Разделы презентаций


Педагогический совет «Индивидуализация обучения на старшей ступени» презентация, доклад

Содержание

План педсоветаПроблемы и перспективы развития обучения на старшей ступени Р.Ю.Шульга, директор школыПредпрофильная подготовка

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Педагогический совет «Индивидуализация обучения на старшей ступени»
09 декабря 2013
МБОУ «Майская средняя

общеобразовательная школа

Педагогический совет «Индивидуализация  обучения на старшей ступени»09 декабря 2013МБОУ «Майская средняя общеобразовательная школа

Слайд 2План педсовета
Проблемы и перспективы развития обучения на старшей ступени

Р.Ю.Шульга, директор школы
Предпрофильная подготовка учащихся в системе профильного обучения
Истомина М.Ю., педагог -психолог
Планирование учебного процесса в профильных классах
Мартюшева О.М., замдиректора по УВР
Элективные курсы в системе профильного обучения
Котегова С.В., учитель математики
Технологии и методы профильного обучения:
Проектная технология
Ермакова Т.А., учитель русского языка и литературы
Папка индивидуальных достижений старшеклассников («Портфолио»)
Созонтова О.Е., учитель географии

План педсоветаПроблемы и перспективы развития обучения на старшей ступени

Слайд 3Проблемы и перспективы развития обучения на старшей ступени
Цели профильного обучения


В рамках федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования

предусматривается профильное обучение. В связи с этим ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда …. отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.
Проблемы и перспективы развития обучения на старшей ступениЦели профильного обучения 		В рамках федерального государственного образовательного стандарта среднего

Слайд 4 Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за

счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более

полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации

Слайд 5 Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
обеспечить

углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
создать условия для

существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;создать

Слайд 6Общественный запрос на профилизацию школы  
Многолетняя практика убедительно показала, что,

как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15

лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.)» поддерживают около четверти старшеклассников.
Общественный запрос  на профилизацию школы   		Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего

Слайд 7 К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу

будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведенных в

2012 году Центром социологических исследований “профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9-м классе”. При этом примерно 70-75% учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.
К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических

Слайд 8 Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает

возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной

карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения).
 
Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и

Слайд 9Зарубежный опыт профильного обучения
В большинстве стран Европы (Франции, Голландии,

Великобритании, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до

6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-ому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: “академический”, который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и “профессиональный”, в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины.
Зарубежный опыт профильного обучения  		В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Великобритании, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и

Слайд 10 В США профильное обучение существует на последних двух или трех

годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля:

академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом прежде всего учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.

В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать

Слайд 11Отечественный опыт профильного обучения
Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному

обучению учащихся.
Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится

к 1864 г. Соответствующий Указ предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классическая (цель — подготовка в университет) и реальная (цель — подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения).
Отечественный опыт профильного обучения			Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. 				Первая попытка осуществления дифференциации обучения

Слайд 12 Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в

1915-1916 годах реформы образования, осуществлявшейся под руководством Министра просвещения П.

Н. Игнатьева. По предложенной структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную.
Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915-1916 годах реформы образования, осуществлявшейся под руководством

Слайд 13 В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения и

было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания

обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.
В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения и было разработано Положение о единой трудовой школе,

Слайд 14 В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР

принимают постановление “О структуре начальной и средней школы в СССР”,

предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.
В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление “О структуре начальной и средней

Слайд 15 Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента,

в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и

техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени.
Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем

Слайд 16 В конце 80-х - начале 90-х годов в стране появились

новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение

школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные, музыкальные и др. школы.
В конце 80-х - начале 90-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные

Слайд 17 В настоящее время важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение

структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения.

При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования: введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и др.
В настоящее время важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели

Слайд 18Предпрофильная подготовка учащихся в системе профильного обучения

Предпрофильная подготовка учащихся  в  системе профильного обучения

Слайд 19Планирование учебного процесса в профильных классах

Планирование учебного процесса  в профильных классах

Слайд 20 Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает

возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую

систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и

Слайд 21 Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех

профилях обучения:
математика;
русский язык;
литература;
иностранные языки;
история;
обществознание (включая экономику и право);
естествознание

(физика, химия, биология);
физическая культура;
ОБЖ.
Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения: математика;русский язык; литература;иностранные языки;история;обществознание (включая

Слайд 22 Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого

конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные предметы

в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. – в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология

Слайд 23 БУП рекомендует проводить профильное обучение по десяти профилям:
физико-математическому;
естественно-научному;
социально-экономическому;
гуманитарному;
филологическому;
информационно-технологическому;
агротехнологическому;
индустриально-технологическому;
хужожественно-эстетическому;
оборонно-спортивному.

БУП рекомендует проводить профильное обучение по десяти профилям: физико-математическому;естественно-научному;социально-экономическому;гуманитарному;филологическому;информационно-технологическому;агротехнологическому;индустриально-технологическому;хужожественно-эстетическому;оборонно-спортивному.

Слайд 24Структура учебного плана
Обязательные учебные предметы на базовом уровне (9)
Учебные предметы

на профильном уровне (не менее 2)
Элективные курсы (не менее 4)
Учебные

практики, проекты, исследовательская деятельность
Структура учебного планаОбязательные учебные предметы на базовом уровне (9)Учебные предметы на профильном уровне (не менее 2)Элективные курсы

Слайд 25Возможные формы организации профильного обучения
1. Модель внутришкольной профилизации
Общеобразовательное учреждение может

быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать

несколько профилей обучения).
Возможные формы организации профильного обучения 		1. Модель внутришкольной профилизации		Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный

Слайд 26 2. Модель сетевой организации
В подобной модели профильное обучение учащихся

конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных

ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.
2. Модель сетевой организации		В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и

Слайд 27 Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее

сильного общеобразовательного учреждения, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое

выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».
Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающей достаточным материальным и

Слайд 28 Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного,

высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных

ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).
Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и

Слайд 29 3. Модель ИУП

(индивидуального учебного плана)
Индивидуальный учебный план

(ИУП) – это совокупность учебных курсов, выбранных старшеклассником из базисного учебного плана старшей ступени.


Проблемы и риски….
3. Модель ИУП             (индивидуального учебного

Слайд 30Элективные курсы в системе профильного обучения

Элективные курсы в системе профильного обучения

Слайд 31Технологии и методы профильного обучения Проектная технология

Технологии и методы профильного обучения   Проектная технология

Слайд 32Технологии и методы профильного обучения


Папка индивидуальных достижений старшеклассников
(«Портфолио»)


Технологии и методы профильного обученияПапка индивидуальных достижений старшеклассников(«Портфолио»)

Слайд 33Проект решения педсовета
Оформление Портфолио учащегося начинать с первого класса.
Ведение

проектно-исследовательской деятельности учащихся, начиная с первого класса.
Повышение уровня квалификации учителей

школы, использование современных технологий обучения.
Ввести в практику предпрфильной подготовки выпускников основной школы ведение индивидуальных карт; защиту и разработку индивидуальных образовательных программ.
Для определения профиля обучения проводить ежегодное анкетирование среди выпускников 9 классов.

Проект решения педсоветаОформление Портфолио учащегося начинать с первого класса. Ведение проектно-исследовательской деятельности учащихся, начиная с первого класса.Повышение

Слайд 34
Ведение с последующей защитой обязательной проектно-исследовательской работы старшеклассниками на третей

ступени обучения.
После окончания 10 класса ввести сдачу экзаменов по трем

предметам, два из которых - обязательные экзамены по профильным предметам, один - по выбору учащихся.
Разрабатывать программы спецкурсов, курсов по выбору, элективных курсов на следующий учебный год до 01 июня текущего учебного года с рассмотрением их на заседании методического совета школы.

Ведение с последующей защитой обязательной проектно-исследовательской работы старшеклассниками на третей ступени обучения.После окончания 10 класса ввести сдачу

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика