в вопросах развития у
детей чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона,
- в вопросах развития коммуникативных навыков,
- в вопросах развития у детей умения понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей;
- в вопросах социально-психологической адаптации детей к условиям ДОУ и дальнейшей адаптации к обучению в школе.
Слайд 18Этапы
проекта
Диагностический
Прогностический
Организационный
Практический
Обобщающий
Слайд 19
I этап - диагностический (сентябрь 2017г.)
Содержание работы
на данном этапе заключалось :
- в анализе состояния воспитательно-образовательного процесса
по проблеме;
- в выявлении и формулировке противоречий;
- в наблюдении, диагностике, составлении психологической характеристики на каждого ребёнка, социологическом опросе;
- в разработке анкеты для родителей, листов адаптации, диагностических карт уровня эмоциональной активности детей.
Слайд 20II этап – прогностический (октябрь 2017г.)
Содержание
работы на данном этапе состояло в разработке развёрнутой программы эксперимента
(постановке конкретной цели, задач, формулировании гипотезы, продумывание негативных последствий), в определении составляющих частей развивающей среды в ДОУ.
Слайд 24III этап- организационный
(октябрь 2017г.)
Содержание
работы на данном этапе заключалось:
в организации предметно-развивающей среды в
группе;
в изготовлении и подборе дидактических игр, упражнений по развитию эмоциональной сферы детей;
в обеспечении педагогов-экспериментаторов аналитическими бланками и методическими материалами;
в диагностике уровня положительной эмоциональной активности детей в различных видах деятельности;
в анкетировании родителей по поводу удовлетворённости работой ДОУ;
в ознакомлении педагогов с новинками психолого-педагогических технологий;
в анализе условий, созданных педагогами в группе по проблеме.
Слайд 26Критерии диагностики:
Уровень развития эмоциональной сферы детей
В театрализованной деятельности:
просмотр кукольных спектаклей;
театр
теней, для рук;
игры-драматизации;
инсценировки;
настольный,
пальчиковый,
картонажный театр
Эмоциональная
активность
ребёнка в различных
видах деятельности
Проявление признаков
хорошего и плохого
настроения
При восприятии художественных
произведений
В развлечениях
При выполнении поручений
На занятиях
В общении со взрослыми и сверстниками
В развитии речи
При выполнении образно-выразительных движений
Выразительность
лица и движений
Умение сопереживать литературным героям, телевизион-ным персонажам
В игровой деятельности
Умение ребёнка испытывать различные эмоции
(радость, печаль, гнев-злость, страх, обида, стыд-вина, зависть, отвращение-презрение, агрессия)
Слайд 27IV этап – практический
(с 1 ноября 2017г. по 25
мая 2018г.)
На данном
этапе:
- проходила апробация программы по развитию эмоциональной сферы детей; раскрытию их творческого, нравственного, интеллектуального потенциала; по развитию у детей навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми с помощью специальных методов: анималотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, различных психоэмоциональных технологий, занятий, игр, упражнений по коррекции различных сторон психики;
- проходила организация мониторинга;
- создавались условия для развития положительной эмоциональной активности у детей;
- проводились семинар-практикум для педагогов «Использование тестов и методик в диагностике эмоционального развития детей»; педагогический совет «Эмоциональное благополучие ребёнка в ДОУ»; консультации для педагогов по данной проблеме; собрания для родителей «Эмоционально-личностное развитие детей»; «Кризисы в эмоциональном развитии» и др.
Слайд 28Работа по проблеме:
консультации
семинар - практикум
открытые просмотры
самообразование
Посещение специализированных занятий
знания педагогов по
проблеме
сотрудничество с родителями по проблеме
Изучение,
обобщение,
распространение и внедрение
передового педагогического опыта
диагностика и планирование коррекционно-развивающей работы
Тематический контроль
Тема:
«Формирование положительной эмоциональной сферы детей»
Цель: Выполнение целей и задач по данной теме, эффективность использования наглядных средств.
Оказание помощи педагогам
Цель: Развитие интереса у педагогов к данной проблеме
Работа творческой группы
Цель: развитие творческих замыслов педагогов, внедрение разработок в воспитательно-образовательный процесс
Изготовление дидактических и развивающих игр по развитию эмоциональной сферы детей.
создание условий для эмоционального развития детей в группе
Создание условий в группе
собрания и семинары
Посещение группы во время проведения коррекционно-развивающей работы
Внедрение разработок по эксперименту в других группах ДОУ и детских садах города
социологический опрос
анкетирование
Работа с родителями по проблеме
индивидуальные беседы и консультации
Создание специальной зоны по эмоциональному развитию детей.
выставка информации и литературы по проблеме
Методическая работа с педагогами по проблеме
использование различных методов и приёмов
Слайд 29Работа с детьми:
I.Диагностика
II.Коррекционно – развивающая работа:
1.Занятия
2.Кружковая работа
3. Индивидуальная работа
III.Диагностика
Слайд 31Работа с родителями:
Индивидуальные беседы
Индивидуальные и групповые консультации
Показ открытых мероприятий на
родительских собраниях, днях открытых дверей
Анкетирование
Информатизация (папки-передвижки с информацией по проблеме,
стенд «Путь к познанию», «Ты и я – такие разные» и т.д.)
Слайд 32Уровень интереса родителей в вопросах развития у детей положительного эмоционального
фона
Слайд 33Работа с педагогами:
Индивидуальные беседы по проблеме
Индивидуальная работа:
по развитию у
педагогов профессиональной компетенции по проблеме;
по подготовке к различным мероприятиям, занятиям
Консультации
Выступления
из опыта работы на педсоветах, семинарах
Просмотр открытых занятий
Слайд 35V этап – обобщающий
(май 2018г.)
На этом этапе прошла обработка данных, соотнесение результатов эксперимента
с поставленными целями, анализ всех результатов; оформление, описание хода эксперимента; обобщение и теоретическое осмысление данных; подготовка и формулировка выводов на основе результатов, отчёт на итоговом педсовете и родительском собрании.
Слайд 36Уровень развития эмоциональной активности детей в различных видах деятельности:
Высокий уровень
Средний
уровень
Низкий уровень
Слайд 37Карта анализа профессионального мастерства педагогов:
Слайд 38Общий уровень профессионального мастерства педагогов по данной проблеме:
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий
уровень
Слайд 39Общий уровень развития эмоциональной сферы детей :
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Слайд 40Вывод:
Если педагоги и родители
воспитанников будут создавать в ДОУ и в семье специальные
условия для развития положительной эмоциональной сферы детей, если педагоги будут работать в определённой системе с воспитанниками и их родителями по данной проблеме,
то у педагогов и родителей сформируется профессиональная компетенция :
в вопросах развития у детей чувства принадлежности к группе, развития положительного эмоционального фона,
в вопросах развития у детей коммуникативных навыков,
в вопросах развития у детей умения распознавать чувства других людей, понимать своё эмоциональное состояние,
в вопросах социально-психологической адаптации детей к условиям ДОУ и дальнейшей адаптации к обучению в школе.
Слайд 41Заключение:
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по
проблеме развития положительной эмоциональной сферы детей должно обязательно проходить через
:
ознакомление педагогов с психолого-педагогическими технологиями;
овладение педагогами методами и приёмами преодоления неблагоприятных психических состояний у детей;
подготовку педагогов к методически грамотному применению психолого-педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Слайд 43 Мы живём в стране
Р а д о с
т ь
Слайд 44
Информационные источники:
Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»,
Алябьева
Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»,
Алябьева Е.А.
«Психогимнастика»,
Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников».
Велиева С.В. «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста»,
Грабенко Т.Н. «Коррекционные развивающие и адаптирующие игры»,
Дружинин В.Е. «Психическое здоровье детей»,
Калинина Р.Р. «Психолого-педагогическая диагностика в ДОУ»,
Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»,
Козлова С.А. «Я – Человек»,
Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»,
Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»,
Кузнецова Л.В., Памфилова М.А. «Формирование нравственного здоровья дошкольников - занятия, игры, упражнения»,
Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников – занятия, игры»,
Пилипко Н.В. «Приглашаем в мир общения»,
Семенака С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать» - коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет,
Слободяник Л.В. «Давайте жить дружно!»,
Смолярчук И.В. «Проблемы детства» (психологическая помощь при нарушениях эмоционально-личностного развития),
Шипицына Л.М., Воронова А.П. «Азбука общения»,
Яковлева Н.Г. «Программа комплексного развития и коррекции различных сторон психики детей»,
Яковлева Н.Г. «Психологическая помощь дошкольнику».
Слайд 45Приглашаем к сотрудничеству:
Опыт работы будет
очень интересен
педагогам любого дошкольного
образовательного учреждения области
и педагогам
дошкольных
образовательных учреждений
Российской Федерации,
а также интересен и приемлем для
педагогов начальных классов
средних образовательных школ
Российской Федерации.
Разработанные материалы и
технологии могут применяться
с учётом регионального компонента.